Кредитный анализ предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ кредитоспособности предприятия как потенциального заёмщика, применяемый коммерческим банками в процессе кредитования. В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить методы анализа финансового состояния и результатов деятельности предприятия;
- исследовать методы комплексной оценки кредитоспособности предприятий;
- проанализировать финансовое положение исследуемого предприятия;
- исследовать кредитоспособность предприятия заёмщика.

Файлы: 1 файл

новая курсовая Молчанова.docx

— 66.01 Кб (Скачать)

 

Заметим, что предполагаемое использование кредитных ресурсов (по-видимому, финансирование программы модернизации) является эффективным - чистая прибыль вследствие снижения производственных расходов повысилась на 70%. Однако банку, по большому счету, безразлично повышение производственной эффективности заемщика, ему важно, чтобы вследствие данного улучшения финансовых результатов заемщик смог своевременно вернуть выданный кредит с процентами по нему. Источником погашения процентов является чистая прибыль заемщика. В этой связи рассчитывается соотношение текущих процентных выплат и источника их финансирования (чистой прибыли).

Данный расчет производится, как по текущим результатам финансовой деятельности заемщика, так и по прогнозу после реализации проекта, так как период освоения инвестиций бывает достаточно продолжительным, а выплата процентных платежей может начинаться до момента окончательного осуществления проекта (см. табл. 3.6).

 Таблица 3.6 Расчет соотношение  текущих процентных выплат и  источника их финансирования

Показатели

До освоения проекта

После освоения проекта

1

2

3

1. Чистая прибыль (тыс.руб.)

17123

29159

2. Процентные платежи (в  кв.) (тыс.руб.)

2500

2500

3. Величина соотношения (2/1)

14,6

8,57


 

До освоения проекта величина соотношения больше 1, что означает превышение текущих процентных выплат над величиной источников их покрытия. Можно ли из этого делать вывод о нецелесообразности кредитного финансирования проекта? Конечно же, нет. Анализ кредитоспособности является не только пассивным срезом хозяйственной деятельности, он инициирует соответствующие методы решения возникающих в результате исследования проблем.

В данном случае, вероятно, будет предложен метод частичной капитализации процентов, при котором часть процентных платежей будет погашаться одновременно с суммой основного долга в конце действия кредитного договора.

Отметим, что чистая прибыль является основным, но не единственным источником погашения долгосрочных кредитов. У заемщика есть ряд других долгосрочных обязательств (уставный капитал, прочие долгосрочные обязательства, накопленная прибыль), которые также должны приниматься в рассмотрение при анализе его долгосрочной платежеспособности. Иногда изменение этих источников финансирования напрямую связано с реализацией проекта (например, дополнительная эмиссия акций). Одним из важных показателей здесь является коэффициент автономии (независимости), где доля собственных средств в валюте баланса предприятия. Величина коэффициента показывает маржу безопасности при погашении долгосрочных кредитов. Полезно моделировать динамику данного коэффициента при условии получения кредита.

В результате прогнозной оценки кредитоспособности ОАО «Хлебозавод №2» можно сделать вывод, что в случае выдачи долгосрочного кредита, у предприятия есть все возможности для погашения возникших обязательств, без ущерба производству.

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
Заключение

Целью проведения работы являлось проведение оценки кредитоспособности предприятия ЗАО "Ромашка", на основе теоретических подходов к анализу финансовой устойчивости.

Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач поставленных во введении. Перейдем непосредственно к рассмотрению результатов каждой задачи исследования.

Первая задача исследования заключалась в рассмотрении теоретических аспектов оценки платежеспособности и кредитоспособности предприятия.

Мы выяснили, что платежеспособность - это способность предприятия своевременно рассчитываться по своим долговым внешним и внутренним обязательствам за счет достаточного наличия ликвидных активов. А под кредитоспособностью предприятия понимается способность и готовность заемщика возвратить кредит в соответствии с условиями кредитного соглашения. Главной целью оценки кредитоспособности предприятия является оценка перспектив устойчивости его финансового положения на срок пользования кредитом. Главное отличие кредитоспособности от платежеспособности заключается в том, что кредитоспособность понятие более широкое, включающее в себя не только критерии финансового благополучия предприятия, но и его имидж в деловых кругах, способность эффективно использовать заемные средства и готовность (желание) своевременно возвратить заемные средства.

Вторая задача исследования заключалась в общей организационно-экономической характеристике ЗАО «Ромашка» и проведении анализа его финансового состояния. Мы выяснили, что объект исследования ЗАО «Ромашка»  производит широкий ассортимент хлебобулочных и кондитерских изделий. Данное предприятие реализует свою продукцию не только в г. Москва, но и в ближайшие регионы. Для производства высококачественной продукции предприятию необходимо более технологическое оборудование, в связи с чем, требуется дополнительное привлечение денежных средств (кредита банка).

Проведенное исследование платежеспособности и финансовой устойчивости этого предприятия показало, что в структуре активов анализируемого предприятия на внеоборотные активы приходится 25,3% совокупных активов, а на долю оборотного капитала приходится 74,7%. Оборотные активы в основном состоит из дебиторской задолженности, а запасы занимают очень незначительную его часть. В структуре пассивов 55,7% занимает собственный капитал, а 44,3% заемный капитал (в том числе 40,2% - краткосрочные обязательства и 4,1% - долгосрочные).

В качестве "плюсов" имущественного положения ЗАО «Ромашка» можно отметить следующее:

Произошло увеличение совокупных активов на 9,6%, что говорит о расширении масштабов деятельности предприятия и о повышении его деловой активности.

Произошло фактическое увеличение основных фондов на 16,2% за счет внедрения новых объектов основных средств.

Значительное увеличение нераспределенной прибыли на 65,7% существенно повысило долю собственного капитала и финансовую устойчивость предприятия.

Собственный капитал занимает 55,7% от итога баланса что говорит о стабильной зависимости предприятия от заемных источников финансирования.

В качестве "минуса" отметим:

Наличие 52,4% доли краткосрочной дебиторской задолженность в структуре баланса в случае ее несвоевременного возврата может привести к переводу этой задолженности в раздел долгосрочных обязательств, что отрицательно отразится на погашении кредиторской задолженности.

Анализ платежеспособности показал, что предприятие является платежеспособным. Рост показателя абсолютной ликвидности в 2010г. до 0,29 свидетельствует о том, что ЗАО «Ромашка» могло погасить 29 % текущих краткосрочных обязательств за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. А показатель критической ликвидности свидетельствует о возможности немедленного погашения предприятием кредиторской задолженности в размере 242%. Кроме того, предприятие имеет достаточную обеспеченность собственными оборотными средствами - 46%.

В ходе оценки кредитоспособности ЗАО «Ромашка» мы выяснили, что кредитоспособность организации складывается из ряда показателей финансового состояния, из показателей качественного анализа заемщика.

По данным анализа мы определили стабильную зависимость предприятия от заемного капитала, финансовую устойчивость, высокую обеспеченность собственными оборотными средствами и степень покрытия долгов собственным капиталом. Кроме того, предприятие является прибыльным. Прогноз выполнения клиентом условий договора о кредите на основе "Порядка предоставления кредитов юридическим лицам Банком" показал, что данное предприятие следует отнести к группе заемщиков, которые выполняют условия договора.

Основными направлениями такого хорошего финансового положения предприятия стала стимулирующая работа с дебиторской задолженностью, своевременная оплата услуг поставщиков и подрядчиков, рентабельность основной деятельности.

Качественный анализ выявил следующие положительные стороны предприятия как заемщика: большой опыт работы на рынке производства хлебобулочных и кондитерских изделий; положительная и долговременная (с 2004 года) кредитная история; расширение производственных помещений для обеспечения залога под кредит банка. Наличие перечисленных положительных сторон повышает кредитоспособность ЗАО «Ромашка» .

Оценка кредитоспособности предприятия по методике ОАО "Банк" показала, что рассматриваемое предприятие относится к категории "хорошие", а это означает, что кредитование данного предприятия не связано с повышенным риском для банка.

В связи с вышеизложенным, можно рекомендовать Банку продолжить дальнейшее сотрудничество с ЗАО «Ромашка» на условиях, устраивающих обе стороны.

Таким образом, проведя исследование можно дать следующие рекомендации:

- для поддержания финансового  положения предприятия необходимо  разрабатывать и придерживаться  политики сокращения и эффективного  управления дебиторской и кредиторской  задолженностью, удержания рентабельности  его основной деятельности на  высоком уровне. Для этого можно  предложить сократить дебиторскую  задолженность, стимулируя оплаты  заказчиков способом применения  скидок с цены реализации. Своевременно  образовывать резерв по сомнительным  долгам и осуществить комплекс  мер, направленных на укрепление  расчетно-платежной дисциплины: минимизацию  временных интервалов между моментами  завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов. А в случае возникновения просроченной  дебиторской задолженности можно  установить санкции за несвоевременную  оплату - штрафы и пени. Тогда вырученные  средства можно будет направить  на сокращение кредиторской задолженности.

- для поддержания уровня  кредитоспособности ЗАО "Хлебозавод  №2", помимо перечисленных мероприятий  можно еще рекомендовать придерживаться  разработки комплексной стратегии  управления финансами, которая обязательно  должна в себя включить направления  по повышению рентабельности  производства (это и рационализация  ценовой политики, сокращение издержек, экономия ресурсов) и по управлению  дебиторской задолженностью (организация  работы с должниками, предоставление  скидок за предоплату, организация  претензионной работы с прогнозируемой  просроченной дебиторской задолженностью).

- систематический контроль  за состоянием запасов с использованием  современных методов управления  запасами;

- вложить часть неиспользуемых  денежных средств в краткосрочные  финансовые вложения (в виде депозитов) и получить дополнительно прибыль.

- для стабилизации платежеспособности  предприятия можно рекомендовать  составление ежемесячного платежного  календаря. В результате чего  произойдет синхронизация входящих  и исходящих денежных потоков.

- совершенствование финансовой  деятельности, в частности, осмотрительная  политика по выбору источников  финансирования.

Кроме того, можно предложить принять участие в выполнении городского заказа поставок продовольственных товаров на предприятия для организации питания образовательных учреждений г. Москвы (школы, интернаты). Данная мера может существенно увеличить выручку предприятия и соответственно его прибыль от продажи.

Также в целях повышения собственной кредитоспособности, предприятие должно заботиться о своем благоприятном имидже в деловых кругах и формировать положительную кредитную историю.

Таким образом, в ходе выполнения курсовой работы все задачи, сформулированные во введении, были решены и предложены меры для поддержания стабильного финансового состояния предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Список использованных источников:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013).
  2. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие / М.С. Абрютина. - М.: Издательство "Дело и сервис", ISBN: 5-8018-0037-9, 2008. - 502с.
  3. Аврошков, Л.Л. Экономика предприятий: учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. / Аврошков Л.Л. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, ISBN: 5-85173-104-4, 2008. - 331с.
  4. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство «Дело и Сервис», ISBN: 5-8018-0120-0, 2008. – 285 с.
  5. Банк В.Р., Банк С.В., Тараскина А.В. Финансовый анализ: учебное пособие. – М.: Проспект., ISBN: 5-482-00022-2, 2006.- 344 с.
  6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента.- М.: Финансы и статистика, ISBN: 5-279-01238-6, 2008.- 384 с.
  7. Быкардов Л.В., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. - М.: Изд-во «ПРИОР», ISBN: 5-279-02665-4, 2008.–228 с.
  8. Белолипецкий В.Г. Финансовый менеджмент: учебное пособие / В.Г. Бело-липецкий. – М.: КНОРУС, ISBN: 5-85971-154-9, 2008. – 448с.
  9. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: ИНФРА-М, ISBN: 5-279-02042-7, 2009. – 215 с.
  10. Волкова К.А., Дежкина И.П. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. - М.: ООО «Издательство «Экономика», НОРМА, ISBN: 5-282-01856-X, 2007. – 118 с.
  11. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов, Г.Г. Чигарев, Л.И. Григорьева, О.В. Долгова, Л.А. Рыжова. – 4-ое изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, ISBN: 978-5-390-00564-4, 2007. – 432с.
  12. Гребнев А.И., Баженов Ю.К. Экономика торгового предприятия. - М.: Экономика, ISBN: 5-89349-329-Х, 2007. – 114 с.
  13. Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий: учебное пособие / С.В. Галицкая. – М.:Эксмо, ISBN: 9-785-69922-051-9, 2008.- 652с.
  14. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. / В.Я. Горфинкель. - М.: Инфра-М, ISBN: 978-5-392-01456-9, 2010. - 670 с.
  15. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. - M.: Издательство «Дело и сервис», ISBN: 978-5-8018-0340-1, 2008. – 276 с.
  16. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.– М.: Финансы и статистика, ISBN: 978-5-279-01907-6, 2007. – 768 с.
  17. Казаков А.А., Минаев Н.В. Экономика. - М.: Тандем. ISBN: 978-5-16-003471-3, 2008. – 412 с.
  18. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика. ISBN: 5-279-02043-5, 2008. - 432 с.
  19. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: учебник.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, ISBN: 978-5-482-01631-2, 2008.- 448 с.
  20. Казакова Н.А. Предпосылки становления новой экономической специальности – аналитика.- Экономический анализ: теория и практика, 2008.- №7.- С.58-59
  21. Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Финансы организаций (предприятий).- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, ISBN: 5-482-00282-9, 2008.- 352 с.
  22. Колчина, Н.В. Финансы предприятий: Учебник / Под ред. Проф. Н.В. Колчиной. - М.: ЮНИТА, ISBN: 5-238-00231-9, 2008. - 240с.
  23. Карлин Т.Р. Анализ финансовых отчетов: учебник M.: ИНФРА - M, ISBN: 5-86225-675-Х, 2009. – 361 с.
  24. Карасева И.М., Ревякина М.А. Финансовый менеджмент: уч. пособие/ под ред. Ю.П. Анискина.- М.: Омега-Л, ISBN: 978-5-370-01291-4, 2009.- 335 с.
  25. Лихачев, О.Н. Финансовое планирование на предприятии. Учебное пособие / О.Н. Лихачев. - М. ООО "ТК Велби", ISBN: 5-482-00258-6, 2005. - 415с.
  26. Автореферат на соиск к.ю.н….: 08.00.10: Лисина, О.Е. (Стулова, О.Е.) Аддитивная факторная система управления дебиторской задолженностью // Инновации: журн. об инновац. деятельности. – 2007. – № 5. – С. 96–99.
  27. Любушин Н.П., Лещева В.Д., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М. ISBN: 5-238-00105-3, 2007. – 366 с.
  28. Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. И.Я. Лукасевича. — М.: Вузовский учебник, ISBN: 5-9558-0039-5, 2008. — 288 с.
  29. Любушин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов / Под. Ред. Проф. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТА-ДАНА, ISBN: 5-238-00105-3, 2008. - 350с.
  30. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия. – М.: Новое издание, ISBN: 978-985-475-284-6, 2008, - 240 с.
  31. Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений: Учебн. пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, ISBN: 978-5-16-006003-3, 2008. – 400 с.
  32. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, ISBN: 5-85173-093-5, 2008. – 262 с.
  33. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: учебник.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, ISBN: 978-5-16-002922-1, 2007.- 512 с.
  34. Павлова, Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. / Л.Н. Павлова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, ISBN: 5-238-00231-9, 2008. - 248 с.
  35. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Юрист, ISBN: 5-7975-0098-1, 2008. – 367 с.
  36. Стулова, О.Е. Методика комплексной оценки покупателей-дебиторов // Экономический анализ : теория и практика. – 2009. – № 8. – С. 31–35.
  37. Стулова, О.Е. Матрично-балльная оценка покупателей-дебиторов // Экономический анализ : теория и практика. – 2009. – № 19. – С. 8–15.
  38. Чернов В.А. Экономический анализ. Торговля, общественное питание, туристический бизнес. – М.: Юнити-Дана, ISBN: 978-5-238-01633-7, 2009. - 688 с.

Информация о работе Кредитный анализ предприятия