Компенсационный пакет: содержание, структура, особенности создания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:58, реферат

Краткое описание

Внутреннее же удовлетворение работника впрямую не зависит от организации, это есть психологическое состояние работающей личности, возникновение которого зависит от многих факторов, связанных с мотивационной структурой личности, с ее психологическими особенностями и установками, а не только с системой внешнего вознаграждения. От предприятия зависят только условия, при которых работающая личность может получить внутреннее удовлетворение от работы.

Файлы: 1 файл

Реферат №3 Компенсационный пакет содержание, структура, особенности создания.docx

— 77.83 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,

СТАТИСТИКИ  И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ) 
 
 

            ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА 

КАФЕДРА «Управления человеческими ресурсами» 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Мотивация трудовой деятельности»

на тему: «Компенсационный пакет: содержание, структура, особенности создания». 
 

                  Выполнила студентка

                  группы  ДММ-301

                  Свидина Стэлла

                  Преподаватель

                  Борисова  Наталия Николаевна 
                   
                   

Москва,

2010 г. 
 

Введение

В рыночной экономике  центральное место в отношениях работник - предприятие занимает обмен  результатов труда наемного работника  на совокупность всех видов вознаграждения, которые предоставляются предприятием. Внутри системы вознаграждений, которые  используются предприятием существует разделение на внешние и внутренние вознаграждения. Внешние вознаграждения контролируются и распределяются предприятием: это те денежные выплаты, премии и социальные льготы, которые используются предприятием для стимулирования эффективного труда своих работников, это социально-психологическая атмосфера и стиль управления, которые присутствуют в организационной культуре предприятия, словом, все внешние стимулы и условия труда в широком смысле этого слова. Внешними вознаграждениями можно и нужно управлять, их можно менять, конструировать и моделировать.

Внутреннее же удовлетворение работника впрямую  не зависит от организации, это есть психологическое состояние работающей личности, возникновение которого зависит  от многих факторов, связанных с  мотивационной структурой личности, с ее психологическими особенностями  и установками, а не только с системой внешнего вознаграждения. От предприятия  зависят только условия, при которых  работающая личность может получить внутреннее удовлетворение от работы.

Компенсационная политика - это и есть система  внешних вознаграждений наемному работнику  за результаты его труда на предприятии. Когда мы можем оценить или  измерить вознаграждение в денежном виде, то мы говорим о денежном вознаграждении или компенсационном пакете организации. Немонетарная система вознаграждений (или моральные стимулы к труду) в данной работе не рассматривается.

Разработка компенсационного пакета выступает как одна из важнейших, стратегических, задач в управлении человеческими ресурсами. Соответственно, построение системы денежных компенсаций  является функцией менеджера по персоналу.

Особенную актуальность эта функция приобретает на современном  этапе развития экономики в России, когда появление новых, молодых  предприятий зачастую сопровождается отсутствием традиций и технологий разработки и совершенствования  системы вознаграждения, адекватной рыночным отношениям.

Известный специалист в области управления персоналом Шекшня С.В. так определял значение и задачи разработки компенсационной политики:

«Основное значение системы компенсации заключается  в том, чтобы стимулировать производственное поведение сотрудников компании, направив его на достижение стоящих  перед ней стратегических задач, иными словами, соединить материальные интересы сотрудников со стратегическими  задачами организации». Эта ключевая установка определяет цели системы  компенсации:

Привлечение персонала в организацию.

Организации конкурируют  между собой на рынке труда  за привлечение человеческих ресурсов, которые им необходимы для достижения стратегических задач. В этом смысле система компенсации должна быть конкурентоспособной применительно  к той категории работников, которые  требуются организации.

Сохранение  сотрудников в  организации.

Когда вознаграждение в организации не соответствует  тому, что предлагает рынок, сотрудники могут начать покидать ее. Чтобы  избежать потери сотрудников, на профессиональное обучение и развитие которых организация  затратила определенные средства и  которые являются ценным ресурсом, руководители должны обеспечить конкурентоспособность  системы компенсации.

Стимулирование  производительного  поведения.

Вознаграждение  должно ориентировать работников на те действия, которые необходимы для организации. Производительность, творчество, опыт, преданность философии организации должны поощряться через систему компенсации.

Контроль  за издержками на рабочую силу.

Продуманная система  компенсации позволяет организации  контролировать и эффективно управлять  затратами на рабочую силу, обеспечивая  при этом наличие требуемых сотрудников.

Административная  эффективность и  простота.

Система компенсации  должна быть хорошо понятна каждому  сотруднику и проста для администрирования, т. е. не требовать значительных материальных и трудовых ресурсов для обеспечения  ее бесперебойного функционирования.

Соответствие  требованиям законодательства.

Во всех странах  вознаграждение работников регулируется государственным законодательством".

Денежное вознаграждение имеет решающее значение в трудовой мотивации, причем смысл денежного  вознаграждения для работника не исчерпывается только компенсацией затрат времени, энергии, интеллекта, которые  расходуются работником при достижении целей организации. Денежное вознаграждение, точнее формы его получения, а  также относительные и абсолютные размеры, воспринимаются работником как  свидетельство его ценности для  организации, влияют на самооценку работника, впрямую говорят о его социальном статусе. Т.е. деньги, получаемые работником, выступают также и мерилом  личностной и профессиональной самореализации. Мы не даем нравственной или социальной оценку такому положению вещей, просто констатируем факт, что поговорка "Если ты такой умный, то почему такой бедный" в настоящее время зачастую воспринимается как непреложная истина.

Для менеджера  по персоналу использование мотивирующей силы денежного вознаграждения позволяет  решать задачи обеспечения необходимого производственного поведения работников достаточно простыми методами конструирования  компенсационного пакета. Другие способы  мотивации с необходимостью требуют  изменения организационной культуры, что есть сложный и длительный процесс, не гарантирующий быстрого успеха. Однако компенсационный пакет  может и должен служить целям  удовлетворенности работника и  повышения качества работы. Таким  образом, менеджер по персоналу, создавая систему компенсаций и удовлетворяя на первый взгляд первичные потребности  работника, тем не менее формирует удовлетворение и более высоких запросов и потребностей работников. Так в качестве примера можно привести принципы, на которых основана фирменная система вознаграждения корпорации IBM:

«Система вознаграждений создает у людей чувство уверенности и защищенности. ИБМ хочет, чтобы ее люди, вступая в контакт с клиентом и действуя от ее имени, сосредотачивались на выполнении стоящих перед ними задач. Их не должны отвлекать насущные денежные проблемы: как накормить и одеть семью, обеспечить ей крышу над головой. Все это им должна обеспечивать их заработная плата, при условии, разумеется, что они разумно решают свои проблемы...

Система оплаты труда должна не только создавать  у человека чувство уверенности  и защищенности, она должна также включать действенные средства стимулирования и мотивации. ИБМ ... отдает предпочтение тем работникам, которые желают получить нечто большее, чем фиксированную заработную плату ... и которые стремятся повысить свой доход, когда им предоставляется такая возможность ... ИБМ всегда готова по достоинству вознаградить успех и совершенство.

В дополнении к  заработной плате и комиссионным ИБМ старается «подсластить»  жизнь своим наиболее достойным  сотрудникам с помощью наград и вознаграждений ... Они могут выступать в виде денежной суммы, ценного подарка или туристической путевки. Они являются свидетельствами признания компанией особо качественной работы сотрудника или достижения ими особо важных результатов. Будучи заранее запланированным или спонтанным, присуждение награды или вознаграждения всегда остается по своей природе двойственным — объективным и субъективным одновременно».

При разработке компенсационной политики менеджер по персоналу не должен следовать  мифу о выгодности дешевого труда. Так  называемый дешевый труд дорого обходится  как предприятию, так и обществу. Он малопроизводителен, воспроизводит  неразвитого работника, невосприимчивого к возможности больше зарабатывать путем увеличения производительности труда, убивает инициативу, консервирует низкий уровень организации и  условий труда. Дешевый работник опасен для окружающих. Дешевый труд, обуславливающий низкий уровень  жизни, приводит работника к потере ответственности не только перед  предприятием, обществом, но и перед  самим собой. Такому человеку нечего терять.

Профессиональная  миссия менеджера по персоналу заключается  в частности и в том, чтобы  за счет создания эффективной системы  стимулирования труда преодолевать феномен отчужденности труда  и пассивности трудового сознания, трудовой мотивации и этики. Система  компенсаций предприятия должна ориентироваться на высокий уровень  вознаграждения за интенсивный и  эффективный труд.

Недаром успешное развитие Японии и превращение ее во вторую экономическую державу  мира можно связывать и с серьезным  сдвигом в условиях труда, в том  числе и с значительным увеличением заработной платы.

До второй половины 80-х годов по среднему уровню заработной платы Япония заметно отставала  от ведущих стран Запада, но в 1987 г. ситуация в корне изменилась и  Япония по этому показателю вышла  в мировые лидеры (табл. 1), реализуя лозунг "заработную плату - на уровень  западноевропейских стран".

Страна 1987г. 1994г.
Япония 10,41 22,70
США 9,91 12,06
Германия 9,75 15,17
Англия 6,93 9,69
Франция 6,82 9,12

Таблица 1. Почасовая заработная плата 
в обрабатывающей промышленности развитых стран 
(в долл. США по официальному курсу).

Осуществляя моделирование (конструирование) компенсационного пакета менеджер по персоналу должен следовать  следующим общим правилам:

1. Система компенсации  должна ориентировать работника  на достижение нужного предприятию  результата, поэтому заработная  плата связывается с показателями  эффективности работы организации  (оборот компании, прибыль, объем  продаж, выполнение плана, улучшение  качества и т.д.), рабочей группы, самого работника;

2. Система компенсации  должна сочетать в себе жесткость  правил определения денежного  вознаграждения и гибкость в  реагировании на изменения внутренней  и внешней ситуации в организации,  т.е. компенсации должны выступать  не только мотиватором трудовой деятельности, но и средством управления, рычагом для руководителя. Руководство организации должно иметь возможности как поощрения, так и наказания в системе компенсации.

3. Новая система компенсации, с одной стороны не должна ухудшать положение сотрудников в материальном плане, наоборот, при разработке и внедрении новой системы у работника должна быть возможность увеличивать свое денежное вознаграждение по сравнению со старой системой, но с другой стороны, система компенсаций не должна предъявлять чрезмерных требований к предприятию, не должна подрывать экономическую состоятельность предприятия и его конкурентноспособность.

4. Внедрение  системы компенсации должно сопровождаться  продуманным механизмом информирования  работников о новых правилах  денежного вознаграждения, постоянным  мониторингом эффективности компенсационного  пакета.

Информация о работе Компенсационный пакет: содержание, структура, особенности создания