Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 18:59, курсовая работа
Цель – на основе исследований конфликтов в сфере управления на предприятиях России дать рекомендации по их урегулированию.
Задачи:
- рассмотреть природу, сущность и структуру конфликтов;
- показать методику урегулирования конфликтов, методы диагностики и профилактики;
- исследовать конфликты на предприятиях России, показать общие принципы, правила, рекомендации, используемые при управлении конфликтами.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРИРОДА КОНФЛИКТОВ В УПРАВЛЕНИИ
1.1 Сущность и структура конфликта
1.2 Классификация и функции конфликтов
2. КОНФЛИКТЫ И МЕТОДЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Диагностика конфликтов
2.2 Профилактика конфликтов
3.. КОНФЛИКТЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ИХ УСТРАНЕНИЯ
3.1 Характерные черты конфликтов на предприятиях
3.2 Рекомендации по разрешению конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
По формам проявления конфликты
действительно имеют место во
всех областях общественной жизни, а
потому правомерно выделять социально-экономические,
этнические, межнациональные, политические,
идеологические, религиозные, военные,
юридические, семейные, социально-бытовые
и иные типы конфликтов. Они являются
предметом рассмотрения в первую
очередь соответствующих
С точки зрения менеджмента
группировка конфликтов, их классификация
ориентируется преимущественно
на экономику и социальную сферу,
т.е. на хозяйственное управление организацией,
действующей в условиях рынка, проблемы
формирования, развития и поведения
персонала под воздействием рыночных
отношений. Следовательно, в плане
управления персоналом приоритетно
предметное изучение конфликтов социально-экономического
типа, которые главным образом
связаны с практикой
Типы и виды конфликтов
в организации выделяются по семи
наиболее существенным признакам - источникам
и непосредственным причинам возникновения,
формам и степени конфликтного столкновения,
коммуникативной
По источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. В первом случае конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся в организации или его подразделении обстоятельств. Объектом столкновения выступает конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие стороны. Субъекты конфликта - работники организации со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.
По непосредственным причинам
возникновения конфликты
Свою специфику имеет классификация конфликтов и по другим признакам. Так, по формам и степени столкновения противоборство может быть открытым (спор, ссора и т.п.) и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т.д.); стихийным, т.е. спонтанно возникшим, и преднамеренным, заранее спланированным или просто спровоцированным. Такие конфликты оказываются либо неизбежными, в известной степени закономерными; либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными, лишенными всякой целесообразности.
Конфликты по коммуникативной направленности разделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг у друга; вертикальные, т.е. те, участники которых связаны теми или иными видами подчинения.
По масштабам и
Большим разнообразием форм проявления характеризуется типология конфликтов по составу конфликтующих сторон, затрагивающих в большинстве случаев их интересы, целеполагание, соблюдение социальных и нравственных норм, определение функциональной значимости конфликтного противостояния. В первую очередь к этим типам относятся внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые конфликты.
Межличностный конфликт древнее внутриличностного, поскольку развитие межличностных отношений предшествовало возникновению автокоммуникации, общению индивида с самим собой.
По способам урегулирования
(разрешения) конфликты разделяются
на антагонистические, сопровождаемые
неуступчивостью и
Существенно значим еще один
признак классификации
По сфере проявления названный конфликт относится, безусловно, к производственным. Непосредственная причина его возникновения эмоциональная, отразившая совестливое отношение рабочих к условиям, результатам и оценке своего труда. По форме столкновения конфликт следует рассматривать как открытый, спонтанный, направленный вертикально - «снизу вверх», потребовавший вмешательства заинтересованных посредников. Способом разрешения конфликта стал компромисс сторон, признавших свою неправоту: одни (руководство стройуправления) - по существу проблемы, другие (рабочие участка) - по вызывающей форме протеста. В итоге возобладал функционально-позитивный результат.
Функция конфликта выражает,
с одной стороны, его социальное
назначение, а с другой - зависимость,
которая возникает между ним
и другими компонентами общественной
жизни. В первом случае берутся во
внимание последствия конфликта, во
втором - направленность отношений
конфликтующих субъектов
Конфликтное столкновение относится к тем явлениям, которые не поддаются однозначной оценке. Оно выступает способом социального взаимодействия в условиях обострения напряженности между людьми, когда обнаруживаются несовместимые взгляды, позиции и интересы, происходит противоборство сторон, преследующих далеко отстоящие друг от друга цели.
Уже в силу самой своей
природы конфликт может являться
носителем и созидательных, и
разрушительных тенденций, быть добром
и злом одновременно, приносить как
благо, так и вред участвующим
в нем сторонам. Поэтому его
функции характеризуются с
Положительными, функционально
полезными результатами конфликта
считаются решение той
По своему содержанию функции конфликта охватывают как материальную сферу (связаны с экономическими интересами, выгодой или потерями), так и духовно-нравственную сферу. Всё это эмоционально сказывается на эффективности совместной деятельности, может облегчать либо затруднять процесс управления организацией.
Можно выделить ряд функций, имеющих, в частности, наиболее существенное значение в деле управления организацией и поведением персонала.
Одна из основных функций
конфликта - та, благодаря которой
достигается интегрирующий
Внутригрупповой конфликт обычно
имеет положительное
Важнейшая функция конфликта - активизация социальных связей, придание взаимодействию людей и их отношениям большей динамичности и мобильности. Это сказывается на темпах социально-экономического развития как в обществе, так и в пределах отдельно взятой организации, определяет ту или иную степень делового настроя.
Для любой группы важны
сплоченность, мера тяготения друг
к другу и к группе в целом.
Базовую основу такого притяжения образуют,
во-первых, привлекательность целей
объединения, а во-вторых - сходство
взглядов и ценностных ориентации его
членов, эффективность и
Однако следует иметь в виду, что достигнутая сплоченность, объединяющие начала внутри коллектива таят в себе риск подмены индивидуального эгоизма групповым, который выражается антипатией, неприязнью, враждой и даже ненавистью по отношению к другим группам (коллективам).
В пределах предприятия (организации)
в орбиту межгрупповых конфликтов могут
втягиваться первичные рабочие
группы, отдельные подразделения, связанные
с разными звеньями общей технологической
цепочкой, а также маркетингом
и другими управленческими
Чаще других субъектами противостояния в межгрупповых отношениях оказываются работники разных инспекционных служб, которые осуществляют, в частности, технический контроль, в том числе и за качеством продукции, санитарный и экологический надзор, инспекцию охраны труда и безопасного ведения работ, аудит и другие формы финансово-хозяйственной ревизии.
К существенным функциям конфликта относится сигнализация об очагах социальной напряженности. Конфликтное столкновение позволяет не только обнаружить нерешенные проблемы и серьезные промахи в ведении дела, но и предоставляет возможность для открытого выражения потребностей, интересов и устремлений людей, их неудовлетворенности или протеста.
Конфликт значим и как средство инновации, содействия творческой инициативе. В конфликтных условиях люди яснее осознают как свои, так и чуждые им интересы, объективные тенденции и противоречия общественного развития, необходимость преодоления препятствий на пути прогресса и достижения максимальной пользы.
Оригинальные, по-новому сформулированные идеи, отказ от укоренившихся привычек и устаревших традиций очень часто наталкиваются на неприятие, сопротивление, негативную реакцию.
Обычно конфликт стимулирует инициативу, творческую активность, мобилизацию созидательных сил, поиск нестандартных подходов к решению сложных проблем, оптимальный выбор из альтернативных вариантов - выбор, ведущий в конечном счете к повышению эффективности совместного труда.
Вместе с тем конфликт
может и усиливать проявления
недоброжелательства в
Весьма значима и такая функция конфликта, как трансформация (преобразование) межличностных и межгрупповых отношений. Конфликт, поляризуя противоположные силы, одновременно создает предпосылки для их объединения и сплоченности на новой основе, способствует укреплению взаимного уважения и доверия.
И еще на одну немаловажную
функцию конфликта следует
Основная задача состоит
в том, чтобы придать конфликту
по возможности функционально-
2. КОНФЛИКТЫ И ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЕ
2.1 Диагностика конфликтов
Диагностика конфликтов – это выявление причин возникновения конфликтной ситуации.
Организация в широком
смысле представляет собой социальную
систему, устойчивую форму объединения
людей - индивидов, групп и иных общностей,
причастных к определенной совместной
деятельности, а также условия
их взаимодействия друг с другом. Это
более или менее сложное
В обычном, узком смысле слова
организация есть способ организационного
построения, призванного гарантировать
прочность объединения
Экономические организации (акционерные общества, хозяйственные товарищества, производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные коммерческие предприятия) имеют свои особенности в структурном отношении и функционировании.