Концепция саморазвития менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выделение и описание личностных характеристик менеджера, влияющих на успех его деловой карьеры.
Поставленная цель определила конкретные задачи исследования:
Рассмотреть сходства и различия понятий «менеджер», «руководитель», «лидер», а также изучить основные теории лидерства;
Определить требования, которые предъявляются к современному менеджеру;
Изучить какими личностными качествами должен обладать менеджер и научиться их развивать.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль менеджера в системе управления………………………………5
Различие понятий: руководитель – менеджер – лидер……………...……5
Теории лидерства: основные подходы…………………………………….12
Глава 2. Роль личностных качеств в деловой карьере менеджера………......21
2.1. Требования, предъявляемые к современному менеджеру………………21
2.2. Деловая карьера менеджера, основные этапы…………………………....25
Глава 3. Концепция саморазвития менеджера……………………………...…29
3.1. Развитие эмоционального интеллекта…………………………………….29
3.2. Практика развития личностных качеств менеджера как фактор его деловой карьеры…………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы……………………………………………………………...42

Файлы: 1 файл

курсовая Полынова2.doc

— 237.50 Кб (Скачать)
  • как руководитель понимает требования ситуации;
  • насколько сильно давление ситуации;
  • распознаны ли возможности ее изменения.

Эффективный лидер способен: примирить ролевые конфликты, использовать все возможности, продемонстрировать свою компетентность. Важное значение для эффективности управления имеет также то, как лидер оценивает ситуацию.

Исследования в этом направлении предприняты атрибутивным подходом (приписывание).

Атрибутивный подход реализует две стадии процесса: приписывание причинности (экстериальное приписывание) и выбор ответа (интериальное приписывание).

Экстериальное приписывание. Руководитель полагает, что причины сложившейся ситуации, например, крупных финансовых потерь, скрыты во внешней для организации среде. В этом случае руководитель стремится изменить ситуацию путем привлечения дополнительных ресурсов, лучшей информированности, изменения задания и устранения трудностей.

Интериальное приписывание (атрибуция). По мнению лидера, причины тех или иных событий скрыты внутри организации. Руководитель старается дать прямые и косвенные советы, более тщательно контролирует подчиненных, находит новые побуждения или предостерегает.

Современные ситуативные концепции в той или иной мере подтверждают наличие кризиса в теории лидерства, связанного с тем, что за последнее время бизнес в значительной степени изменился, а большинство людей не научилось изменяться в новых более сложных условиях. В этих условиях получило развитие трансформационное лидерство.

Трансформационное лидерство основывается на влияние лидера на подчиненных, но эффект влияния дает возможности подчиненным принять участие в процессе трансформации организации. К основным компонентам данной теории относятся:

  • умение руководителя вести за собой;
  • индивидуальный подход;
  • интеллектуальное стимулирование;
  • вовлечение других людей во взаимодействие, при котором лидер и остальные члены группы способствуют взаимному социальному росту.

План развития трансформационного лидерства, предполагает формирование базовых характеристик руководителя (заметность и доступность руководителя; создание хороших рабочих мест; поддержка и воодушевление талантливых людей; создание личного кодекса ценностей) и анализ стадий процесса изменения организации.

Значение на практике теорий лидерства заключается в том, что, с одной стороны, они предлагают систему характеристик (личных черт), необходимых лидеру, с другой стороны раскрывают изменения стиля лидера в зависимости от поведения и ситуации. Некоторые черты лидера дают возможность предсказать его успешность. Типология лидерских стилей помогает оценивать, корректировать и прогнозировать управленческую деятельность.

 

Глава 2. Роль личностных качеств в деловой карьере менеджера.

2.1. Требования, предъявляемые к современному менеджеру.

В современном понимании менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы в рыночных условиях. Принимаемые менеджером решения в условиях свойственного рынку риска и неопределенности ситуации должны быть обоснованными и вырабатываться на базе новейших методов оптимизации управления: многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.

Основными требованиями, предъявляемыми к менеджеру, являются:

    • наличие общих знаний в области управления предприятием;
    • компетентность в вопросах технологии производства фирмы;
    • владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
    • обоснованных и компетентных решений;
    • наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на рынках;
    • умение анализировать деятельность фирм-конкурентов;
    • умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить, либо удержать свои позиции; 
    • умение согласования решений с нижестоящими сотрудниками и распределение участия каждого в их исполнении;
    • знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;
    • знание условий, связывающих предприятие и работников, и защита интересов обеих сторон на справедливой основе;
    • устранение неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.

По словам А. Файоля руководитель должен устранить или предложить устранение всякого функционера, ставшего по какой-либо причине не способным выполнять возложенные на него задачи. Это требование долга всегда сложное, часто тягостное. Эта обязанность вызывает к высшим нравственным качествам начальника и, в частности, к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее проявить, чем военную храбрость. 

Менеджеры должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, характеру и содержанию своего труда. Исследователи выявляют их путем анализа работы менеджеров-практиков или на основе заключения экспертов. В результате получают квалификационную модель руководителя. Существуют различные модели, например модель "трижды-семь", разработанная Михайловым Я.В. Она содержит 3 уровня по 7 требований.

1 уровень - важнейшие требования, определяемые функциональным содержанием управленческого труда. Задаются качества менеджера, без которых невозможен успех работы. 2 уровень включает основные сервисные требования, которые носят обслуживающий характер по отношению к функциональным требованиям. 3 уровень объединяет сервисные требования меньшей значимости по сравнению с основными.

Квалификационная модель менеджера “Трижды семь”:

1.Функциональные требования:

    • Понимание людей: психологическая интуиция (умение понять психические свойства и состояние личности), психологический такт (умение найти нужную форму общения), коммуникабельность, понимаемая как способность к поддержанию контактов и связей.
    • Качества лидера: способность понять, выразить и отстоять интересы людей, желание брать ответственность на себя, способность неформально влиять на окружающих.
    • Знание основ современного менеджмента и умение применять их на практике: грамотный выбор стиля руководства, эффективная мотивация, умение организовать подготовку и принятие решений.
    • Компетентность: знание специальных вопросов, определяемых профилем и спецификой работы организации, знание основ трудового и хозяйственного законодательства.
    • Способность предвидеть развитие событий.
    • Умение ставить цели. (необходимо для планирования).
    • Способность организовать взаимодействия и наладить оптимальный контроль. (для рационального разделения труда, для выбора способов контроля).

2.Сервисные основные требования:

    • Ясно осознаваемые и четко сформулированные личные цели, связанные с личной жизнью и работой. Осознание целей позволяет менеджеру судить насколько важно для него то, что он делает, как вписывается работа в стратегию его жизни. Это формирует его мотивацию, способствует последовательности и основательности в решениях. Менеджер не способный прояснить личные цели не сумеет грамотно ставить цели перед коллективом.
    • Стремление к совершенствованию себя и организации в противовес чувству самодостаточности, самоудовлетворения, успокоенности. Проявляется в непрерывном поиске резервов, стремлении к обоснованным нововведениям.
    • Энергичность, инициативность, решительность и настойчивость в достижении целей. Качества, необходимые в связи с тем, что менеджер в своей работе встречает не только поддержку, но и сопротивление, которое приходится преодолевать.
    • Владение стратегией эффективного мышления. Имеется в виду способность концентрироваться на главном, выявлять существенное, отбрасывать второстепенное.
    • Эффективное использование времени как синтетический показатель уровня организации труда.
    • Нравственные качества адекватные уровню морали, господствующей в коллективе, в том числе: единство слова и дела, требовательность к себе и другим, непримиримость к недостаткам, но терпимость к людям, забота о персонале.
    • Здоровье физическое и психическое достаточное для обеспечения требований к менеджеру.

3.Сервисные дополнительные требования:

    • Личная организованность и высокая культура собственного труда, умение распределить силы.
    • Объективность и реализм оценки событий в сочетании со стремлением знать мнения других.
    • Гибкость, понимаемая как способность быстро перестроиться, отказаться от неэффективной стратегии и тактики.
    • Способность сохранять самообладание в непредвиденных ситуациях.
  • Способность находить необходимую информацию.
    • Знание технических возможностей современной оргтехники.
    • Способность коротко и ясно говорить о деле.

Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы.

2.2. Деловая карьера менеджера, основные этапы.

Деловая карьера - продвижение работника по ступеням служебной иерархии или последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации , так и на протяжении всей жизни, а также восприятие человеком этих этапов.

С организационной точки зрения карьера рассматривается как совокупность взаимосвязанных решений о выборе того или иного варианта предстоящей деятельности, исходя из открывающихся перед ним возможностей преодоления расхождения между реальным и желаемым им должностным положением. Этапы карьерного роста для одних являются набором случайностей, для других – это воплощение в жизнь детального долгосрочного плана, связанного с повышением уровня знаний, умений и навыков, а также последовательное восхождение по служебной лестнице.

Построение деловой репутации и карьеры топ менеджера начинается в момент его найма. Новому сотруднику необходимо определить перспективы его развития в данной организации, возможности карьерного роста. Это и есть первый этап управления его деловой карьерой.

Второй этап – это составление индивидуального плана развития карьеры менеджера. Теперь составляется перечень позиций, которые менеджер может занимать в процессе продвижения  и карьерного роста.

Необходимо отметить, что карьера менеджера в организации – это не обязательно непрерывное восхождение вверх. Она подразумевает и перемещения по горизонтали из одного структурного подразделения в другое.

На этом этапе может происходить соизмерение возможностей сотрудника с требованиями, предъявляемыми к той или иной должности. Нельзя забывать о том, что всякий менеджер – личность. При составлении планов карьерного роста надлежит учитывать индивидуальные особенности каждого сотрудника. Здесь требуется энергичное вмешательство непосредственного руководителя. Он может объективно оценить достоинства и недостатки претендента на новую позицию, его потенциал и профессионализм.

Можно предположить, что следующим этапом управления деловой карьерой сотрудника станет реализация плана развития карьеры. Такой план подразумевает ротацию по должностям, различные стажировки и индивидуальный коучинг.

На этом этапе постоянно оцениваются результаты работы. Менеджер должен не только получать новые знания и навыки, но и благополучно использовать их в своей ежедневной работе. Следовательно, нужны некие инструменты контроля за этим процессом.

Оценивать можно параллельно с обычной аттестацией или как отдельное мероприятие. Результаты покажут, насколько менеждер был успешен за истекший период времени, на что стоит обратить внимание, планируя его дальнейшую карьеру. Часто оценка проводится совместно непосредственным руководителем и службой управления персоналом.

Периодическая оценка продвигаемого менеджера позволяет понять, какие дополнительные знания и профессиональные навыки ему необходимы. Главное при формировании программ обучения – это четко сформулировать его цели. Иначе трудно избежать неоправданных затрат времени персонала и денег организации. Существует масса методик и форм обучения. Важнейшим критерием выбора является их соответствие поставленным ранее целям.

Всякий процесс в организации должен оцениваться с точки зрения его эффективности . Последний этап управления деловой карьерой менеджера - оценка эффективности данного процесса. Оценивать эффективность управления деловой карьерой менеджера можно, используя следующие показатели:

- повышение эффективности  управления компанией;

- повышение производительности;

- снижение текучести персонала;

- соотношение сотрудников, принятых на ключевые должности извне, с теми, кто «вырос» до такой должности в стенах организации;

- работа над новыми  проектами, как фактор создания  инновационной атмосферы в организации.

Предварительный этап деловой карьеры включает учебу в школе, среднее и высшее образование и обычно длится до 25-28 лет. За этот период человек может сменить несколько мест учебы или различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

Далее наступает этап становления – от 25 до 30 лет. В этот период сотрудник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установления независимости. Его продолжает беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.

Информация о работе Концепция саморазвития менеджера