Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:42, курсовая работа
Цель данной работы – выявить, какое место занимает маркетинговая концепция менеджмента среди базовых концепций и как она развивается в России.
Предметом исследования данной работы является одна из базовых концепций управления организацией/ фирмой/предприятием – маркетинговая.
Основными задачами при написании данной работы являлись:
Рассмотрение 4 современных базовых концепций менеджмента
Введение 3
Глава 1. Маркетинговая концепция менеджмента 5
§1.1 Базовые концепции современного менеджмента 5
§1.2 Роль маркетинговой концепции менеджмента 9
Глава 2. Сущность маркетинга 13
§2.1 Основные понятия маркетинга 13
§2.2 Методы маркетинга 19
Глава 3. Маркетинговая концепция управления в России (пример автомобильная промышленность) 25
Заключение 29
Список литературы 31
В таблице 2 показаны основные критерии, по которым происходим сегментирование рынка, с примерами.
Таблица 2.1.
Основные критерии сегментации рынка
Критерии сегментации | Пример характеристики | |
I. Географические: | ||
континент | Австралия, Америка, Азия, Европа, | |
страна | Россия, США Германия, Япония | |
регион | Северо-западный, Центрально-Черноземный, Центральный, Уральский, Западносибирский, Северокавказский, Поволжский | |
город | Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Калининград, Московская область, Новгородская область | |
плотность населения | Рассчитывается
как отношение численности | |
климат | Континентальный, континентально-морской, арктический, резко-континентальный, тропический | |
II. Демографические | ||
возраст | От 3 до 6 лет, 6-1 лет, 12-19 лет, 20-24 года, 35-49 лет, 50-64 года, старше 65 лет | |
пол | Мужчины, женщины | |
размер семьи | 1-2 чел., 3-4 чел., 5 чел. и более | |
этап жизненного цикла семьи | Молодая семья без детей, молодая семья с детьми школьного возраста, пожилые супруги без детей, одинокие | |
III. Социоэкономические: | ||
род занятий | Специалисты, рабочие, служащие, предприниматели, бизнесмены и т.д. | |
образование | Среднее, средне-техническое, высшее, незаконченное высшее | |
отношение к религии | Христиане, католики, протестанты, иудеи, мусульмане и др. | |
национальность | Русские, немцы, поляки, чехи, венгры | |
доходы | До 3000 руб., от 3000 до 8000 руб., от 8000 до 12000 руб., от 12000 до 18000 руб., от 18000 до 35000 руб., более 35000 руб. | |
численность работников на фирме-потребителе | До 20 чел., от 21 до 50 чел., от 51-100 чел., от 101-250 чел., от 251-700 чел., от 701 до 1000 чел., свыше 1000 чел. | |
годовой товарооборот фирмы-потребителя | До 3 млн. руб., от 3 млн. руб. до 10 млн. руб., от 10 млн. руб. До 50 млн. руб., более 50 млн. руб. | |
уровень цен потребляемых товаров | Низкий, средний, высокий | |
стремление к сотрудничеству | Поиск сотрудничества на стадии сбыта, производства, коммерции и т.д. | |
финансовый потенциал фирмы-потребителя | Высокий, средний стабильный, средний нестабильный, нестабильный | |
IV. Психографические: | ||
образ жизни | Традиционалисты, жизнелюбы, эстеты | |
тип личности | Авторитарный, увлекающийся, ординарный, честолюбивый, флегматичный | |
черты характера | Целеустремленность, доверчивость, любознательность, требовательность, амбициозность, расчетливость и др. | |
жизненная позиция | Твердая, гибкая, неустойчивая | |
V.Поведенческие: | ||
мотивы совершения покупки | Обыденные, особые причины | |
искомые выгоды | Экономия, качество, сервис, снижение затрат в процессе использования и др. | |
тип покупателя | Постоянный, новый, неординарный | |
степень готовности покупателя к восприятию товара | Неосведомленный, осведомленный, информированный, заинтересованный, желающий, намеревающийся купить | |
интенсивность потребления | Покупает мало, но часть, покупает мало и часто, покупает мало | |
приверженность к марке | Покупает товар только одной марки, не ориентируется на марку | |
отношение к фирме | Энтузиаст, нигилист, нейтральное, безразличное |
Для
анализа рынка могут
«Интерес к маркетингу как рыночной концепции управления производством и реализацией товаров и услуг, ориентированной на установленный платежеспособный спрос, начал активно проявляться в нашей стране (в то время Советском Союзе) в конце 60-х – начале 70-х г.г. Первые публикации по тематике маркетинга появились в журнале «Мировая экономика и международные отношения» (Г.А. Абрамишвили, С. Загладина, Н. Капустина, К.Козлова и др.), в «Бюллетене иностранной коммерческой информации» (М. Гарф, В. Макаров, Л. Райцын и др.) и журнале «Внешняя торговля» (Д. Костюхин, Ю. Баш, П. Завьялов, А. Долгоруков и др.)».14
Первое время отношение к маркетингу было очень критическое. Сегодня в российском обществе маркетинг перестал быть идеологическим «пугалом», стал модным (порой даже слишком). Маркетинг стали преподавать в вузах
Появилась специальная литература и с каждым днем она становится разнообразнее. Информация стала точнее, разнообразнее, оперативнее, доступнее. Сформировались и определились в своих позициях медиа-каналы
Социально-экономическая
ситуация в России, особенно сегодня,
не отличается стабильностью. Последние
более десятилетия экономика России находилась
в состоянии реформирования. В 1990-х произошел
переход от административно-командной
системы хозяйствования к многоукладной
рыночной экономике. В данный момент преобладают
рыночные принципы ведения экономической
деятельности.
Безусловно, в плановой и рыночной экономике
менеджмент на предприятиях различается
коренным образом. Рыночная экономика
основывается на построении системы управления
в соответствии с принципами маркетинга.
Но помимо новых предприятий, образованных
недавно, существуют и те, что были созданы
ухе давно, еще в условиях плановой экономики.
И многим из них трудно «переучиваться»
и приспосабливаться к существованию
в новых условиях. Те предприятия, которые
управляются по-старому, терпят «крушение»
в экономическом смысле.
Также в России сегодня существует
много новых компаний, работающих по-новому,
прислушиваясь к требованиям рынка. И
дела этих компаний идут успешно, большинство
из них процветают. Предприятиям в условиях
рыночной экономики необходимо строить
систему управления в соответствии с концепцией
маркетинга.
Экономическая
реформа, нацеленная, в том числе
на создание в России условий для
становления рыночных отношений, подвела
прочную базу под практическую маркетинговую
деятельность в форме рыночной концепции
управления предприятиями, ориентированной
на удовлетворение платежеспособного
спроса. В конце 80-х – начале 90-х гг. на
многих предприятиях и в коммерческих
компаниях были созданы службы маркетинга,
а во внешнеторговых организациях – отделы
маркетинговых исследований и цен.
Однако истиной остается и то, что перестройка
управления предприятиями, особенно тяготеющими
к внешнеэкономической деятельности,
на принципах маркетинга до сих пор в значительной
степени зависит от позиций стратегического
руководства этих предприятий.
В качестве яркого примера можно привести
ситуацию на автомобильном рынке на данный
момент.
Бесспорно, российский автопром находится
в состоянии затяжного кризиса. Заводы
закрываются или оказываются на грани
закрытия.
Это
объясняется нехваткой средств, отсталостью
технологий и другими причинами. Но основная
проблема заключается в недостатках системы
управления. Найти деньги для перспективной
разработки - задача управления (и маркетинга).
Разработать новую модель, составить проект
производства, наладить необходимые контакты
с поставщиками и дилерами, запустить
производство, изучить потребительский
рынок - все это задачи, входящие в сферу
деятельности маркетинга. При плановой
экономике все было намного проще - заводу
давали указания сверху: у какого поставщика
купить сырье, как организовать производство,
куда сбыть продукцию. Но экономические
условия объективны, и производители вынуждены
считаться с этим.
Продукция ВАЗ отчасти удовлетворяет
запросы потребителя - автомобили относительно
недороги, как по цене, так и в эксплуатации.
По сравнению с другими отечественными
автозаводами продукция выигрывает в
качестве. Но большое количество потенциальных
покупателей задумывается, не проще ли
купить подержанную иномарку, чем новую
«ладу». И многие едут в страны Европы
за подержанными автомобилями, благо с
запчастями сейчас проблем нет, и цены
на ремонт автомобилей иностранного производства
вполне сопоставимы с аналогичными показателями
для отечественных автомобилей.
Лучше дела обстоят у завода «ГАЗ». Они
вовремя уловили запросы рынка и выпустили
модель «Газель». Она хоть и проигрывает
по сравнению с зарубежными аналогами
по качеству, зато значительно выигрывает
по цене. На эту модель есть устойчивый
спрос, как в стране, так и за рубежом. Это
говорит о продуманной маркетинговой
стратегии и тактике завода. Подобный
подход сразу дает ощутимые результаты.
Но гораздо больше заводов, у которых дела
обстоят значительно хуже. К примеру, завод
АЗЛК оказался на грани закрытия, так как
продукция не была востребована на рынке.
Завод спасла поддержка государственных
структур.
Также в состоянии кризиса находятся заводы
ближнего Зарубежья - Ереванский Автомобильный
Завод, предприятие ЗАЗ и другие.
Российское правительство пыталось поддерживать
отечественную автопромышленность - были
повышены пошлины на ввоз новых и подержанных
автомобилей, российские предприятия
кредитовались из бюджета. Но это привело
к ухудшению качества производства российской
продукции. Иностранные компании активизировались
и стали расширять сферу влияния на российском
рынке.
Многие иностранные компании нашли способ
обойти высокие пошлины на ввоз автомобилей.
Этот путь лежит через организацию «отверточного»
производства прямо в России. Выгода состоит
в том, что намного дешевле привезти в
Россию комплектующие для автомобиля
и собрать его, чем везти ухе готовый автомобиль.
Тем более рабочая сила в России дешевле,
чем в странах западной Европы или Азии.
«В январе 1998 года президент Б.Н. Ельцин
выпустил указ, дающий существенные льготы
инвесторам, вкладывающим в российскую
экономику более 250 млн. долларов США в
течение 5 лет».15 Этот указ стимулировал
деятельность нескольких иностранных
автопроизводителей на нашем рынке.
«На базе ГАЗа сформировано АО «Нижегородмоторс»,
учредителями которого являются компания
«FIAT», Европейский банк реконструкции и
развития и Горьковский автозавод. Цель
проекта - производство итальянских автомобилей
на мощностях ГАЗа в количестве 150 тыс.
штук в год».16 Выпускаемые FIАТ Marea
способны серьезно подорвать позиции
ВАЗа на рынке.
Нижегородский проект - не единственный,
возвещающий о наступлении нового этапа
российской автомобилизации с непосредственным
участием крупнейших мировых производителей.
«Компания «Ford» намерена наладить выпуск
автомобилей «Ford Fiesta» на базе завода «Русский
дизель» во Всеволжске. 50 тысяч автомобилей
этой модели по цене не более 10 тысяч долларов
могут стать серьезным ударом по «АвтоВАЗу».
В то же время на мощностях «АвтоВАЗа»
планируется сборка автомобилей «Opel Astra».»17
Наибольшую активность проявляют южнокорейские
фирмы «Daewoo», «KIA» и «Hyundai». Первая, потерпев
неудачу при покупке контрольного пакета
акций «АвтоВАЗа», взялась за освоение
российского рынка с другой стороны. Идет
сборка автомобилей «Daewoo» на ростовском
заводе «Красный аксай» и на Таганрогском
комбайновом заводе. Другие южнокорейские
фирмы работают не менее успешно.
Кроме того, «на заводе АЗЛК планируется сборка автомобилей «Renault Megane», выпуск которых к 2000г должен составить около 30 тыс. штук в год. Чуть позже будет налажен выпуск других моделей «Рено», который в сумме составит 120 тысяч автомобилей в год».18
Правительство
поддерживает подобную стратегию развития
отечественного автомобилестроения, основываясь
на признании того, что в стране нет денег
на создание современных российских моделей
автомобилей. Это позволяет иностранцам
завоевать российский автомобильный рынок
в самые короткие сроки.
Многие иностранные производители, внедряясь
на производственные мощности отечественных
предприятий, утверждают, что сборка автомобилей
из привозных деталей будет осуществляться
только сначала, а затем заводы сами будут
производить детали. Но мало кто из них,
реально намерен воплощать эти планы в
жизнь.
Итак, мы рассмотрели маркетинговую концепцию менеджмента, как в теории, так и в практике – на примере российского автопрома.
Задачи, которые ставились при написании данной работы, выполнены. Таким образом: