Конфликты в организации и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:46, реферат

Краткое описание

В реферате рассмотрены такие основные вопросы как, что же такое конфликт, основные типы, причины возникновения, управление конфликтом, а также какие пути разрешения конфликтов наиболее эффективны.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………………………….3
2. Природа конфликта в организациях…………………………………………………………4
2.1. Что такое конфликт………………………………………………………………………4
2.2. Типы конфликта…………………………………………………………………………..5
2.3. Структура конфликта…………………………………………………………………….5
2.4. Стадии развития конфликта……………………………………………………………..6
2.5. Уровни конфликта в организации………………………………………………………7
2.6. Причины конфликта……………………………………………………………………...9
3. Управление конфликтом…………………………………………………………………….11
3.1. Структурные методы управления конфликтом……………………………………….11
3.2. Межличностные стили разрешения конфликта………………………………………11
4. Последствия конфликта……………………………………………………………………..14
4.1 Функциональные последствия………………………………………………………….14
4.2 Дисфункциональные последствия……………………………………………………...14
5. Методы профилактики конфликтов в организации……………………………………….15
6. Заключение…………………………………………………………………………………...22
7. Список литературы…………………………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Реферат Конфликты в организации и пути их разрешения.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

   Целевые установки, раскрывающие социальную функцию  труда, описывают различные стороны такого комплексного понятия, как «условия труда» (во всех его проявлениях). Целевые установки, раскрывающие такие функции труда, как монетарную и самореализации, охватывают основные направления мотивации трудовой деятельности. Иными словами, персонал ожидает от администрации обеспечения нормальных условий труда и мотивации.

   Администрация организации, руководители подразделений  ставят перед собой в отношении  персонала следующие цели: использование  персонала в соответствии с организационной  структурой управления; повышение эффективности трудовой отдачи персонала. Использование персонала предполагает решение таких целевых задач, как выполнение сотрудниками своей профессиональной роли, а также развитие персонала. Повышение эффективности трудовой отдачи может быть обеспечено за счет создания нормальных условий труда и управления мотивацией трудовой деятельности.

   Таким образом, цели персонала и цели администрации, сформулированные и соответственно структурированные, не только не противоречат, но взаимообусловливают друг друга и создают единую систему интегрированных целей.

   Определение видов связи в организационной  структуре управления. Разработка организационных  структур управления предполагает не только установление состава звеньев  и подчиненности между ними, но и формирование всех необходимых структурных связей между подразделениями и должностями. Только в этом случае будет обеспечено взаимопонимание между звеньями, однозначность отношений, адресность связей, что устраняет основу для взаимных претензий по поводу распределения обязанностей в организационной структуре. А наличие таких претензий является частой причиной возникновения конфликтной ситуации.

   Организационная структура с четким распределением обязанностей между звеньями предполагает, что в соответствующих организационно-распорядительных документах определены способы управленческого воздействия на персонал, реализуемые через структурные взаимосвязи. Они делятся на следующие виды:

    • линейная связь (непосредственная связь «руководитель - подчиненный»);
    • функциональная связь (методическое, консультативное, инструктивное руководство);
    • связь соисполнительства (совместное выполнение работ, совместное участие в процессе принятия решений);
    • связь обслуживания (выполнение вспомогательных работ обеспечивающего характера).

   Баланс  прав и ответственности при выполнении служебных обязанностей. Любая профессиональная деятельность в рамках организации  предполагает, что исполнитель наделен  служебными обязанностями по своей  должности (или рабочему месту), соответствующими ей правами и ответственностью за результаты работы. Указанные характеристики должности отражаются, как правило, в описании работы (должностной инструкции), а также частично регламентируются законодательными актами (например, нормами трудового законодательства) и другими инструктивными документами. Ответственность сотрудника предполагает неукоснительное и своевременное выполнение служебных обязанностей. В ряде случаев распорядительные документы могут содержать дополнительные требования, затрагивающие ответственность исполнителя.

   Одна  из важных задач руководителя подразделения - обеспечить сбалансированность прав и ответственности каждого из сотрудников, а также вверенного подразделения как структурной единицы. Это достигается путем контроля за разработкой регламентирующих документов, а также через анализ работ исполнителей. Если сотруднику определена ответственность за выполнение той или иной служебной обязанности, но не дано прав, обеспечивающих ее ресурсное и организационно-технологическое наполнение, это создает благодатную почву для возникновения конфликтной ситуации между сотрудником и его внешним окружением.

   Выполнение  правил формирования и функционирования временных подразделений. Под временными подразделениями имеются в виду группы по выполнению комплексных программ или проектов в условиях матричных структур управления, временные творческие бригады по решению локальных исследовательских, проектных или иных задач, группы, работающие на принципах командной организации труда, а также другие подобные структурные образования. В мировой практике менеджмента использование указанных организационных форм признано одним из действенных факторов мотивации трудовой деятельности.

   Однако  организация работы в подобных формах требует неукоснительного соблюдения определенных правил. Непродуманное и поспешное введение временных подразделений чревато не только снижением эффективности управления, но и вероятностью возникновения конфликтных ситуаций: между участниками временных подразделений; между администрацией и временными подразделениями; между администрацией и сотрудниками, не участвующими во временных подразделениях. Для того чтобы свести эту вероятность к минимуму, необходимо следовать ряду рекомендаций.

   Во-первых, для временных подразделений  должны быть установлены ясные цели и задачи. Их отсутствие приводит к тому, что создание временных структур превращается в самоцель, участники таких структур теряют интерес к подобным формам работы.

   Организация труда на основе временных подразделений  обязательно предполагает варьирование тематики работы, сроков выполнения заданий, а также периодическое изменение состава участников таких подразделений. Для того чтобы социально-психологический климат между сотрудниками был благоприятным, рекомендуется формировать структуру временных подразделений на основе личностных особенностей их участников. Считается оптимальным, чтобы в состав группы входили люди, выполняющие такие профессионально-психологические роли, как:

    • «генератор идей»;
    • организатор работы;
    • опытный сотрудник, знающий особенности и узкие места групповой организации труда;
    • «оппонент», т.е. сотрудник, выполняющий роль конструктивного критика возникающих идей и предложений;
    • исполнитель, т.е. сотрудник, который по складу своей личности может аккуратно и добросовестно выполнять работу вспомогательного, нетворческого характера.

   Существенным  фактором бесконфликтной работы, который  должна учитывать администрация  при организации временных подразделений, является сохранение и использование  для решения профессиональных задач  неформальных (референтных) групп, существующих в рамках формальных структур.

   Одной из основных задач, решение которой  позволяет в значительной мере предупредить возникновение конфликтной ситуации, является достижение согласия между  участниками группы по принципиальным вопросам организации труда (распределение служебных обязанностей, разработка форм оплаты труда и др.). Решение этих внутригрупповых вопросов должно находиться под контролем администрации.

   В любой  форме групповой организации  труда должна быть четко зафиксирована  индивидуальная ответственность кого-либо из сотрудников за общее состояние дел и отчетность перед руководством. Между администрацией и участниками временных подразделений могут возникнуть разногласия, если не будут обеспечены организационные возможности для совместной работы.

   Эффективное управление мотивацией предполагает открытость информационной системы внутри организации. Это весьма значимый фактор профилактики конфликтов. Частным проявлением  открытой информационной системы является гласность результатов работы, достигнутых различными звеньями структуры управления, в том числе и временными подразделениями.

   Всегда  следует учитывать возможные  негативные последствия при организации  труда на временной программно-целевой, групповой и подобной основе. Так, специалисты, участвующие в работе временных подразделений, могут перерасти исполняемые ими функции. У сотрудников, не привлекаемых к подобным формам, возникает чувство зависти, ущемленности интересов и непричастности к делам организации.

   Организация труда на групповой, программно-целевой основе является непреложным фактом современного менеджмента.

   Вместе  с тем профилактика конфликтов при  ее применении требует тщательной проработки.

   Выполнение  правил делегирования полномочий и  ответственности между иерархическими уровнями управления. Делегирование полномочий - это передача части служебных обязанностей с вышестоящего на нижестоящий уровень иерархии управления. В последние годы данный метод является весьма популярным в мировой практике менеджмента. Его популярность объясняется тем, что он рассматривается как метод решения ряда текущих задач, возникающих в процессе управления; один из методов обучения персонала на рабочем месте; один из инструментов, используемых в процессе подготовки сотрудников к служебному продвижению.

   Однако так же, как и в предыдущем случае с использованием временных подразделений, поспешное и неподготовленное применение метода делегирования чревато серьезными ошибками, приводящими к столкновению интересов различных уровней управления и как следствие - к возникновению конфликтной ситуации. Это относится в равной степени к практике непродуманных, неподготовленных руководителем поручений, передаваемых своим подчиненным. Отсутствие профилактической работы до и после возникновения конфликтной ситуации ведет к существенным противоречиям сторон, занятых в процессе делегирования. Потому-то при использовании делегирования полномочий, а также в более широком смысле при передаче поручений следует неукоснительно выполнять некоторые правила, выработанные в результате положительного опыта менеджмента и управления персоналом.

   Первоочередной  задачей руководителя (или другого  лица, передающего отдельные полномочия) является определение степени участия  сотрудника в процессе принятия решений.

   Нужно помнить, что делегирование полномочий не означает ухода руководителя от ответственности и ее перекладывание на плечи подчиненных; конечная ответственность за принятые решения остается на руководителе. В зависимости от степени доверия к подчиненному или от тех задач, которые руководитель ставит в процессе делегирования (например, проверка компетентности сотрудника или получение им некоторой дополнительной профессиональной квалификации), будет зависеть уровень участия подчиненного в выработке или принятии решения. Это может относиться и к программе практической реализации уже принятых решений.

   При передаче части полномочий, выдаче поручений  руководитель должен сам четко представлять, каким образом решить ту или иную задачу, каков организационно-технологический  процесс выполнения задания, передаваемого подчиненному. Поэтому, прежде чем делегировать что-либо, руководитель должен разработать план выполнения делегируемой работы, четко определить состав и содержание передаваемых полномочий, а также составить перечень информации, необходимой для успешного решения задачи. Причем руководитель должен достаточно полно представлять себе источники этой информации, чтобы при необходимости помочь сотруднику получить необходимые сведения.

   В зависимости  от степени компетентности и готовности сотрудника к выполнению поставленной задачи может изменяться и степень детальности по доведению до него руководителем элементов - программы работ, содержания полномочий, перечня информации. Предупреждению недоразумений, непонимания между сторонами способствует письменная форма передачи заданий, поручений, полномочий и т.п. Это простой, но верный шаг для профилактики предупреждения более серьезных разногласий, приводящих к конфликтам.

   В процессе делегирования необходимо определять контрольные сроки выполнения задания и формы отчетности, как по промежуточным результатам, так и по конечному решению задачи.

   Одной из возможных причин возникновения  конфликтной ситуации не только внутри подразделения, но и между его  руководителем и другими звеньями структуры управления может стать неумение отделять те задачи управления, которые могут быть делегированы, от тех, которые делегироваться не должны. Вопросы общей координации деятельности подразделения, выполнение общих функций управления остаются прерогативой руководителя.

   Кажущийся на первый взгляд незначительным факт передачи полномочий опосредованно, через третьих лиц может в дальнейшем привести к серьезным разногласиям между передающей и принимающей полномочия сторонами. Поэтому еще одним правилом делегирования является передача полномочий без посредников.

   Необходимым условием эффективного и бесконфликтного  делегирования следует считать  проверку руководителем правильности понимания поставленной задачи. Подчиненному сотруднику целесообразно в этом случае изложить своему руководителю некоторые шаги из намеченной программы выполнения работ, что в зависимости от степени готовности сотрудника можно сделать сразу либо по прошествии какого-то времени после получения задания.

Информация о работе Конфликты в организации и пути их разрешения