Маркетинг в антикризисном менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы рассмотреть маркетинг в свете антикризисного управления, необходимо дать его общую оценку. Маркетинговая деятельность сводится к исследованию рынка спроса и предложения и последующей разработке программы организации по действиям на рынке.
Основной целью маркетинга является определение размера спроса на товар, который выражается в величине объемов продаж данного товара и доли, занимаемой им на рынке. Основной принцип – ориентация на клиента, его

Оглавление

Введение........................................................................................................................3

Цели и функции маркетинга в антикризисном менеджмента.............................5

Роль маркетинга в антикризисном менеджменте ……………….......................7

Антикризисные маркетинговые исследования………………………………...14


Заключение..................................................................................................................18
Список использованной литературы........................................................................20

Файлы: 1 файл

антикриз.doc

— 372.00 Кб (Скачать)

                                                         

                        Российская Международная Академия Туризма 
 
 
 
 

                                            КУРСОВАЯ РАБОТА

      

                            ПО АНТЕКРИЗИСНОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ 

                              на тему: « Маркетинг в антикризисном менеджменте » 
 
 
 
 
 
 

           Выполнила: студентка 5 курса

                                                                                                         Рубцова С. 

                                                                                   Преподаватель: Зарецкий В.М. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Москва 2011 

               СОДЕРЖАНИЕ 
           

     Введение........................................................................................................................3 
 

  1. Цели и  функции маркетинга в антикризисном менеджмента.............................5
 
  1. Роль маркетинга в антикризисном менеджменте ……………….......................7
 
  1. Антикризисные маркетинговые исследования………………………………...14
 
 

     Заключение..................................................................................................................18 

     Список  использованной литературы........................................................................20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 ВВЕДЕНИЕ 

     Для того чтобы рассмотреть маркетинг  в свете антикризисного управления, необходимо дать его общую оценку. Маркетинговая деятельность сводится к исследованию рынка спроса и предложения и последующей разработке программы организации по действиям на рынке.

           Основной целью маркетинга является определение размера спроса на товар, который выражается в величине объемов продаж данного товара и доли, занимаемой им на рынке. Основной принцип – ориентация на клиента, его интересы и потребности. Однако маркетинг не ограничивается лишь исследованием и созданием рынка спроса. В действительности его значение намного выше. Например, реклама, которая является одним из основных средств привлечения потребителей, также является составной частью маркетинговой службы.

         В настоящее время маркетинг является неотъемлемой частью антикризисного управления. Стратегия организации, ее ценовая политика, объемы производства и выпуска продукции, расширение ассортимента – это лишь малая часть применения маркетинга. В период кризиса, когда так важно разработать эффективную антикризисную стратегию, большое внимание принадлежит маркетинговым исследованиям как средству диагностики рыночных возможностей и позиций организации, ее сильных и слабых сторон, а также исследования возможностей и угроз со стороны рынка.

      Для того чтобы обеспечить необходимый уровень антикризисного управления, необходимо рассмотреть комплекс средств маркетинга, которые по сути своей являются факторами рыночной инфраструктуры.

       Целью курсовой работы является цели функции маркетинга в антикризисном менеджменте.

        Актуальность проблемы маркетинга в антикризисном управлении связана с существующими экономическими условиями хозяйствования предприятий в России и необходимостью осуществления не столько реформирования промышленных предприятий, сколько восстановления бизнес-процессов с учетом реальных экономических условий и проблем и возможностей предприятий.

         Объекты маркетинга - продукция предприятия; продукция, потребляемая предприятием (сырье, материалы, комплектующие); имущество (активы) предприятия.

           Предметом исследования является маркетинг в антикризисном управлении и его основные стратегии, обусловливающие характер и особенности формирования и использования маркетинговых программ в антикризисной политике развития организации.:

           

           Задачи маркетинга:

1) в  реабилитационных процедурах - акцент  на сбыт продукции и ценных  бумаг; 

2) в  ликвидационных процедурах - акцент  на реализацию активов, в том  числе неликвидных. 

            Кован С.Е. Теория антикризисного управления предприятием: учебное пособие \ С.Е. Кован, Л.П. Мокрова, А.Н. Ряховская; под ред. М.А. Федотовой, А.Н. Ряховской. – М.: КНОРУС, 2009. – с. 145-148.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ЦЕЛИ  И ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА В АНТИКРИЗИСНОМ  УПРАВЛЕНИИ
 

Под маркетингом  понимается деятельность по формированию и увеличению различными методами спроса на производимую продукцию, воздействию  на потребителя в целях побуждения его к приобретению производимых товаров, разработке реальных программ действий организации на конкретном рынке. Главный принцип маркетинга - ориентация на потребителя, формирование и максимальное удовлетворение его потребностей. Реализация этого принципа во всех сферах производственно-хозяйственной деятельности осуществляется через менеджмент, основные функции которого - целеполагание, планирование, организация, мотивация и контроль.Маркетинговая концепция управления представляет собой тип мышления управляющих и всего персонала организации, ориентирующий всю деятельность организации, ее персонала и процессов управления на конечные результаты: качество, результативность, эффективность, конкурентоспособность. Величина и динамика данных характеристик определяется рыночными возможностями организации и рыночными условиями. ри комплексном использовании принципов, методов и средств маркетингового воздействия и маркетинговой информации по стадиям воспроизводственного процесса обеспечивается его непрерывность, снижение издержек и уровень эффективности, достаточный для развития организации. казанные особенности позволяют рассматривать маркетинг как важное условие и существенный резерв антикризисного управления. В антикризисном управлении, особенно на стадии поиска путей выхода из экономического кризиса, существенное значение может иметь комплексный характер используемых в процессе маркетинга средств и методов выявления рыночных возможностей организации, ее сильных и слабых сторон, а также комплексный анализ обширной информации о динамике социально-экономических процессов. Поэтому важно рассмотреть характерные особенности и практику применения маркетинговых средств воздействия на функционирование организации. На рис. 1 представлены основные средства маркетинга и наиболее значимые объекты маркетинговых исследований и воздействий.Средства маркетинга представляют собой совокупность факторов, объединенных понятием «комплекс маркетинга»: товар - изделия и услуги, предлагаемые потребителю; цена - денежная сумма, соответствующая ценности товара для покупателя; методы распределения, делающие товар доступным для потребителя (покупателя); коммуникации - система содействия потребителям в принятии решения о приобретении товара (реклама).Использование комплекса маркетинга применительно к конкретному продукту и рынку, а также разработка вариантов их взаимодействия позволяют выяснить маркетинговые возможности организации и рыночные опасности как базовую информацию для выработки целей и стратегии поведения организации на рынке.При оценке маркетинговых возможностей главными рыночными объектами выступают спрос, предложение и цена, взаимосвязь которых отражает действие экономического закона спроса и предложения, а именно сбалансированность по объему и структуре и сопряженность во времени.Вырабатывая антикризисную политику, маркетинговый менеджер опирается на внутренние факторы организации: производственно-технологические особенности; ресурсный потенциал; характер внутренней атмосферы; уровень развития компонентов менеджмента -прогнозирования, планирования, информационного обеспечения, мотивации персонала, процессов централизации и децентрализации, интеграции и диверсификации управления, организационных структур управления и контроля. Анализ рыночных организации осуществляется с использованием факторов маркетинговой среды и прежде всего микросреды, в которой функционирует организация. кризисных условиях исключительно важны надежность партнеров и поставщиков, формирование новых и поддержание действующих связей и контактов с потребителями. Особую значимость имеют стратегии конкурентов, их преимущества, логика поведения на конкретном рынке (товарном, инвестиционном, финансовом, ресурсном). Объектом маркетинговых исследований и анализа выступают также объективные экономические     тенденции     развития:     научно-технические, демографические, социальные, политические, культурные процессы, состояние которых оказывает в условиях кризиса активное влияние на рыночную   ситуацию.   В  данной   области   ключевой   функцией антикризисного маркетинга выступает мониторинг внешней среды организации для улавливания сигналов, свидетельствующих об угрозе ухудшения     положения     организации     на     рынке,     потере конкурентоспособности, снижении платежеспособности и управляемости или, наоборот, об открывающихся возможностях прогрессивных сдвигов в отдельных сферах деятельности. Исследование коммуникаций и отбор информации позволяют маркетинговым службам осуществлять контроль ситуации на рынках в отдельных регионах страны и мира. В табл. 1 приведены укрупненные факторы, динамика которых может служить сигналом к определенным действиям маркетингового менеджера в антикризисном менеджменте. Каждый из факторов детализируется по отдельным показателям, отслеживаемым в конкретном виде маркетинга, определяются верхние и нижние границы, за которыми находится зона риска. Показатели - индикаторы риска определяются во взаимосвязи с параметрами государственного и международного регулирования хозяйственной деятельности и специфичны для отдельных сфер экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            2.РОЛЬ МАРКЕТИНГА В АНТИКРИЗИСНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

     Разработка  маркетинговой стратегии для антикризисного управления – сложная и многогранная работа, в значительной степени зависящая от конкретной ситуации. Стратегия управления рассматривается в условиях рыночных отношений как мощный управленческий инструментарий, с помощью которого современная организация противостоит изменяющимся условиям, прежде всего, внешней среды. тратегия управления представляет собой хозяйственную политику, разработанную на основе предвидения будущего развития, характера и последствий производственно-хозяйственной деятельности путем определения и прогнозирования результатов, потребных ресурсов, средств и методов управления. Объектом стратегии маркетинга производственно-хозяйственной системы выступает будущее положение организации на конкретном рынке, а также характер использования для его достижения разнообразных маркетинговых средств и методов.Стратегия в маркетинге – более устойчивый инструмент, чем цели, так как служит условием, обеспечивающим реализацию идей и миссии организации. Цели же маркетинга более динамичны и подвержены корректировке в зависимости не только от стадий антикризисного управления, но и от изменяющейся конъюнктуры рыночного спроса, цен, инфляции и других процессов. читывая комплексный характер средств маркетинга и логическую последовательность их использования в маркетинговом цикле, любая маркетинговая стратегия рассматривается как много спектная. Содержание стратегии маркетинга обогащается по мере ее продвижения по стадиям маркетинговой деятельности. В качестве примера в табл. 1 приведены основные антикризисные управленческие решения по укрупненным видам маркетинговой деятельности. ыделены типичные для маркетингового цикла четыре стадии: анализ и оценка рыночных и маркетинговых возможностей организации; отбор целевых рынков; разработка комплекса маркетинга; разработка и реализация маркетинговых программ. аркетинговая информация и маркетинговые рекомендации рассматриваются как базовая информация к принятию антикризисных управленческих решений, направленных на стабилизацию и выход организации из кризиса.

        Таблица 1 – Направления антикризисных правленческих решений

     Виды  маркетинговой деятельности      Виды  решений
     1. Анализ и оценка рыночных и  маркетинговых возможностей организации      - оценка и ранжирование факторов  маркетинговой среды, тормозящих  функционирование организации, их нейтрализация

     - экспертная оценка риска работы  на конкретных рынках, определение  границы риска и условий неопределенности

     - оценка возможных преимуществ  организации в функционировании  на реальных рынках

     2. Отбор целевых рынков      - оценка спроса и вероятности  освоения рынка

     - формирование потребности в продукте  на новых сегментах рынка

     - оценка негативных и позитивных  факторов, влияющих на формирование  целевых сегментов и условия  их освоения

     3. Разработка комплекса маркетинга      - выбор критериев инновационных  решений по профилирующей продукции  (услугам)

     - выбор методов оценки уровня  цен

     - выбор средств и методов управления  процессом выведения товаров  (услуг) на рынки и их продвижение  к потребителю

     - выбор средств и методов управления сбытом продукции (услуг)

     - выбор средств и методов предоставления  фирменных услуг (сервиса)

     - оценка эффективности коммуникаций, средств и методов рекламной  кампании

     4. Разработка и реализация маркетинговых  программ      - обоснование антикризисных программ организации, стратегических и тактических планов, бизнес-плана
 

     В таблице 1 приводится «поле» решений, на основе которых менеджер строит логику модели формирования стратегии поведения  организации на рынке, выбирает главное  направление концентрации усилий организации по выходу из кризиса за счет маркетинговых возможностей – ключевую маркетинговую стратегию. Все угие стратегии ранжируются и могут служить направлением тактических действий на более коротких промежутках времени. Чаще всего в кризисных условиях разрабатывается среднесрочная стратегия до трех лет. Любая стратегия маркетинговой деятельности реализуется в конкретной программе. аркетинговые программы включают мероприятия, которые следует выполнить организации для стабилизации ситуации на рынке и по выходу из кризиса неплатежеспособности (неуправляемости, неконкурентоспособности). Маркетинговые антикризисные программы могут быть частью стратегического и тактического плана организации по выходу из кризиса или антикризисного бизнес-плана. Приоритетными в антикризисном маркетинге являются стратегии продвижения товаров на новые рынки, упрочнения положения на старых рынках, диверсификация.  и выборе маркетинговой стратегии существенную помощь менеджеру может оказать выделение признаков и классификация стратегий (таб. 2).

     Особенность данной классификации – в выделении  признаков, комплексно характеризующих  не только будущее положение организации  на рынке, но и пути его достижения.

       аблица 2 – Классификация маркетинговых стратегий в антикризисном управлении

     Признак      Виды  стратегий
     1. Маркетинговая среда      Интеграционные  стратегии:

     - макроэкономическая,

     - внешнеэкономическая,

     - региональная,

     - производственной сферы и непроизводственной  сферы,

     - межотраслевая и отраслевая

     2. Функциональное значение      Стратегии факторов производства:

     - производственных,

     - инвестиционных,

     - инновационных,

     -финансовых,

     - трудовых,

     - информационных

     3. Развитие организации      Антикризисная стратегия:

     - предотвращение несостоятельности,

     - выход из кризиса,

     - ликвидация его последствий

     4. Вид и масштаб рынка      Рыночная  стратегия:

     - расширение рынка,

     - проникновение вглубь рынка,

     - продвижение товара на новые  рынки,

     - конкурентные преимущества

     5. Приоритет средств маркетинга      Товарная  стратегия:

     - дифференциация профилирующего товара, диверсификация

     Ценовая стратегия:

     - повышение/понижение цен,

     - ценовая конъюнктура

     Фирменная стратегия:

     - фирменного товара,

     - имиджа,

     - сервиса,

     - стиля,

     - дизайна

     Рекламная стратегия:

     - информирование о преимуществах  товара,

     - убеждение,

     - мотивация,

     - напоминание

     6. Рыночная конъюнктура      Стратегия спроса и предложения:

     - стимулирующая,

     - креативная,

     - поддерживающая,

     - противодействующая

     7. Рыночное поведение      Стратегия мелких организации:

     - копирование продуктов ведущих  фирм,

     - приспособление к потребностям,

     - интеграция с более крупными  организациями

     Стратегия средних организаций:

     - патентная – рыночных ниш,

     - инновационная,

     - интенсивного маркетинга

     Стратегия крупных фирм:

     - широкое проникновение,

     - «снятие сливок»

Информация о работе Маркетинг в антикризисном менеджменте