Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 19:16, курсовая работа
Целью исследования является анализ концепции и инструментов управления территориальными кластерами.
Основными задачами исследования, направленными на достижение цели, являются:
- выявление сущности и характерных черт территориального кластера;
- анализ инструментов управления территориальными кластерами.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
1 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР..........................................................6
1.1 Что такое кластер и как их создавать......................................................6
1.2 Кластеры в федеральном законодательстве...........................................11
1.3 Типы кластеров.........................................................................................13
1.4 Характеристики кластера как феномена хозяйственной практики…15
2 ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………17
2.1 Инструмент: Форсайт кластера………………………………………...17
2.2 Инструмент: бизнес-моделирование цепочки ценности кластера…20
2.3 Инструмент: анализ «долин смерти» компаний кластера и возможностей кластеризации с помощью линейной модели инновационной деятельности………………………………………………………………………23
2.4 Инструмент: бенчмаркинг кластеров…………………………………27
2.5 Инструмент: бизнес-модель инфраструктурной организации кластера......................................................................................................................31
2.6 Инструмент: развитие социального капитала, социальной мобильности и стейкхолдеров кластера…………………………………………34
2.7 Инструмент: формирование стратегии кластерной инициативы по модели «64 стратегемы» ……………………………………………......................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................41
1. лучшие практики работы
специализированных
2. лучшие практики
3. лучшие практики мер
государственной и
4. лучшие практики развития
человеческого капитала
5. лучшие практики развития социального капитала кластера
Бенчмаркинг применяется в рамках работ по формированию программы развития кластера с целью:
1. повышения эффективности кластерной инициативы
2. распространения и
3. формирования позиции кластера на региональном, национальном и международном рынках
Цели бенчмаркинга могут быть связаны как с улучшением программы развития конкретного кластера, так и с формированием предложений по изменению кластерной политики региона, развитию РИС.
К достоинствам бенчмаркинга в качестве инструмента совершенствования программы развития кластера следует отнести его высокий потенциал как в части снижения рисков от неверных решений, так и в части поиска новых идей, связанных с развитием кластера.
В зависимости от целей определяются методы сбора данных, которые могут быть разнообразными, например:
1. неофициальные
беседы с представителями
2. проведение фокус-групп и количественных исследований
3. осуществление
обследования и аудита
4. анкетирование
5. сбор и систематизация отчетности организаций по финансовым и нефинансовым показателям
Традиционный бенчмаркинг предназначен для сравнительного анализа отдельных компаний с целью позиционирования на рынке. Бенчмаркинг кластеров и кластерных инициатив, на наш взгляд, должен учитывать не только структуру кластера, но и его функциональные взаимосвязи, социальные и институциональные процессы, происходящие на территории. Исходя из этого сравнительный анализ кластерных инициатив можно проводить:
1. по структуре и ключевым игрокам кластера
2. базовой цепочке ценности кластера
3. линейной
модели инновационной
4. иным
обеспечивающим процессам
Выделяют 6 ключевых игрок:
1. отраслевые предприятия
2. государственные и муниципальные органы
3. университеты
4. финансовые институты
5. медиа-организации
6. организации по сотрудничеству
Отраслевые предприятия - это поставщики товаров и услуг, а также компании, обладающие технологиями для их производства.
Финансовые институты включают в себе банки, венчурные компании.
Государственные и муниципальные органы можно разделить на национальные, региональные и местные.
Университеты - это колледжи, исследовательские институты и т.д.
Роль медиа и средств массовой информации состоит в том, чтобы формировать и рекламировать региональный бренд кластера.
Организации по сотрудничеству являются отдельным игроком кластера. это могут быть некоммерческие организации, торгово-промышленные палаты, ассоциации ученых и предпринимателей.
Бенчмаркинг базовой цепочки ценности может быть связан со сравнительным анализом:
1. структуры цепочки ценности
2. межотраслевого взаимодействия
3. распределения
организаций кластера по
4. слабых мест и «долин смерти» предприятий в цепочках ценности кластера
5. институтов
развития и мер
Бенчмаркинг обеспечивающих и социальных процессов кластера может включать:
1. сравнительный анализ систем общего и профессионального образования на территории кластера
2. сопоставление
«социальных лифтов» и
3. анализ
процессов социализации и
4. анализ процессов государственного регулирования и государственной поддержки, имеющих отношение к кластеру
Естественно, что для проведения бенчмаркинга необходимо посетить кластер, с которым проводится сравнение.
Общепринятый проект проведения бенчмаркинга состоит из следующих этапов:
1. выбор темы, целей и ожидаемых эффектов от проекта, идентификация проблем, решаемых бенчмаркингом
2. определение объектов анализа, в частности, кластеров или иных компаний, занимающих лидирующие позиции в мире или стране
3. выявление потенциальных партнеров и стейкхолдеров проекта
4. определение источников получения данных
5. посещение компаний и кластеров, сбор и обработка данных, уточнение проблемных областей
6. формирование
предложений и решений по
7. доведение результатов до стейкхолдеров проекта
8. внедрение
предложений по результатам
Для проведения бенчмаркинга можно использовать уже готовые отраслевые стандарты сравнения предприятий, а также лучше отраслевые практики бенчмаркинговых исследований, поддерживаемые профессиональными сообществами, и результаты сравнительного анализа кластеров и кластерных инициатив, публикуемые кластерными обсерваториями и общественными организациями, изучающими кластеры.
Бенчмаркинг может быть полезен для формирования стратегии кластера, согласованя целей его создания.
2.5
Инструмент: бизнес-модель
Бизнес-модель необходима для описания основных этапов создания, развития и успешной работы инфраструктурной организации, связанных с получением прибыли за счет предоставления услуг предприятиям кластера.
С точки зрения признанных специалистов в области бизнес-моделирования Александр Остервальдера и Ива Пинье, бизнес-модель описывает:
1. потребительские сегменты
2.
ценности предложения
3. каналы сбыта услуг
4.особенности взаимодействия с клиентами
5. потоки поступления доходов
6. ключевые ресурсы
7. особенности партнеров
8. структуру издержек
На основании бизнес-модели делается SWOT-анализ и формируется стратегия развития инфраструктурной организации, в частности ведется поиск ответа на вопрос о том, какие мероприятия и задачи, связанные с развитием инфраструктурной организации, необходимо исключить, какие - сократить, какие увеличить, а какие создать. Исходя из стратегии формируется бизнес-план и финансовая модель инфраструктурной организации.
Бизнес-моделирование желательно применять для формирования стратегий, бизнес-планов и проектов развития инфраструктурных организаций кластера, предоставляющих услуги его участникам.
К инфраструктурным организациям территориального кластера могут быть отнесены:
1. Центры кластерного развития, реализуется как проекты развития кластера в целом, так и проекты кооперационного взаимодействия его участников между собой, а также образовательные и консалтинговые проекты для участников кластера.
2. Бизнес-инкубаторы, осуществляющие оценку, сопровождение и поддержку проектов своих резидентов.
3.
Центры прототипирования, представляющие
собой инженерно-
4. Инжиниринговые центры, предназначенные для расширения применения участниками кластера инновационных технологий, а также повышения технологической готовности проектов участников кластера.
5.
Центры молодежного
6.
Центры инноваций социальной
сферы, ориентированные на реализацию
социальных проектов кластера, развитие
его человеческого и
7.
Промышленные и индустриальные
парки, представляющие собой
8. Технопарки,
представляющие собой
9. Финансовые
организации, осуществляющие финансовую
деятельность в сфере
10. Гарантийные
организации, представляющие собой
юридические лица, одним из учредителей
или акционеров которых
а. обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций инфраструктуры поддержки таких субъектов к кредитным и иным финансовым ресурсам
б. развития системы гарантий и поручительств по обязательствам малого и среднего предпринимательств и организаций инфраструктуры поддержки таких субъектов, основанным на кредитных договора, договорах займа, финансовой аренды и т.д.
2.6 Инструмент: развитие социального капитала, социальной мобильности и стейкхолдеров кластера
На социальный и человеческий капиталы кластеры влияют:
1. демографическая
и социальная ситуация в
2. уровень
развития социальной
В программе развития кластера должны содержаться предложения по управлению демографическими и социальными рисками и возможностями на территории его базирования.
Для формирования мер по управлению социальным и человеческим капиталами необходимо обозначить задачи его специализированных организаций относительно работы со стейкхолдерами - различными социальными группами, вовлеченными в кластерную инициативу и заинтересованными в развитии кластера.
Во время разработки программы по развитию кластера необходимо проанализировать интересы стейкхолдеров, предопределить цели работы организаций и механизмы по зазыванию нужных социальных групп в регионах, где располагается кластер, а также возможности, связанные созданием «социальных лифтов».
Данный инструмент применяется:
1. при
формировании программы
2. разработке
мер поддержки предприятий
3. подготовке
«дорожных карт» развития
4. анализе
инфраструктурных и
Можно перечислить ряд инструментов, которые могут сыграть важную роль при разработке программы развития.
Во-первых, демографический анализ региона, который позволяет составить прогнозы на будущее относительно количества и качества потенциальных трудовых ресурсов кластера, и выстроить приоритеты миграционной политики, состыкованной с планами его развития.
Во-вторых, перед формированием программы развития кластера нужно проанализировать интересы ключевых социальных групп - стейкхолдеров кластера и сформировать концепцию работы его специализированной организации с различными стейкхолдерами.
В-третьих, необходимо описать модель социальной мобильности, с помощью которой ресурсы кластера обеспечиваются социальным и человеческим капиталами.
Для проведения демографического анализа следует:
1. описать распределение численности населения региона по возрастам
2. сформировать
прогнозы по изменению
3. проанализировать
эти прогнозы исходя из
4. описать
ключевые риски и возможности
с точки зрения потребностей
кластера в человеческих
5. подготовить
предложения по управлению
Для анализа структуры и интересов стейкхолдеров кластера необходимо, опираясь на демографический анализ, составить описание их различных групп:
1. возрастные характеристики групп
Информация о работе Концепция и инструменты управления территориальными кластерами