Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 00:11, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы изучить проблему управления конфликтами, а также проанализировать систему управления конфликтами на предприятии УП «***» и предложить пути повышения эффективности работы данной компании путем более рационального управления конфликтами.
Примечание – Источник [9]
Таким образом, данные таблицы 4 свидетельствует о том, что в трудовом коллективе УП «***» более 80% в возрасте старше 35 лет, в основном работают лица в возрасте от 45 до 54 лет, хотя значительной является и доля молодежи, однако молодые люди не задерживаются надолго на этой работе из-за трудоемкости и монотонности выполняемых операций, а также по причине невысокой оплаты труда.
Согласно документации предприятия касательно стажа работы, более 55% персонала работают на предприятии более 20 лет, благодаря чему детально знают весь технологический процесс, его особенности, а выполнение действий и приемов доведено до автоматизма.
Рисунок 2 - Возрастная структура персонала УП «***», 2008-2009 гг
Примечание – Источник: собственная разработка
На основании таблицы 5 проведем анализ профессионального уровня состава кадров УП «***».
Таблица 5 - Профессиональный уровень состава кадров УП «***» за 2008-2009 гг.
Категория персонала
|
Численность, чел. |
Удельный вес, % | ||||
2008 г. |
2009 г. |
откл. |
2008 г. |
2009 г. |
откл. | |
Всего ППП |
1510 |
1625 |
+115 |
100 |
100 |
- |
В том числе: |
||||||
с высшим образованием |
702 |
778 |
+76 |
46,5 |
47,9 |
+1,4 |
со средним специальным образованием |
689 |
759 |
+70 |
45,6 |
46,7 |
+1,1 |
со средним образованием |
118 |
87 |
- 31 |
7,83 |
5,34 |
-2,5 |
без образования |
1 |
1 |
0 |
0,07 |
0,06 |
- 0,01 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Данные таблицы 5 позволяют сделать вывод о высоком профессиональном уровне завода. На предприятии трудилось в 2008 и 2009 годах около 50% с высшим образованием, причем наблюдается рост удельного веса работников с высшим образованием с каждым годом.
Число занятых на предприятии со средним специальным и средним образованием в 2008 году составило 689 и 118 человек, в 2009 году - 759 и 87 человек соответственно. Удельный вес данной категории - 45,6 и 7,83% (2008 г.) и 46,7 и 5,34% (2009г.) Без образования на предприятии работает 1 человек. Изменений за год в данной категории не произошло.
Эффективность использования персонала характеризуется показателями производительности труда. Оценку эффективности использования кадров исследуемой организации виден по данным таблицы 6.
Таблица 6 - Оценка производительности труда персонала УП «***»
Показатель |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Изменение в % 2009 г. к | |
2007г. |
2008г. | ||||
Выручка от реализации продукции, млн. руб. |
19218,5 |
25090 |
36155 |
+88,1 |
+44,1 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
1526 |
1598 |
1723 |
+12,9 |
+ 7,8 |
Среднегодовой товарооборот на одного работника, млн.руб. |
12,6 |
15,7 |
21 |
+67 |
+33,8 |
Среднегодовая зарплата одного работника, млн.руб. |
6,02 |
6,5 |
9,8 |
+62,8 |
+50,8 |
Примечание – Источник [9]
Проведенные расчеты показали, что за три года каждый работник организации обеспечил компанию товарооборотом дополнительно на 8,4 млн. руб. (21-12,6), то есть производительность выросла на 67%, при том, как товарооборот - на 88,1%. Темпы роста зарплаты (62,8%) не опережают темпы роста производительности труда (67%), что говорит об увеличении эффективности использования кадров по совокупности. Однако это говорит о том, что персонал «отдает» организации больше, чем получает взамен. В данной ситуации с целью более рационального использования персонала необходимо привести темпы роста зарплаты к темпам роста производительности труда.
Таким образом, УП «***» обеспечено квалифицированным персоналом в достаточном объеме, однако следует внести изменения в кадровую политику по вопросам оплаты труда.
Таким образом, исследовав персонал предприятия, можно сделать вывод о том, что наиболее вероятными видами конфликтов являются групповые конфликты (из-за требования коллектива повысить заработную плату). Однако в любой организации преобладают межличностные конфликты, поскольку люди, находясь каждый день рядом с другими сотрудниками, взаимодействуя с ними, часто вступают в различные противоречия, которые и порождают возникновение конфликтов.
2.3 Анализ конфликтных ситуаций на предприятии УП «***»
В настоящее время существует такая точка зрения, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения.
Для анализа конфликтов в организации, а также для оценки психологического климата в коллективе психологом было проведено исследование, в котором принимал участие трудовой коллектив предприятия - менеджеры, руководители подразделений, рабочий состав. Это исследование было проведено в I квартале 2009 г. психологом предприятия.
Методы исследования:
1) Лонгитюдное наблюдение;
2) Психологическое тестирование. Психологическое тестирование сотрудников УП «***» проводилось по трем методикам:
А) Тест описания поведения К. Томаса.
Б) Тест «Самоконтроль в общении»
В) Тест «Твоя конфликтность»
3) Анкетирование
Первый этап исследования заключался в установлении методом наблюдения мнения о каждом сотруднике, его личностных и поведенческих особенностях.
Для этого исследования был выбран механический цех, численность персонала которого составляет 88 человек (в 2009 г.).
Таблица 7 – Сводные результаты исследования
Группа по конфликтности |
Количество человек |
Доля от всех работников цеха, % |
Конфликтная группа |
27 |
31 |
Бесконфликтная группа |
61 |
69 |
Примечание – Источник: собственная разработка
В результате обработки результатов наблюдения была выявлена следующая информация: 27 человек в группе склонны к созданию конфликтных ситуаций (9 человек из них отличаются резкостью, напористостью в общении, в то же время они общительны, хотя зачастую могут создавать конфликтные ситуации; 10 человек из 27, склонных к конфликтам, также являются общительными людьми, но в то же время они развязны, многословны, отпускают неуместные шутки - неприятны в общении, что является причиной создания ими конфликтных ситуаций; и 8 человек в конфликтной группе отличает необщительность, скрытность, упрямость).
В бесконфликтную группу сотрудников предприятия входит 61 человек, среди них можно выделить 28 человек, которые отличаются веселым нравом, болтливостью, добродушием, открытостью; 19 человек отличается спокойствием, уравновешенностью, дружелюбием; 14 человек застенчивы, неуверенны в себе, стремящиеся всем угодить.
Таким образом, результаты наблюдения свидетельствуют о том, что в группе 30,7% людей, способных создавать конфликтные ситуации и 69,3% бесконфликтные в общении.
Следующим этапом эмпирического исследования было психологическое тестирование сотрудников цеха.
Задачи тестирования:
выявить уровень общительности;
определить уровень коммуникативного самоконтроля;
определить стиль конфликтного поведения сотрудников компании.
Вопросы тестов отображены в Приложении А, Б, В.
Анализ полученных данных показал, что 33 сотрудника обладают высоким уровнем общительности - эти люди всюду чувствуют себя в своей тарелке, но не всегда доводят дело до конца. 41 человек обладают средним уровнем общительности, их характеризует любопытность, разговорчивость, однако им не достает усидчивости, терпения при столкновении с серьезными проблемами. 14 человека отличатся низким уровнем общительности - они замкнуты, предпочитают одиночество.
Рассматривая уровень самоконтроля в общении, приходим к выводу, что большинство сотрудников компании (37 человек) обладают высоким уровнем коммуникативного контроля, они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, в состоянии даже предвидеть впечатление, которое произведут на окружающих. 32 человека обладают средним уровнем коммуникативного контроля, их отличает искренность, но не сдержанность в эмоциональных проявлениях. У 19 сотрудников выявлен низкий уровень самоконтроля в общении, что характеризует их поведение как устойчивое, они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации, некоторые считают их «неудобными в общении».
Анализируя показатели стиля конфликтного поведения у сотрудников компании, выявилось, что 37 человек предпочитают сотрудничество в конфликтной ситуации, характеризующееся тем, что участники конфликта приходят к альтернативе, удовлетворяющей интересы отдельных сторон. Двадцать девять из них помимо сотрудничества также могут пойти на компромисс в конфликтной ситуации.
Соперничество в конфликте характерно для тринадцати сотрудников, а тридцать человек предпочитают избегать конфликтов, хотя если этого не удается, двадцать четыре из них способны пойти на компромисс.
Таким образом, для группы характерен средний уровень общительности, высокий коммуникативный самоконтроль и поиск сотрудничества в конфликтной ситуации.
Последним этапом исследования было интервью, цель которого заключалась в выявлении причин возникновения конфликтных ситуаций в компании, а также условия преодоления конфликтных ситуаций.
Вопросы анкетирования отображены в Приложении Г.
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что 45% конфликтных ситуаций на УП «***» возникают в общении с коллегами по работе, 40% конфликтных ситуаций в компании возникают в общении с руководителями, и, соответственно, 15% конфликтных ситуаций возникают в общении с клиентами.
Для анализа конфликтов на предприятии, а также для оценки психологического климата в коллективе было проведено анкетирование персонала.
Ответы на вопрос: «Довольны ли вы своей работой?» распределились следующим образом:
Рисунок 3 – Распределение ответов на вопрос: «Довольны ли вы своей работой?»
Итак, большинство сотрудников своей работой довольны - это можно оценить положительно. Однако, если человек абсолютно доволен своей работой, это может означать,что он не намерен самосовершенствоваться.
Рисунок 4 – Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли вы себя конфликтным человеком?»
83 % работников не считают себя конфликтными людьми. Возможно, такая самооценка была необъективна.
На вопрос: Легко ли Вы находите общий язык с коллегами? Ответы следующие: постоянно натыкаюсь на стену непонимания, всегда нахожу, чаще нет, чаще да. Что примечательно, сотрудники, отнесшие себя к высшему руководству, а также большинство рядовых работников, ответили «Всегда». А вот руководители среднего звена, а также часть служащих испытывают затруднения во взаимопонимании.
На вопрос: Часто ли Вы становитесь участником конфликтных ситуаций. Ответы следующие: моя хата с краю, без меня не обходится, редко, часто.