Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 22:22, курсовая работа
Целью работы является выделение и описание личностных характеристик менеджера, влияющих на успех его деловой карьеры.
Поставленная цель определила конкретные задачи исследования:
Рассмотреть сходства и различия понятий «менеджер», «руководитель», «лидер», а также изучить основные теории лидерства;
Определить требования, которые предъявляются к современному менеджеру;
Изучить какими личностными качествами должен обладать менеджер и научиться их развивать.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль менеджера в системе управления………………………………5
Различие понятий: руководитель – менеджер – лидер……………...……5
Теории лидерства: основные подходы…………………………………….12
Глава 2. Роль личностных качеств в деловой карьере менеджера………......21
2.1. Требования, предъявляемые к современному менеджеру………………21
2.2. Деловая карьера менеджера, основные этапы…………………………....25
Глава 3. Концепция саморазвития менеджера……………………………...…29
3.1. Развитие эмоционального интеллекта…………………………………….29
3.2. Практика развития личностных качеств менеджера как фактор его деловой карьеры…………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы……………………………………………………………...42
Менеджер является истинным профессионалом в своем деле, а лидер, скорее, энтузиастом. Менеджер видит, какой вклад его сфера/функция вносит в прибыльный рост организации. Знает, каковы планы по его сфере ответственности; Хорошо знает свою среду, в которой непосредственно оперирует. Он мыслит в контексте существующих проблем и вопросов, а также демонстрирует понимание основных вопросов в своей сфере ответственности. Лидер, в свою очередь, вырабатывает новые инициативы, направленные на получение прибыли, и затрагивающие не только его собственную сферу ответственности.
Следующее различие заключается в том, что менеджер принимает решения, а лидер превращает решение в реальность, внедряя существенные улучшения в процессы, возможности, методы или практику в значительной части компании, которые оказывают существенное влияние на финансовые показатели. Подобная культура лидерства хорошо развита в корпорации Nike.
Кроме того, менеджер делает дело правильно, а лидер делает правильное дело. Лидер принимает жесткие решения, Подробную информацию об этом можно найти в книге специалиста по рекламе Донни Дейча: «Часто ошибаюсь, никогда не сомневаюсь».7
Менеджер уважаем, а лидер обожаем. При этом лидер принимает на себя более высокие риски, чтобы получить более высокую выручку или конкурентное преимущество. Лидер не боится и не избегает конфликтов и критики. Руководитель американской компании WinPlus Дэн Шин сформулировал основной принцип культуры лидерства следующим образом: «Великие люди возводят себе монументы из тех камней, которые швыряют в них критики. Стремится понять соображения и чувства других.
Тем не менее, несмотря на многие преимущества лидера, он не важнее менеджера и не может его заменить. Если организация хочет выжить и тем более добиться успеха в современных условиях, ей необходимы и менеджеры, и лидеры. В идеале руководитель должен сочетать умелое лидерство с грамотным менеджментом и использовать их как две взаимодополняющие силы.
Однако с точки зрения психологии, человек не способен быть одновременно менеджером и лидером, так как это люди совершенно разных типов. Поэтому для того, чтобы найти способ обучать грамотных менеджеров и одновременно воспитывать талантливых лидеров, компаниям необходимо понимать и учитывать все различия между ними.
Теория лидерства пытается выявить и предсказать, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и почему. В зависимости, с какой позиции рассматривают лидерство, разработаны и различные подходы к нему.
В теории лидерства выделяют четыре основных подхода, которые объясняют, что делает лидера эффективным:
Подход с позиции личных качеств к исследованию лидерства относится к ранним подходам, который ставил своей целью выявить свойства как личностные характеристики эффективных руководителей. В основе личностной теории лидерства (теория «Великих людей»), лучшие руководители обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Исходя из этой теории, если эти качества могли быть выявлены, то эти люди могли бы научиться воспитывать в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. К некоторым из этих черт относятся – уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, уверенность в себе, способность к анализу и решению комплексных проблем и т.д.
К одним из основных понятий данного подхода, позволяющих снять некоторые ограничения данного направления исследований, является понятие «баланса»:
Исследования, основанные на этом подходе, активно проводились в период с 1930 по 1950 г.г. К наиболее известным представителям этого подхода относят Ордэя Тида, который был убежден, что преуспевающие лидеры обладают определенными и четко определенными чертами. Наиболее крупная программа по изучению профессий была реализована в 1934 году. Одним из пионеров этих исследований был Ральф Стогдилл (профессор университета шт. Огайо). В последствии в 1948 году Стогдилл сделал комплексный обзор исследований, где отмечалось, что изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Он пришел к выводу, что лидерство лучше рассматривать во взаимодействии многих независимых переменных, которые находятся в состоянии непрерывного движения и изменения. Это оказалось достаточным, чтобы переменить господствующие раннее взгляды на лидерство. На первый план выдвинулся приоритет поведения лидера, а не его личных качеств.
Подход с позиции власти и влияния описывает эффективность лидерства в терминах властных полномочий, типов власти. Власть важна не только в плане в плане влияния на подчиненных, но и влияния на партнеров, клиентов, вышестоящих руководителей и поставщиков.
Эффективный лидер искусно использует власть позиции (должность, уровень иерархии), так и личную власть. В каждом конкретном случае он использует тот ее вид, который позволяет до минимума сократить статусные различия и избежать опасности столкновения с устойчивой самооценкой подчиненных, т.е. властные полномочия реализуются «мягко».
Важным вопросом, рассматриваемым в рамках этого подхода, является вопрос о пределах власти, которым должен обладать руководитель. Например, в условиях безработицы и отсутствия каких-либо защищающих прав работающих организации, пределы власти лидера могут быть значительно расширены.
Связующим звеном, соединяющим теорию власти и поведенческий подход, являются исследования тактик влияния, используемые руководителем. К таким тактикам влияния относятся:
Выбор тактики влияния определяется ситуацией, целями влияния и статусами людей в группе.
Харизматическая теория Конгера – Канунго данная теория основывается на рассмотрении харизмы лидера.
К харизматическим характеристикам лидера относят:
Поведенческий подход предполагает изучение того, что лидеры и руководители делают на самом деле. Главная цель этого подхода состоит в том, что если существуют специфические особенности поведения лидера, обеспечивающее его успешность, следовательно, мы можем обучать лидерству, создавать специальные программы, которые позволят сформировать эффективные модели поведения лидера.
Важным вкладом поведенческого подхода в теорию лидерства является то, что он позволяет провести анализ и сопоставить классификацию стилей руководства, т.е. как руководитель ведет себя со своими подчиненными.
Исследователи поведенческого подхода изучали различия между ориентацией на задачу и на персонал, автократией и демократией и т.п. Допущения лидера относительно подчиненных было удобно скомпоновано Дугласом Макгрегором (профессор Массачусетсского технологического института).
В своей книге «Человеческая сторона предпринимательства» Д. Макгрегор предложил впервые теории Х и У.
Теория Х. Д. Макрегор назвал «традиционным взглядом на управление и контроль». В соответствии с теорией Х:
Теория У. Д. Макгрегор данную теорию называет
средством «интеграции индивиду
В соответствии со взглядами Макгрегора принцип, который выведен из теории Х - это управление и контроль, осуществляемый авторитетом (автократический стиль поведения). Напротив, теория У основана на принципе интеграции, который буквальном смысле создает условия, при которых отдельные личности достигают собственных целей всей организации – это и есть процесс взаимного дополнения (демократический стиль поведения).
Классификация Курта Левина. К. Левин выделил и классифицировал следующие стили лидерства: демократический, автократический и попустительский (либеральный). В этой классификации акцент делается на степень влияния подчиненных или руководителя на принимаемое решение.
Теория лидерства Ренсиса Лайкерта. Основы своей теории он изложил в 1961 году в своей книге «Новый тип менеджмента». Лайкерт в своей теории учитывал два основных принципа:
Р. Лайкерт сопоставил различные типы организационных структур и взял в основу типы принятого решения, мотивационные принципы, характер коммуникационных процессов, способы принятия решения, установки целей и приоритетов, также способы контроля. На основе данного сопоставления он предложил четыре типа организаций:
Классифицировать стили руководства, Лайкерт и его коллеги, предложили сравнивать группы с низкой производительностью в различных организациях. Они считали, что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства.
Ситуационный подход к лидерству реализуется в двух основных направлениях исследования.
Первое изучает лидерское поведение как зависимую переменную от ситуации.
Второе направление акцентирует свое внимание на ситуациях и рассматривает влияние лидера на их изменение.
К наиболее значимым теориям ситуационного характера относят:
Модель Фидлера рассматривает три основных переменных: отношение между руководителем и членом группы, структура задачи и должностные полномочия. Производительность группы, в соответствии с этой моделью, зависит от стиля лидерства и благоприятной ситуации.
Подход Митчелла и Хауса «путь – цель» указывает руководителям на необходимость применения стиля руководства, наиболее сообразный ситуации.
Теория жизненного цикла Херси и Бланшара утверждает, что наиболее эффективный стиль лидерства всегда разный – в зависимости от зрелости и исполнителей. Зрелость, согласно данной теории, не является постоянным качеством лица или группы, а скорее характеристикой конкретной ситуации.
Модель принятия решений руководителя Врума – Йеттона основана на пяти видах поведения и семи потенциальных ситуациях.
Согласно ситуационным теориям поведения, лидеры адаптируют свое поведение к требованиям роли и давлению ситуации.
С позиции ситуационного подхода к лидерству эффективность управления зависит от того: