Корпоративная культура в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из выше написанного, целью данной работы является исследование корпоративной культуры и ее влияния на деятельность организации.
В рамках этой цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть менеджмент как среду для формирования и развития корпоративной культуры
- раскрыть сущность понятия «корпоративная культура»
- сравнить понятия «организационная культура» и «корпоративная культура»
- изучить развитие корпоративной культуры в организациях современной России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3-5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА» В МЕНЕДЖМЕНТЕ
1.1 Менеджмент как среда для формирования и развития корпоративной культуры 6-8
1.2 Сущность понятия «корпоративная культура» 9-11
1.3 Соотношение понятий «организационная культура» и «корпоративная культура» 12-14
2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
2.1 Содержание понятия «корпоративная культура» организации 15-19
2.2 Процесс формирования корпоративной культуры в организации 20-23
2.3 Развитие корпоративной культуры в организациях современной России 24-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28-29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

моя курсовая работа.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

                                        

                                        С О Д Е Р Ж А Н И Е   

  ВВЕДЕНИЕ 3-5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА» В МЕНЕДЖМЕНТЕ  
1.1 Менеджмент  как среда для формирования и  развития корпоративной культуры 6-8
1.2 Сущность понятия  «корпоративная культура» 9-11
1.3 Соотношение понятий  «организационная культура» и «корпоративная культура» 12-14
2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ  
2.1 Содержание  понятия «корпоративная культура» организации 15-19
2.2 Процесс формирования корпоративной культуры в организации 20-23
2.3 Развитие корпоративной  культуры в организациях современной  России 24-27
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28-29
  СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31-32
     
 
 
 
 

        Введение 

     Сегодняшняя динамично развивающаяся экономика  приводит к тому, что фирмы и  организации вынуждены постоянно  эволюционировать, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса.  Происходящие в обществе изменения  настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Растущий динамизм и изменчивость деловой среды создают для организаций необходимость постоянных коммуникаций с партнерами, потребителями, сотрудниками. Рост образованности, квалификации, информированности работников и общественности в целом требует от менеджмента использования более сложных и тонких методов управления.

     В настоящее время многие руководители вновь начинают осознавать, что квалифицированные  кадры – это богатство, которое  нужно беречь и приумножать. В работе с кадрами возникает потребность в создании единой системы ценностей, норм и правил, т.е. корпоративной культуры, позволяющей достичь эффективной работы, сосредоточиться на достижении целей компании, и самореализоваться самим сотрудникам.

     Понятие «корпоративная культура» вошло  в обиход развитых стран в двадцатые  годы нынешнего столетия, когда возникла необходимость упорядочить взаимоотношения внутри крупных фирм и корпораций, а также осознание их места в инфраструктуре экономических, торговых и промышленных связей.

     В России понятие «корпоративная культура»  до последнего практически не использовалось, но это не значит, что в нашей  стране нет организаций с развитой корпоративной культурой. Таких  предприятий не мало в машиностроении, энергетике, обрабатывающей промышленности и в других ведущих отраслях экономики. Это достаточно крупные организации с длительной историей существования и большей численностью сотрудников. Просто большинство организационных культур исторически носили неявный характер, так как не подчеркивалась их роль  и влияние на работу предприятий в целом.

     В последнее же время, в условиях высококонкурентной и динамичной деловой среды, все  чаще стали говорить о важности и  необходимости формирования философии  фирмы и развития корпоративной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежит специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т.д. Это – система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке   дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от других.

     Менеджмент  и корпоративная культура взаимосвязаны  и взаимообусловлены.

       Корпоративная культура – это новая область знаний, входящая  в серию управленческих наук она выделилась из также сравнительно новой области  знаний – корпоративного  управления, которое изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в управлении большими и сложными организациями.

     Исходя  из выше написанного, целью данной работы является исследование корпоративной культуры и ее влияния на  деятельность организации.

     В рамках этой цели поставлены следующие  задачи:

     - рассмотреть менеджмент как среду  для формирования и развития корпоративной культуры

     - раскрыть сущность понятия «корпоративная культура»

     - сравнить понятия «организационная  культура» и «корпоративная культура»

     - изучить развитие корпоративной культуры в организациях современной России.

     Объектом исследования данной работы является корпоративная культура, как система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации и задающих общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации.

     Предметом исследования является процесс формирования корпоративной культуры.

     Следует отметить положительную динамику в  проявлении интереса и внимания российских ученых к исследованию корпоративной  культуры, и как результат, появление ряда публикаций и литературы, посвященных этой теме, например, таких как, Колесников А.В. Корпоративная культура современных организаций; Козлов В.В., Козлова А.А. Корпоративная культура: «костюм» успешного бизнеса; Веснин В.Р. Основы менеджмента; Власов Е. статья «Построение управляемой корпоративной культуры»; и другие.

     Актуальность работы. В настоящее время можно наблюдать увеличение интереса к корпоративной культуре. Это связано с тем, что корпоративная культура позволяет в современных условиях решить ряд проблем, возникающих в организациях, и оказывает влияние на эффективность функционирования предприятий.

       При написании курсовой работы мною были использованы следующие методы исследования:

     - сравнительный метод

     - аналитический метод

     - изучение публикаций и статей.

     Корпоративная культура является системным фактором эффективного менеджмента. 
 

     1.Теоретические  основы исследования  понятия «Корпоративная  культура» в менеджменте

     1.1 Менеджмент как среда для формирования  и развития корпоративной культуры 

     «Наша компания неотступно стремится иметь  душу маленькой компании  и скорость маленькой компании  в теле нашей  большой компании» (Джек Уэлш, СЕО GE).1

     Эта цитата отображает проблемы и процессы современного менеджмента корпоративной  культуры.

     Современный  этап общественного развития характеризуется качественными сдвигами в экономике, что предъявляет более высокие требования к системе управления. В условиях развития рыночных отношений эффективно управлять организацией или её подразделениями значительно сложнее, чем в централизованной административно-командной системе.

     Для того чтобы управлять сложными системами, подобными современным предприятиям, следует знать основы менеджмента.

     Менеджмент  – это многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с её внутренней жизнью, так и с её взаимодействием с окружающей средой.

     Менеджмент  формирует и изменяет, когда это  необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой ограниченное сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, корпоративная культура, и осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации.

     В управленческой литературе менеджмент рассматривается как: функция, процесс, аппарат управления, категория людей, наука и искусство. 
Менеджмент - умение добиваться поставленной цели, используя интеллект, мотивы поведения людей, работ в организации.

       Исходя из этого, менеджмент рассматривают как процесс влияния на деятельность отдельного работника, отдельного подразделения, организации с целью достижения максимальных результатов. 
На базе практической деятельности по управлению организациями возникла наука управления, которая имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Задача менеджмента как науки управления состоит в повышении практической значимости исследований, ориентации их на разработку принципов и методов, дающих возможность практически решать в тех или иных условиях проблемы функционирования организации.

     Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации  – это сложные социально-технические  системы, на функционирование которых  воздействуют многочисленные факторы  внешней и внутренней среды. Люди, работающие в организациях, - это главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.

     Организация – это сложный организм, основой  жизненного потенциала которого является корпоративная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что по их мнению хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам.

     Корпоративная культура – это всепронизывающая  составляющая организации, которая  оказывает сильное влияние как  на её внутреннюю жизнь, так и на её положение во внешней среде. Так  как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она  должна быть предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует корпоративной культуре и сильно зависит от неё, но и может в свою очередь оказывать влияние на формирование и развитие культуры.

     Корпоративная культура является одним из рычагов управления организацией, она постоянно взаимодействует с остальными элементами системы управления, оказывает влияние на характер их применения, и сама формируется  исходя из взаимодействия с тем или иным элементами этой системы.

       Корпоративная культура может играть огромную роль в мобилизации всех ресурсов организации на достижении её целей. Но может являться мощным тормозом на пути достижения целей, в особенности, если для этого потребуется проведение изменений. Поэтому менеджмент уделяет большое внимание решению вопросов формирования, поддержания и развития корпоративной культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Сущность понятия  «корпоративная культура» 

В последние  годы наблюдается волна научного и практического интереса к феномену корпоративной культуры. Обращение к этому явлению означает стремление руководителей предприятий использовать в своей деятельности потенциал корпоративной культуры с целью создать эффективное производство, повысить производительность труда и гармонизировать социально-трудовые отношения.

Изначально  термин «корпоративный» возник от латинского «corporatio» - объединение, сообщество, а не от «корпорации» как организационно-правового типа предприятия. Известно, что наличие в организации «корпоративного духа» обсуждалось ещё в 19 веке, и А.Файоль назвал укрепление и поддержание корпоративного духа одним из базовых принципов управления предприятием. Формулируя значение корпоративного духа, Файоль говорил: «Союз – это сила. А она является результатом гармонии персонала».2

Информация о работе Корпоративная культура в менеджменте