Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 19:16, курсовая работа
Целью исследования является анализ концепции и инструментов управления территориальными кластерами.
Основными задачами исследования, направленными на достижение цели, являются:
- выявление сущности и характерных черт территориального кластера;
- анализ инструментов управления территориальными кластерами.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
1 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР..........................................................6
1.1 Что такое кластер и как их создавать......................................................6
1.2 Кластеры в федеральном законодательстве...........................................11
1.3 Типы кластеров.........................................................................................13
1.4 Характеристики кластера как феномена хозяйственной практики…15
2 ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………17
2.1 Инструмент: Форсайт кластера………………………………………...17
2.2 Инструмент: бизнес-моделирование цепочки ценности кластера…20
2.3 Инструмент: анализ «долин смерти» компаний кластера и возможностей кластеризации с помощью линейной модели инновационной деятельности………………………………………………………………………23
2.4 Инструмент: бенчмаркинг кластеров…………………………………27
2.5 Инструмент: бизнес-модель инфраструктурной организации кластера......................................................................................................................31
2.6 Инструмент: развитие социального капитала, социальной мобильности и стейкхолдеров кластера…………………………………………34
2.7 Инструмент: формирование стратегии кластерной инициативы по модели «64 стратегемы» ……………………………………………......................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................41
Форсайт-исследование обычно включает в себя следующие этапы:
1. формирование
лидерской группы Форсайт-
2. определение
объекта и предмета Форсайт-
3. формирование
существенных условий. Например, если
анализировать технологические
возможности кластера, то необходимо
описать качественные
4. создание предметной карты и экспертных панелей, проведение исследований и опросов. На этом этапе уточняется глоссарий проекта, выявляется стейхолдеры Форсайта, детализируется состав экспертных групп, оценивается тенденции анализируемых областей
5. описание
различных альтернатив
6. формирование стратегий, программ и планов
7. институционализация
и определение регулярных
Для любого заказчика Форсайт - это не только инструмент расстановки приоритетов при работе с различными технологиями и научными исследованиями, но и средство коммуникации и развития отношений с профессиональными экспертными сообществами.
Отдельного внимания требует анализ «портфеля» технологий кластера, представляющего собой координации усилий в области развития технологий, находящихся в различных жизненных циклах.
В результате Форсайта может появиться не только перечень приоритетных направлений развития кластера и перечень его приоритетных технологий, но и «дорожная карта», визуализирующая переход от текущего состояния «портфеля» технологий кластера к будущему.
2.2 Инструмент: бизнес-моделирование цепочки ценности кластера
Цепочка ценности кластера описывает последовательность видов деятельности и функциональную взаимосвязь его предприятий.
Моделируя, с одной стороны, очередность выполнения функций участниками кластера, а, с другой - распределение последних по функциональным видам деятельности, можно формировать производственные, маркетинговые и инфраструктурные решения, реализуемые программой развития кластера. В частности, можно принимать решения:
1. о
том, какое распределение
2. какие
инфраструктурные решения и
3, как оптимизировать маркетинговую активность кластера
Структуру цепочки ценности необходимо анализировать:
1. при формировании программы развития кластера
2. разработке мер поддержки предприятий кластера
3. формирование программ перехода корпорации от холдинговой к кластерной промышленной модели
4. подготовке
«дорожных карт» развития
5. системном
анализе производственных и
Понятие цепочки добавленной стоимости, или цепочки ценности, является фундаментальным и важным для понимания структуры кластера и специфики кластерного подхода. Оно отражает последовательность разделения труда и формирования компаниями ценности для своих потребителей.
Классическая цепочка ценности напоминает лестницу. В ее основание находится добыча и первичная переработка сырья. Далее следуют:
1 производство первичных компонентов товаров
2 сборка изделий
3 продажа и доставка товаров (услуг) потребителю
При этом современные исследователи склонны включать в цепочки ценности не только циклы производства и продажи товаров и услуг, но и стадии утилизации, вторичной переработки товаров, обучения специалистов, некоммерческой и научной деятельности. Поэтому в цепочки ценности могут включаться некоммерческие и государственные организации и даже социальные группы, сети и сообщества.
С точки зрения М. Портера, кластерный подход к повышению конкурентоспособности регионов делает акцент на развитии межфирменной кооперации в создаваемых цепочках ценности. При этом, анализируя российскую ситуацию, М. Портер и его коллеги отмечают важность формирования новых цепочек, ориентированных на создание новых ценностей.
Структуру цепочки ценности можно анализировать и моделировать с точки зрения:
1. структуры цены конечного продукта для покупателя
2. структуры
затрат на преобразование
3. структура поддерживающих институтов
4.количества
и структуры организаций, находящихся
на разных этапах цепочки
5. соотношения
основной и поддерживающей
6. влияния
инноваций и традиционных
В другой своей работе М. Портер анализирует следующие факторы, влияющие на структуру цепочки ценности кластера:
1. специализированные навыки жителей региона
2. обладание
результатами университетских
3. удобное географическое положение
4. развитая инфраструктура
5. необычный местный спрос
6. наличие смежных кластеров - генератор спроса
7. наличие компаний-лидеров, порождающих кластер
Эти факторы во многом определяются производительность труда предприятий, входящих в кластер. Производительность труда, в свою очередь, влияет, с одной стороны, на уровень заработных плат и потребления сотрудников предприятий кластера, и, как следствие, на уровень жизни в регионе. С другой стороны, от нее зависит прибыль предприятий кластера и, как следствие, интерес инвесторов к региону, а также их способность профинансировать новые рабочие места и производства в нем.
Помимо этого, цепочку ценности могут существенно трансформировать инновационные технологии, вытесняющие традиционные способы производства. Так в начале 20 века были разрушены цепочки ценности, связанные с развитием гужевого транспорта, которые были заменены на цепочки ценности автомобильной промышленности
С точки зрения М. Портера, цепочка ценности не ограничивается рамками одной отрасли и формирует межотраслевое взаимодействие.
2.3
Инструмент: анализ «долин смерти»
компаний кластера и
Линейная модель инновационной деятельности, известная также как «воронка инноваций», «инновационный лифт» или «трубопровод инноваций», описывает последовательный линейный процесс поддержки и отсева инновационных и венчурных проектов. Указанный процесс начинается с этапов фундаментальных и прикладных исследований, продолжается фазами разработки и развития продуктов и технологий и заканчивается различными стадиями коммерциализации результатов разработок.
Анализируя текущее состояние стадий «воронки инноваций», можно формировать:
1.
стратегию развития
2.
предложения по стандартам
Помимо этого, анализ «воронки инноваций» позволяет выявлять «долины смерти» - наиболее типичные риски при развитии венчурных проектов и стартапов.
Структура американской, британской, австралийской и тайваньской инновационных систем ориентируется на линейные этапы работы с различными стадиями готовности технологии к коммерциализации.
Линейная модель инновационной деятельности применяется:
1. при
формировании программы
2. разработке
«дорожных карт» развития
3. системном
анализе научных и
4. подготовке
предложений кластера по
Инновационный территориальный кластер является частью РИС, поддерживающей различные этапы жизненного цикла инновационного проекта - от замысла до успешного масштабирования бизнеса, которые можно описать различными моделями инновационной деятельности.
Классическая линейная модель инновационной деятельности описывает следующие этапы:
1. фундаментальные исследования
2. прикладные исследования
3. опытно-конструкторские разработки
4. развитие и коммерциализация
На основе стандартизации и адаптации этих этапов к специфике конкретных отраслей и регионов можно формировать различные государственные и корпоративные меры поддержки и развития инновационных территориальных кластеров.
В России принят ряд государственных стандартов, устанавливающих требования к проведению исследований, ОКР и подготовке проектной документации:
1. ГОСТ Р 15.000-94 «Система разработке и постановки продукции на производство. Основные положения»
2. ГОСТ
Р 15.011-96 «Система разработке и
постановки продукции на
3. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования»
Анализируя указанные стандарты, нужно отметить разницу между моделями открытых и закрытых инновация.
В первой модели инновационная
деятельность представляет
Вторая модель предусматривает осуществление большинства этапов инновационной деятельности в рамках корпоративных бизнес-процессов и опытно-конструкторских работ специализированной организации. в модели «закрытых» инноваций государство реализует меры господдержки корпораций.
Началом коммерциализации технологии является бизнес-идея, связанная с пониманием того, каким образом на базе инновационного продукта или услуги можно сформировать бизнес-организацию, способную получить прибыль.
Линейная модель инновационной деятельности описывается метафорами «воронка инноваций» или «трубопровод инноваций», по которым двигаются проекты фундаментальных и прикладных исследований, коммерциализации и разработок, а также развития бизнеса. При этом проекты проходят отбор - их количество уменьшается с переходом на следующий этап.
Несомненным плюсом линейной модели инновационной деятельности является ее простота и практическая применимость в статических исследованиях. В частности, статистику фундаментальных исследований можно вести по числу публикаций и частоте цитирование в научных журналах, статистику прикладных исследований можно оценить по количеству полезных моделей, авторских свидетельств и опытных образцов, статистику бизнес-идей - по числу зарегистрированных фирм или приобретенных ими патентов, а также по объемам продаж товаров и услуг.
Недостатком этой модели является ее линейная направленность и технократизм: подразумевается, что только наука и фундаментальные исследования служат основным драйвером как технологических инноваций, так и коммерчески успешных технологий, превращающихся в успешные бизнес-проекты. В реальности могут возникать «петли» и обратные связи от рынков, влияющие на характеристики «воронки инноваций» на основе линейных экстраполяций и анализа опыта успешных проектов. Еще одним минусом рассматриваемой модели является ее недостаточная разрешающая способность при наблюдении за социальным и человеческим капиталом, необходимыми для развития территорий.
В зависимости от специфики региональной, отраслевой или национальной инновационной системы структура матрицы может меняться.
2.4 Инструмент: бенчмаркинг кластеров
Бенчмаркинг - это сравнительный анализ лучших практик развития территориальных кластеров, который может осуществлять с помощью:
1. включенного наблюдения
2. анкетирования
3. анализа статистических данных и открытых источников
Бенчмаркинг лучших практик желательно провести по следующим направлениям:
Информация о работе Концепция и инструменты управления территориальными кластерами