Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 15:59, автореферат
Актуальность темы исследования. Среди ведущих цивилизационных факторов в жизнедеятельности и развитии как человечества, так и отдельной личности особо выделяется умение людей жить вместе. В условиях решения центральной проблемы - выживания человечества, обеспечения его благосостояния и свободы - значение этого фактора возрастает.
Человеческие
установки и ценности формируются
под влиянием не только содержания
передаваемой информации, но и ее формальных
особенностей (эффекта первенства,
конструкции сообщения, характера
аргументации, ценности информационных
источников), а также эмоционально-
Важную роль при осуществлении регулятивной функции социальной коммуникации играют средства массовой информации. Эта роль разнообразна и противоречива. Общественную тревогу вызывает, в частности, тенденция манипулирования сознанием и поведением людей.
Всякая манипуляция
характеризуется двумя
В диссертации
отмечается, что в высказываниях
по поводу манипуляции чаще всего
бытует весьма общая оценка, которая
гласит, что манипуляторская
Непосредственные
последствия манипуляторской
17
хики противоречивыми и взаимоисключающими данными; дезинформи-ровании адресатов; отвлечении внимания людей от важных событий общественной жизни; формировании негативных, агрессивно-неприязненных установок по отношению к отдельным лицам, организациям, идеям и ценностям.
Устойчивые последствия манипуляторской деятельности проявляются: в формировании стойкого доверия "манипулируемых" людей к "собственным" СМИ и отрицательного отношения к "чужим", конкурирующим источникам информации; унификации и разрушении индивидуальности адресатов; порождении негативных социальных позиций (оппортунизм, верноподанничество и т.д.); формировании пассивности и готовности стать объектом манипулирования; стимулировании склонности к само манипулированию; доведении человека до устойчивого состояния "манипулированности".
В связи с
указанными последствиями актуализируются
проблемы: разработки теории воспитания
применительно "к средствам массовой
информации"; отчетливого и
Осуществление регулятивных функций коммуникации, точнее - направленность этих функций, зависит от характера коммуникативного воздействия. Эта зависимость показывается на примере коммуникативного влияния авторитарной личности в семье и производственной группе. Так, при условии авторитарной коммуникации в группе ее члены ориентированы на строгую иерархию власти. Избыток информации затрудняет взаимопонимание. Становится невозможной метакоммуника-ция. Между членами группы возникают ясно обозначенные отношения зависимости, а также безличностность общения. В свою очередь, невозможность применения метакоммуникации, предоставления обратной информации (связи), выражение собственных взглядов и мнений вызывает социальное напряжение.
Авторитарная
личность, участвуя в процессе коммуникации,
не считается с мнением
В третьем разделе диссертации - "Способы оптимизации коммуникативной регуляции" - отмечается, что оптимизация коммуникативной регуляции, т.е. выбор лучшего варианта ее осуществления, возможна прежде всего при том условии, что мы знаем и учитываем закономерно-
18
сти коммуникативного воздействия. В ходе исследования установлены следующие закономерности.
Закон "расщепления",
т.е. искажения смысла сообщения
в процессе его передачи. Смысл
передаваемой информации искажается по
многим причинам: из-за неоднозначности
терминов, различий в культурном уровне
передаваемого и
Закон информационного "перепада"', люди не воспринимают информацию, значение которой сильно расходится с их привычными представлениями, или понимают ее по-своему.
Закон установки. Информация воспринимается без "помех" при положительном отношении приемника к ее источнику и негативно - при отрицательном отношении. Иначе говоря, пользующийся авторитетом может в чем-то убедить, а не пользующийся может убедить в обратном.
Закон социальной
дистанции. Сила информационного воздействия
обратно пропорциональна
Закон массы. Сила
информационного воздействия
В диссертации также обоснованы и сформулированы принципы эффективной коммуникации, а именно, принципы обратной связи, упреждающей связи, доступности, достаточности, надежности, коммуникативного соответствия, непротиворечивости, ассимиляции и контраста.
Чем активнее используется обратная связь, тем эффективнее информационное воздействие. Внимание к обратной связи предполагает заботу о том, чтобы сообщение "дошло" до приемника и чтобы от него "потекла" обратная информация. Особенно большое значение имеет при этой отрицательная обратная связь, т.е. информация об упущениях, ошибках и т.п.
Принцип упреждающей
связи требует сбора
Смысл принципа доступности очевиден: информация должна быть доступной и приемлемой для получателя. Однако передатчики часто об этом забывают. Некоторые из них оказываются ориентированными на источник, другие - на само сообщение, третьи - на канал передачи сообщения. Плохо, если не хватает информации, но еще хуже, когда возникает информационная перегрузка и система перестает ее перерабатывать.
19
Эффективность
информационного воздействия
Принцип коммуникативного
соответствия выражает необходимость
приспособления содержания передаваемого
сообщения к психическому состоянию
и социальному положению того,
к кому оно направлено, адресату
информации. Этот принцип можно понять
по крайней мере двояко: актуалистически
и социально-психологически. В актуалистиче-ском
смысле этот принцип говорит, что
передача информации должна отвечать
имеющейся потребности в
Экспериментальные исследования показывают, что когда информация о фактах или аргумент находится в границах диапазона одобрения, она быстро усваивается, и тогда происходит процесс ассимиляции. В том случае, когда полученная информация выходит из границы диапазона одобрения, происходит отвержение ее содержания. Информация не только оказывается непринятой, но и появляется познавательный контраст, т.е. данная информация воспринимается как недостоверная и не соответствующая убеждениям человека. Суть контраста - в образовании дополнительных преград между существующим убеждениями и новой, не укладывающейся в их рамки информацией.
С учетом информационного
контакта выделяются и рассматриваются
две коммуникативные тактики: тактика
глобальной атаки и тактика малых
шагов, которая заключается в
передаче информации или аргументации,
располагающейся в границах диапазона
одобрения, между точкой отсчета
и требуемым направлением изменений
в сознании. Информация такого типа
вызывает постепенное перемещение
точки отсчета, а затем и всего
диапазона одобрения в
В диссертации предлагается несколько методов коммуникативной регуляции. Метод коммуникативного включения предполагает установление непосредственных контактов с объектом регуляции. Метод ком-
20
муникативной
адаптации предполагает упреждающее
информирование человека о ситуациях,
в которые он включается, и о
людях, с которыми он вступает во взаимодействие.
Метод коммуникативного отстранения
применяется тогда, когда контакты
с человеком приобретают
Немало проблем возникает в коммуникации с эмоциональной экспрессией, ее нарушением. В диссертации выявляются и анализируются причины этих нарушений:
- стремление людей отвергать либо игнорировать свои или чужие эмоциональные переживания, если они представляются неприятными или нежелательными;
- нежелание партнеров по общению обсуждать возникающие у них ощущения и взаимные чувства;
- недостаточное осознание человеком собственных эмоциональных состояний и неприятие их для себя;
- ограничение человеком эмоциональной экспрессии в связи с принятием им социальных ролей, предписывающих ограничения в проявлении эмоций;
- ограничение эмоциональной экспрессии принятыми стандартами социального поведения;
- блокировка каналов эмоциональной экспрессии.
Оптимизация эмоциональной
экспрессии связана с более активным
использованием уже освоенных средств
ее выражения, "растормажива-нием"
экспрессивных способностей, упорядочиванием
средств эмоциональной
Информация о работе Коммуникативный механизм социальной регуляции