Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 08:29, статья
Традиции корпоративного досуга возникли и успешно функционируют за рубежом достаточно давно: еще отец-основатель компании «Ford Motor Company» Генри Форд первым начал здороваться с рабочими за руку, премировать за здоровый образ жизни и внедрять на своих заводах ритуалы адаптации и интеграции, заботясь о создании благоприятной атмосферы и приверженности сотрудников фирме. Позднее определилось целое направление корпоративных мероприятий, которое можно было охарактеризовать как педагогически целесообразный корпоративный досуг с высоким уровнем культуры, включающий в себя реализацию сбалансированных рекреативных, развлекательных и развивающих досуговых занятий для формирования лояльности сотрудников, развития их «корпоративного духа» и поддержания здоровья членов корпорации.
К особенностям тренингов командообразования можно отнести:
– особую социально-психологическую атмосферу, возникающую при переносе совместных действий сотрудников из условий офиса в другую среду (например, в лес, другой город или страну);
– эмоциональный подъем сотрудников, характерный для мероприятий корпоративного досуга, но при этом наложенный на необходимость действовать сообща в сложных условиях тренинга;
– отсутствие особых требований к физическим навыкам и физическому здоровью участников тренинга;
– многообразие тренинговых форм, которые легко вписываются в различные сценарии (интерактивные ролевые игры, рыцарские, пиратские или ковбойские приключения и т. п.).
Туризм как направление корпоративного досуга также является составной частью делового туризма – MICE16. Процент корпоративного incentives-туризма по сравнению с индивидуальным, конгрессным и выставочным невелик (в мировом масштабе около 3%), однако значимость его от этого не становится ниже.
В отношении миссии инсентив-туризма в научной литературе развернулась дискуссия: так, Л. Хойли считает, что инсентив-тур – это рычаг, главным образом используемый для вознаграждения продаж и управленческого штата, который достиг определенных успехов. Однако большинство исследователей не склонно считать, что сотрудники мотивируются исключительно деньгами и другими материальными выгодами. Как показывают исследования С. Формика и Дж. Голдблата, несмотря на существенные экономические колебания после событий 11 сентября 2001 г. в США, индустрия инсентив-туризма стремится к росту [1].
Одна из причин этого роста – универсальная потребность в признании и духе товарищества среди служащих. Точно так же Дж. Сильверс отмечает, что инсентив-программы имеют под собой жесткие цели стимулирования, включающие увеличение продаж, увеличение прибыли, повышение производительности, в то время как мягкие цели включают формирование духа товарищества и сплоченности команды, потребность в признании, лояльность по отношению к компании, образование или обучение0.
Б. Теппер определяет инсентив-программу как рычаг, с помощью которого можно заставить людей демонстрировать себя с наилучшей стороны. Главными отличиями инсентив-путешествия от отдельного/ коллективного тура он видит в следующем:
1) участники должны заработать премию – поездка спонсируется компанией; это должен быть уникальный и незабываемый опыт (тот, который не может быть куплен);
2) инсентив-тур – полностью организованная программа с большим количеством действий;
3) всех участников рассматривают как VIP;
4) с точки зрения эмоционального воздействия, инсентив-тур увлекает намного больше, чем любой другой вид путешествия.
Д. Дженкинс определяет инсентив-программу как любую структурированную деятельность, разработанную с целью мотивировать участников, достигнуть предустановленной цели, и утверждает, что денежно-кредитные стимулы, в отличие от неденежных, понижают мотивационные эффекты персонала.
Инсентив-тур впервые использовался Royal Mac Bee Company в 1933 г. как поощрительная программа. В 1935 г. General Electric Company вознаграждала своих самых успешных торговых представителей круизом на Бермуды. После 1950-х гг. поощрительные путешествия становятся популярными среди американских компаний и организаций, в 1960-х гг. получают распространение в Европе, а после 1970-х гг. быстро развиваются как определенное направление туриндустрии.
Исходя из приведенных
выше определений можно
Корпоративный туризм как фактор развития персонала используют, как правило, иностранные банки, страховые компании, розничные торговые сети24. В указанных отраслях бизнеса вознаграждения служащих основаны на комиссии, поэтому вопросы развития корпоративного духа и слаженности команды для компаний данного профиля фактически выступают факторами экономической успешности. В США расходы на инсентив-туры ежегодно составляют около 8 миллиардов долларов, в Новой Зеландии – в среднем 85 миллионов новозеландских долларов. Как свидетельствуют источники, существует разница между отношением к инсентив-турам со стороны малого и крупного бизнеса: 26 % небольших компаний покупают, а 74 % – не покупают подобные услуги; из 1000 крупных компаний в списке «Fortune» 77 % используют подобное стимулирование, 23 % – не используют26. Это обстоятельство связано, согласно иерархии потребностей А. Маслоу, с социально-экономическим статусом сотрудников. Бизнесмены считают неразумным предлагать международное путешествие как стимул для служащего, который все еще нуждается в еде, убежище, одежде, безопасности и разумной зарплате, поэтому на нижних ступенях пирамиды А. Маслоу лучшим выбором для сотрудников являются наличные деньги, премии, бесплатные обеды, подарки от фирмы.
В зависимости от статуса фирмы на рынке и ее целей, принято выделять три основных вида инсентив-программ: поощрительные программы (за трудовые достижения), мотивационные программы (стимулирование к более производительному труду) и «построение» команды (teambuilding). Соответственно, на Западе развитие инсентив-туров прошло от поездок, включавших экскурсионные программы и отдых на пляже (поощрительные цели) через разнообразные программы (связанные с видами деловой деятельности или интересами участников – исторические, гастрономические, винные туры) отдельно для обычных работников компаний и руководства, до туров, нацеленных на повышение «корпоративного духа» (teambuilding).
За рубежом несколько десятков лет существуют компании, специализирующиеся исключительно на инсентив-туризме, так называемые incentive-houses. Заказывая разработку корпоративных туров для своих сотрудников в России, западные компании ввели моду на инсентив-туры и в нашей стране. Однако российские и иностранные компании по-разному видят цели инсентивтуров: западные менеджеры используют такие поездки для приобщения к корпоративной культуре руководителей низшего и среднего звена (teambuilding основного управленческого аппарата), российские фирмы таким образом поощряют наиболее ценных сотрудников за большой объем проделанной работы (поощрительные программы в основном для топ-менеджмента).
Классически подготовка инсентив-программ предполагает упор на достижении слаженности в команде, обучении поведению в условиях резко меняющейся внешней обстановки, разрешении конфликтных ситуаций, выявлении в участниках программы лидерских качеств, обеспечении обмена новыми идеями, опытом, подведении итогов и т. д.
Таким образом, в сфере организации корпоративного досуга среди персонала зарубежных корпораций можно указать на ряд утвердившихся тенденций:
– возрастание значимости корпоративного досуга на фоне фактического стирания грани между рабочим и свободным временем;
– возникновение системы разделения корпоративных мероприятий (повседневный,
праздничный досуг, тренинги командообразования, корпоративный туризм);
– ориентация на национальные досуговые традиции (социально одобряемые);
– ориентация на поддержание здорового образа жизни;
– формирование высокой степени лояльности персонала к фирме;
– ориентация в досуге на ценности среднего класса (труд, образование, семья).
Список использованной литературы