Корпоративная культура российских предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Российские фирмы и предприятия лишь недавно начали ясно осознавать, что проблемы настоящего и будущего больше не могут решаться с помощью рецептов прошлого. Представления о ценностях пришли в движение.
В современной России на смену прошлым общепризнанным ценностям, таким как дисциплина, послушание, иерархия, власть, приходят другие: участие, самоопределение, коллектив, раскрытие личности, творчество.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
Теоретические аспекты формирования корпоративной культуры.
Понятие корпоративной культуры………………………………………4
1.2. Элементы корпоративной культуры…………………………………….8
1.3. Технологии формирования корпоративной культуры…………...……14
Особенности российской корпоративной культуры………………….20
Заключение…………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 56.96 Кб (Скачать)
 

     Содержание.

Введение………………………………………………………………………….2

  1. Теоретические аспекты формирования корпоративной культуры.
    1. Понятие корпоративной культуры………………………………………4

1.2.    Элементы корпоративной культуры…………………………………….8

1.3.   Технологии  формирования корпоративной культуры…………...……14

    1. Особенности российской корпоративной культуры………………….20

Заключение…………………………………………………………………….23

Список  использованных источников…………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Российские  фирмы и предприятия лишь недавно  начали ясно осознавать, что проблемы настоящего и будущего больше не могут  решаться с помощью рецептов прошлого. Представления о ценностях пришли в движение.

       В современной России на смену  прошлым общепризнанным ценностям,  таким как дисциплина, послушание, иерархия, власть, приходят другие: участие, самоопределение, коллектив,  раскрытие личности, творчество.

     Многие  западные и российские предприниматели  пришли к выводу, что процветает та фирма, в которой создан сплоченный коллектив, где сломлены иерархические  перегородки, где каждый кровно заинтересован  в общем успехе, ибо от этого  зависит его материальное благополучие. Быстрее всех поднимается и развивается  та фирма, коллектив которой имеет  хорошо развитую корпоративную культуру.

     Существует  немало теоретических исследований посвященных вопроса формирования культуры организации и в России. Такие авторы как Сухоруков А.С., Веселков А.Ф., Шихирев П.Н., Орлова Т., Кучерова О. внесли немалый вклад  в развитие теории культуры организации, так в частности, ими были исследованы  элементы корпоративной культуры, роль корпоративной культуры в развитии организации, взаимозависимость организационной  культуры и организационных преобразований.

     Еще несколько лет назад почти  никто не знал словосочетания “корпоративная культура”. И, что интересно, все наши “доски передовиков труда”, значки, почетные грамоты и так далее являются классическим атрибутом корпоративной культуры многих западных компаний с давней и славной историей. Достаточно вспомнить традиционные цвета галстуков английских колледжей, символику “цехов” и странные параллели между “буржуазными” скаутами и советскими пионерами. На заре монополизма, когда основатель крупнейшей автомобильной корпорации Форд здоровался со своими рабочими за руку и поздравлял их с семейными торжествами, он создавал на своих заводах именно эту самую культуру - общую благоприятную атмосферу среди персонала всех уровней. Это эфемерное явление, которое нельзя потрогать в буквальном смысле, но чьи плоды весьма материальны, так как напрямую способствуют увеличению доходов компании.

     Коллектив в несколько десятков или сотен  человек не может сплотиться, держаться  на основе взаимных симпатий и любви  всех членов. Для этого они слишком  различны, а чувство симпатии неустойчиво  и изменчиво. Чтобы спаять людей, нужны более ясные и крепкие  основы, как-то: идеи, правила, нормативы, табу. Все это и составляет корпоративную  культуру. Таким образом, получается, что корпоративная культура - это  общие ценности, верования и убеждения, которые разделяются всеми или  почти всеми членами команды. Носителями корпоративной культуры, естественно, являются сами сотрудники.

     Целью данной работы выступает исследование формирования корпоративной культуры в организации.

     В ходе исследования были сформулированы и рассмотрены следующие задачи:

     1. Анализ сущности корпоративной  культуры, исследование основных  элементов культуры.

     2. Оценка современного состояния  корпоративной культуры на российских предприятиях.

     3. Анализ технологий формирования культуры.

     Цель  и задачи исследования определили структуру  курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, списка источников.

     Теоретической и методологической основой исследования явились труды зарубежных и российских специалистов в области менеджмента  по изучаемой проблеме, анализ современной  формирования корпоративной  культуры. 
 
 

  1. Теоретические аспекты формирования корпоративной культуры.
    1. Понятие корпоративной культуры.

     Концепция корпоративной культуры (Corporate Culture) была разработана в США в 80-е годы XX века. Связано это было с потребностью крупного и среднего бизнеса, которому потребовались новые подходы к управлению, чтобы поднять эффективность труда.

     Культура  - это набор ключевых ценностей, ожиданий и норм, который принимается и разделяется членами организации.

     Корпорация  - сложный организм, основой жизненного потенциала которого является корпоративная культура - то, ради чего люди стали членами именно этого коллектива; то, на чем строятся отношения между ними; это разделяемые ими устойчивые нормы и принципы жизни в организации; это единое мнение о том, что хорошо, а что плохо, и многом другом из того, что относится к ценностям и нормам. Культуру корпорации можно охарактеризовать как выражение базовых ценностей и норм в организационной структуре, системе корпоративного управления, кадровой политике, осуществляющееся в рамках конкретной предпринимательской деятельности.

     В современной литературе существует довольно много определений понятия  «корпоративная культура». Как и  многие другие термины организационно-правовых дисциплин этот не имеет единого  толкования. В современной учебной  и научной литературе насчитывается  около 50 понятий «корпоративной культуры». Рассмотрим наиболее распространенные:

     Корпоративная культура как инструмент управления – это отражение общемировой тенденции включения «человеческого фактора в систему управления, стремление «опереться на развитие творческих способностей работников и их личностную самореализацию».1

     Корпоративная культура - система личных и коллективных ценностей, принимаемых и разделяемых всеми членами организации.

     Корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих  между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и  окружающей среды2.

     Корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации и задающих общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Корпоративная культура проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Корпоративная культура регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его реакции в критических ситуациях.

     Корпоративная культура - это набор наиболее важных положений, принимаемых членами  организации и выражающихся в  заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения  и действий.

       Корпоративная культура - специфическая,  характерная для данной организации  система связей, взаимодействий  и отношений, осуществляющихся  в рамках конкретной предпринимательской  деятельности, способа постановки  и ведения дела.3

     Корпоративная культура - это история, представленная в настоящем (Барри Феган).

     Корпоративная культура - это уникальная общая  психология организации (П. Вейл).

     Корпоративная культура - это набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяются  всеми членами организации (Д.Ньюстром, К.Дэвис).

     Корпоративная культура - это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Сюда входят опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально  испытанные вами или вашими сотрудниками. Ваша организационная культура - это, как люди относятся к хорошо сделанной  работе, а также и то, что позволяет  оборудованию и персоналу работать гармонично вместе. Это клей, который  держит, это масло, которое смягчает... Это то, почему люди занимаются различной  работой в рамках компании. Это  то, как одни части компании видят  другие ее части, и какие формы поведения выбирает для себя каждое из подразделений в результате этого видения. Она проявляет себя открыто в шутках и шаржах на стенах, либо держится взаперти и объявляется только своим. Это то, о чем знают все, за исключением, возможно, лишь руководителя. (Б.Феган)

     Несмотря  на очевидное разнообразие определений, и толкований организационной культуры, в них есть общие моменты.

     Для унификации дефиниции была сделана  попытка сравнить между собой  понятия. Сделано это было с помощью  контент-анализа, т.е. были выделены наиболее часто встречающиеся понятия  или термины, которые употребляют  обычно исследователи, работающие в  данной области.

     Так в большинстве определений авторы ссылаются на образцы базовых  предположений, которых придерживаются члены организации в своём  поведении и действиях. Эти предположения  часто связаны с видением окружающей среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих её переменных (природа, пространство, время, работа, отношения). Нередко бывает трудно сформулировать это видение применительно к организации.

     Ценности (или ценностные ориентации), которых  может придерживаться индивид, являются второй общей категорией, включаемой авторами в определение корпоративной  культуры. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует  считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что «клиент всегда прав», поэтому  в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов организации. В других - может быть всё наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.

     И, наконец, третьим общим атрибутом  понятия корпоративной культуры считается «символика», посредством  которой ценностные ориентации «передаются» членам организации. Многие фирмы имеют  специальные, предназначенные для  всех документы, в которых они  детально описывают свои ценностные ориентации. Однако содержание и значение последних наиболее полно раскрываются работникам через «ходячие» истории, легенды и мифы. Их рассказывают, пересказывают, толкуют. В результате этого они иногда оказывают большее  влияние на индивидов, чем те ценности, которые записаны в рекламном  буклете компании.

     Таким образом, вполне допустимо использование  понятие «корпоративная культура», которой в большей мере отражает данный феномен. В нашем исследовании будет использоваться этот термин.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Элементы корпоративной культуры.

     Корпоративная культура становится атрибутом современной  корпорации, обретает функциональную направленность, которая предопределяет совпадение ценностей ее работников, а также качественное улучшение  их совместной жизнедеятельности.

     Культура  корпорации представляет собой как  бы три организационных уровня. На верхнем уровне представлены такие  видимые факторы, как одежда, символы, организационные церемонии, рабочая  обстановка. Верхний уровень представляет элементы культуры, имеющие внешнее  видимое представление. На следующем  уровне расположены способы организации  командной работы над достижением  общих целей, методы принятия индивидуальных решений, отношение сотрудников  к возникающим проблемам. Этот уровень  показывает готовность к типичному  поведению в той или иной ситуации, готовность к действию. На самом  глубоком уровне располагаются ценности и нормы, определяющие и регламентирующие поведение сотрудников в компании. Ценности третьего уровня тесно связаны  с визуальными образцами (слоганами, церемониями, стилем деловой одежды и др.), они как бы вытекают из них  и обозначают их внутреннюю философию. Эти ценности поддерживаются и вырабатываются сотрудниками организации, каждый работник компании должен разделять их или  хотя бы показывать свою лояльность по отношению к принятым корпоративным  ценностям. Корпоративная культура компании должна соответствовать внешней  обстановке и стратегии этой компании. При наличии этого соответствия создаются такие условия, при  которых сотрудники компании трудятся с полной самоотдачей и высокой  производительностью, что делает компанию высоко конкурентоспособной.5

     Основные элементы корпоративной культуры по уровням:

     1 УРОВЕНЬ – поверхностный уровень  (artifacts) –артефакты и этикет. Представляет  конкретные видимые элементы  культуры, такие как язык, форма  приветствия, одежда, физическое расположение (открытое или закрытое помещение).

     2 УРОВЕНЬ – более глубокий уровень  (behaviors) – поведение и действия  людей, устойчивые образцы и  стереотипы поведения, включая  методы приятия решений индивидами, организацию командной работы  и отношение к проблемам, к  другим людям. 

Информация о работе Корпоративная культура российских предприятий