Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 08:29, статья
Традиции корпоративного досуга возникли и успешно функционируют за рубежом достаточно давно: еще отец-основатель компании «Ford Motor Company» Генри Форд первым начал здороваться с рабочими за руку, премировать за здоровый образ жизни и внедрять на своих заводах ритуалы адаптации и интеграции, заботясь о создании благоприятной атмосферы и приверженности сотрудников фирме. Позднее определилось целое направление корпоративных мероприятий, которое можно было охарактеризовать как педагогически целесообразный корпоративный досуг с высоким уровнем культуры, включающий в себя реализацию сбалансированных рекреативных, развлекательных и развивающих досуговых занятий для формирования лояльности сотрудников, развития их «корпоративного духа» и поддержания здоровья членов корпорации.
Традиции корпоративного досуга возникли и успешно функционируют за рубежом достаточно давно: еще отец-основатель компании «Ford Motor Company» Генри Форд первым начал здороваться с рабочими за руку, премировать за здоровый образ жизни и внедрять на своих заводах ритуалы адаптации и интеграции, заботясь о создании благоприятной атмосферы и приверженности сотрудников фирме. Позднее определилось целое направление корпоративных мероприятий, которое можно было охарактеризовать как педагогически целесообразный корпоративный досуг с высоким уровнем культуры, включающий в себя реализацию сбалансированных рекреативных, развлекательных и развивающих досуговых занятий для формирования лояльности сотрудников, развития их «корпоративного духа» и поддержания здоровья членов корпорации.
Важной чертой корпоративного досуга, сложившейся на базе зарубежной досуговой практики, можно считать ориентацию на национальные традиции. Так, например, корпоративные мероприятия японцев несут на себе местный культурный колорит: проводимые между отделами фирмы спортивные соревнования обязательно включают какой-либо национальный вид спорта (кюдо, дзюдо, кэндо, каратэ и т. д.) и лишь немного западных спортивных видов. Иными словами, речь идет не столько о видах спорта, сколько о символах японского образа жизни. Как отмечает В. Таймазов, «в США и Японии для поддержания корпоративного духа с целью помочь им быстро включиться в рабочий процесс; документально излагает корпоративные ценности, лозунги и правила в брошюрах, устных сообщениях, на стендах и посредством корпоративных СМИ. На предприятии организуются регулярные выступления руководства с разъяснениями корпоративных ценностей, целей и правил, доклады ведущих сотрудников с освещением поставленных перед коллективом задач. Наконец, существует и такая мера, как пение гимна»1. По ряду причин перечисленные выше формы зарубежной работы с персоналом в России оказываются менее эффективными, чем досуговые.
Так, В. В. Медведенко указывает на амбивалентность корпоративного досуга и его ориентацию на ментальные традиции [3]. Из-за этого, как она с сожалением отмечает, в реальной российской практике проявляются негативные потребности российского персонала к проведению досуга на суррогатной (алкогольной) основе. В. Таймазов, характеризуя российскую практику, также отмечает специфичность работы по формированию корпоративного духа: «здесь методы немного другие: празднование общегосударственных праздников в офисе или ресторане; совместные туристические поездки; спортивные мероприятия (футбол, автоспорт, бассейн); просмотр видеороликов о хобби сотрудников; совместный досуг (охота, боулинг, бальные танцы, керлинг); особые корпоративные традиции (например, капустники в день рождения компании)» [4].
На протяжении ХХ в. досуговая практика трудовых коллективов и в России, и за рубежом сложилась в определенную систему, и на настоящий момент в корпоративном досуге целесообразно выделить: повседневный досуг членов трудового коллектива; праздничный досуг; тренинговые мероприятия (тренинги командообразования); корпоративный туризм.
Повседневный досуг членов трудового коллектива выполняет в основном задачи снятия психологического напряжения и поддержания здорового образа жизни членов корпорации. Еще в 1960-е гг. классическим примером офисной релаксации стали японские фирмы, в которых сотрудникам позволяли бить чучело начальника, чтобы выплеснуть накопившийся за день негатив. Сегодня во многих зарубежных компаниях релаксационную функцию повседневного досуга возвели в ранг особой бизнесфилософии или же сделали частью стратегии компании. В практике западноевропейских, американских или азиатских компаний можно найти много примеров того, как организован корпоративный досуг в рабочее время.
Релаксация в обеденный
Сложившиеся за рубежом традиции повседневного досуга, как правило, имеют под собой ориентацию на традиционные ценности среднего класса:
1) труд (восприятие самого процесса
трудовой деятельности как
2) образование (повышение
3) семья (восприятие членов семьи не как помехи для производительного труда, а как фактора полноценного и гармоничного существования и развития каждого сотрудника).
Для Японии, где ценности труда и образования, будучи ценностями общественными, многие десятилетия доминировали над ценностями семьи, в начале XXI в. остро обозначилась проблема: демографический кризис, спровоцированный японским трудоголизмом. Как пишет Я. Сарно5, в Японии переработки, короткие выходные и отказ от отпуска стали частью традиционной корпоративной культуры. По данным Международной организации труда, в 2006 г. Япония попала на третье место по продолжительности рабочего дня среди раз витых стран, уступив первенство Южной Корее и США. В японском языке даже есть слово karoshi, описывающее феномен смерти от избыточной работы.
Именно на работе человек становится значимым, важным, нужным. Он гордится должностью, зарплатой и уважением коллег. Работа становится способом социального позиционирования. При этом в сознании рядового японца «родная» компания воспринимается как «истинная семья». Коллеги – это лучшие друзья, начальник – отец родной, фирма – вся его жизнь. Среднестатистический японец после окончания университета и до пенсии предпочитает работать в одной компании. В этом смысле в Японии коллегиальные отношения вытеснили семейные, точнее, налицо переплетенность и взаимное замещение понятий «семья» и «труд».
В результате, как отмечает Я. Сарно, уровень рождаемости в Японии падает и к 2030 г. грозит сократить трудовые ресурсы на 16% по сравнению с 2006 г. По данным Института геронтологии Токийского университета, к 2030 г. доля граждан старше 65 лет в населении страны составит 32% и к 2055 г. будет уже около 41%6. На практике это означает, что скоро в японских фирмах некому будет работать, и при этом государство будет вынуждено тратить огромные средства на социальное обеспечение пенсионеров.
В связи с явной угрозой
Многие крупные компании вкладывают деньги в создание интерьеров высокого уровня комфорта для снятия рабочих стрессов у своих сотрудников. Так, в офисах компании «Google» обустроены «точки для релакса»: мягкие кресла-подушки, ванные, наполненные поролоном, массажные кресла, столы для бильярда, барные стойки и стулья, гамаки в зонах отдыха8, «капсулы» для отдыха, изолирующие от звуковых и световых раздражителей, игровые комнаты с конструкторами Лего, «горки» и «пожарные шесты», по которым можно спускаться с верхних этажей на нижние. В офисе компании «Red Bull» в Лондоне круглый стол для переговоров оборудован по диаметру сеткой для пинг-понга, а для спуска со второго этажа на первый оборудована «горка», по которой можно спуститься на нижний этаж [1].
Малые компании, не имея значительных финансовых возможностей на аренду дополнительных площадей под зоны отдыха и кардинальное переоборудование офисов, используют креативный дизайн в интерьере с целью снятия стрессов у персонала и гармонизации социально-психологического климата на предприятии. Так, испанская архитектурная фирма «Selgas Cano» расположила свой мадридский офис в лесу. Гармония с природой обеспечивается за счет большого панорамного окна вдоль всей длины офиса. Офис малой фирмы «What If? Innovation» в 2004 и 2005 гг. был признан самым идеальным рабочим местом в Великобритании, при этом оборудование офиса не потребовало каких-либо серьезных финансовых вложений за счет использования креативного подхода и юмора: использовались обои с надписями, авторство которых принадлежит сотрудникам фирмы, Корова-паук, раскрашенная по аналогии с Человеком-пауком. Такой подход к оформлению рабочего пространства одновременно решает несколько задач: снимает физическое и психическое напряжение, повышает настроение и лояльность персонала.
Необычный интерьер рабочего места практикуется не только в корпоративном секторе, но и в некоторых государственных учреждениях. Например, комнатой для релаксации в Министерстве развития экономики и бизнеса Дании (Копенгаген) является помещение в форме яйца, в котором все стены представляют собой белые доски для рисования. Белый цвет интерьера делает его нейтральным, не задавая настроения, поскольку настроение задают сами сотрудники. На досках можно писать, рисовать, оставлять послания для коллег, комментарии сторонних читателей, т. е. создавать корпоративную блогосферу, которая может меняться ежедневно.
Эффективность и точность выполнения функциональных обязанностей возрастает, если работник имеет возможность отдохнуть, не покидая место работы. Возвращаясь к опыту компаний «Google», расположенных по всему миру, следует отметить ряд мер, направленных на создание физического и психологического комфорта для сотрудников. Чтобы они чувствовали себя внутри здания более комфортно, чем снаружи, и не выходили за пределы офисной территории, внутри здания расположены магазины, где можно купить одежду (shopping признан одним из видов психологической разрядки), еду (несмотря на то, что питание в 15 кафе на территории штаб-квартиры компании в Маунтин-Вью (штат Калифорния, США) бесплатное для сотрудников), посетить бассейн, тренажерный зал или парикмахера, не теряя времени на дорогу до ближайших учреждений подобного профиля. Такой подход стал частью стратегии развития персонала во многих иностранных компаниях.
Таким образом, в сфере организации повседневного досуга за рубежом можно выделить ряд новых тенденций:
– обеспечение отдыха персонала без необходимости покидать место работы (приближение досуга к месту работы);
– обеспечение возможности неформального общения в период рабочего дня;
– создание интерьеров высокого уровня комфорта и специализированных зон отдыха (релаксация на протяжении рабочего дня);
– креативный подход к оформлению рабочего пространства (психологическая разрядка с помощью юмора и неформального подхода к
оформлению офисных интерьеров)
Праздничный корпоративный досуг в зарубежной практике складывается из многообразия развлекательных групповых мероприятий, однако в большинстве своем праздники имеют этнонациональный колорит. Так, несмотря на то, что культура США вобрала в себя богатое культурное наследие многих народов, можно проследить восхождение некоторых американских праздников к культуре и традициям различных народов, но все праздники проникнуты сугубо американским духом: в сценариях корпоративных мероприятий американских фирм популярны ирландские традиции Хэллоуина, Святого Патрика, французские традиции Марди Гра, темы хот-догов, блинов, омлетов. В перечне корпоративных праздников Японии значительное место занимает праздник Ханами – любование сакурой, День физкультуры в честь Олимпийских игр в Токио (закон утверждает этот государственный праздник как день, направленный на укрепление спортивного духа нации, а также развития здоровья и тела), бонэнкай – вечеринки с концепцией проводов заканчивающегося года (за неделю до наступления нового года предприниматели устраивают праздники в ресторанах с вознаграждениями служащих за их труд). Следует подчеркнуть также специфику праздничного досуга в японских фирмах, куда, помимо проводимых совместно корпоративных праздников, следует добавить организацию семейных торжеств – свадеб, юбилеев, иных значимых семейных событий. Поскольку жизнь японца вне фирмы не имеет столь высокой значимости, как в трудовом коллективе, вполне логично, что свои семейные торжества японец отмечает в том же кругу, в котором отмечает и мероприятия корпоративного характера.
Администрации зарубежных фирм считают своей обязанностью нести финансовые расходы с целью создания у работников положительного настроя, без которого невозможно сформировать корпоративный дух. Как правило, руководство фирм убеждено в том, что потраченные на персонал средства и внимание к нему компенсируются повышением производительности труда. Кроме того, активность фирмы, демонстрируемая на поприще стимулирования работников, обеспечивает ей высокую репутацию в обществе, а также привлекает молодые и способные кадры, от которых во многом зависят будущие успехи предприятия.
Корпоративные тренинги и семинары как самостоятельное направление корпоративного досуга часто сочетаются с корпоративным туризмом: выезды в другую страну, к морю, в горы или в лес на несколько дней. Корпоративный туризм в чистом виде, с одной стороны, – затратное мероприятие (особенно при поездке в другие страны), поскольку его финансирование обеспечивается за счет администрации фирм, с другой – длительное пребывание в дороге утомляет и может оставить не совсем приятные впечатления. По этой причине тренинги командообразования являются лидерами по популярности и престижу среди видов активного корпоративного отдыха на природе, им придается особое значение со стороны администрации предприятий, поскольку они способны решить ряд важных задач: повышение корпоративного духа, сплоченности, лояльности персонала, организационная диагностика для дальнейшего роста предприятия (в конце ХХ в. благодаря Дж. Уитмору в менеджменте утвердилось направление корпоративного коучинга, включающего в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития и т. п.