Концепция и инструменты управления территориальными кластерами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ концепции и инструментов управления территориальными кластерами.
Основными задачами исследования, направленными на достижение цели, являются:
- выявление сущности и характерных черт территориального кластера;
- анализ инструментов управления территориальными кластерами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
1 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР..........................................................6
1.1 Что такое кластер и как их создавать......................................................6
1.2 Кластеры в федеральном законодательстве...........................................11
1.3 Типы кластеров.........................................................................................13
1.4 Характеристики кластера как феномена хозяйственной практики…15
2 ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………17
2.1 Инструмент: Форсайт кластера………………………………………...17
2.2 Инструмент: бизнес-моделирование цепочки ценности кластера…20
2.3 Инструмент: анализ «долин смерти» компаний кластера и возможностей кластеризации с помощью линейной модели инновационной деятельности………………………………………………………………………23
2.4 Инструмент: бенчмаркинг кластеров…………………………………27
2.5 Инструмент: бизнес-модель инфраструктурной организации кластера......................................................................................................................31
2.6 Инструмент: развитие социального капитала, социальной мобильности и стейкхолдеров кластера…………………………………………34
2.7 Инструмент: формирование стратегии кластерной инициативы по модели «64 стратегемы» ……………………………………………......................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................41

Файлы: 1 файл

Kursach.docx

— 110.89 Кб (Скачать)

Форсайт-исследование обычно включает в себя следующие этапы:

1. формирование  лидерской группы Форсайт-проекта, первичная идентификация экспертных сообществ и заказчиков Форсайта

2. определение  объекта и предмета Форсайт-исследования. Например, если обсуждать технологический Форсайт, то нужно обозначить интересующие отрасли, а также ключевые проблемы, актуальные задачи развития кластера, которые, на взгляд экспертов, можно решить с помощью Форсайт-методов

3. формирование  существенных условий. Например, если  анализировать технологические  возможности кластера, то необходимо  описать качественные изменения  изделий или рыночных позиций  кластера

4. создание  предметной карты и экспертных  панелей, проведение исследований  и опросов. На этом этапе уточняется  глоссарий проекта, выявляется стейхолдеры  Форсайта, детализируется состав экспертных групп, оценивается тенденции анализируемых областей

5. описание  различных альтернатив будущего, тенденции и сценариев развития  сферы прогнозирования

6. формирование  стратегий, программ и планов

7. институционализация  и определение регулярных механизмов  обновлений стратегий и иных  результатов Форсайт-исследования

Для любого заказчика Форсайт - это не только инструмент расстановки приоритетов при работе с различными технологиями и научными исследованиями, но и средство коммуникации и развития отношений с профессиональными экспертными сообществами.

Отдельного внимания требует анализ «портфеля» технологий кластера, представляющего собой координации усилий в области развития технологий, находящихся в различных жизненных циклах.

В результате Форсайта может появиться не только перечень приоритетных направлений развития кластера и перечень его приоритетных технологий, но и «дорожная карта», визуализирующая переход от текущего состояния «портфеля» технологий кластера к будущему.

2.2 Инструмент: бизнес-моделирование цепочки  ценности кластера

Цепочка ценности кластера описывает последовательность видов деятельности и функциональную взаимосвязь его предприятий.

Моделируя, с одной стороны, очередность выполнения функций участниками кластера, а, с другой - распределение последних по функциональным видам деятельности, можно формировать производственные, маркетинговые и инфраструктурные решения, реализуемые программой развития кластера. В частности, можно принимать решения:

1. о  том, какое распределение участников  кластера в цепочке ценности  является оптимальным

2. какие  инфраструктурные решения и меры  поддержки необходимы для формирования  такого рода распределения

3, как оптимизировать маркетинговую активность кластера

Структуру цепочки ценности необходимо анализировать:

1. при формировании программы развития кластера

2. разработке мер поддержки предприятий кластера

3. формирование  программ перехода корпорации  от холдинговой к кластерной  промышленной модели

4. подготовке  «дорожных карт» развития инновационной  социальной, транспортной и энергетической  инфраструктуры инновационного  территориального кластера

5. системном  анализе производственных и инфраструктурных  проектов кластера

Понятие цепочки добавленной стоимости, или цепочки ценности, является фундаментальным и важным для понимания структуры кластера и специфики кластерного подхода. Оно отражает последовательность разделения труда и формирования компаниями ценности для своих потребителей.

Классическая цепочка ценности напоминает лестницу. В ее основание находится добыча и первичная переработка сырья. Далее следуют:

1 производство первичных компонентов товаров

2 сборка  изделий

3 продажа и доставка товаров (услуг) потребителю

При этом современные исследователи склонны включать в цепочки ценности не только циклы производства и продажи товаров и услуг, но и стадии утилизации, вторичной переработки товаров, обучения специалистов, некоммерческой и научной деятельности. Поэтому в цепочки ценности могут включаться некоммерческие и государственные организации и даже социальные группы, сети и сообщества.

С точки зрения М. Портера, кластерный подход к повышению конкурентоспособности регионов делает акцент на развитии межфирменной кооперации в создаваемых цепочках ценности. При этом, анализируя российскую ситуацию, М. Портер и его коллеги отмечают важность формирования новых цепочек, ориентированных на создание новых ценностей.

Структуру цепочки ценности можно анализировать и моделировать с точки зрения:

1. структуры  цены конечного продукта для  покупателя

2. структуры  затрат на преобразование продукта  для покупателя

3. структура  поддерживающих институтов

4.количества  и структуры организаций, находящихся  на разных этапах цепочки ценности

5. соотношения  основной и поддерживающей деятельности  участников цепочки ценности

6. влияния  инноваций и традиционных институтов  на структуру цепочки ценности

В другой своей работе М. Портер анализирует следующие факторы, влияющие на структуру цепочки ценности кластера:

1. специализированные навыки жителей региона

2. обладание  результатами университетских исследований

3. удобное  географическое положение

4. развитая  инфраструктура

5. необычный  местный спрос

6. наличие  смежных кластеров - генератор спроса

7. наличие  компаний-лидеров, порождающих кластер

Эти факторы во многом определяются производительность труда предприятий, входящих в кластер. Производительность труда, в свою очередь, влияет, с одной стороны, на уровень заработных плат и потребления сотрудников предприятий кластера, и, как следствие, на уровень жизни в регионе. С другой стороны, от нее зависит прибыль предприятий кластера и, как следствие, интерес инвесторов к региону, а также их способность профинансировать новые рабочие места и производства в нем.

Помимо этого, цепочку ценности могут существенно трансформировать инновационные технологии, вытесняющие традиционные способы производства. Так в начале 20 века были разрушены цепочки ценности, связанные с развитием гужевого транспорта, которые были заменены на цепочки ценности автомобильной промышленности

С точки зрения М. Портера, цепочка ценности не ограничивается рамками одной отрасли и формирует межотраслевое взаимодействие.

 

2.3 Инструмент: анализ «долин смерти»  компаний кластера и возможностей  кластеризации с помощью линейной  модели инновационной деятельности

Линейная модель инновационной деятельности, известная также как «воронка инноваций», «инновационный лифт» или «трубопровод инноваций», описывает последовательный линейный процесс поддержки и отсева инновационных и венчурных проектов. Указанный процесс начинается с этапов фундаментальных и прикладных исследований, продолжается фазами разработки и развития продуктов и технологий и заканчивается различными стадиями коммерциализации результатов разработок.

Анализируя текущее состояние стадий «воронки инноваций», можно формировать:

1. стратегию развития инновационной  деятельности кластера в виде  описания механизмов перехода  к желаемым состояниям «воронки  инноваций»

2. предложения по стандартам инновационной  деятельности кластера и сервисов  со стороны институтов развития, стимулирующих переходы проектов  на следующий этап «воронки  инноваций»

Помимо этого, анализ «воронки инноваций» позволяет выявлять «долины смерти» - наиболее типичные риски при развитии венчурных проектов и стартапов.

Структура американской, британской, австралийской и тайваньской инновационных систем ориентируется на линейные этапы работы с различными стадиями готовности технологии к коммерциализации.

Линейная модель инновационной деятельности применяется:

1. при  формировании программы развития  кластера и разработке мер  поддержки его предприятий

2. разработке  «дорожных карт» развития инфраструктуры  инновационного территориального  кластера

3. системном  анализе научных и инновационных  проектов кластера

4. подготовке  предложений кластера по развитию  национальной инновационной системы

Инновационный территориальный кластер является частью РИС, поддерживающей различные этапы жизненного цикла инновационного проекта - от замысла до успешного масштабирования бизнеса, которые можно описать различными моделями инновационной деятельности.

Классическая линейная модель инновационной деятельности описывает следующие этапы:

1. фундаментальные  исследования

2. прикладные  исследования

3. опытно-конструкторские  разработки

4. развитие  и коммерциализация

На основе стандартизации и адаптации этих этапов к специфике конкретных отраслей и регионов можно формировать различные государственные и корпоративные меры поддержки и развития инновационных территориальных кластеров.

В России принят ряд государственных стандартов, устанавливающих требования к проведению исследований, ОКР и подготовке проектной документации:

1. ГОСТ Р 15.000-94 «Система разработке и постановки продукции на производство. Основные положения»

2. ГОСТ  Р 15.011-96 «Система разработке и  постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание  и порядок проведения»

3. ГОСТ  Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента  качества. Требования»

Анализируя указанные стандарты, нужно отметить разницу между моделями открытых и закрытых инновация.

  В первой модели инновационная  деятельность представляет собой  кооперацию сообществ и организаций, локализованных в технопарках  и кластерах. Государство в модели  «открытых» инноваций реализует  меры господдержки институтов  развития и специализированных  организаций кластеров и технопарков.

Вторая модель предусматривает осуществление большинства этапов инновационной деятельности в рамках корпоративных бизнес-процессов и опытно-конструкторских работ специализированной организации. в модели «закрытых» инноваций государство реализует меры господдержки корпораций.

Началом коммерциализации технологии является бизнес-идея, связанная с пониманием того, каким образом на базе инновационного продукта или услуги можно сформировать бизнес-организацию, способную получить прибыль.

Линейная модель инновационной деятельности описывается метафорами «воронка инноваций» или «трубопровод инноваций», по которым двигаются проекты фундаментальных и прикладных исследований, коммерциализации и разработок, а также развития бизнеса. При этом проекты проходят отбор - их количество уменьшается с переходом на следующий этап.

Несомненным плюсом линейной модели инновационной деятельности является ее простота и практическая применимость в статических исследованиях. В частности, статистику фундаментальных исследований можно вести по числу публикаций и частоте цитирование в научных журналах, статистику прикладных исследований можно оценить по количеству полезных моделей, авторских свидетельств и опытных образцов, статистику бизнес-идей - по числу зарегистрированных фирм или приобретенных ими патентов, а также по объемам продаж товаров и услуг.

Недостатком этой модели является ее линейная направленность и технократизм: подразумевается, что только наука и фундаментальные исследования служат основным драйвером как технологических инноваций, так и коммерчески успешных технологий, превращающихся в успешные бизнес-проекты. В реальности могут возникать «петли» и обратные связи от рынков, влияющие на характеристики «воронки инноваций» на основе линейных экстраполяций и анализа опыта успешных проектов. Еще одним минусом рассматриваемой модели является ее недостаточная разрешающая способность при наблюдении за социальным и человеческим капиталом, необходимыми для развития территорий.

В зависимости от специфики региональной, отраслевой или национальной инновационной системы структура матрицы может меняться.

2.4 Инструмент: бенчмаркинг кластеров

Бенчмаркинг - это сравнительный анализ лучших практик развития территориальных кластеров, который может осуществлять с помощью:

1. включенного наблюдения

2. анкетирования

3. анализа статистических  данных и открытых источников

Бенчмаркинг лучших практик желательно провести по следующим направлениям:

Информация о работе Концепция и инструменты управления территориальными кластерами