Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 22:22, курсовая работа
Целью работы является выделение и описание личностных характеристик менеджера, влияющих на успех его деловой карьеры.
Поставленная цель определила конкретные задачи исследования:
Рассмотреть сходства и различия понятий «менеджер», «руководитель», «лидер», а также изучить основные теории лидерства;
Определить требования, которые предъявляются к современному менеджеру;
Изучить какими личностными качествами должен обладать менеджер и научиться их развивать.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль менеджера в системе управления………………………………5
Различие понятий: руководитель – менеджер – лидер……………...……5
Теории лидерства: основные подходы…………………………………….12
Глава 2. Роль личностных качеств в деловой карьере менеджера………......21
2.1. Требования, предъявляемые к современному менеджеру………………21
2.2. Деловая карьера менеджера, основные этапы…………………………....25
Глава 3. Концепция саморазвития менеджера……………………………...…29
3.1. Развитие эмоционального интеллекта…………………………………….29
3.2. Практика развития личностных качеств менеджера как фактор его деловой карьеры…………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы……………………………………………………………...42
В компаниях, где практически отсутствуют возможности для обучения, менеджеры вынуждены самостоятельно поддерживать свой рост и развитие. Однако далеко не каждому удается в одиночку справляться со своими слабостями. Некоторые руководители избегают острых ситуаций и в интересах комфорта практически исключают из своей деятельности риск, не давая тем самым раскрыться и развиться скрытым способностям, в результате чего их деловая жизнь превращается в рутину, такие менеджеры ограничены остановленным саморазвитием.
Квалифицированное и своевременное решение проблем является очевидным управленческим навыком. Однако все-таки некоторые руководители не умеют рационально работать над решением проблем и добиваться качественных решений. Им трудно проводить совещания по решению задач, установлению четких вразумительных целей, планированию и контролю. В результате подобной деятельности проблемы не решаются, а наоборот накапливаются, это мешает движению вперед, отвлекает внимание и порождает дискомфорт внутри компании, такой менеджер ограничивает себя недостаточностью навыка решать проблемы.
Ситуация на рынке заставляет современных менеджеров учиться творчески подходить к решениям, выдвигать новые, нестандартные идеи, мотивировать своих подчиненных к творчеству, использовать инновационные подходы в работе компании. Менеджеры, не умеющие выдвигать свежие идеи, обычно не поощряют и креативные идеи своих сотрудников, высмеивая их, считая несерьезными и поверхностными. Высокая изобретательность требует готовности бороться с препятствиями, рисковать. Руководитель, не желающий экспериментировать или сохранять творческий подход, ограничен недостатком творческого подхода.
Иногда руководителю приходится управлять сотрудниками, которые ему прямо не подчинены в компании, т.е. действовать в ситуации затрудненных иерархических отношений. На практике мы видим, что некоторые оказываются неспособными заручиться поддержкой и участием сотрудников. Такие менеджеры не умеют влиять на коллектив, часто обвиняя окружающих в том, что к их мнению не прислушиваются, не считаются, им завидуют или игнорируют. Это приводит к прямой конфронтации с подчиненными или же, наоборот, к излишней зависимости от их мнений и интересов. Руководитель, который недостаточно настойчив, плохо устанавливает взаимодействие с другими людьми, у которого недостаточно развито умение слушать других и выражать собственные мысли, ограничен неумением влиять на окружающих.
Современная наука управления развивается очень интенсивно, быстрыми темпами, сегодня она представляет собой синтез теоретических разработок и осмысление выводов, сделанных из многолетней практической деятельности. Для того чтобы добиться высокой отдачи от подчиненных необходимо серьезно оценить эффективность своего управления другими людьми. Умение управлять – это еще получать обратную связь от подчиненных: людей нужно уметь заинтересовать, а значит, понимать их мотивацию, людям приходится давать поручения, а значит, разделять с ними ответственность. Руководителям, неспособным разобраться в своих управленческих подходах зачастую не хватает умения внятно и понятно их объяснить. Поэтому если менеджер недостаточно разбирается в мотивации других людей, его управленческий стиль устарел и больше, увы, не соответствует условиям, он ограничивает себя недостатком понимания сути управленческого труда.
Эффективный руководитель умеет грамотно распределять время и силы как собственные, так и своих сотрудников. Он четко определяет роли, в соответствии с квалификацией и способностями, исключает расточительность в работе и конфликтность во взаимоотношениях. В противном случае - пустая растрата рабочего времени и неэффективность методов работы приводит к тому, что сотрудники начинают чувствовать себя неудовлетворенными, работать ниже своих возможностей, моральный климат группы быстро ухудшается, взаимоотношения в коллективе портятся, роль каждого отдельного сотрудника плохо очерчена, мало понимается вклад руководства. Руководитель, который не умеет добиваться практических результатов от своих сотрудников, ограничен недостатком способности руководить.
Почти что каждый руководитель время от времени выступает в роли наставника. Не развивая этого умения, он не сможет довести показатели сотрудников до требуемых и помочь им в саморазвитии. Если у сотрудников отсутствует возможность для личностного и профессионального роста, исчезает динамика, руководитель отрывается от группы, лишаясь тем самым ее поддержки и участия. Таким образом, руководитель, не способный или не желающий помогать развитию других, обречен на развал команды и ограничен неумением обучать.
Если менеджеру не удается создать благоприятный корпоративный климат и превратить группу в квалифицированный и результативный коллектив, он вынужден немалую часть времени и сил тратить на решение внутригрупповых проблем, что отвлекает от выполнения основных задач. Не получая от членов группы отдачи, не используя их умения, он полагается большей частью на себя, а это снижает эффективность и вносит дополнительные трудности в его деятельность. Такой руководитель ограничивает себя низким умением сформировать группу.
Признание личного ограничения – это движущая сила для перемен, но часто требуются и другие опыт и обучение, для того чтобы углубить свое понимание, приобрести новые знания и подходы. Значительные изменения в себе предполагают уверенность в своих силах, умение делать все по-новому. Задача менеджера – выявить свои ограничения, хорошенько проанализировать их, научиться действовать по-иному, приобрести нужные умения, а затем внедрить новые методы работы, продвигаясь, шаг за шагом вперед.
Заключение
Работа менеджера в первую очередь связана с работой с людьми и поэтому требует огромного количества, как профессиональных, так и личностных качеств. Менеджер должен принадлежать к группе своих подчиненных и быть их лидером, причем не просто номинальным руководителем, а настоящим лидером.
Лидерство было отдельно рассмотрено, как важный инструмент менеджмента. Лидера выделяют его интеллектуальные способности, унаследованные и воспитанные черты характера, приобретенные умения. Лидер не обязан быть менеджером, но менеджер, как правило, всегда лидер. Лидерство есть психологический феномен, а менеджмент – социальный.
Практика показывает, что не все даже высококвалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями, могут успешно руководить производством. Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:
- знания в области теории и умения в сфере практики управления;
- способность к коммуникациям и умение работать с людьми;
- компетентность в области
Современный менеджер должен обладать, такими качествами, как: целеустремленность, гибкость, работоспособность, настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность, инициативность, стрессоустойчивость.
Работа менеджера над собой, самосовершенствование, саморазвитие — важнейшая задача, работа над которой позволяет менеджеру включить в действие весь свой творческий потенциал, максимально полно использовать свои возможности и способности. Эта работа должна осуществляться по следующим направлениям:
— развитие личностных качеств, способствующих эффективному управлению;
— развитие профессиональных (управленческих) умений, совершенствование самой управленческой деятельности в каждом ее компоненте;
— развитие коммуникативных умений и навыков.
Список литературы
1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 — 86.
2. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57 — 65.
3. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Дж., Донелли Дж.Х. мл. Организации: поведение, структура, процессы. - М.:ИНФРА-М, 2010.
4. Гоулман Д. С чего начинается лидер. — М. Альпина Бизнес Букс, 2006.
5. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
6. Дафт Р.Л. Менеджмент: Пер. с англ.: Учебник. - СПб., 2000.
7. Дизель П.М., Раньян У. М.-К. Поведение человека в организации. Пособие для школ бизнеса. М.: Фонд "За экономическую грамотность", 1993.
8. Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. Учебное пособие. М. 2000.
9. Дятлов В.А., Кибанов А.Я. Управление персоналом, М.: ВШЭ, 2000.
10. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации. - М. Инфра-М, 2011.
11. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение. - М.: Дело, 2003.
12. Кулагин О.А. Принятие решений в организациях. Спб.: Издательский дом "Сентябрь", 2001 6-16, 87-107
13. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения. М.: Дело, 2004
14. Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: Инфра-М, 2009.
15. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: "Дело", 2005.
16. Молл Е. Г. Менеджмент: организационное поведение. - М.: Финансы и статистика, 2008.
17. Ньюстром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте. - С.-Пб.: Питер, 2000.
18. Плаус С. Психология оценки и принятия решения. - М.: Филинъ, 1998.
19. Румянцева З.П., Филинов КБ., Шрамченко Т.Б. Общее управление организацией: принципы и процессы. 17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль З.М.:ИНФРА-М,2000
20. Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя / Под ред. В. Красновой, А. Привалова. 5-е изд., доп. - М., 2001.
21. Силбигер С. МВА за 10 дней / Пер. с англ. Э.В. Шустера - М.: ЗАО "Консультант Плюс", 2001. - 440 с.
22. Филонович СР. Лидерство и практические навыки менеджера. 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. - М.: ИНФРА-М, 1999.
23. Хант Р., Базан Т. Как создать интеллектуальную организацию. Пер. с англ. - М. : ИНФРА-М, 2002.
24. Э. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. - С.-Пб : Питер, 2000.
25. Boston Scientific - Leading innovator of medical solutions. - http://www.bostonscientific.
26. Mahindra Satyam Placement Papers. - http://www.mahindrasatyam.com/
27. Tom's of Maine: Natural Toothpaste, Deodorant, Soap and More .
- http://www.tomsofmaine.com/
1 Дафт Р.Л. Менеджмент: Пер. с англ.: Учебник. - СПб., 2000. стр 466
2 Дафт Р.Л. Менеджмент: Пер. с англ.: Учебник. - СПб., 2000. стр 467
3 Дятлов В.А., Кибанов А.Я. Управление персоналом, М.: ВШЭ, 2000.
4
Boston Scientific - Leading innovator of medical solutions. - http://www.bostonscientific.
5 Mahindra Satyam Placement Papers. - http://www.mahindrasatyam.com/
6
Tom's of Maine: Natural Toothpaste, Deodorant, Soap and More . - http://www.tomsofmaine.com/
7 «Often Wrong. Never in Doubt», Donny Deutsch
8 Emotional Intelligence Information. - http://www.unh.edu/emotional_
9 Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д.Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 301 с.