Концепция и инструменты управления территориальными кластерами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ концепции и инструментов управления территориальными кластерами.
Основными задачами исследования, направленными на достижение цели, являются:
- выявление сущности и характерных черт территориального кластера;
- анализ инструментов управления территориальными кластерами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
1 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР..........................................................6
1.1 Что такое кластер и как их создавать......................................................6
1.2 Кластеры в федеральном законодательстве...........................................11
1.3 Типы кластеров.........................................................................................13
1.4 Характеристики кластера как феномена хозяйственной практики…15
2 ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………17
2.1 Инструмент: Форсайт кластера………………………………………...17
2.2 Инструмент: бизнес-моделирование цепочки ценности кластера…20
2.3 Инструмент: анализ «долин смерти» компаний кластера и возможностей кластеризации с помощью линейной модели инновационной деятельности………………………………………………………………………23
2.4 Инструмент: бенчмаркинг кластеров…………………………………27
2.5 Инструмент: бизнес-модель инфраструктурной организации кластера......................................................................................................................31
2.6 Инструмент: развитие социального капитала, социальной мобильности и стейкхолдеров кластера…………………………………………34
2.7 Инструмент: формирование стратегии кластерной инициативы по модели «64 стратегемы» ……………………………………………......................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................41

Файлы: 1 файл

Kursach.docx

— 110.89 Кб (Скачать)

1. лучшие практики работы  специализированных организаций  кластера

2. лучшие практики инфраструктурных  организаций и сервисов для  участников кластера в том  числе финансовых

3. лучшие практики мер  государственной и негосударственной  поддержки кластеров

4. лучшие практики развития  человеческого капитала кластера

5. лучшие практики развития  социального капитала кластера

Бенчмаркинг применяется в рамках работ по формированию программы развития кластера с целью:

1. повышения эффективности  кластерной инициативы

2. распространения и стандартизации  успешного опыта

3. формирования позиции  кластера на региональном, национальном  и международном рынках

Цели бенчмаркинга могут быть связаны как с улучшением программы развития конкретного кластера, так и с формированием предложений по изменению кластерной политики региона, развитию РИС.

К достоинствам бенчмаркинга в качестве инструмента совершенствования программы развития кластера следует отнести его высокий потенциал как в части снижения рисков от неверных решений, так и в части поиска новых идей, связанных с развитием кластера.

В зависимости от целей определяются методы сбора данных, которые могут быть разнообразными, например:

1. неофициальные  беседы с представителями организации-стейкхолдеров

2. проведение  фокус-групп и количественных  исследований

3. осуществление  обследования и аудита предприятий  кластера

4. анкетирование

5. сбор  и систематизация отчетности  организаций по финансовым и нефинансовым показателям

Традиционный бенчмаркинг предназначен для сравнительного анализа отдельных компаний с целью позиционирования на рынке. Бенчмаркинг кластеров и кластерных инициатив, на наш взгляд, должен учитывать не только структуру кластера, но и его функциональные взаимосвязи, социальные и институциональные процессы, происходящие на территории. Исходя из этого сравнительный анализ кластерных инициатив можно проводить:

1. по структуре и ключевым игрокам кластера

2. базовой  цепочке ценности кластера

3. линейной  модели инновационной деятельности

4. иным  обеспечивающим процессам кластера

Выделяют 6 ключевых игрок:

1. отраслевые предприятия

2. государственные  и муниципальные органы

3. университеты

4. финансовые  институты

5. медиа-организации

6. организации  по сотрудничеству

Отраслевые предприятия - это поставщики товаров и услуг, а также компании, обладающие технологиями для их производства.

Финансовые институты включают в себе банки, венчурные компании.

Государственные и муниципальные органы можно разделить на национальные, региональные и местные.

Университеты - это колледжи, исследовательские институты и т.д.

Роль медиа и средств массовой информации состоит в том, чтобы формировать и рекламировать региональный бренд кластера.

Организации по сотрудничеству являются отдельным игроком кластера. это могут быть некоммерческие организации, торгово-промышленные палаты, ассоциации ученых и предпринимателей.

Бенчмаркинг базовой цепочки ценности может быть связан со сравнительным анализом:

1. структуры  цепочки ценности

2. межотраслевого  взаимодействия

3. распределения  организаций кластера по различным  звеньям цепочки ценности

4. слабых мест и «долин смерти» предприятий в цепочках ценности кластера

5. институтов  развития и мер государственной  поддержки, направленных на оказание  помощи различным этапам цепочки  ценности

Бенчмаркинг обеспечивающих и социальных процессов кластера может включать:

1. сравнительный анализ систем общего и профессионального образования на территории кластера

2. сопоставление  «социальных лифтов» и карьерных  траекторий различных кластеров

3. анализ  процессов социализации и профессионализации

4. анализ процессов государственного регулирования и государственной поддержки, имеющих отношение к кластеру

Естественно, что для проведения бенчмаркинга необходимо посетить кластер, с которым проводится сравнение.

Общепринятый проект проведения бенчмаркинга состоит из следующих этапов:

1. выбор  темы, целей и ожидаемых эффектов  от проекта, идентификация проблем, решаемых бенчмаркингом

2. определение  объектов анализа, в частности, кластеров  или иных компаний, занимающих  лидирующие позиции в мире  или стране

3. выявление потенциальных партнеров и стейкхолдеров проекта

4. определение  источников получения данных

5. посещение  компаний и кластеров, сбор и  обработка данных, уточнение проблемных  областей

6. формирование  предложений и решений по результатам  систематизации проблем

7. доведение  результатов до стейкхолдеров  проекта

8. внедрение  предложений по результатам анализа  данных

Для проведения бенчмаркинга можно использовать уже готовые отраслевые стандарты сравнения предприятий, а также лучше отраслевые практики бенчмаркинговых исследований, поддерживаемые профессиональными сообществами, и результаты сравнительного анализа кластеров и кластерных инициатив, публикуемые кластерными обсерваториями и общественными организациями, изучающими кластеры.

Бенчмаркинг может быть полезен для формирования стратегии кластера, согласованя целей его создания.

2.5 Инструмент: бизнес-модель инфраструктурной  организации кластера

Бизнес-модель необходима для описания основных этапов создания, развития и успешной работы инфраструктурной организации, связанных с получением прибыли за счет предоставления услуг предприятиям кластера.

С точки зрения признанных специалистов в области бизнес-моделирования Александр Остервальдера и Ива Пинье, бизнес-модель описывает:

1. потребительские сегменты

2. ценности предложения организации

3. каналы сбыта услуг

4.особенности  взаимодействия с клиентами

5. потоки поступления доходов

6. ключевые ресурсы 

7. особенности партнеров

8. структуру издержек 

На основании бизнес-модели делается SWOT-анализ и формируется стратегия развития инфраструктурной организации, в частности ведется поиск ответа на вопрос о том, какие мероприятия и задачи, связанные с развитием инфраструктурной организации, необходимо исключить, какие - сократить, какие увеличить, а какие создать. Исходя из стратегии формируется бизнес-план и финансовая модель инфраструктурной организации.

Бизнес-моделирование желательно применять для формирования стратегий, бизнес-планов и проектов развития инфраструктурных организаций кластера, предоставляющих услуги его участникам.

К инфраструктурным организациям территориального кластера могут быть отнесены:

1. Центры кластерного развития, реализуется как проекты развития кластера в целом, так и проекты кооперационного взаимодействия его участников между собой, а также образовательные и консалтинговые проекты для участников кластера.

2. Бизнес-инкубаторы, осуществляющие оценку, сопровождение и поддержку проектов своих резидентов.

3. Центры прототипирования, представляющие  собой инженерно-производственные комплексы, специализирующиеся на разработке полной системы производства (от компьютерного проектирования до технологического оснащения).

4. Инжиниринговые центры, предназначенные для расширения применения участниками кластера инновационных технологий, а также повышения технологической готовности проектов участников кластера.

5. Центры молодежного инновационного  творчества, ориентированные на  обеспечение деятельности в научно-технической  сфере детей и молодежи.

6. Центры инноваций социальной  сферы, ориентированные на реализацию  социальных проектов кластера, развитие  его человеческого и социального  капиталов.

7. Промышленные и индустриальные  парки, представляющие собой комплексы  объектов недвижимости площадью  не менее 20000 кв. м. и инфраструктуры, позволяющие компактно размещать  малые и средние производства  и создающие условия для их  эффективной работы.

8. Технопарки, представляющие собой комплексы  объектов недвижимости, созданные  для осуществления деятельности  в сфере высоких технологий  и состоящие из земельных участков, офисных зданий, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5000 кв. м

9. Финансовые  организации, осуществляющие финансовую  деятельность в сфере поддержки  участников кластера.

10. Гарантийные  организации, представляющие собой  юридические лица, одним из учредителей  или акционеров которых является  субъект Российской Федерации  или муниципальное образование, созданное для целей:

а. обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций инфраструктуры поддержки таких субъектов к кредитным и иным финансовым ресурсам

б. развития системы гарантий и поручительств по обязательствам малого и среднего предпринимательств и организаций инфраструктуры поддержки таких субъектов, основанным на кредитных договора, договорах займа, финансовой аренды и т.д.

2.6 Инструмент: развитие социального  капитала, социальной мобильности  и стейкхолдеров кластера

На социальный и человеческий капиталы кластеры влияют:

1. демографическая  и социальная ситуация в регионе

2. уровень  развития социальной инфраструктуры, городской и культурной среды  кластера

В программе развития кластера должны содержаться предложения по управлению демографическими и социальными рисками и возможностями на территории его базирования.

Для формирования мер по управлению социальным и человеческим капиталами необходимо обозначить задачи его специализированных организаций относительно работы со стейкхолдерами - различными социальными группами, вовлеченными в кластерную инициативу и заинтересованными в развитии кластера.

Во время разработки программы по развитию кластера необходимо проанализировать интересы стейкхолдеров, предопределить цели работы организаций и механизмы по зазыванию нужных социальных групп в регионах, где располагается кластер, а также возможности, связанные созданием «социальных лифтов».

Данный инструмент применяется:

1. при  формировании программы развития  кластера

2. разработке  мер поддержки предприятий кластера

3. подготовке  «дорожных карт» развития социальной  инфраструктуры кластера

4. анализе  инфраструктурных и общественно  значимых проектов кластера

Можно перечислить ряд инструментов, которые могут сыграть важную роль при разработке программы развития.

Во-первых, демографический анализ региона, который позволяет составить прогнозы на будущее относительно количества и качества потенциальных трудовых ресурсов кластера, и выстроить приоритеты миграционной политики, состыкованной с планами его развития.

Во-вторых, перед формированием программы развития кластера нужно проанализировать интересы ключевых социальных групп - стейкхолдеров кластера и сформировать концепцию работы его специализированной организации с различными стейкхолдерами.

В-третьих, необходимо описать модель социальной мобильности, с помощью которой ресурсы кластера обеспечиваются социальным и человеческим капиталами.

Для проведения демографического анализа следует:

1. описать распределение численности населения региона по возрастам

2. сформировать  прогнозы по изменению получившейся картины на ближайшие 5, 10 и 20 лет

3. проанализировать  эти прогнозы исходя из потребностей  кластера в человеческих ресурсах

4. описать  ключевые риски и возможности  с точки зрения потребностей  кластера в человеческих ресурсах

5. подготовить  предложения по управлению рисками  и использованию возможностей

Для анализа структуры и интересов стейкхолдеров кластера необходимо, опираясь на демографический анализ, составить описание их различных групп:

1. возрастные характеристики групп

Информация о работе Концепция и инструменты управления территориальными кластерами