Коммуникативный механизм социальной регуляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 15:59, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Среди ведущих цивилизационных факторов в жизнедеятельности и развитии как человечества, так и отдельной личности особо выделяется умение людей жить вместе. В условиях решения центральной проблемы - выживания человечества, обеспечения его благосостояния и свободы - значение этого фактора возрастает.

Файлы: 1 файл

камун.docx

— 47.63 Кб (Скачать)

Человеческие  установки и ценности формируются  под влиянием не только содержания передаваемой информации, но и ее формальных особенностей (эффекта первенства, конструкции сообщения, характера  аргументации, ценности информационных источников), а также эмоционально-экспрессивного сопровождения.

Важную роль при осуществлении регулятивной функции социальной коммуникации играют средства массовой информации. Эта  роль разнообразна и противоречива. Общественную тревогу вызывает, в  частности, тенденция манипулирования  сознанием и поведением людей.

Всякая манипуляция  характеризуется двумя основными  свойствами: она спланирована и секретна. Меры, осуществляемые в рамках манипуляции, достигают целей, которые всегда существуют вне интересов человека, являющегося объектом непосредственных манипуляций. Манипуляторы достигают  всегда собственных целей или  целей своих доверителей и  распорядителей.

В диссертации  отмечается, что в высказываниях  по поводу манипуляции чаще всего  бытует весьма общая оценка, которая  гласит, что манипуляторская деятельность приводит к деградации человека, так  как опирается на его толкование как оружия достижения неясных и  скрытых от него целей. В работе предпринята  попытка более развернутого представления  и классификации социальных последствий  манипуляторской деятельности. Выделяются (а) последствия непосредственные, т.е. те последствия, которые организатор  предвидел из непосредственной реакции  человека на манипуляцию, и (б) последствия  устойчивые, которые происходят в  результате долго длящихся манипуляторских  мер и приводят к достаточно глубоким изменениям психики человека.

Непосредственные  последствия манипуляторской деятельности выражаются: в лишении людей информации в пределах определенной проблематики; сокрытии истинного смысла и принципиального  значения фактов; формировании у читателей (зрителей и т.д.) ощущения общественного  хаоса посредством неустанной "бомбардировки" его ней-

17  

 

хики противоречивыми  и взаимоисключающими данными; дезинформи-ровании  адресатов; отвлечении внимания людей  от важных событий общественной жизни; формировании негативных, агрессивно-неприязненных  установок по отношению к отдельным  лицам, организациям, идеям и ценностям.

Устойчивые последствия  манипуляторской деятельности проявляются: в формировании стойкого доверия "манипулируемых" людей к "собственным" СМИ и  отрицательного отношения к "чужим", конкурирующим источникам информации; унификации и разрушении индивидуальности адресатов; порождении негативных социальных позиций (оппортунизм, верноподанничество и т.д.); формировании пассивности  и готовности стать объектом манипулирования; стимулировании склонности к само манипулированию; доведении человека до устойчивого  состояния "манипулированности".

В связи с  указанными последствиями актуализируются  проблемы: разработки теории воспитания применительно "к средствам массовой информации"; отчетливого и последовательного  выявления тех угроз для личности, которые таит в себе любое манипулирование.

Осуществление регулятивных функций коммуникации, точнее - направленность этих функций, зависит от характера коммуникативного воздействия. Эта зависимость показывается на примере коммуникативного влияния авторитарной личности в семье и производственной группе. Так, при условии авторитарной коммуникации в группе ее члены ориентированы на строгую иерархию власти. Избыток информации затрудняет взаимопонимание. Становится невозможной метакоммуника-ция. Между членами группы возникают ясно обозначенные отношения зависимости, а также безличностность общения. В свою очередь, невозможность применения метакоммуникации, предоставления обратной информации (связи), выражение собственных взглядов и мнений вызывает социальное напряжение.

Авторитарная  личность, участвуя в процессе коммуникации, не считается с мнением собеседника. Она всячески старается управлять  поведением другого человека, иногда стремясь даже оказывать давление на него. Она внушает собеседнику, какие  решения тому следует принимать, оценивает их, манипулирует. Подобные отношения могут существовать и  между членами группы. Такой способ коммуникации не приводит к взаимопониманию, он всегда неудовлетворителен, по крайней  мере, для одного из собеседников. Авторитаризм исключает уважение к позиции  другой стороны в процессе общения. Авторитарная личность проявляет тенденцию  к формированию и поддержанию  в группе иерархии власти со всеми  вытекающими для коммуникации последствиями.

В третьем разделе  диссертации - "Способы оптимизации коммуникативной регуляции" - отмечается, что оптимизация коммуникативной регуляции, т.е. выбор лучшего варианта ее осуществления, возможна прежде всего при том условии, что мы знаем и учитываем закономерно-

18  

 

сти коммуникативного воздействия. В ходе исследования установлены  следующие закономерности.  

 

Закон "расщепления", т.е. искажения смысла сообщения  в процессе его передачи. Смысл  передаваемой информации искажается по многим причинам: из-за неоднозначности  терминов, различий в культурном уровне передаваемого и воспринимающего  информацию, различных смысловых  акцентов, потери части информации.  

 

Закон информационного "перепада"', люди не воспринимают информацию, значение которой сильно расходится с их привычными представлениями, или понимают ее по-своему.  

 

Закон установки. Информация воспринимается без "помех" при положительном отношении  приемника к ее источнику и  негативно - при отрицательном отношении. Иначе говоря, пользующийся авторитетом может в чем-то убедить, а не пользующийся может убедить в обратном.  

 

Закон социальной дистанции. Сила информационного воздействия  обратно пропорциональна социальной дистанции между передатчиком и  источником информации. На социальную дистанцию влияют: 1) принадлежность партнеров к одной и той  же или к разным социальным группам; 2) положительный или отрицательный "знаки" социальных стереотипов, относящихся к представляемым ими  социальным группам; 3) близость или  отдаленность их социальных статусов; 4) непосредственный или опосредованный характер контакта; 5) продолжительность  контактов; 6) пространственная близость или отдаленность и т.д.  

 

Закон массы. Сила информационного воздействия пропорциональна  числу воздействующих.

В диссертации  также обоснованы и сформулированы принципы эффективной коммуникации, а именно, принципы обратной связи, упреждающей связи, доступности, достаточности, надежности, коммуникативного соответствия, непротиворечивости, ассимиляции и  контраста.

Чем активнее используется обратная связь, тем эффективнее  информационное воздействие. Внимание к обратной связи предполагает заботу о том, чтобы сообщение "дошло" до приемника и чтобы от него "потекла" обратная информация. Особенно большое  значение имеет при этой отрицательная  обратная связь, т.е. информация об упущениях, ошибках и т.п.

Принцип упреждающей  связи требует сбора предварительных  данных о получателях информации с целью формирования максимально  эффективных сообщений.

Смысл принципа доступности очевиден: информация должна быть доступной и приемлемой для  получателя. Однако передатчики часто  об этом забывают. Некоторые из них  оказываются ориентированными на источник, другие - на само сообщение, третьи - на канал передачи сообщения. Плохо, если не хватает информации, но еще хуже, когда возникает информационная перегрузка и система перестает ее перерабатывать.

19  

 

Эффективность информационного воздействия зависит  от надежности источника информации в оценке его получателя. Именно надежность определяет степень доверия  к тому, что ему сообщают.

Принцип коммуникативного соответствия выражает необходимость  приспособления содержания передаваемого  сообщения к психическому состоянию  и социальному положению того, к кому оно направлено, адресату информации. Этот принцип можно понять по крайней мере двояко: актуалистически  и социально-психологически. В актуалистиче-ском смысле этот принцип говорит, что  передача информации должна отвечать имеющейся потребности в определенной информации. В социально-психологическом  аспекте этого принципа подчеркиваются момент развития, степень социальной зрелости воспринимающего. Человек  избегает противоречия в собственных  суждениях, стремится к тому, чтобы  быть логически компактным. Особенно заметно проявляется это тогда, когда система убеждений не слишком  стройна. Из этого следуют важные выводы относительно коммуникации. Надо в любом случае суметь так подобрать  информацию, чтобы она была значимой, в противном случае она не приведет к появлению когнитивного диссонанса и не вызовет изменений в поведении  индивида. Вся тактика состоит  в том, чтобы атаковать оппонента  с помощью важной информации, вызывающей состояние напряжения, а в итоге - сомнения в ценности имевшихся до этого момента убеждений. При выполнении этого условия информатор в состоянии сформировать в сознании получателя информации новые принципы регулирования поведения.

Экспериментальные исследования показывают, что когда  информация о фактах или аргумент находится в границах диапазона  одобрения, она быстро усваивается, и тогда происходит процесс ассимиляции. В том случае, когда полученная информация выходит из границы диапазона  одобрения, происходит отвержение ее содержания. Информация не только оказывается непринятой, но и появляется познавательный контраст, т.е. данная информация воспринимается как недостоверная и не соответствующая  убеждениям человека. Суть контраста - в образовании дополнительных преград между существующим убеждениями и новой, не укладывающейся в их рамки информацией.

С учетом информационного  контакта выделяются и рассматриваются  две коммуникативные тактики: тактика  глобальной атаки и тактика малых  шагов, которая заключается в  передаче информации или аргументации, располагающейся в границах диапазона  одобрения, между точкой отсчета  и требуемым направлением изменений  в сознании. Информация такого типа вызывает постепенное перемещение  точки отсчета, а затем и всего  диапазона одобрения в направлении  поступившей информации или в  направлении, проторенном аргументацией.

В диссертации  предлагается несколько методов  коммуникативной регуляции. Метод  коммуникативного включения предполагает установление непосредственных контактов  с объектом регуляции. Метод ком-

20  

 

муникативной  адаптации предполагает упреждающее  информирование человека о ситуациях, в которые он включается, и о  людях, с которыми он вступает во взаимодействие. Метод коммуникативного отстранения  применяется тогда, когда контакты с человеком приобретают назойливый характер. К этому методу близок по содержанию метод коммуникативной  изоляции. Метод коммуникативного усиления основан на повышении интенсивности коммуникативных контактов. Метод коммуникативной "изоляции" означает создание партнерам условий для мобилизации их коммуникативных ресурсов и выхода из коммуникативного кризиса. Смысл метода прямого воздействия - в прямом, непосредственном предъявлении требований, тогда как метод "значимых других" - воздействие на человека через авторитетных для него людей. Нередко возникают ситуации, когда эффект "значимых других" приходится не использовать, а напротив, погашать, нейтрализовать (метод исключения альтернативных воздействий). При использовании метода психологического давления предъявляемые партнеру требования сопровождаются или усиливаются специальными воздействиями, направленными на то, чтобы сделать его более уступчивым, уменьшить его сопротивление.

Немало проблем  возникает в коммуникации с эмоциональной  экспрессией, ее нарушением. В диссертации  выявляются и анализируются причины  этих нарушений:

- стремление людей отвергать либо игнорировать свои или чужие эмоциональные переживания, если они представляются неприятными или нежелательными;

- нежелание партнеров по общению обсуждать возникающие у них ощущения и взаимные чувства;

- недостаточное осознание человеком собственных эмоциональных состояний и неприятие их для себя;

- ограничение человеком эмоциональной экспрессии в связи с принятием им социальных ролей, предписывающих ограничения в проявлении эмоций;

- ограничение эмоциональной экспрессии принятыми стандартами социального поведения;

- блокировка каналов эмоциональной экспрессии.

Оптимизация эмоциональной  экспрессии связана с более активным использованием уже освоенных средств  ее выражения, "растормажива-нием" экспрессивных способностей, упорядочиванием  средств эмоциональной экспрессии, их пополнением и культивированием.

Информация о работе Коммуникативный механизм социальной регуляции