Корпоративный досуг за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 08:29, статья

Краткое описание

Традиции корпоративного досуга возникли и успешно функционируют за рубежом достаточно давно: еще отец-основатель компании «Ford Motor Company» Генри Форд первым начал здороваться с рабочими за руку, премировать за здоровый образ жизни и внедрять на своих заводах ритуалы адаптации и интеграции, заботясь о создании благоприятной атмосферы и приверженности сотрудников фирме. Позднее определилось целое направление корпоративных мероприятий, которое можно было охарактеризовать как педагогически целесообразный корпоративный досуг с высоким уровнем культуры, включающий в себя реализацию сбалансированных рекреативных, развлекательных и развивающих досуговых занятий для формирования лояльности сотрудников, развития их «корпоративного духа» и поддержания здоровья членов корпорации.

Файлы: 1 файл

скд за руб.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

К особенностям тренингов командообразования можно отнести:

– особую социально-психологическую атмосферу, возникающую при переносе совместных действий сотрудников из условий офиса в другую среду (например, в лес, другой город или страну);

– эмоциональный подъем сотрудников, характерный для мероприятий корпоративного досуга, но при этом наложенный на необходимость действовать сообща в сложных условиях тренинга;

– отсутствие особых требований к физическим навыкам и физическому здоровью участников тренинга;

– многообразие тренинговых  форм, которые легко вписываются  в различные сценарии (интерактивные ролевые игры, рыцарские, пиратские или ковбойские приключения и т. п.).

Туризм как направление  корпоративного досуга также является составной частью делового туризма – MICE16. Процент корпоративного incentives-туризма по сравнению с индивидуальным, конгрессным и выставочным невелик (в мировом масштабе около 3%), однако значимость его от этого не становится ниже.

В отношении миссии инсентив-туризма в научной литературе развернулась дискуссия: так, Л. Хойли считает, что инсентив-тур – это рычаг, главным образом используемый для вознаграждения продаж и управленческого штата, который достиг определенных успехов. Однако большинство исследователей не склонно считать, что сотрудники мотивируются исключительно деньгами и другими материальными выгодами. Как показывают исследования С. Формика и Дж. Голдблата, несмотря на существенные экономические колебания после событий 11 сентября 2001 г. в США, индустрия инсентив-туризма стремится к росту [1].

Одна из причин этого  роста – универсальная потребность в признании и духе товарищества среди служащих. Точно так же Дж. Сильверс отмечает, что инсентив-программы имеют под собой жесткие цели стимулирования, включающие увеличение продаж, увеличение прибыли, повышение производительности, в то время как мягкие цели включают формирование духа товарищества и сплоченности команды, потребность в признании, лояльность по отношению к компании, образование или обучение0.

Б. Теппер определяет инсентив-программу как рычаг, с помощью которого можно заставить людей демонстрировать себя с наилучшей стороны. Главными отличиями инсентив-путешествия от отдельного/ коллективного тура он видит в следующем:

1) участники должны  заработать премию – поездка спонсируется компанией; это должен быть уникальный и незабываемый опыт (тот, который не может быть куплен);

2) инсентив-тур – полностью  организованная программа с большим количеством действий;

3) всех участников  рассматривают как VIP;

4) с точки зрения  эмоционального воздействия, инсентив-тур увлекает намного больше, чем любой другой вид путешествия.

Д. Дженкинс определяет инсентив-программу  как любую структурированную  деятельность, разработанную с целью мотивировать участников, достигнуть предустановленной цели, и утверждает, что денежно-кредитные стимулы, в отличие от неденежных, понижают мотивационные эффекты персонала.

Инсентив-тур впервые  использовался Royal Mac Bee Company в 1933 г. как поощрительная программа. В 1935 г. General Electric Company вознаграждала своих самых успешных торговых представителей круизом на Бермуды. После 1950-х гг. поощрительные путешествия становятся популярными среди американских компаний и организаций, в 1960-х гг. получают распространение в Европе, а после 1970-х гг. быстро развиваются как определенное направление туриндустрии.

Исходя из приведенных  выше определений можно рассматривать  инсентив-тур как эксклюзивную поездку для ключевых сотрудников компании или партнеров, которая может совмещать элементы конференции, тренинга, посещение международного конгресса или выставки, тренинга командообразования, экскурсионной программы и просто отдыха. От традиионного путешествия она отличается большим акцентом на создание экстраординарного опыта для участника (опыта победителя) и реализацией специфических функций: формирование корпоративной морали, оптимизация внутрифирменного общения, улучшение связи между служащими и клиентами компании.

Корпоративный туризм как  фактор развития персонала используют, как правило, иностранные банки, страховые компании, розничные торговые сети24. В указанных отраслях бизнеса вознаграждения служащих основаны на комиссии, поэтому вопросы развития корпоративного духа и слаженности команды для компаний данного профиля фактически выступают факторами экономической успешности. В США расходы на инсентив-туры ежегодно составляют около 8 миллиардов долларов, в Новой Зеландии – в среднем 85 миллионов новозеландских долларов. Как свидетельствуют источники, существует разница между отношением к инсентив-турам со стороны малого и крупного бизнеса: 26 % небольших компаний покупают, а 74 % – не покупают подобные услуги; из 1000 крупных компаний в списке «Fortune» 77 % используют подобное стимулирование, 23 % – не используют26. Это обстоятельство связано, согласно иерархии потребностей А. Маслоу, с социально-экономическим статусом сотрудников. Бизнесмены считают неразумным предлагать международное путешествие как стимул для служащего, который все еще нуждается в еде, убежище, одежде, безопасности и разумной зарплате, поэтому на нижних ступенях пирамиды А. Маслоу лучшим выбором для сотрудников являются наличные деньги, премии, бесплатные обеды, подарки от фирмы.

В зависимости от статуса  фирмы на рынке и ее целей, принято выделять три основных вида инсентив-программ: поощрительные программы (за трудовые достижения), мотивационные программы (стимулирование к более производительному труду) и «построение» команды (teambuilding). Соответственно, на Западе развитие инсентив-туров прошло от поездок, включавших экскурсионные программы и отдых на пляже (поощрительные цели) через разнообразные программы (связанные с видами деловой деятельности или интересами участников – исторические, гастрономические, винные туры) отдельно для обычных работников компаний и руководства, до туров, нацеленных на повышение «корпоративного духа» (teambuilding).

За рубежом несколько десятков лет существуют компании, специализирующиеся исключительно на инсентив-туризме, так называемые incentive-houses. Заказывая разработку корпоративных туров для своих сотрудников в России, западные компании ввели моду на инсентив-туры и в нашей стране. Однако российские и иностранные компании по-разному видят цели инсентивтуров: западные менеджеры используют такие поездки для приобщения к корпоративной культуре руководителей низшего и среднего звена (teambuilding основного управленческого аппарата), российские фирмы таким образом поощряют наиболее ценных сотрудников за большой объем проделанной работы (поощрительные программы в основном для топ-менеджмента).

Классически подготовка инсентив-программ предполагает упор на достижении слаженности в команде, обучении поведению в условиях резко меняющейся внешней обстановки, разрешении конфликтных ситуаций, выявлении в участниках программы лидерских качеств, обеспечении обмена новыми идеями, опытом, подведении итогов и т. д.

Таким образом, в сфере  организации корпоративного досуга среди персонала зарубежных корпораций можно указать на ряд утвердившихся тенденций:

– возрастание значимости корпоративного досуга на фоне фактического стирания грани между рабочим и свободным временем;

– возникновение системы  разделения корпоративных мероприятий (повседневный,

праздничный досуг, тренинги командообразования, корпоративный  туризм);

– ориентация на национальные досуговые традиции (социально одобряемые);

– ориентация на поддержание  здорового образа жизни;

– формирование высокой  степени лояльности персонала к  фирме;

– ориентация в досуге на ценности среднего класса (труд, образование, семья).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Вильчинская-Бутенко, М.Э. Корпоративный досуг за рубежом / М.Э. Вильчинская-Бутенко // Вестник Санкт-Петербургского ун-та культуры и искусств. - №1(10). – 2012. -  С. 109 – 114.
  2. Лукичева, А.О. Обучение и практика по-восточному: на примере школы икэбана Икэнобу / А.О. Лукичева // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. - 2010. - Вып. 4. - С. 149.
  3. Медведенко, В. В. Празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга:  автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / В.В. Медведенко. - Тамбов, 2008. - 24 c.
  4. Таймазов, В. Корпоративная культура по-русски / В. Таймазов // Расчет. - №2. – 2009. – С. 117-119.
  5. Тебин, Н.П. Страна заходящего солнца: Япония готовится к превращению в гетто для пенсионеров / Н.П. Тебин // Независимая газета. - 2010. - 8 сент

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Корпоративный досуг за рубежом