Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:09, курсовая работа
Исходя из выше написанного, целью данной работы является исследование корпоративной культуры и ее влияния на деятельность организации.
В рамках этой цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть менеджмент как среду для формирования и развития корпоративной культуры
- раскрыть сущность понятия «корпоративная культура»
- сравнить понятия «организационная культура» и «корпоративная культура»
- изучить развитие корпоративной культуры в организациях современной России.
ВВЕДЕНИЕ 3-5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА» В МЕНЕДЖМЕНТЕ
1.1 Менеджмент как среда для формирования и развития корпоративной культуры 6-8
1.2 Сущность понятия «корпоративная культура» 9-11
1.3 Соотношение понятий «организационная культура» и «корпоративная культура» 12-14
2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
2.1 Содержание понятия «корпоративная культура» организации 15-19
2.2 Процесс формирования корпоративной культуры в организации 20-23
2.3 Развитие корпоративной культуры в организациях современной России 24-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28-29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Корпоративная культура - сложная и многофункциональная система. Приоритетность и значимость отдельных функций может меняться в зависимости от целей, этапа развития и т.п.
Функции корпоративной культуры:
2.2
Процесс формирования
«Корпоративная культура – это то, что создается годами, формируется в процессе деятельности организации» - директор департамента кадровой политики УК «МИАН» Елена Кабаева.
Корпоративная
культура может складываться стихийно,
в процессе жизнедеятельности организации,
или целенаправленно
Корпоративная культура, как и всякая система, имеет свой жизненный цикл, то есть проходит все этапы от зарождения до ликвидации. Зарождение корпоративной культуры обычно происходит с возникновением новой организации и в определенном смысле отдельные элементы этой культуры могут бросить вызов устоявшимся в обществе представлениям и настроениям.
На этой стадии к зарождающейся культуре преобладает либо пассивно-снисходительное, либо отрицательное отношение. Возможно даже всеобщее осуждение. Однако именно новая культура является базой для формирования предпосылок дальнейшего развития общества в целом.
История корпоративной культуры при переходе на уровень классики. Основные элементы культуры обобщаются, обрастают мифами и легендами. Этот уровень становится плацдармом для дальнейшего развития общества и культуры в широком смысле. То есть культура выходит за рамки собственно корпоративной и становится межкорпоративной культурой.
Следующей, более высокой стадией развития корпоративной культуры является культура бизнеса в целом. Культуру бизнеса можно охарактеризовать как инструмент преобразования управленческих технологий в технологии системной организации деятельности корпорации. Те организации, которые выходят на уровень культуры бизнеса, имеют лучшие условия для своего развития, так как:
-
способствуют формированию
-
формируют новую культурную
Естественно,
что организации, находящиеся на
разных уровнях развития корпоративной
культуры, имеют разные перспективы
(таб.1).
Таблица 1
Перспективы
организаций с различным
Уровень | Характеристика организации | Перспективы организации |
Корпоративная культура | Развитая атрибутика корпоративной культуры; ориентация на получение прибыли, завоевании и удержание позиций на рынке; патриотизм, командный дух. | При отсутствии способности учитывать быстро меняющиеся условия макросреды организация может стать неэффективной. |
Межкорпоративная культура | Открытость, готовность к изменениям. Корпоративная культура организации толерантна к другим культурам, их ценностям, нормам и атрибутам. | Дополнительные возможности ведения бизнеса, расширение информационных ресурсов, развитие персонала, стабильное функционирование организации. |
Культура бизнеса | Готовность к социальному партнерству; взаимное обогащение корпоративной культуры и общественных ценностей. | Развитые ценности
и потребности формируют |
Источниками формирования корпоративной культуры выступают:
1. система личных ценностей и индивидуально-своеобразных способов их реализации;
2. способы, формы и структура организации деятельности, которые объективно воплощают некоторые ценности, в том числе и личные ценности руководителей предприятия;
3. представление об оптимальной и допустимой модели поведения сотрудника в коллективе, которые отражают систему стихийно сложившихся внутригрупповых ценностей.
Также следует учесть, что на поведение сотрудников влияют такие факторы, как мотивация сотрудников, их ценности и нормы, система стимулирования и вознаграждения, поведение лидеров, внешние и внутренние потоки, торжественные события в компании.
В становлении культуры первостепенную роль играет руководитель предприятия. Дальновидные руководители преуспевающих предприятий рассматривают корпоративную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных сотрудников предприятия на общие цели и ценностные установки, мобилизовать инициативу коллектива, обеспечивать преданность делу и предприятию, облегчать общение и достигать взаимопонимания.
Корпоративная культура существует в организации независимо от того, занимается ли кто-то специально ею. Но чтобы корпоративная культура была положительной, работала на создание конкурентоспособного имиджа организации, привлекала потенциальных клиентов и высококвалифицированные кадры, ее формированием необходимо заниматься целенаправленно и планомерно.
Главный
результат успешной работы по формированию
и развитию корпоративной культуры
организации – это эффективная работа
предприятия. Для каждой организации присуща
своя корпоративная культура.
2.3 Развитие
корпоративной культуры в
Ещё
несколько лет назад
Корпоративная культура в России переживает период бурного развития.
Понятие корпоративной культуры вполне прижилось в практике управления бизнесом в России, особенно HR-специалистов, многие их которых считают корпоративную культуру понятием не столько теоретическим или методологическим, сколько вполне операциональным рабочим для практики управления бизнесом. Более высок интерес к корпоративной культуре среди топ – менеджеров.
Отечественная корпоративная культура испытывает на себе влияние «западной модели» бизнеса (тесное взаимодействие с иностранными партнерами) и предшествующих организационных периодов развития (партия, комсомол и т.д.). Главный тренд – это попытка создать корпоративную культуру, сходную с западной по упорядоченности, но более гуманную «с человеческим лицом».
Одновременно с усвоением «западных» моделей российскими компаниями, происходит адаптация культуры международных компаний к российским реалиям, но это не только не снижает, а наоборот повышает их эффективность. Отличие состоит в том, что типичным для «российской» корпоративной культуры является ориентация на власть, в то время как в «западной» преобладает ориентация на задачу. Главным достоинством «российской» корпоративной культуры является ее гибкость и адаптивность.
Специалист
в области организационного консультирования
Александра Славянская утверждает: «На
мой взгляд, сейчас в России ещё
рано говорить о возможностях формирования
полноценной корпоративной
Облик
формируемой корпоративной
Валерий Чемеков, заместитель начальника управления персоналом группы EAST LINE, считает, что «корпоративная культура любой компании в России сегодня – это «слепок» с ее первого лица». Если это подозрительный человек, такой же будет и атмосфера в компании; если открытый и радушный – в организации будут царить те же настроения.8
В России многие крупные и успешные организации придают большое значение созданию корпоративной культуры как мощного долгосрочного стратегического инструмента развития (пример, ФГУП «Почта России»).
Федеральное
государственное унитарное
В компании работают более 412 тыс. человек.
Почта России - это не только почтамты, ОПС, почтовые маршруты, доставка писем и посылок. Команда «Почта России» - прежде всего люди. Почтальоны, операторы, водители, руководители – все специальности не перечислить. Коллектив «Почта России» - один из самых больших в стране.
Сегодня ФГУП «Почта России» находится в стадии формирования новой корпоративной культуры, которая будет способствовать достижению поставленных перед коллективом целей: обеспечение гарантированного предоставления услуг почтовой связи на всей территории Российской Федерации, расширение спектра услуг почтовой связи и создание современной почтовой инфраструктуры. Корпоративная культура в целом выстраивается из каждого сотрудника. Человек - главный ориентир и основная единица эффективности правильно сформированной культуры.
Девиз
федерального почтового оператора
звучит так: «Почта России: время перемен».
Действительно, Почта меняется, причем
изменения затрагивают все
Важным аспектом создания эффективной системы корпоративной культуры является налаживание двусторонней связи между руководством и персоналом компании. Налаживанию таких связей посвящена традиционная «прямая линия» генерального директора ФГУП «Почта России».
Как и любая организация, ориентированная на реализацию долгосрочных стратегий, ФГУП «Почта России» предпринимает шаги по формированию корпоративного духа и становлению благоприятной атмосферы в коллективе. Проводятся специальные тренинги, семинары, задача которых – сплотить команду, преодолеть разногласия, научиться понимать друг друга.