Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 19:16, курсовая работа
Целью исследования является анализ концепции и инструментов управления территориальными кластерами.
Основными задачами исследования, направленными на достижение цели, являются:
- выявление сущности и характерных черт территориального кластера;
- анализ инструментов управления территориальными кластерами.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
1 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР..........................................................6
1.1 Что такое кластер и как их создавать......................................................6
1.2 Кластеры в федеральном законодательстве...........................................11
1.3 Типы кластеров.........................................................................................13
1.4 Характеристики кластера как феномена хозяйственной практики…15
2 ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………17
2.1 Инструмент: Форсайт кластера………………………………………...17
2.2 Инструмент: бизнес-моделирование цепочки ценности кластера…20
2.3 Инструмент: анализ «долин смерти» компаний кластера и возможностей кластеризации с помощью линейной модели инновационной деятельности………………………………………………………………………23
2.4 Инструмент: бенчмаркинг кластеров…………………………………27
2.5 Инструмент: бизнес-модель инфраструктурной организации кластера......................................................................................................................31
2.6 Инструмент: развитие социального капитала, социальной мобильности и стейкхолдеров кластера…………………………………………34
2.7 Инструмент: формирование стратегии кластерной инициативы по модели «64 стратегемы» ……………………………………………......................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................41
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет управления
Кафедра «Инновационный и международный менеджмент»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Концепция и инструменты управления территориальными кластерами»
Студента дневного отделения |
|
Группы 1.10 |
|
Направление 38.03.02 |
|
«Менеджмент» |
____________ Г.В. Попенко |
(подпись) | |
Научный руководитель: |
____________ Е.И. Лазарева |
Зав. кафедрой |
(подпись) |
Ростов-на-Дону, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ......................
1.1 Что такое
кластер и как их создавать....
1.2 Кластеры в
федеральном законодательстве..............
1.3 Типы кластеров................
1.4 Характеристики кластера как феномена хозяйственной практики…15
2 ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………
2.1 Инструмент: Форсайт кластера………………………………………...17
2.2 Инструмент: бизнес-моделирование цепочки ценности кластера…20
2.3
Инструмент: анализ «долин смерти»
компаний кластера и
2.4 Инструмент: бенчмаркинг кластеров…………………………………27
2.5
Инструмент: бизнес-модель
2.6 Инструмент: развитие социального капитала, социальной мобильности и стейкхолдеров кластера…………………………………………34
2.7
Инструмент: формирование стратегии
кластерной инициативы по
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Процессы глобализации, возрастающие со второй половины 20 века, послужили усилению конкуренции на национальных рынках. В начале успех фирмы на рынке связывали с эффективной оптимизацией внутренних ресурсов при относительном постоянстве факторов внешней среды, но со временем стало приходить понимание того, что конкурентоспособность, зависит от факторов, лежащих вне границ каждой фирмы по отдельности.
Данный факт стал особенно явным, когда возник вопрос об интенсификации инновационной деятельности. Фирма становится инновационной на постоянной основе только в инновационном окружении, создаваемом сотрудничающими и конкурирующими фирмами и организациями. В связи с чем, особую актуальность приобрела концепция кластера, под которым, в первую очередь, стали понимать наиболее способствующую инновационной деятельности форму организации производства, базирующуюся на широком взаимодействии географически сконцентрированных фирм и организаций.
Актуальность развития кластерной формы взаимодействия предприятий подтверждается также стремлением федеральных органов исполнительной власти выстраивать и развивать кластеры предприятий в регионах на основе собственных рекомендаций. Так, Министерство экономического развития России выпустило Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской федерации.
Нынешним управленцам необходимо учесть опыт развития кластеров, семантическую кластерную политику, связанную со стратегическим видением и пониманием глобальных экономических трендов. Такого рода работа - тяжелая задача, стоящая перед управленцами в современной России.
Для этого следует оснастить управленцев представлениями и инструментами реализации кластерных политик и кластерных инициатив, сформировать эффективную стратегию коллективного действия, направленную на развитие территориальных кластеров.
Таким образом, выбранная тема курсовой работы является достаточно актуальной.
Степень разработанности проблемы. Первопроходцем в области региональных экономик и особенностей локализации предприятий на территории является Альфред Маршалл («Принципы экономической науки»). Пол Кругман внес тезисы новой экономической географии. Майкл Портер в своем масштабном труде «Конкуренция», доказывал связь между конкурентоспособностью предприятий и их участием в национальных и глобальных цепочках ценности, вовлеченностью в успешно работающие кластеры. Елена Сергиенко в своей работе рассматривает характеристики кластера как феномен хозяйственной практики. Громыко Ю.В., рассматривал систематизацию и дополнение основ кластерной теории экономического развития. Владислав Тарасенко написал книгу «Территориальные кластеры: семь инструментов управления», в которой изложил механизмы создания кластеров, имеющие реальную практическую ценность. Их использование не только поможет подготовить успешно работающие программы развития территориальных кластеров, но и предоставит материал для тренировки проектных команд.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ концепции и инструментов управления территориальными кластерами.
Основными задачами исследования, направленными на достижение цели, являются:
- выявление сущности и характерных черт территориального кластера;
- анализ инструментов управления территориальными кластерами.
Объект и предмет исследования. В соответствии с целью и задачами курсовой работы объектом исследования являются территориальные кластеры. Предметом исследования - инструменты управления территориальными кластерами.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные выводы, положения, концепция и гипотезы, изложенные в трудах зарубежных и отечественных ученых в рамках теории управления территориальными кластерами и их концепцией.
Информационно-эмпирическая база исследования. Информационной базой курсовой работы служат теоретические разработки и другие исследования в области объединения нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Инструментально-методический аппарат. Исследование проводилось с помощью системного анализа.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
В первой главе «Территориальный кластер» рассматривается что такое кластер и как он создается, проведен анализ типов кластеров, а также что гласит законодательство России о таком понятии, как кластер.
Во второй главе «Инструменты управления территориальными кластерами» рассмотрены и описаны наиболее эффективные способы управления территориальными кластерами.
1 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР
1.1 Что такое кластер и как их создавать
Кластер — это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и т.д.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, дополняющих друг друга и одновременно увеличивая конкурентные способности как отдельных компаний, так и кластера в целом.1 (рис. 1).
Кластер, имеет свойства взаимной конкуренции его участников, кооперации его участников, формирования уникальных компетенций региона, формирование концентрации предприятий и организаций на определённой территории.
Рис.1. Структура кластера
Явными признаками кластера являются:
Территориальные кластеры - объединение предприятий поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом понимается, что размещение кластеров возможно на территории как одного субъекта Российской Федерации, так и нескольких.
Ядром кластера, как показывает практика, выступает крупная фирма или сообщество фирм, сходных по какому-либо признаку, которые посредством вертикальных (связки продаж и покупок) и горизонтальных связей (дополнительные услуги и изделия, использование похожих специализированных процессов, институтов и технологий) взаимодействуют с другими организациями, также участвующими в кластере. Кроме ядра кластера, существуют также дополнительные организации, которые обеспечивают необходимый капитал, технологии, информацию (финансовые ресурсы) и инфраструктуру.
Средние и мелкие предприятия формируют образования вокруг крупных групп и становятся их поставщиками.
Крупные компании передают свои обязанности по производству промежуточных продуктов и сферу сопутствующих услуг, что оказывает огромное влияние на средний и малый бизнес, помогая ему в его инновационной ориентации и достижению им качественно нового уровня технологии, организации и управления производством во всех других сферах хозяйственной деятельности.
Развитие кластеров и применение кластерного подхода способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет реализации эффективного взаимодействия участников кластера, при котором большую роль играет географическая близость. В связи с созданием кластеров расширяется доступ к инновациям, технологиям, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, снижаются транзакционные издержки, появляются предпосылки для реализации совместных проектов и продуктивной конкуренции. Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых частных российских и иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической и регионально интеграции.
По М.Портеру существует четыре основных предпосылки для успешного развития кластера:
– факторные условия. Наличие
в кластере людских и природных ресурсов,
научно-информационного
– условия внутреннего спроса. Состояние и характер спроса на продукцию или услуга отрасли на внутреннем рынке, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса. Например, часто по различным причинам какой-то необходимый товар невыгодно или невозможно закупать в других странах, в результате возникают отечественные производители;
– смежные и обслуживающие отрасли. Наличие или отсутствие взаимосвязанных и родственных отраслей, конкурентоспособных на международном рынке. Они включают местных производителей специализированного оборудования, компонентов и услуг, являющихся основой для инноваций в обслуживающих ими отраслях, а также местные инновационные компании в отраслях, взаимоувязанных технологией, компетенциями и клиентами.
– стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция. Господствующая в стране структура и стратегия фирм и отраслей, система их управления, и уровень внутриотраслевой конкуренции. Например, китайский кластер по производству телефонов более активно по сравнению с другими фирмами данной промышленности перенимает технологическую стратегию и пристально следит за исследованиями и разработками, тем самым привлекая высококлассный персонал для усиления технологических возможностей.2
Также на образование кластера могут оказывать влияние две дополнительные переменные – политика правительства и фортуна, то есть незапланированные события. Такими событиями может быть, например, создание компании, породившей образование других новых компаний, которые и становятся ядром кластера, или же причиной создания кластера может быть длительная забастовка, которая вынуждает покупателей искать альтернативных производителей нужной им продукции.
Таким образом, можно сказать, что появление или зарождение кластеров – это в основном стадия, не контролируемая государством. Вместе с тем проведение программ по идентификации потенциальных кластеров на ранней стадии формирования и дальнейшая государственная поддержка их развития способны, как показывает практика, значительно ускорить процесс создания конкурентоспособных промышленных кластеров.
Информация о работе Концепция и инструменты управления территориальными кластерами