Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 15:59, автореферат
Актуальность темы исследования. Среди ведущих цивилизационных факторов в жизнедеятельности и развитии как человечества, так и отдельной личности особо выделяется умение людей жить вместе. В условиях решения центральной проблемы - выживания человечества, обеспечения его благосостояния и свободы - значение этого фактора возрастает.
противоречием связана основная проблема диссертационного исследования - проблема повышения социальной эффективности коммуникативной регуляции.
Актуальность темы диссертационной работы, степень ее научной разработанности, сформулированная проблема исследования обусловливают выбор его объекта и предмета, цели и задач.
Объектом диссертационного исследования выступает социальная коммуникация, предметом исследования - ее регулятивные функции, механизм их целенаправленного и эффективного использования.
Цель диссертационной
работы заключается в выявлении
регулятивных функций, потенциала социальной
коммуникации и обосновании способов
его целенаправленного и
- анализ места и роли коммуникативных отношений в системе социального взаимодействия;
- анализ структуры и форм социальной коммуникации;
- определение и описание функций социальной коммуникации, особенностей и форм их проявления;
- установление закономерностей коммуникативного воздействия и обоснование его принципов;
- определение роли личностного фактора при осуществлении регулятивных функций социальной коммуникации;
- обоснование и формулирование методов коммуникативной регуляции;
- обоснование и формулирование способов регулирования эмоциональной экспрессии;
- анализ роли анимации в коммуникативном процессе и условий ее эффективного применения.
Гипотеза диссертационного исследования состоит в трех взаимосвязанных предположениях: во-первых, в предположении о значительных регулятивных возможностях социальной коммуникации, которые до настоящего времени используются частично и хаотично; во-вторых, коммуникативное взаимодействие приводит в ряде случаев к непредвиденным результатам и негативным последствиям; в-третьих, имеется реальная возможность для повышения социальной эффективности коммуникативной регуляции посредством определения и учета ее закономерностей и принципов, способов и методов рационального (технологического) осуществления.
Теоретико-методологические основы исследования. Диссертация основана на теоретических положениях и выводах, содержащихся в фундаментальных исследованиях по социальной коммуникации М.Арджайла, Р.Г.Зимбардо, И.А.Ильяевой, С.Мики, З.Ненцкого, Ю.Подгурецкого, Я.Яноушека и др. исследователей. В качестве теоретической основы послужили также исследования по теории массовой ком-
муникации, социальной манипуляции (осуществляемой СМИ), по анимации, концепция авторитарной личности.
Диссертационное
исследование нельзя было бы провести
без обращения к результатам
теоретических изысканий
- концепция социальной регуляции, в соответствии с которой выделяется и рассматривается 16 механизмов и, соответственно, видов социальной регуляции (нормативный, традиционно-ритуальный, конвенциональный и др.). Определенное место в этой системе занимает коммуникативный метод социальной регуляции:
- концепция технологизации регулятивных процессов, осуществление которой предполагает: а) определение функций и предмета регулятивного воздействия, его целей и задач - функционально-целовой блок технологизации; б) определение закономерностей, принципов и правил регулятивного воздействия, накладываемых на него ограничений и запретов - нормативный блок; в) определение возможных способов и методов осуществления регулятивного воздействия, условий их применения - инструментальный блок; г) определение пооперационной последовательности осуществления регулятивных действий - операционно-процедурный блок.
При исследовании использованы методы системного, структурно-функционального и сравнительного анализа, эмпирического и теоретического обобщения, эмпирические методы опроса, документального анализа, свободного интервью, включенного наблюдения.
Эмпирическая база исследования. Теоретические положения и выводы диссертации основаны на данных :
- многолетних наблюдений за коммуникативной деятельностью детей, учащихся и студентов в г.Ополе, их коммуникативным взаимодействием;
- социологических опросов, проведенных кафедрой социальных технологий Белгородского государственного университета среди учащейся и студенческой молодежи, безработного и трудоустроенного населения, руководителей и сотрудников организаций;
- контент-анализа материалов прессы, телевидения и радиовещания, которые используются для оценки манипуляционных функций средств массовой информации;
- материалов вторичного анализа данных социологических исследований, проведенных в Польше и России.
Научная новизна диссертационного исследования заключается:
- в систематизации и характеристике регулятивных функций социальной коммуникации;
- в установлении закономерностей и принципов коммуникативного взаимодействия; выделены и рассмотрены закономерности "расщепле-
ния", информационного "перепада", установки, социальной дистанции, массы; принципы обратной связи, упреждающей связи, доступности, достаточности, надежности, коммуникативного соответствия, непротиворечивости, ассимиляции и контраста;
- в обосновании методов коммуникативной регуляции (коммуникативного включения, коммуникативной адаптации, коммуникативного отстранения, коммуникативной изоляции, коммуникативного усиления, коммуникативной "мобилизации", прямого воздействия, "значимых других", исключения альтернативных воздействий, психологического давления и т.д.), а также в определении и характеристике способов регулирования эмоциональной экспрессии.
Научно-практическая
значимость диссертационного исследования
состоит прежде всего в том, что
анализ и систематизация регулятивных
функций социальной коммуникации, обоснование
закономерностей, принципов и методов
коммуникативной регуляции
Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебных курсов "Социология управления", "Социальный менеджмент", "Психология управления", "Технологии социальной работы", "Социальная коммуникация", а также в системе повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений социальной сферы.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы в научных докладах и сообщениях, сделанных на международном (польско-словацко-чешском) симпозиуме па тему "Задачи современной школы на рубеже XX-XXI вв." (Острава, 1998), на научно-практических конференциях в Опольском университете (1997, 1998, 1999) и Белгородском государственном университете (1999).
По теме диссертации подготовлено 9 научных публикаций общим объемом 7 п.л., в том числе 3 публикации - на польском языке и 6 - на русском.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальных технологий Белгородского государственного университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, грех разделов, заключения и списка использованной литературы.
10 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении
обосновывается актуальность темы диссертационной
работы, показывается степень ее научной
разработанности, определяются проблема
исследования, его объект и предмет,
цели и задачи, указываются теоретико-
В первом разделе -
"Коммуникация в структуре социального
взаимодействия" - дается краткий обзор
современных концепций социальной коммуникации
(К. Дэо и Л.С.Ристмэн, Р.Б.Адлер и Дж.Розман,
К.Черри, Ж.Тибо и М.Келли). Отмечается,
что сущность социальной коммуникации
заключается во взаимопонимании между
людьми и основанном на нем взаимодействии.
Коммуникация - сложное, многостороннее
явление. В ней выделяются и рассматриваются
три основных компонента - информационный
(информационно-
Информационный компонент социальной коммуникации характеризуется, во-первых, тем, что человеческая коммуникация - это не простое "движение информации" между двумя устройствами; здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем. что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. В-третьих, коммуникационное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий информацию (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры.
Распространение информации в обществе проходит через своеобразный "фильтр доверия и недоверия". Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная - принятой. Существуют средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действие фильтра (фасцинация). В качестве фасцинации выступают различные сопутствующие основной информации средства, выполняющие роль сопроводителя информации, создающие некоторый дополнительный "фон", на котором основная информация выигрывает, поскольку фон частично преодолевает фильтр недоверия.
В диссертации
выделяются и рассматриваются два
типа информации, исходящей от коммуникатора:
побудительная и
Передача любой
информации возможна посредством знаковых
систем, которые используются в коммуникативном
процессе: соответственно им можно
построить классификацию
11
сов. В этой связи
исследуются особенности и
Социологические
исследования языка позволяют уловить
определенные социальные закономерности,
которым подчиняется язык, и выявить
взаимообусловленность между
В диссертации дается критический анализ концепции Э.Сэпира и Б.Л.Уорфа о влиянии языковых структур на социальное поведение и ее современных интерпретаций.
Исследования
последних лет дают богатый материал
относительно форм невербальной коммуникации.
В соответствии с концепцией Г.М.Андреевой
выделяются и рассматриваются четыре
такие формы: оптико-кинетическая, паралингвистическая,
проксемическая и визуальная. Отмечается,
что для всех четырех форм коммуникации
встает один общий вопрос методологического
характера. Каждая из них использует
свою собственную знаковую систему,
которую можно рассмотреть как
определенный код. Но если в случае
с речью эта система
Анализ перцептивного аспекта социальной коммуникации начинается с характеристики особенностей и структуры социальной перцепции: 1) ее определяющего компонента - наделения людей определенными чертами и особенностями; 2) компонента "ожидания" или предвидения определенного поведения у тех, кого воспринимают; 3) эмоционального компонента или такого расположения воспринимающего по отношению к воспринимаемому, которое вызывает либо интерес предмета наблюдений, либо наоборот - его враждебное, отрицательное отношение, неприятие.
Информация о работе Коммуникативный механизм социальной регуляции