Концепция и инструменты управления территориальными кластерами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ концепции и инструментов управления территориальными кластерами.
Основными задачами исследования, направленными на достижение цели, являются:
- выявление сущности и характерных черт территориального кластера;
- анализ инструментов управления территориальными кластерами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
1 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР..........................................................6
1.1 Что такое кластер и как их создавать......................................................6
1.2 Кластеры в федеральном законодательстве...........................................11
1.3 Типы кластеров.........................................................................................13
1.4 Характеристики кластера как феномена хозяйственной практики…15
2 ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………17
2.1 Инструмент: Форсайт кластера………………………………………...17
2.2 Инструмент: бизнес-моделирование цепочки ценности кластера…20
2.3 Инструмент: анализ «долин смерти» компаний кластера и возможностей кластеризации с помощью линейной модели инновационной деятельности………………………………………………………………………23
2.4 Инструмент: бенчмаркинг кластеров…………………………………27
2.5 Инструмент: бизнес-модель инфраструктурной организации кластера......................................................................................................................31
2.6 Инструмент: развитие социального капитала, социальной мобильности и стейкхолдеров кластера…………………………………………34
2.7 Инструмент: формирование стратегии кластерной инициативы по модели «64 стратегемы» ……………………………………………......................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................41

Файлы: 1 файл

Kursach.docx

— 110.89 Кб (Скачать)

2. образовательные  характеристики групп

3. социальные  статусы групп

4. гипотезы  относительно возможных интересов  групп

5. цели  специализированной организации  кластера по каждой из групп

6. механизмы  социальной мобильности

7. предложения  для федеральных и региональных  органов исполнительской власти  по работе с различными группами

2.7 Инструмент: формирование стратегии  кластерной инициативы по модели  «64 стратегемы»

Для создания стратегии и «дорожной карты» кластерной инициативы по модели «6 стратегемы» необходима согласованность всех трех факторов:

1. интересов  лидерской группы кластерной  инициативы

2. возможностей  организации кластерной инициативы

3. потребностей  рынков, на которых позиционируется  кластер

В результате их скоординированной работы формируется «дорожная карта» стратегии развития кластера, включающая в себя этапы по образованию лидеров в команде, организационному развитию кластера и его позиционированию на внешних рынках.

Модель «64 стратегемы» применяется:

1. при формировании программы развития кластера

2. разработке  мер поддержки предприятий кластера

3. формировании  «дорожных карт» развития лидерской  группы, организационного развития  и маркетинговой активности кластера

Работы по формированию стратегии развития кластера состоят не только в экономическом анализе цепочке ценности или инновационной деятельности кластера, но и в социально-психологическом анализе лидерских групп, разрешении организационных и межличностных конфликтов, обусловленных различием интересов и конкуренцией участников кластера.

В рамках модели «64 стратегемы» развитие кластера балансирует между двумя силами. во-первых, силами, обусловленными факторами внешней среды, на которую его влияние слабо или ничтожно, и, во-вторых, силами влияния лидерской группы кластерной инициативы, воздействующей на кластер организационными процессами и инструментами проектного управления.

Таким образом, модель «64 стратегемы» вводит три базовых предмета стратегического управления:

1. лидерскую группу кластерной инициативы

2. организационное  развитие кластера

3. внешнюю  среду кластерной инициативы

В случаи успешной стратегии она может дать ответы на следующие вопросы:

1. Каковы  интересы и возможности лидерской  группы кластерной инициативы?

2. Каковы  возможности и ограничений внешней  среды кластера?

3. Каковы  ресурсы и ограничения в части  организационного развития кластера  и кластерной инициативы?

Чтобы ответить на данные вопросы нужно понимать, что лидерская группа, этапы организационного развития и внешняя среда могут, согласно модели «64 стратегемы», находиться на одном из 4 этапов собственных жизненных циклов:

1. рождения

2. развитие

3. функционирование

4. деградация

Стратегическое управление осуществляется лидерской группой и заключается в анализе текущих и возможных стратегем, а также реализации целей по достижению желаемых стратегем посредством:

1. командообразования лидерской группы

2. организационного  развития кластерной инициативы

3. формирование  ключевых компетенций кластера, маркетинга и его позиционирования  на товарных рынках и рынках  труда, т.е. во внешней среде кластера

Под внешней средой кластерной инициативы понимается совокупность объектов, воздействующих на нее и слабо зависимых от ее влияний.

К факторам внешней среды можно отнести:

1. динамику  и скорость развития глобальных  рынков товаров и услуг, на  которых позиционируется кластерная  инициатива

2. глобальные технологические тренды

3. макроэкономическую  динамику региона и государства

4. динамику рынка труда региона и государства

С точки зрения модели «64 стратегемы», для установления направления развития внешней среды необходимо идентифицировать этап ее эволюции.

Так, признаками молодых рынков являются:

1. непрозрачность  и неясность механизмов ценообразования

2. сложности  в оценке объема спроса и  предложения на рынке

3. низкая  осведомленность клиентов о товарах  и услугах

4. отсутствие  ярких лидеров и выраженных  конкурентов

5. отсутствие  институциональных инвесторов

Признаками развивающихся рынков являются:

1. наличие  высоких ожиданий со стороны  инвесторов

2. наличие  моды на товар или услуги

3. превышение  спроса над предложением

4. наличие  лидеров рынка и их частая  смена

Если ключевой задачей стратегии развития кластерной инициативы в случае растущего рынка является гонка за лидерами и формирование лидерских позиций, то при функционирующем рынке становятся востребованными стратегические альянсы, а также «партизанские» и оппортунистические стратегии.

Стадия рождения и фаза развития сменяются периодом зрелости, за которыми следует либо ренессанс и переход на качественно новым уровень, либо спад и «музейный» этап, в рамках которого фирмы кластера существуют, но не являются лидерами и никаким образом не влияют на конкурентоспособность и инновационность региона или страны.

Предпринимательская фаза или фаза рождения кластерной инициативы сменяется проектной стадией, на которой выявляются достижимые цели кластерной инициативы, связанные с формированием общих проектов кластера и коррекцией маркетинговых задач.

На этапе зрелости происходят стандартизация и унификация функций специализированных организаций кластера, и уникальные проекты превращаются в регулярные функционалы. А вот при наличии признаков спада или наступления «музейной» стадии развития кластера возникает потребность в поиске новых возможностей.

В рамках «64 стратегемы» управленческое воздействие различается по критериям структурированности и целеполагания. Этапы жизненных циклов лидерских групп выражаются в присущих им стилях управления, для описания которых используется модель Адизеса:

1. предпринимательский

2. производительный

3. административный

4. интегративный

Для анализа ситуации в компании с помощью инструментов модели «64 стратегемы» необходимо ответить на ряд вопросов. Ответы которых могут сформировать стратегические сценарии и «дорожная карта» кластерной инициативы.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Законодательный акты

1. Постановление Правительства РФ от 23.04.2010 N 282 "О национальной нанотехнологической сети" // Консультант плюс

2. Приказ Минпромторга РФ от 23.10.2009 N 965 "Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года" // Консультант плюс

3. Приказ Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 N 59 "О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства" // Консультант плюс

4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Консультант плюс

5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации» // Консультант плюс

6. Распоряжение Правительства РФ от 01.10.2010 N 1660-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» // Консультант плюс

 

Научные, учебно-методические и учебные издания

7. Карякина Л.А. Вестник Волжского университета // К вопросу о кластерах, 2010. № 19

9. Неустроева  Н. А. Российское предпринимательство // Механизмы образования промышленных  кластеров, 2011 № 5 .

10. Предпринимательство в промышленности: пути развития. //Мероприятия государственной поддержки совместных (кластерных) проектов. Москва 2010 - С.37-50

11. Сергиенко Е. Проблемы теории и практики управления // Характеристики кластера как феномена хозяйственной практики. URSS - 2015, С.38-43

12. Тарасенко В. Территориальные кластеры: семь инструментов управления. // Альпина паблишер, Москва - 2015

Электронные источники

13. http://www.subcontract.ru/Docum/DocumShow_DocumID_1138.html

14. http://www.shapovalov.org/publ/7-1-0-41

15. http://www.4plus5.ru/7_4.htm

16. http://www.creativeconomy.ru/articles/11678/

 

 

 

1Карякина Л.А. Вестник Волжского университета // К вопросу о кластерах, 2010. № 19

2Неустроева Н. А. Российское предпринимательство // Механизмы образования промышленных кластеров, 2011 № 5 .

3Предпринимательство в промышленности: пути развития. Мероприятия государственной поддержки совместных (кластерных) проектов. Москва 2010, С.37-50.

4Сергиенко Е. Проблемы теории и практики управления// Характеристики кластера как феномена хозяйственной практики. - URSS 2015, С.38-43

5Тарасенко В. Территориальные кластеры: семь инструментов управления. // Альпина паблишер. Москва - 2015


Информация о работе Концепция и инструменты управления территориальными кластерами