Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:48, дипломная работа
Целью данной курсовой работы является исследование влияния корпоративной культуры, оказываемого на деятельность организации.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- определить понятие корпоративной культуры;
- изучить элементы, модели и типы корпоративной культуры;
- выявить факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры, и пути ее формирования;
- рассмотреть методы оценки эффективности корпоративной культуры;
- проанализировать сложившуюся корпоративную культуру одной из корпораций и разработать рекомендации по улучшению ее состояния.
Объектом данной курсовой работы является корпоративная культура как элемент корпоративного управления, а предметом – ее взаимосвязь с эффективностью деятельности предприятия.
Введение
Глава 1. Корпоративная культура как составляющая корпоративного управления
1.1. Определение корпоративной культуры
1.2. Структура и основные элементы корпоративной культуры
1.3. Модели и типы корпоративной культуры
Глава 2. Формирование и реализация корпоративной культуры предприятия
2.1. Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры
2.2. Принципы формирования корпоративной культуры
2.3. Измерение эффективности корпоративной культуры
Глава 3. Специфика корпоративная культура предприятия строительной отрасли
3.1. Общая характеристика деятельности ОАО «СК Трест №21»
3.2. Анализ сложившейся корпоративной культуры предприятия
3.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры предприятия
Заключение
Измерение степени сплоченности-разобщенности в группе.
Выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый».
Обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы социометрического исследования (см. приложение 5).
В этой карточке каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям: с точки зрения совместной работы, проведения досуга, участия в решении деловой задачи.
Итак, если в организации необходимо провести «культурные изменения», то для начала необходимо изучить и измерить сложившуюся корпоративную культуру. Это можно сделать посредством различных методов оценки эффективности корпоративной культуры, самые распространенные из которых были рассмотрены выше.
Глава 3. Специфика корпоративная культура предприятия строительной отрасли
ОАО «Строительная компания Трест № 21» является генподрядной строительной организацией, осуществляющей целый спектр работ:
капитальное строительство, ремонт, реконструкция и техническое перевооружение:
- промышленных зданий и сооружений;
- объектов жилищного и социально-бытового назначения;
производство продукции стройиндустрии:
- товарного бетона и раствора, сборных бетонных ЖБИ;
- изготовление металлоконструкций, арматурных изделий;
обслуживание транспортной техники, перевозка стройматериалов, металлоконструкций по РБ, механизация строительных работ.
В городе Уфе усилиями треста № 21 введены в строй более 750 тыс. кв. м. жилой площади, дворец культуры на 3420 мест, базы отдыха, профилактории на 2150 мест, 8 больниц на 1000 коек, 4 поликлиники на 2500 посещений, многие другие объекты социально-культурного и бытового назначения, коммунального хозяйства Орджоникидзевского района г.Уфы.
Особой гордостью являются построенные в последние годы Музей Боевой Славы, школа-интернат №92, комплекс административных зданий и ряд промышленных объектов на ОАО «Башнефтехим», уфимский завод «Армстар», основные корпуса «Полиэф», жилые дома в микрорайонах «Академический», «Сипайлово», «Инорс».
3.1. Общая характеристика деятельности ОАО «СК Трест №21»
История возникновения и развития ОАО «СК Трест №21» тесно связана с историей открытия и добычи нефти в регионе, так как изначально трест занимался преимущественно лишь промышленным строительством объектов нефтепереработки и нефтехимии. Одним из первых началось создание Уфимского крекинг-завода, на строительстве которого летом 1942 года и была организована стройконтора №6 треста «Башнефтестрой», ставшая прародителем Треста №21.
Спустя пять лет контора была преобразована в строительно-монтажный трест №21. В это время велось активное строительство: наряду с цехами по перегонке нефти строились дороги, жилые дома, объекты коммунальной сферы.
Вместе с субподрядными организациями коллектив треста строит нефтеперерабатывающие, нефтехимические и химические производства, крупные мощности топливно-энергетического, агропромышленного комплекса, социальной сферы.
В 2003 году с момента переименования Треста №21 в ОАО «Строительная компания Трест №21» начался современный этап развития организации. Были построены Республиканский музей Боевой Славы и мемориал Боевой Славы в парке Победы, здания школы-интерната №92 и больницы «17, здание Башкорского троллейбусного завода, пивзавод «Амстар» и ряд жилых домой в микрорайонах «Сипайлово», «Инорс», «Академический».
Сегодня предприятие входит в число 130 лучших строительных организаций – лидеров строительного комплекса России. Среди строительных организаций с объемом подрядных работ от 500 до 1000 млн. руб. трест занимает 22-е место по Российской Федерации.
В настоящее время ОАО «Строительная Компания Трест № 21», являясь генеральным подрядчиком на крупнейших стройках объектов промышленного и жилищного назначения, осуществляет координация работ многочисленных специализированных организаций, выполняет весь цикл работ до сдачи объекта под «ключ».
Организационно-правовая форма «СК Трест №21» – открытое акционерное общество (см. приложение 6).
Исполнительному директору подчиняются начальники юридического отдела, отдела кадров, главный бухгалтер, офис-менеджер, а также руководители дочерних обществ: пяти общестроительных и двух специализированных управлений (отделочное и электромонтажное), УПТК с арматурным цехом и цехом по изготовлению металлоконструкций, ЖБЗ по производству монолитного товарного бетона, базы механизации Спецстройтранс с парком строительных машин и специализированной техники, управления с функцией заказчика «Инвестиционный дом» и санатория-профилактория «Тан».
Целевая аудитория ОАО «СК Трест №21» сосредоточена не только в городе Уфе, но и во многих других городах и поселках Республики Башкортостан, и может быть подразделена на следующие несколько типов.
Первичная аудитория – люди, на которых нужно повлиять в первую очередь и чье поведение необходимо изменить. Это реальные и потенциальные партнеры и клиенты компании.
Вторичная аудитория включает в себя лидеров мнений, которые могут повлиять на первичную аудиторию. Это всевозможные специалисты в данной отрасли, а также представители власти в нашей республике.
Третичная аудитория подразумевает организованные группы, влияющие на рассмотренные выше целевые аудитории. Это различные союзы и ассоциации специалистов в области строительства, а также жюри различных конкурсов, таких как Башкирский республиканский смотр-конкурс объектов жилищно-гражданского назначения, к примеру.
Помимо всех выше перечисленных целевых аудиторий есть еще один ее вид, работа с которым ведется повсеместно и является одним из приоритетных направлений PR-концепции предприятия. Это внутренняя целевая аудитория – директора ДООО, ведущие специалисты треста и рядовые сотрудники.
Сотрудники предприятия – одно из главных направлений в корпоративной культуре организации. Руководство Треста №21 традиционно делает все, чтобы обеспечить своим сотрудникам наиболее оптимальные условия труда, все виды морального и материального поощрения за проявленную инициативу и достижения в труде. К примеру, по средней заработной плате трест находится на первом месте среди родственных предприятий отрасли. Привлечение молодых специалистов для освоения инновационных технологий и преемственность традиций и поколений – два взаимодополняющих направления работы треста. Их осуществлению способствует корпоративная газета, выпускаемая с 1954 года, база отдыха треста «Юбилейная», санаторий-профилакторий «Тан» для детей сотрудников, проводимые ежегодно спартакиады и другие мероприятия для всех сотрудников генерального управления треста и дочерних организаций.
Конкуренты ОАО «СК Трест №21» в зависимости от сферы деятельности могут быть подразделены на:
конкурентов в сфере капитального строительства и реконструкции объектов нефтепереработки и нефтехимии (из-за специфики производства в этой сфере конкурентов у Треста №21 немного и в первую очередь это Трест №3);
конкурентов в сфере капитального строительства объектов жилищного и социально-бытового назначения (в этой сфере конкурентов у Треста №21 значительно больше и в первую очередь это ОАО «КПД»).
Однако значительным преимуществом, выгодно отличающим 21-й трест от прочих, является длительность существования и огромный, накопленный за это время, опыт работы, которые позволяют выполнять строительные работы более качественно, эффективно и за гораздо меньший срок, нежели другие предприятия. Еще одним выгодным отличием является наличие собственной производственной базы, что делает Трест независимым от поставщиков.
Поэтому в отношении конкурентов корпоративная культура организации предполагает позиционирование ОАО «СК Трест №21» как организации с огромными мощностями и опытом работы в данной сфере, которая полностью ответственна за предлагаемые работы перед клиентами. Еще одним направлением работы с конкурентами является предложение партнерства при возведении особо значимых объектов с большим объемом работ в краткий срок.
Общественность также не осталась в ОАО «СК Трест №21» без внимания. Целью корпоративной культуры является создание образа предприятия, ответственного перед всеми жителями республики за рациональное использование ее богатств и заботящегося об экологическом состоянии на ее территории, о безопасности функционирования треста для жителей города, о качестве осуществляемых работ.
Однако одним из важнейших условий достижения поставленных перед предприятием целей является формирование сильной корпоративной культуры и здорового климата в коллективе. Поэтому помимо факторов, оказывающих влияние на формирование корпоративной культуры, следует проанализировать и сложившуюся в организации на данный момент корпоративную культуру с целью определения ее сильных и слабых сторон и выработки соответствующих рекомендаций.
3.2. Анализ сложившейся корпоративной культуры предприятия
Корпоративная культура ОАО «СК Трест №21» складывалась в течение 65 лет и неоднократно претерпевала изменения. Она включает в себя миссию, видение и корпоративную философия и сводится к корпоративно-социальной ответственности организации перед своими клиентами, сотрудниками и обществом в целом. Рассмотрим некоторые из основных ее составляющих.
Миссия Треста №21 может быть выражена следующими словами: «С заботой о тех, кто нас окружает, мы стремимся качественно и эффективно создавать новые здания и сооружения, чтобы каждый человек мог жить в них лучше, чем вчера и сегодня».
В этом предложении нашли свое выражение ключевые устремления Треста:
- внимательное отношение к пожеланиям клиента,
- забота о собственных сотрудниках, условиях их труда и его безопасности,
- ответственность за проделанную работу и ее результаты (в том числе и охрану окружающей среды) перед населением города Уфы и других населенных пунктов республики.
Выполнение всех этих требований подразумевает быстроту, качество, высокий технический уровень строительства, что косвенно также отражено в приведенном выше изложении миссии.
Стратегическая цель организации, или видение, отражающая описание Треста №21 в перспективе, – это достижение лидирующих позиций в республике и стране на рынке сооружения и реконструкции объектов нефтяной индустрии, агропромышленного комплекса и жилья в условиях действующих предприятий.
Стратегическая цель компании реализуется при помощи трех ключевых направлений, которые в данной компании достаточно хорошо сбалансированы:
1. Первое направление («имиджевое») нацелено на долгосрочную перспективу и сводится к формированию благоприятного имиджа компании, который создается годами и увеличивает ее стоимость постепенно.
2. Второе направление («лояльность клиентской базы») важно для процесса роста стоимости компании в среднесрочной перспективе. Лояльность клиентуры создается в течение одного–двух лет после запуска программы лояльности, и в течение такого же срока может быть утрачена в случае неэффективности последующих мер по сохранению клиентской лояльности.
3. Третье направление («прибыльность») четко действует на краткосрочном горизонте, так как финансовые показатели по своей природе обращены «в прошлое», и поэтому могут рассматриваться как свидетельство роста стоимости компании лишь в ближайшее за отчетным периодом время.
Осуществление профессиональных деятельности ОАО «СК Трест №21» ведется только в соответствии с действующими законами и установленными нормами.
Корпоративная культура компании основана на ценности трудовых традиций и замечательных кадров, а также конкуренции с лидерами отрасли за счет профессионализма работающих в Тресте людей, нестандартных решений и нацеленности на результат. Эта культура является преимуществом Треста №21, которое гарантирует некоторую стабильность коллективу, что позволяет сотрудникам быть «уверенными в завтрашнем дне» и еще более эффективно работать.
В самом общем виде основные принципы корпоративной философии могут быть представлены следующим образом:
Надежность и качество всех выполняемых работ: мы применяем передовые технологии в строительстве промышленных и гражданских объектов, проводим тщательный отбор всех строительных материалов и комплектующих изделий, обеспечиваем постоянный контроль качества на всех его этапах.