Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:54, курсовая работа
Целью курсовой является — оценка уровня конфликтности в организации и разработка методов разрешения конфликтов. Задачи курсовой :
1. Осуществить теоретический анализ понятия, функций и видов конфликтов.
2. Изучить основные положения конфликтного менеджмента как системы методов и приемов управления конфликтами.
3. Выявить принципы и приемы управления конфликтом.
4. Рассмотреть технологию управления организационным конфликтом на предприятии на примере ЗАО Тагилэнергосети.
1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ 4
1.1 Понятие, функции, виды конфликта 4
Итак, конфликт выступает как предельный случай развития противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных субъектов. 11
1.2 Оценка уровня конфликтности в организации 11
1.3 Механизм разрешения организационного конфликта и его стадии 16
2 ПРОБЛЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В ЗАО ТАГИЛЭНЕРГОСЕТИ 24
3 ПРИМЕНЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ЗАО ТАГИЛЭНЕРГОСЕТИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
В практике управления конфликтными ситуациями в ЗАО Тагилэнергосети важно не идти только на поводу у естественных, природных эмоциональных реакций, а выработать опыт выбора наиболее правильной, в зависимости от сложившихся обстоятельств, тактики поведения. Пожалуй, стратегия сотрудничества - самая эффективная в большинстве случаев. Но нельзя сказать, что она приемлема во всех управленческих ситуациях, возникающих в ЗАО Тагилэнергосети. Когда речь идет о принципиальном отстаивании целей, ценностей, позиций, от которых зависит жизнеспособность ЗАО Тагилэнергосети, единственный способ разрешения конфликта - противоборство. При сохранении сил и эмоционального потенциала в незначительных конфликтах возможна тактика уступки, компромисса и избегания.
Анализ причин и видов конфликта позволяет рационально и взвешенно отнестись к ситуации и выбрать наиболее эффективную стратегию поведения. Управленческая процедура разрешения конфликта в ЗАО Тагилэнергосети требует терпения, эмоциональной гибкости, понимания состояния оппонента, усилий воли для саморегуляции собственного психического состояния на всех этапах процедуры разрешения конфликта.
Рассмотрим пошагово план возможных действий в разрешении конфликтной ситуации в ЗАО Тагилэнергосети.
Шаг первый. Признайте наличие конфликта. Часто это бывает очень сложно сделать. Но, заявив о конфликте во всеуслышание, вы очистите атмосферу от кривотолков и откроете путь к переговорам. Вспомните, что конфликты неизбежны. Главное - как с ними справляться.
Шаг второй. Договоритесь о процедуре разрешения конфликта. Если конфликт признан и очевиден, то он не решится посредством эмоций. Договоритесь, где, когда и как вы начнете совместную работу. Это первый шаг на пути к его разрешению. Необходимо заранее обговорить: кто будет принимать участие в обсуждении, где и когда пройдут встречи.
Шаг третий. Определите особенности конфликтной ситуации. Важно определить конфликт в рамках проблемы, подлежащей урегулированию. Обе стороны должны высказаться: в чем они видят противоречия, какие чувства это вызывает. Особенно важно, чтобы каждая сторона оценила свой "вклад" в ситуацию. Насколько возможно, постарайтесь исключить скрытые интересы, личные амбиции или обиды, которые могут исказить суть конфликта и усложнить его разрешение.
Шаг четвертый. Исследуйте возможные варианты решения. На этом этапе целесообразно использовать методы группового анализа, поскольку цель состоит в том, чтобы выработать как можно больше вариантов решения.
Шаг пятый. Добейтесь соглашения. Оценивая выдвинутые предложения, следует выбрать наиболее приемлемые для обеих сторон, то есть прийти к соглашению. Иногда бывает достаточно одной встречи и самого факта переговоров, чтобы уладить разногласия. В других случаях необходимо несколько встреч.
Шаг шестой. Воплощайте план в жизнь. Важно как можно быстрее приступить к разрешению конфликтной ситуации после принятия соглашения. Если это необходимо, составьте документ, фиксирующий результаты переговоров: четко распределите, что должно быть сделано, где и кем.
Шаг седьмой. Оцените принятое решение. Даже при самом удачном соглашении могут оставаться неудовлетворенные, обиженные участники конфликта. Это может проявиться в беседах в виде намеков и невербальных реакций (мимике, жестах). Дайте каждому участнику конфликта возможность высказаться открыто, а именно задайте следующие вопросы: "Насколько вас удовлетворяет ход переговоров? Нет ли у вас впечатления, что готовое решение навязано? В результате принятия решения были ли обеспечены обоюдные выгоды? В процессе принятия решения что вызвало у вас отрицательные эмоции? Что, по-вашему, следует включить в принятое решение дополнительно? Что нам нужно сделать на следующей встрече, чтобы улучшить положение вещей?"
Процесс управления конфликтами в ЗАО Тагилэнергосети зависит от самых разнообразных факторов, многие из которых, например взгляды, мотивы, потребности участников, плохо поддаются управляющему воздействию. Тем не менее менеджеры ЗАО Тагилэнергосети наработали немало способов конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.
Самое эффективное средство преодоления конфликтных ситуаций - конструктивное общение. Это лучший способ избежать конфликта или разрешить его, если он уже возник.
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Он основан на восприятии и понимании другого человека. Если рассматривать общение как способ реализации тех или иных отношений, то успех разрешения конфликтной ситуации напрямую зависит от правильной организации общения в ЗАО Тагилэнергосети.
Прием 1. Эмоционально-информационное управление ситуацией.
Пользуясь технологией управления и фильтрации информации, получаемой от других людей, можно не раскручивать эмоции, а переводить их на рациональный уровень. Чаще всего потенциальная конфликтность нарастает там, где искажение информации происходит при передаче по "цепочке". Необходимо сразу же отсечь барьеры вероятного искажения или определить, где возможна предвзятость, необъективность в оценке ситуации.
Если пренебрегать нормой управления информацией, можно столкнуться и с эффектом "самонакручивания". В таком состоянии сотрудник ЗАО Тагилэнергосети самостоятельно делает выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Поэтому следует держать в своем сознании необходимость получения ответов на вопросы и в ситуации предконфликтного или конфликтного общения действовать по следующему алгоритму.
Необходимо справиться с эмоциональным фоном ситуации. Можно попробовать управлять поведением собеседника посредством предложений: "давайте присядем и поговорим", "выпейте воды и успокойтесь", "сначала успокойтесь, потом поговорим". В этой ситуации эффективным может быть отвлечение от ситуации: "подождите, мне надо сделать один звонок", "сколько вам необходимо времени на изложение проблемы?", "вам удобно, если мы пригласим к разговору коллегу Н.?"
Нельзя позволять, чтобы конфликтная информация отвлекала от основной деятельности, то есть нужно определить рейтинг значимости ситуации для конкретного работника, группы работников или ЗАО Тагилэнергосети в целом.
Необходимо выяснить, что произошло (важны только факты без эмоций) и кто свидетели событий. Важно разговаривать с "первым информационным лицом", а не посредниками, которые могут искажать информацию.
На основании полученной информации нужно определить, каковы последствия развития ситуации и есть ли смысл в нее включаться.
Разобраться в мотивации действий сторон и составить предварительный прогноз последствий.
Дать выход негативной энергии, которой "заряжена" ситуация, из собственного сознания. По словам известного психиатра К.М. Быкова: "Печаль, не выплаканная в слезах, заставляет плакать внутренние органы". Здесь оправданны любые приемы защиты, особенно если не вы виновник ситуации.
Прием 2. Техника "активного слушания".
В процессе коммуникации важно развивать один из базовых навыков - "активное слушание". Приемы, используемые при этом, являются необходимыми для эффективного управления общением, особенно в потенциально конфликтных ситуациях. Известный автор бестселлера "Карьера менеджера" Ли Якокка говорил: "Жаль, что не существует учебного заведения, где учили бы слушать. Ведь хорошему управляющему надо уметь слушать не меньше, чем говорить". Эта фраза актуальна не только для менеджеров ЗАО Тагилэнергосети, но и для всех работников предприятия.
Техника "активного слушания" эффективна в трех случаях.
Во-первых, когда ситуация позволяет разобраться с происходящими в ЗАО Тагилэнергосети событиями не торопясь и подробно.
Во-вторых, когда важно сохранить позитивные эмоциональные отношения с данным сотрудником ЗАО Тагилэнергосети.
В-третьих, когда на работнике ЗАО Тагилэнергосети лежит административная обязанность принятия решения в конфликтной ситуации.
Рекомендуя эту технику, менеджеры ЗАО Тагилэнергосети руководствуются следующим. Если показать человеку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют ему, то тем самым ситуация конфликта сводится к минимуму. Кроме того, у руководителя ЗАО Тагилэнергосети будет возможность воспользоваться той информацией, которую он получит в ходе разговора. Собеседнику важно почувствовать себя услышанным и понятым. Например, когда вы слушаете человека и понимаете, что он говорит не то, что думает, можно задать вопрос или выразить беспокойство о взаимном недопонимании. Главное в использовании техники активного слушания - это слышать и воспринимать истинные чувства говорящего. Это ключевой принцип.
Таблица Примеры типовых фраз при решении конфликтной ситуации с использованием техники "активного слушания"
Что сказано другим человеком |
Что он чувствует или подразумевает |
Что можно сказать, чтобы раскрыть чувства |
"Делай что хочешь" |
"Мне не нравится то, что ты собираешься сделать, но мое мнение тебя не волнует. Я думаю, ты сделал бы это в любом случае" |
"Мне кажется, что тебе это не нравится. А чего ты в действительности хочешь?" |
"Мне все равно" |
"Мне не все равно, но говорить об этом нет смысла, ведь ты меня не слушаешь" |
"Но тебя же раздражает случившееся, и меня заботит это" |
"Поступай так, как считаешь нужным" |
"Я слишком устал спорить с тобой. Поступай, как хочешь, хоть я и против" |
"А как считаешь нужным ты? Я хочу, чтобы мы оба достигли желаемого" |
"Ладно" или любое другое слово внешнего одобрения, сказанное неохотно или с гневом в голосе |
"Я не согласен и на самом деле обижен и зол на тебя" |
"Но тебе это не нравится. Я действительно хочу знать, как ты к этому относишься" |
Конструктивное разрешение конфликта в ЗАО Тагилэнергосети возможно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих сторон. Но часто оппоненты, находясь в эмоционально возбужденном состоянии, не могут контролировать свое поведение: им не удается четко изложить свою позицию, услышать и понять друг друга. В конечном итоге конфликт заходит в тупик. Все это, как правило, является следствием нарушения технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Поэтому весьма важным представляется уяснение сути технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
Под технологиями эффективного общения мы будем понимать такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную cсимпатию партнеров по общению. Для уяснения конкретного содержания таких технологий важно иметь в виду, что само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и персептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения. Например, коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией; интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении; персептивный аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной симпатии, сопереживании.
Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов – сотрудников ЗАО Тагилэнергосети. Прежде всего это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения. С одной стороны, сотрудники ЗАО Тагилэнергосети нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. С другой же стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними. Их "закрытость" по отношению друг к другу обусловлена осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество. При этом важно помнить психологический закон общения, который в упрощенной форме гласит, что сотрудничество вызывает сотрудничество, а конкуренция - соперничество и противостояние.
Основное же содержание технологий эффективного общения в конфликтном взаимодействии в ЗАО Тагилэнергосети сводится к соблюдению определенных правил и норм общения. Здесь мы приведем наиболее простые из них с точки зрения использования, весьма эффективные с точки зрения результата:
- концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении;
- уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали;
- сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации;
- в процессе получения информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. К этому можно прибегнуть после получения информации и ее уточнения;