Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:54, курсовая работа
Целью курсовой является — оценка уровня конфликтности в организации и разработка методов разрешения конфликтов. Задачи курсовой :
1. Осуществить теоретический анализ понятия, функций и видов конфликтов.
2. Изучить основные положения конфликтного менеджмента как системы методов и приемов управления конфликтами.
3. Выявить принципы и приемы управления конфликтом.
4. Рассмотреть технологию управления организационным конфликтом на предприятии на примере ЗАО Тагилэнергосети.
1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ 4
1.1 Понятие, функции, виды конфликта 4
Итак, конфликт выступает как предельный случай развития противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных субъектов. 11
1.2 Оценка уровня конфликтности в организации 11
1.3 Механизм разрешения организационного конфликта и его стадии 16
2 ПРОБЛЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В ЗАО ТАГИЛЭНЕРГОСЕТИ 24
3 ПРИМЕНЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ЗАО ТАГИЛЭНЕРГОСЕТИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам. Конфликты происходят и в больших компаниях, и в маленьких фирмах, они могут привести даже к закрытию организации.
Причины, которые привели к возникновению организационного конфликта, также могут быть самыми разными: объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания людей, и субъективными, зависящими от человека; материальными и идеальными; временными и постоянными и т.д. Конфликт в организации может возникнуть из-за собственности, а может – из-за несходства характеров. Причины возникновения конфликтных ситуаций в организации весьма разнообразны. К ним относятся:
1. Недостатки в организации производственных процессов, неблагоприятные условия труда, несовершенство форм его стимуляции.
2. Неправильные действия руководителя из-за отсутствия у него опыта (неумение распределить задание, неправильное использование системы стимулирования труда, неумение понять психологию подчиненного).
3. Недостатки стиля работы и неправильное поведение руководителя, столкновение со стереотипами, утвердившимися в сознании подчиненных под влиянием стиля работы прежних руководителей.
4. Расхождение мнений работников в оценке явлений производственной жизни.
5. Нарушение внутригрупповых норм поведения, распад коллектива на различные группировки, возникновение разногласий между разными категориями работников (например, "старожилами" и "новичками", выделение "незаменимых").
6. Противоречия интересов людей, их функций в трудовой деятельности.
7. Несовместимость в силу личностных, социально-демографических (пол, возраст, социальное происхождение) различий.
8. Личностные характеристики отдельных людей - специфические особенности поведения, отношения к труду и коллективу, черты характера.
Полагаю возможным дополнить этот перечень еще двумя причинами: неправильные действия руководителей в субъективно восприятии подчиненных; несовместимость стиля управления и стиля подчинения.
Также, говоря об организационном конфликте, стоит упомянуть о двух уровнях причин конфликтов: организационном (проблемы менеджмента) и психологическом (проблемы отношений между людьми).
Выделяют пять уровней конфликтов в организации: внутри личности, между личностями, внутри группы, между группами, внутри организации. Эти уровни тесно связаны между собой.
Иногда в организациях не уделяют достаточного внимания внутриколлективной коммуникации, что приводит к дефициту информации у подчиненных и неточному их представлению об организации в целом, способствует распространению различных, нередко противоречивых, слухов в коллективах (синдром "испорченного телефона"). Кроме того, у подчиненных возникает ощущение одиночества, чувство отстраненности от деятельности предприятия.
Неправильный подбор кадров – также "залог" того, что в будущей деятельности предприятия будут возникать организационные конфликты.
Функции организационного конфликта на предприятии представлены в таблице:
Конструктивные |
Деструктивные |
Познавательная |
Разрушение существующей совместной деятельности |
Функция развития |
Ухудшение или развал отношений |
Инструментальная |
Негативное самочувствие участников |
Перестроечная |
Низкая эффективность дальнейшего взаимодействия |
Конфликт - это отсутствие согласия между сторонами-участниками. Мы привыкли видеть в конфликте отрицательные стороны. Мы стремимся сгладить конфликты, уйти от них. Да, конечно, бесконфликтная работа способствует повышению эффективности организации в достижении ее целей. Любой руководитель знает, что конфликт проще, легче и дешевле предотвратить, чем устранять его последствия. Но с другой стороны, конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, позволяет проанализировать альтернативные варианты тех или иных решений, дает дополнительную информацию, помогает выявить слабые стороны оппонента.
К позитивным функциям конфликтов следует отнести:
- определение и выявление
скрытых противников корпоратив
- выявление позиций и сторон оппонентов;
- получение новой информации об оппонентах;
- выявление проблем, существующих в корпорации;
- определение новых правил корпоративного поведения;
- стимулирование к развитию корпорации;
- сплочение коллектива перед лицом проблем, трудностей;
- снятие социальной напряженности.
Негативные функции конфликтов:
- оттягивают большие силы и средства на их разрешение;
- снижают дисциплину;
- осложняют восстановление порядка в организации после конфликта;
- подрывают авторитет администрации;
- ухудшают социально-психологический климат и корпоративную культуру;
- увольнение персонала.
Положительные функции укрепляют и стимулируют социально-психологические отношения в коллективе, повышают уровень корпоративной культуры. Роль корпорации в этом случае - это правильно воспользоваться данными функциями и заставить их работать на укрепление организации.
К наиболее известным и почти везде применяемым психологическим тестам по определению уровня конфликтности в организации относятся специализированные тесты: К. Томаса, А. Ассингера, А. Басса и А. Дарки, Э. Вагнера. Такого типа психологические тесты по определению уровня конфликтности в организации позволяют осуществить моментальную оценку агрессивности личности.
Разработаны и широкопрофильные психологические тесты по определению уровня конфликтности в организации, используемые при постановке за раз комплекса задач, к ним относят методики: МMРI 2, Р. Кеттела, Калифорнийскую методику CPI и Фрайбугрский опросник FPI.
Управление конфликтами и диагностика конфликтов – одна из важнейших инструментов в менеджменте.
Конфликт - это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. В то же самое время конфликт - это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс.
Конфликтный менеджмент - раздел современной конфликтологии, изучающий проблемы управления конфликтными отношениями.
Основные положения теории конфликтного менеджмента могут быть сформулированы следующим образом:
Управление развитием конфликтных ситуаций является управлением людьми. Здесь имеют свое значение все без исключения факторы и мотивы собственно человеческого поведения, включающие объективные и субъективные, материальные и духовные, идеальные, рациональные и прочие моменты.
Управление социальным конфликтом часто означает управление большими группами, массами людей.
Управление конфликтом, и это, пожалуй, самое важное положение, есть управление на базе интересов. Только при соблюдении этого принципа можно рассчитывать, что попытка регулирования конфликта не увязнет во множестве мнений, иллюзий, предрассудков участвующих в конфликте людей.
Из конкретных приемов управления конфликтом большое распространение в современных условиях получил прием институционализации.
Специальный метод регулирования конфликтов, разработанный специалистами Школы государственного управления имени Джона Ф. Кеннеди при Гарвардском университете, называют методом "единого текста"
Каждый из конкретных приемов преодоления и регулирования конфликтов наиболее уместен и эффективен в зависимости от конкретной ситуации, но все они принципиально применимы в любых условиях зарождающегося или возникающего конфликта.
Формулу конфликта, таким образом, можно записать следующим образом:
Проблема + конфликтная ситуация + участники + инцидент = конфликт
Конфликтное поведение - характеризует вторую, основную стадию
развития конфликта
. Конфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений.
Специальный метод регулирования конфликтов, разработанный специалистами Школы государственного управления имени Джона Ф. Кеннеди при Гарвардском университете, называют методом "единого текста"
Каждый из конкретных приемов преодоления и регулирования конфликтов наиболее уместен и эффективен в зависимости от конкретной ситуации, но все они принципиально применимы в любых условиях зарождающегося или возникающего конфликта.
Формулу конфликта, таким образом, можно записать следующим образом:
Проблема + конфликтная ситуация + участники + инцидент = конфликт
Конфликтное поведение - характеризует вторую, основную стадию
развития конфликта
. Конфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений.
Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной
Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения
Уход. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка. При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:
Специальный метод регулирования конфликтов, разработанный специалистами Школы государственного управления имени Джона Ф. Кеннеди при Гарвардском университете, называют методом "единого текста"
Каждый из конкретных приемов преодоления и регулирования конфликтов наиболее уместен и эффективен в зависимости от конкретной ситуации, но все они принципиально применимы в любых условиях зарождающегося или возникающего конфликта.
Формулу конфликта, таким образом, можно записать следующим образом:
Проблема + конфликтная ситуация + участники + инцидент = конфликт
Конфликтное поведение - характеризует вторую, основную стадию
развития конфликта
. Конфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений.
Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной
Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения
Уход. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка. При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:
Уступка. Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины "ухода" в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая, т.е. человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.