Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 19:16, курсовая работа
Целью исследования является анализ концепции и инструментов управления территориальными кластерами.
Основными задачами исследования, направленными на достижение цели, являются:
- выявление сущности и характерных черт территориального кластера;
- анализ инструментов управления территориальными кластерами.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
1 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР..........................................................6
1.1 Что такое кластер и как их создавать......................................................6
1.2 Кластеры в федеральном законодательстве...........................................11
1.3 Типы кластеров.........................................................................................13
1.4 Характеристики кластера как феномена хозяйственной практики…15
2 ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………17
2.1 Инструмент: Форсайт кластера………………………………………...17
2.2 Инструмент: бизнес-моделирование цепочки ценности кластера…20
2.3 Инструмент: анализ «долин смерти» компаний кластера и возможностей кластеризации с помощью линейной модели инновационной деятельности………………………………………………………………………23
2.4 Инструмент: бенчмаркинг кластеров…………………………………27
2.5 Инструмент: бизнес-модель инфраструктурной организации кластера......................................................................................................................31
2.6 Инструмент: развитие социального капитала, социальной мобильности и стейкхолдеров кластера…………………………………………34
2.7 Инструмент: формирование стратегии кластерной инициативы по модели «64 стратегемы» ……………………………………………......................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................41
2. образовательные характеристики групп
3. социальные статусы групп
4. гипотезы
относительно возможных
5. цели
специализированной
6. механизмы социальной мобильности
7. предложения
для федеральных и
2.7
Инструмент: формирование стратегии
кластерной инициативы по
Для создания стратегии и «дорожной карты» кластерной инициативы по модели «6 стратегемы» необходима согласованность всех трех факторов:
1. интересов лидерской группы кластерной инициативы
2. возможностей
организации кластерной
3. потребностей рынков, на которых позиционируется кластер
В результате их скоординированной работы формируется «дорожная карта» стратегии развития кластера, включающая в себя этапы по образованию лидеров в команде, организационному развитию кластера и его позиционированию на внешних рынках.
Модель «64 стратегемы» применяется:
1. при формировании программы развития кластера
2. разработке
мер поддержки предприятий
3. формировании
«дорожных карт» развития
Работы по формированию стратегии развития кластера состоят не только в экономическом анализе цепочке ценности или инновационной деятельности кластера, но и в социально-психологическом анализе лидерских групп, разрешении организационных и межличностных конфликтов, обусловленных различием интересов и конкуренцией участников кластера.
В рамках модели «64 стратегемы» развитие кластера балансирует между двумя силами. во-первых, силами, обусловленными факторами внешней среды, на которую его влияние слабо или ничтожно, и, во-вторых, силами влияния лидерской группы кластерной инициативы, воздействующей на кластер организационными процессами и инструментами проектного управления.
Таким образом, модель «64 стратегемы» вводит три базовых предмета стратегического управления:
1. лидерскую группу кластерной инициативы
2. организационное развитие кластера
3. внешнюю среду кластерной инициативы
В случаи успешной стратегии она может дать ответы на следующие вопросы:
1. Каковы
интересы и возможности
2. Каковы
возможности и ограничений
3. Каковы
ресурсы и ограничения в части
организационного развития
Чтобы ответить на данные вопросы нужно понимать, что лидерская группа, этапы организационного развития и внешняя среда могут, согласно модели «64 стратегемы», находиться на одном из 4 этапов собственных жизненных циклов:
1. рождения
2. развитие
3. функционирование
4. деградация
Стратегическое управление осуществляется лидерской группой и заключается в анализе текущих и возможных стратегем, а также реализации целей по достижению желаемых стратегем посредством:
1. командообразования лидерской группы
2. организационного развития кластерной инициативы
3. формирование
ключевых компетенций кластера,
маркетинга и его
Под внешней средой кластерной инициативы понимается совокупность объектов, воздействующих на нее и слабо зависимых от ее влияний.
К факторам внешней среды можно отнести:
1. динамику
и скорость развития
2. глобальные технологические тренды
3. макроэкономическую динамику региона и государства
4. динамику рынка труда региона и государства
С точки зрения модели «64 стратегемы», для установления направления развития внешней среды необходимо идентифицировать этап ее эволюции.
Так, признаками молодых рынков являются:
1. непрозрачность
и неясность механизмов
2. сложности в оценке объема спроса и предложения на рынке
3. низкая
осведомленность клиентов о
4. отсутствие ярких лидеров и выраженных конкурентов
5. отсутствие институциональных инвесторов
Признаками развивающихся рынков являются:
1. наличие высоких ожиданий со стороны инвесторов
2. наличие моды на товар или услуги
3. превышение спроса над предложением
4. наличие лидеров рынка и их частая смена
Если ключевой задачей стратегии развития кластерной инициативы в случае растущего рынка является гонка за лидерами и формирование лидерских позиций, то при функционирующем рынке становятся востребованными стратегические альянсы, а также «партизанские» и оппортунистические стратегии.
Стадия рождения и фаза развития сменяются периодом зрелости, за которыми следует либо ренессанс и переход на качественно новым уровень, либо спад и «музейный» этап, в рамках которого фирмы кластера существуют, но не являются лидерами и никаким образом не влияют на конкурентоспособность и инновационность региона или страны.
Предпринимательская фаза или фаза рождения кластерной инициативы сменяется проектной стадией, на которой выявляются достижимые цели кластерной инициативы, связанные с формированием общих проектов кластера и коррекцией маркетинговых задач.
На этапе зрелости происходят стандартизация и унификация функций специализированных организаций кластера, и уникальные проекты превращаются в регулярные функционалы. А вот при наличии признаков спада или наступления «музейной» стадии развития кластера возникает потребность в поиске новых возможностей.
В рамках «64 стратегемы» управленческое воздействие различается по критериям структурированности и целеполагания. Этапы жизненных циклов лидерских групп выражаются в присущих им стилях управления, для описания которых используется модель Адизеса:
1. предпринимательский
2. производительный
3. административный
4. интегративный
Для анализа ситуации в компании с помощью инструментов модели «64 стратегемы» необходимо ответить на ряд вопросов. Ответы которых могут сформировать стратегические сценарии и «дорожная карта» кластерной инициативы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Законодательный акты
1. Постановление Правительства РФ от 23.04.2010 N 282 "О национальной нанотехнологической сети" // Консультант плюс
2. Приказ Минпромторга РФ от 23.10.2009 N 965 "Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года" // Консультант плюс
3. Приказ Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 N 59 "О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства" // Консультант плюс
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Консультант плюс
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации» // Консультант плюс
6. Распоряжение Правительства РФ от 01.10.2010 N 1660-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» // Консультант плюс
Научные, учебно-методические и учебные издания
7. Карякина Л.А. Вестник Волжского университета // К вопросу о кластерах, 2010. № 19
9. Неустроева
Н. А. Российское предпринимательство
// Механизмы образования
10. Предпринимательство в промышленности: пути развития. //Мероприятия государственной поддержки совместных (кластерных) проектов. Москва 2010 - С.37-50
11. Сергиенко Е. Проблемы теории и практики управления // Характеристики кластера как феномена хозяйственной практики. URSS - 2015, С.38-43
12. Тарасенко В. Территориальные кластеры: семь инструментов управления. // Альпина паблишер, Москва - 2015
Электронные источники
13. http://www.subcontract.ru/
14. http://www.shapovalov.org/
15. http://www.4plus5.ru/7_4.htm
16. http://www.creativeconomy.ru/
1Карякина Л.А. Вестник Волжского университета // К вопросу о кластерах, 2010. № 19
2Неустроева Н. А. Российское предпринимательство // Механизмы образования промышленных кластеров, 2011 № 5 .
3Предпринимательство в промышленности: пути развития. Мероприятия государственной поддержки совместных (кластерных) проектов. Москва 2010, С.37-50.
4Сергиенко Е. Проблемы теории и практики управления// Характеристики кластера как феномена хозяйственной практики. - URSS 2015, С.38-43
5Тарасенко В. Территориальные кластеры: семь инструментов управления. // Альпина паблишер. Москва - 2015
Информация о работе Концепция и инструменты управления территориальными кластерами