Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:37, лекция
Типология организационных культур по национальным особенностям поведения персонала
Типология организационных культур в зависимости от специфики вида деятельности
Типология организационных культур по признаку специфики гендерных отношений
Комплексные (синтетические) типологии организационных культур
ЛЕКЦИЯ 4. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР
ПЛАН
Ц Е Л Ь
Показать, что все многообразие организационных культур может быть систематизировано по ряду логических оснований. Рассмотрение под различными углами зрения обогащает представление о конкретной организационной культуре, позволяет выявить ее желательные и нежелательные особенности.
ЗАДАЧИ
Изучив данный материал, вы должны усвоить, что:
Вопросам систематизации и типологизации
организационных культур
Сторонники и авторы каждого подхода основываются на различных критериях выделения типов организационной культуры и, естественно, получают разные типологии. Выбор логических критериев типологизации определяется рядом обстоятельств:
во-первых, целевыми установками консультанта и практическими задачами консультирования;
во-вторых, многогранностью феномена организационной культуры.
Практически каждая существенная характеристика корпоративной культуры (а также их комбинация) может являться основанием ее типологии.
Любая типология выделяет некоторые идеальные типы, не встречающиеся в чистом виде в жизни, которые выражают ведущие тенденции в деятельности тех или иных организаций. В целях диагностики особенностей организационной культуры специалисты в области управленческого консультирования проводят ее типологический анализ.
Специалисты по организационной культуре обычно называют следующие логические основания для выделения ее разновидностей:
Рассмотрим подробнее
1. ТИПОЛОГИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР ПО
Организационная культура предприятия адекватна его взаимоотношениям с внешней средой и отвечает требованиям внешней среды. Национальная принадлежность персонала является одной из самых главных закономерностей, определяющих поведение каждого человека в отдельности и предприятия в целом.
Среди типологий, в основу которых положен критерий национальной принадлежности, наибольшую известность получили подходы Г.Хофштеде, Ф.Клухольма – Ф.Стродберга и Ф. Тромпенариуса. Рассмотрим их последовательно.
Типология Г.Хофштеде
Голландский ученый, профессор антропологии Гирт Хофштеде проводил исследование с 1960 по 1980 г., в ходе которого опросил более 60 тыс. респондентов в 70 странах мира. Он изучал степень следующие параметры трудового поведения работников:
При этом он учитывал половозрастные и профессиональные особенности. В силу закрытости Советского Союза российские (советские) предприятия не были охвачены данным исследованием. Тем не менее, это не означает, что организационная культура российских предприятий не может быть типологизирована в соответствии с концепцией Г.Хофштеде.
В результате проведенных исследований были сформулированы четыре факторные модели ценностей, определяющих национальные организационные культуры:
1). Признак «индивидуализм – коллективизм» характеризует национальные особенности интеграции индивидов в группы, степень взаимозависимости членов коллектива и меру ответственности организации за своих сотрудников (таблица 1).
Индивидуализм как ценность проявляется в том, что люди определяют себя как индивидуальность и заботятся только о себе, своей семье и своих родственниках.
Коллективизм характеризуется тесной взаимосвязью человека с группой. Группа заботится об удовлетворении потребностей своих членов, обеспечивает им поддержку и безопасность в обмен на их преданность.
Таблица 1
Характеристика
культур организации
Параметры культуры |
Индивидуалистская культура организации |
Коллективистская культура организации |
Вмешательство в личную жизнь |
Сотрудники не желают вмешательства в личную жизнь |
Сотрудники ожидают участия организации в решении их личных проблем |
Влияние организации на самочувствие сотрудников |
Слабое |
Сильное |
Защита интересов |
Сотрудники считают, что должны надеяться только на себя, отстаивать свои интересы |
Сотрудники ожидают, что предприятие будет отстаивать их интересы |
Функционирование предприятия |
Индивидуальная инициатива каждого члена организации |
Чувство долга и лояльность сотрудников |
Продвижение по службе |
Внутри или вне организации на основе личной компетенции и рыночной стоимости индивида |
Исключительно внутри организации в соответствии со стажем |
Мотивация |
Руководство использует новые идеи и методы, стимулирует активность индивидов и групп |
Руководство использует традиционные формы |
Социальные связи |
Дистанционность |
Сплоченность |
2). Признак «дистанция власти» характеризует типичный для данной страны уровень демократичности стиля управления, степень участия сотрудников в процессе принятия решений. Это признак демонстрирует степень, в которой наименее наделенный властью в организации сотрудник спокойно принимает неравноправие в распределении власти и считает такое неравенство нормальным (таблица 2).
Для каждой организации характерна своя степень социально одобряемого неравенства статусов работников. При отнесении организации к определенной категории по признаку «дистанция власти» необходимо определиться с ответами на следующие вопросы:
Таблица 2
Характеристика культур по признаку дистанции от власти
Параметры культуры |
Культура с высоким уровнем дистанции власти |
Культура с низким уровнем дистанции власти |
Частота выражения подчиненными своего несогласия |
Низкая |
Высокая |
Предпочтение стиля управления |
Авторитарный (директивный) |
Демократический |
Восприятие неравенства |
Неравенство людей |
Неравенство ролей |
Отношение к руководителям |
Подчиненные рассматривают
своих руководителей как « |
Подчиненные рассматривают свое высшее руководство в качестве таких же, как они, людей |
Доступность руководства |
Высшее руководство недоступно |
Высшие руководители доступны |
Отношение к праву |
Приказы не обсуждаются: правы те, у кого власть; сила предшествует праву |
В организации право первенствует по отношению к силе |
Структура организации |
Многоуровневая, с тенденцией к централизации |
Плоская, с тенденцией к децентрализации |
Размер управленческого аппарата |
Большая численность управляюще-конролирующих инстанций |
Управляюще-контролирующий аппарат относительно малочислен |
Дифференциация вознаграждения |
Большая |
Сравнительно небольшая |
Квалификация работников низшего уровня |
Низкая |
Высокая |
Статус рабочих и служащих |
Служащие обладают более высоким статусом по сравнению с рабочими |
Рабочие и служащие обладают одинаковым статусом |
3). Признак «стремление к избежанию неопределенности» показывает, стремятся ли сотрудники организации иметь четко установленные правила поведения и жестко определенные стандарты работы или они предпочитают определенную свободу во взаимодействии с другими членами организации и выполнении работы (таблица 3).
Таблица 3
Характеристика культур с
уровнями избегания
Параметры культуры |
Культура с низким уровнем избегания неопределенности |
Культура с высоким уровнем избегания неопределенности |
Отношение к времени |
Готовность персонала жить сегодняшним днем |
У работников большая тревога за будущее |
Предпочитаемый размер организации |
Работники предпочитают небольшие организации |
Работники предпочитают крупные организации |
Возраст менеджеров среднего уровня |
Молодой |
Средний и пожилой |
Мотивация на достижение цели |
Устойчивая |
Низкая |
Отношение к успеху |
Надежда на успех |
Боязнь неуспеха |
Готовность к риску |
Большая |
Слабая |
Предпочитаемый тип карьеры |
Предпочтение карьеры управленца карьере специалиста |
Предпочтение карьеры специалиста карьере управленца |
Квалификация руководителя |
Руководитель не является специалистом в области управления |
Руководитель является специалистом в области управления |
Отношение к конфликтам |
Конфликт в организации
рассматривается как |
Конфликты в организации нежелательны |
Конкуренция между работниками |
Нормальное и продуктивное явление |
Соперничество не приветствуется |
Готовность к компромиссу с оппонентами |
Высокая |
Низкая |
Готовность к неопределенности в работе |
Высокая |
Низкая |
Культуры с высоким индексом стремления к избежанию неопределенности характеризуются активностью, агрессивностью, эмоциональностью и нетерпимостью.
Культуры с низким индексом к избежанию неопределенности – рефлексивностью, бесстрастностью, большей толерантностью и меньшей агрессивностью.