Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 15:59, автореферат
Актуальность темы исследования. Среди ведущих цивилизационных факторов в жизнедеятельности и развитии как человечества, так и отдельной личности особо выделяется умение людей жить вместе. В условиях решения центральной проблемы - выживания человечества, обеспечения его благосостояния и свободы - значение этого фактора возрастает.
Реферат: Коммуникативный механизм социальной регуляции
Емчура Тереза
Коммуникативный механизм социальной регуляции
Специальность 22.00.08 - социология управления
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Белгород 2000
Работа выполнена в Институте педагогических наук Опольского университета (Польша) и на кафедре социальных технологий Белгородского государственного университета
Научные руководители:
доктор философских наук, профессор доктор социологических наук, профессор
Ю. Подгурецкий Н. С. Данакин
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор кандидат социологических наук
Ведущая организация:
Курский государственный медицинский университет
И. А. Ильяева Е. Н. Куриленко
Защита состоится
12 апреля 2000 г. в 14.00 ч на заседании
диссертационного Совета К 113.52.04 по присуждению
ученой степени кандидата
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Белгородского государственного университета.
Автореферат разослан " 10 " марта 2000г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Среди ведущих цивилизационных факторов в жизнедеятельности и развитии как человечества, так и отдельной личности особо выделяется умение людей жить вместе. В условиях решения центральной проблемы - выживания человечества, обеспечения его благосостояния и свободы - значение этого фактора возрастает.
Знаменательно, что в докладе Международной Комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века одним из важнейших был провозглашен принцип учиться жить вместе - развивать понимание других людей, их историю, традиции и духовные ценности и на этой основе сформировать новый дух, способствующий выполнению общих проектов по управлению конфликтами мирным путем.
Бурное развитие средств массовой коммуникации, их глобализация оказывают, безусловно, положительное влияние на мировое сообщество, позволяя оперативно доносить почти до каждого жителя планеты информацию о важнейших событиях в мире, преодолевая пространство и время, способствовать укреплению связей между людьми, изменению стиля межчеловеческих отношений, структуры духовного потребления, формированию нового социального порядка, национального и транснационального пространства.
Однако огромные возможности и всемогущество современных средств массовой коммуникации не освобождают мир от опасностей их влияния на страну, ее культуру, демократию и свободу, общественное и индивидуальное сознание, психику и духовный мир человека.
Возникла необходимость глубокого теоретического осмысления тех изменений, особенно социальных и этических, которые под влиянием средств коммуникации происходят в обществе и личности.
В условиях глобализации информационного пространства становится актуальной проблема национальной безопасности, в частности, в ее культурном и информационном аспектах.
Современное развитие средств массовой коммуникации обострило также проблему их взаимоотношений с властью. Сегодня вполне можно говорить, что научные знания, информация - одна из форм власти. Но верно и то, что властвующая элита в обществе с развитыми средствами массовой информации, высокопрофессиональным пропагандистским аппаратом, базирующим свою деятельность на данных науки и действенной системе образования, имеет эффективные приемы и способы дезинформации и манипулирования, а также социального контроля над массовым и индивидуальным сознанием. Проблема взаимоотношений с властью приобретает особую остроту, когда происходит ее децентрализация, возникновение региональных политических, экономических, финансовых и иных элит, а каждая из поддерживающих их партий, общест-
венных объединений стремится оказать воздействие на институты массовой информации, а через них - на массовое сознание.
Остается реальной опасность унификации общественного сознания, навязывания обществу единого образа жизни, типа мышления с помощью средств массовой коммуникации. Наконец, не менее существен тот факт, что индивид благодаря средствам массовой коммуникации оказывается постоянно в пределах досягаемости социального контроля, что нарушает автономию личности, неприкосновенность личной жизни, свободу индивида.
Эти проблемы вызывают не только перед наукой, но и социальной практикой такие актуальные задачи, как нахождение путей для обеспечения единства эффективности и гуманности информационной технологии, гуманности принимаемых в диалоге человека и средствах массовой информации решений и т.д.
Чтобы снизить отрицательные эффекты от воздействия средств массовой коммуникации в современных условиях, важно укрепить и развить моральный потенциал человека, ответственность и долг каждого индивида как субъекта социального творчества и самоактуализирующейся личности. Нельзя доверять средства массовой информации как дилетантам, так и политически ангажированным профессионалам. Исчезновение жесткой идеологизации и классового контроля в постсоциалистическом пространстве нe должно означать безграничной свободы информации. На основе этих принципов и должна строиться политика в области коммуникации.
Следует заметить,
что социальные проблемы возникают
не только в связи с развитием
средств массовой коммуникации. Существенные
изменения претерпевают также содержание
и характер межличностной и межгрупповой
коммуникации. Нарастающая технизация
и функциона-лизация каналов
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования связана с общественной потребностью в изучении регулятивного потенциала коммуникативных отношений, его рациональном использовании, блокировании или уменьшении негативных последствий развития средств массовой коммуникации, повышении социальной эффективности коммуникативной регуляции.
Степень научной
разработанности темы. Коммуникативные
отношения в обществе уже давно
привлекают внимание исследователей.
Теоретические аспекты
др. ученых. Место и роль коммуникации в системе социального взаимодействия освещаются в трудах М.Арджайла, Я.Гибба, К.Глицинской, Л.Конпоновича, Л.Б.Филонова, Э.Фромма.
Обзор различных теорий коммуникации дается в публикациях С.Мики, З.Ненцкого, Ю.Подгурецкого.
Значительно число публикаций по формам социальной коммуникации (авторы - Г.М.Андреева, М.Новаковская, А.Пиз, Ю.Подгурецкий и др.) и, в частности, по вербальной коммуникации (авторы - В.Дзинарж, Я.Петрушинова, Я.Пруха, Н.Хомский и др.), по невербальной коммуникации (авторы - В.Домаховский, Ч.Матусевич, А.Меграбян, Е.Холл и
ДР-)-
Достаточно полно разработаны вопросы социологии языка как важнейшего средства коммуникации в трудах К.Анусиевича, Й.Бартминского, Б.Бернштейна, З.Бокшанского, А.Вербицка, Д.Никласа, А.Пиотровского, В.Сенковского, Д.Хаймса, А.Шаффа и других исследователей. Значительное число исследований проведено по психологическим основам и формам коммуникативных отношений. К числу этих исследований относятся работы М.Арджайла, Е.Аронсона и Т.Д.Вильсона, Ф.Дж.Зимбардо и Ф.Л.Рача, А.Х.Маслоу, Е.Мелибруды, С.Мики, И.Рейковского, С.В.Рубинштейна, С.Хирша и Я.Камероу.
Обширна также литература, освещающая различные виды социальной коммуникации:
межличностную коммуникацию (работы М.Арджайла, Дж.Бейтса, А.А.Бодалева, А.Ю.Борисова, Э.Гофмана, Н.С.Данакина, М.С.Когана, З.Ненцкого и др.);
- педагогическую коммуникацию (работы Р.Говоры, Я.Мареша, В.Помыкало, Е.Путкевича и др.);
- управленческую коммуникацию (работы К. Балавайдера, 3. Брешковича и др.);
- коммуникацию в организациях (работы Т.Барнса, Ф.В.Льюиса, Э.Роджерса и Р.Агарвала -Роджерс и др.);
- коммуникацию посредством масс-медиа (работы Я.Гайды, Т. Чобана Класа, Ю.Подгурецкого, В.П. Терина и др.).
В социальной коммуникации выделяют обычно три аспекта (компонента): перцептивный, информационно-коммуникативный и интерактивный. Перцептивный аспект социальной коммуникации связан непосредственно с взаимопониманием партнеров по общению. Его изучению посвящены работы А.А.Бодалева, П.Б.Варрема и Ч Кнаппера, Л.Гржесика, Е.П.Головахи и Н.В.Паниной, В.Е.Кемерова, Р.Я.Купера, Ф.Литтауэра, Т.Мадржицкого, Е.Мелибруды, Дж.Олпорта, Е.Тржбинска, Б.Труянска и др. исследователей. Заслуживает упоминания исследование Д.Т. Кэмпбелла о социальных стереотипах. Среди исследований, относящихся к интерактивному аспекту социальной коммуникации, укажем на труды, рассматривающие роль коммуникации:
- в формировании личностных установок (Т. Ньюком, Ю. Под-гурецкий, Т.Тайфель, К.Тиле-Дорман);
- в формировании оценок (С.Аш, Р.Стаховский, Дж.Шериф);
- в формировании жизненных ценностей (Л.Э. Хармон).
Зависимость поведения от языковой ситуации обнаружена в исследованиях С. Квятковского, В. Писарека.
Отдельные функции социальной коммуникации освещаются также в работах Г.М. Андреевой, М.Кофты. Особо следует указать на исследования социальной роли и функций средств массовой информации и, в частности, социальной манипуляции. (К.Я. Уилк, М.Главинский, К. Ку-рочкин, Бр.А Лепа, Ч.Миллс, Р. Наврат, Ю.Подгурецкий, К.Чуба).
Функции социальной коммуникации проявляются по-разному в зависимости от особенностей общающихся людей, стиля их жизни и деятельности. Эта зависимость отслеживается в исследованиях Ф.Г. Зим-бардо и Ф.Л. Рача, Л. Гржесика и Е. Тржбинска, С. Мики, З.Пщелковского, Ю. Подгурецкого.
Сравнительно
меньше исследований, непосредственно
относящихся к механизму
Анализ степени
научной разработанности темы диссертационного
исследования позволяет сделать
вывод о том, что, несмотря на обилие
публикаций по различным аспектам социальной
коммуникации, ее регулятивный потенциал
и функции изучены
Социальная коммуникация
оказывает огромное воздействие
на поведение и деятельность человека,
однако это воздействие
Информация о работе Коммуникативный механизм социальной регуляции