Концепция саморазвития менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выделение и описание личностных характеристик менеджера, влияющих на успех его деловой карьеры.
Поставленная цель определила конкретные задачи исследования:
Рассмотреть сходства и различия понятий «менеджер», «руководитель», «лидер», а также изучить основные теории лидерства;
Определить требования, которые предъявляются к современному менеджеру;
Изучить какими личностными качествами должен обладать менеджер и научиться их развивать.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль менеджера в системе управления………………………………5
Различие понятий: руководитель – менеджер – лидер……………...……5
Теории лидерства: основные подходы…………………………………….12
Глава 2. Роль личностных качеств в деловой карьере менеджера………......21
2.1. Требования, предъявляемые к современному менеджеру………………21
2.2. Деловая карьера менеджера, основные этапы…………………………....25
Глава 3. Концепция саморазвития менеджера……………………………...…29
3.1. Развитие эмоционального интеллекта…………………………………….29
3.2. Практика развития личностных качеств менеджера как фактор его деловой карьеры…………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы……………………………………………………………...42

Файлы: 1 файл

курсовая Полынова2.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

На этапе продвижения (длится от 30 до 45 лет) идет процесс роста квалификации, продвижения по карьерной лестнице. Накапливается богатый практический опыт, навыки, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. На этом этапе деловой карьеры гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет. Наступает пик деловой карьеры. На этом этапе происходит дальнейшее совершенствование квалификации и ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения. Человек в этот период заинтересован передать свои знания молодежи. Этот период характеризуется творчеством, здесь также может быть подъем на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения.

Этап завершения деловой карьеры длится от 60 до 70 лет. Здесь человек начинает всерьез задумываться о пенсии, готовиться к уходу на пенсию. В этот период идут активные поиски «наследника» — достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Этот период характеризуется кризисом карьеры, такие люди все меньше получают удовлетворения от работы и испытывают состояние психологического и физиологического дискомфорта. Однако самовыражение и уважение к себе и другим подобным людям у них достигает наивысшей точки за весь период деловой карьеры. Они заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые бы заменили им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию. На последнем пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражение в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организацию и др.). Стабилизируется уважение к себе и таким же собратьям по пенсии.

 

 

 

 

 

Глава 3. Концепция саморазвития менеджера.

3.1. Развитие эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence) - способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

Понятие введено в научный обиход П.Саловеем и Дж. Майером. Первые концепции ЭИ возникли в 1990 году, с тех пор разные авторы трактуют это понятие весьма разнообразно.

По определеню Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих (модель способностей).

В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие эмоциональный интеллект:

  • восприятие и выражение эмоций
  • повышение эффективности мышления с помощью эмоций
  • понимание своих и чужих эмоций
  • управление эмоциями

Эта иерархия основывается на следующих принципах:

Способности распознавать и выражать эмоции — основа порождения эмоций для решения конкретных задач, носящих процедурный характер. Эти два класса способностей (распознавать и выражать эмоции и использовать их в решении задач) являются основой для внешне проявляемой способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними. Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции не только собственных, но и чужих эмоций.

Также следует отметить, что эмоциональный интеллект в этой концепции считается подсистемой социального интеллекта.

Сторонники модели способностей исследуют эмоциональный интеллект, используя различные тестовые методики решения задач. Наиболее разработанная и сложная методика – Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT). В каждой задаче, решение которой отражает развитие одного из четырех вышеупомянутых компонентов эмоционального интеллекта, имеется несколько вариантов ответа, и испытуемый должен выбрать один из них. Подсчет баллов можно проводить несколькими способами – основываясь на консенсусе (балл за отдельный вариант ответа соотносится с процентом репрезентативной выборки, выбравшей тот же вариант) или на экспертных оценках (балл соотносится с долей относительно небольшой выборки экспертов, выбравших тот же ответ).

Эмоциональный интеллект в популярной (ненаучной) психологии по теории Д. Гоулмана (смешанная модель) - это то, как мы обращаемся с самими собой и нашими взаимоотношениями. По Гоулману, эмоциональный интеллект, это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Выделяются четыре главных составляющих EQ:

  • Самосознание

Эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений.

Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей.

Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одарённости.

 

  • Самоконтроль

Обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы.

Открытость: проявление честности и прямоты; надёжность.

Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий.

Воля к победе: настойчивое стремление улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества.

Инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности.

Оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи.

 

  • Эмпатия

Сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам.

Деловая осведомлённость: понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне.

Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчинённых, клиентов или покупателей.

 

  • Навыки отношений.8

Воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего.

Влияние: владение рядом тактик убеждения.

Помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений.

Содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в новом направлении.

Урегулирование конфликтов: разрешение разногласий.

Укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание социальных связей.

Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды.9

Фактически одно из самых значительных продвижений в изучении эмоциональной культуры произошло в 1980 г., когда психолог д-р Реувен Бар-Он, израильтянин американского происхождения, начал свою работу в этой области.

Понятие эмоционального интеллекта в его популистической ипостаси часто встречается в литературе, посвященной проблеме эффективного лидерства. Выше приведены четыре компоненты эмоционального интеллекта. Дэниел Гоулман выделяет на ряду с ними еще и пятую: мотивация.

Сторонники двух моделей социального интеллекта, модели способностей и смешанной модели, придерживаются разных методов определения его уровня, что зависит в первую очередь от их теоретических позиций. Сторонники смешанной модели используют методы, основанные на самоотчете, и каждая методика основывается исключительно на субъективных взглядах ее автора.

Сторонники модели способностей исследуют эмоциональный интеллект, используя тестовую методику решения задач. (Речь идет о наиболее разработанной и сложной методике – MSCEIT). В каждой задаче, решение которой отражало развитие одного из четырех вышеупомянутых компонента эмоционального интеллекта, имеется несколько вариантов ответа, и испытуемый должен выбрать один из них. Подсчет баллов можно проводить несколькими способами – основанным на консенсусе (балл за отдельный вариант ответа соответствует проценту репрезентативной выборки, выбравшей тот же вариант) или на экспертных оценках (балл соответствует доле относительно небольшой выборке экспертов, выбравших тот же ответ). Именно подсчет баллов считается слабым местом этой методики.

EQ определяют различными методами, используя коммерческие или популярные тесты.

Основные методы развития эмоционального интеллекта:

  • Групповой тренинг
  • Индивидуальный тренинг
  • Коучинг
  • Тренинг детей в семейно-общественных детских центрах
  • Семейное воспитание

По поводу возможности развития ЭИ в психологии существует два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень ЭИ невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что ЭИ можно развивать. Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни.

3.2. Практика развития  личностных качеств менеджера  как фактор его деловой карьеры.

Еще Дарвин доказал, что в борьбе за существование выживают самые приспособленные организмы, тот же эволюционный процесс имеет схожее отношение и в менеджменте. Сегодняшним менеджерам важно развивать в себе такие способности и умения, которые позволят им приспособиться к трудной организационной среде и научиться обращаться с непредсказуемым будущим.

Любопытно, что еще в конце прошлого столетия учеными были подробно исследованы политические, социальные, экономические, психологические силы, а также изучено влияние этих сил на людей, занимающихся управленческой деятельностью в разных странах. Это важное исследование позволило ученым выделить 11 ключевых способностей и умений, развитие которых гарантирует успех руководителю. В случае, когда какие-либо из перечисленных навыков и способностей отсутствуют у менеджера, возникает ограничение, требующее изучения, осознания и преодоления, иначе это препятствует его успеху и личному росту.

Как правило, руководители достаточно проницательны и имеют представление о том, что им необходимо для совершенствования, но часто у них отсутствует как система для точного определения этих нужд, так и средства для их реализации. Для проверки имеющихся способностей и поиска реальных путей развития личных и деловых качеств предлагаем воспользоваться концепцией потенциальных ограничений. Существует 11 факторов, препятствующих полной реализации всех личных возможностей успешного менеджера:

  • Первое – способность эффективно управлять собой и своим временем

Необходимо не позволять стрессам и рабочим волнениям разрушать здоровье, руководителю важно научиться относиться к себе, как наиболее важному стратегическому ресурсу, постоянно поддерживая личную производительность. Если вы не умеете правильно «разряжаться», неэффективно используете свое время, энергию и навыки, не умеете справляться с ежедневными стрессами, вы посылаете импульсы нестабильности своим подчиненным и значительно ограничены неспособностью управлять собой.

  • Второе – умение правильно определять свои личные ценности

Все наши решения основываются сугубо на личных жизненных ценностях и принципах. Поэтому если менеджер не имеет твердых принципов или его личные принципы противоречат корпоративным ценностям, это может существенно навредить деятельности всей структуры, которой он управляет. С большой вероятностью суждения такого менеджера будут восприняты окружающими как необоснованные, а сам он ограничивает себя размытостью личных ценностей.

  • Третье – понимание цели выполняемой работы и четкие личные цели

Менеджеры влияют на ход своей деловой и личной жизни, оценивая имеющиеся возможности и выбирая те или иные альтернативы. Иногда руководитель неспособен четко определять цели или же стремится к каким-то заоблачным, недостижимым целям. В этом случае он недооценивает альтернативные варианты, упускает важные возможности, напрасно тратит свои силы на незначительные вопросы и ненужные детали. Подобный менеджер сам с трудом достигает успеха и неспособен оценить успехи других, поскольку ограничен нечеткостью личных целей.

Информация о работе Концепция саморазвития менеджера