Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:09, курсовая работа
Исходя из выше написанного, целью данной работы является исследование корпоративной культуры и ее влияния на деятельность организации.
В рамках этой цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть менеджмент как среду для формирования и развития корпоративной культуры
- раскрыть сущность понятия «корпоративная культура»
- сравнить понятия «организационная культура» и «корпоративная культура»
- изучить развитие корпоративной культуры в организациях современной России.
ВВЕДЕНИЕ 3-5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА» В МЕНЕДЖМЕНТЕ
1.1 Менеджмент как среда для формирования и развития корпоративной культуры 6-8
1.2 Сущность понятия «корпоративная культура» 9-11
1.3 Соотношение понятий «организационная культура» и «корпоративная культура» 12-14
2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
2.1 Содержание понятия «корпоративная культура» организации 15-19
2.2 Процесс формирования корпоративной культуры в организации 20-23
2.3 Развитие корпоративной культуры в организациях современной России 24-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28-29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ | 3-5 | |
1 | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА» В МЕНЕДЖМЕНТЕ | |
1.1 | Менеджмент как среда для формирования и развития корпоративной культуры | 6-8 |
1.2 | Сущность понятия «корпоративная культура» | 9-11 |
1.3 | Соотношение понятий «организационная культура» и «корпоративная культура» | 12-14 |
2 | ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ | |
2.1 | Содержание понятия «корпоративная культура» организации | 15-19 |
2.2 | Процесс формирования корпоративной культуры в организации | 20-23 |
2.3 | Развитие корпоративной культуры в организациях современной России | 24-27 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 28-29 | |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ | 31-32 | |
Введение
Сегодняшняя
динамично развивающаяся
В настоящее время многие руководители вновь начинают осознавать, что квалифицированные кадры – это богатство, которое нужно беречь и приумножать. В работе с кадрами возникает потребность в создании единой системы ценностей, норм и правил, т.е. корпоративной культуры, позволяющей достичь эффективной работы, сосредоточиться на достижении целей компании, и самореализоваться самим сотрудникам.
Понятие «корпоративная культура» вошло в обиход развитых стран в двадцатые годы нынешнего столетия, когда возникла необходимость упорядочить взаимоотношения внутри крупных фирм и корпораций, а также осознание их места в инфраструктуре экономических, торговых и промышленных связей.
В России понятие «корпоративная культура» до последнего практически не использовалось, но это не значит, что в нашей стране нет организаций с развитой корпоративной культурой. Таких предприятий не мало в машиностроении, энергетике, обрабатывающей промышленности и в других ведущих отраслях экономики. Это достаточно крупные организации с длительной историей существования и большей численностью сотрудников. Просто большинство организационных культур исторически носили неявный характер, так как не подчеркивалась их роль и влияние на работу предприятий в целом.
В последнее же время, в условиях высококонкурентной и динамичной деловой среды, все чаще стали говорить о важности и необходимости формирования философии фирмы и развития корпоративной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежит специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т.д. Это – система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от других.
Менеджмент и корпоративная культура взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Корпоративная культура – это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук она выделилась из также сравнительно новой области знаний – корпоративного управления, которое изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в управлении большими и сложными организациями.
Исходя из выше написанного, целью данной работы является исследование корпоративной культуры и ее влияния на деятельность организации.
В рамках этой цели поставлены следующие задачи:
-
рассмотреть менеджмент как
- раскрыть сущность понятия «корпоративная культура»
-
сравнить понятия «
- изучить развитие корпоративной культуры в организациях современной России.
Объектом исследования данной работы является корпоративная культура, как система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации и задающих общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации.
Предметом исследования является процесс формирования корпоративной культуры.
Следует отметить положительную динамику в проявлении интереса и внимания российских ученых к исследованию корпоративной культуры, и как результат, появление ряда публикаций и литературы, посвященных этой теме, например, таких как, Колесников А.В. Корпоративная культура современных организаций; Козлов В.В., Козлова А.А. Корпоративная культура: «костюм» успешного бизнеса; Веснин В.Р. Основы менеджмента; Власов Е. статья «Построение управляемой корпоративной культуры»; и другие.
Актуальность работы. В настоящее время можно наблюдать увеличение интереса к корпоративной культуре. Это связано с тем, что корпоративная культура позволяет в современных условиях решить ряд проблем, возникающих в организациях, и оказывает влияние на эффективность функционирования предприятий.
При написании курсовой работы мною были использованы следующие методы исследования:
- сравнительный метод
- аналитический метод
- изучение публикаций и статей.
Корпоративная
культура является системным фактором
эффективного менеджмента.
1.Теоретические основы исследования понятия «Корпоративная культура» в менеджменте
1.1
Менеджмент как среда для
«Наша компания неотступно стремится иметь душу маленькой компании и скорость маленькой компании в теле нашей большой компании» (Джек Уэлш, СЕО GE).1
Эта цитата отображает проблемы и процессы современного менеджмента корпоративной культуры.
Современный этап общественного развития характеризуется качественными сдвигами в экономике, что предъявляет более высокие требования к системе управления. В условиях развития рыночных отношений эффективно управлять организацией или её подразделениями значительно сложнее, чем в централизованной административно-командной системе.
Для того чтобы управлять сложными системами, подобными современным предприятиям, следует знать основы менеджмента.
Менеджмент – это многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с её внутренней жизнью, так и с её взаимодействием с окружающей средой.
Менеджмент формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой ограниченное сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, корпоративная культура, и осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации.
В
управленческой литературе менеджмент
рассматривается как:
функция, процесс, аппарат управления,
категория людей, наука и искусство.
Менеджмент - умение добиваться поставленной
цели, используя интеллект, мотивы поведения
людей, работ в организации.
Исходя из этого, менеджмент рассматривают
как процесс влияния на деятельность отдельного
работника, отдельного подразделения,
организации с целью достижения максимальных
результатов.
На базе практической деятельности по
управлению организациями возникла наука
управления, которая имеет свой предмет
изучения, свои специфические проблемы
и подходы к их решению. Задача менеджмента
как науки управления состоит в повышении
практической значимости исследований,
ориентации их на разработку принципов
и методов, дающих возможность практически
решать в тех или иных условиях проблемы
функционирования организации.
Понимание
менеджмента как искусства
Организация – это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является корпоративная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что по их мнению хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам.
Корпоративная культура – это всепронизывающая составляющая организации, которая оказывает сильное влияние как на её внутреннюю жизнь, так и на её положение во внешней среде. Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна быть предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует корпоративной культуре и сильно зависит от неё, но и может в свою очередь оказывать влияние на формирование и развитие культуры.
Корпоративная культура является одним из рычагов управления организацией, она постоянно взаимодействует с остальными элементами системы управления, оказывает влияние на характер их применения, и сама формируется исходя из взаимодействия с тем или иным элементами этой системы.
Корпоративная культура может играть
огромную роль в мобилизации всех ресурсов
организации на достижении её целей. Но
может являться мощным тормозом на пути
достижения целей, в особенности, если
для этого потребуется проведение изменений.
Поэтому менеджмент уделяет большое внимание
решению вопросов формирования, поддержания
и развития корпоративной культуры.
1.2 Сущность понятия
«корпоративная культура»
В последние годы наблюдается волна научного и практического интереса к феномену корпоративной культуры. Обращение к этому явлению означает стремление руководителей предприятий использовать в своей деятельности потенциал корпоративной культуры с целью создать эффективное производство, повысить производительность труда и гармонизировать социально-трудовые отношения.
Изначально термин «корпоративный» возник от латинского «corporatio» - объединение, сообщество, а не от «корпорации» как организационно-правового типа предприятия. Известно, что наличие в организации «корпоративного духа» обсуждалось ещё в 19 веке, и А.Файоль назвал укрепление и поддержание корпоративного духа одним из базовых принципов управления предприятием. Формулируя значение корпоративного духа, Файоль говорил: «Союз – это сила. А она является результатом гармонии персонала».2