Коммуникативный механизм социальной регуляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 15:59, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Среди ведущих цивилизационных факторов в жизнедеятельности и развитии как человечества, так и отдельной личности особо выделяется умение людей жить вместе. В условиях решения центральной проблемы - выживания человечества, обеспечения его благосостояния и свободы - значение этого фактора возрастает.

Файлы: 1 файл

камун.docx

— 47.63 Кб (Скачать)

противоречием связана основная проблема диссертационного исследования - проблема повышения социальной эффективности коммуникативной регуляции.  

 

Актуальность  темы диссертационной работы, степень  ее научной разработанности, сформулированная проблема исследования обусловливают  выбор его объекта и предмета, цели и задач.  

 

Объектом диссертационного исследования выступает социальная коммуникация, предметом исследования - ее регулятивные функции, механизм их целенаправленного и эффективного использования.  

 

Цель диссертационной  работы заключается в выявлении  регулятивных функций, потенциала социальной коммуникации и обосновании способов его целенаправленного и эффективного использования. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- анализ места и роли коммуникативных отношений в системе социального взаимодействия;

- анализ структуры и форм социальной коммуникации;

- определение и описание функций социальной коммуникации, особенностей и форм их проявления;

- установление закономерностей коммуникативного воздействия и обоснование его принципов;

- определение роли личностного фактора при осуществлении регулятивных функций социальной коммуникации;

- обоснование и формулирование методов коммуникативной регуляции;

- обоснование и формулирование способов регулирования эмоциональной экспрессии;

- анализ роли анимации в коммуникативном процессе и условий ее эффективного применения.  

 

Гипотеза диссертационного исследования состоит в трех взаимосвязанных  предположениях: во-первых, в предположении  о значительных регулятивных возможностях социальной коммуникации, которые до настоящего времени используются частично и хаотично; во-вторых, коммуникативное взаимодействие приводит в ряде случаев к непредвиденным результатам и негативным последствиям; в-третьих, имеется реальная возможность для повышения социальной эффективности коммуникативной регуляции посредством определения и учета ее закономерностей и принципов, способов и методов рационального (технологического) осуществления.  

 

Теоретико-методологические основы исследования. Диссертация основана на теоретических положениях и выводах, содержащихся в фундаментальных  исследованиях по социальной коммуникации М.Арджайла, Р.Г.Зимбардо, И.А.Ильяевой, С.Мики, З.Ненцкого, Ю.Подгурецкого, Я.Яноушека и др. исследователей. В качестве теоретической основы послужили  также исследования по теории массовой ком-

муникации, социальной манипуляции (осуществляемой СМИ), по анимации, концепция авторитарной личности.

Диссертационное исследование нельзя было бы провести без обращения к результатам  теоретических изысканий белгородских специалистов по социологии управления, социальному менеджменту (Данакина Н.С., Дятченко Л.Я., Ильяевой И.А., Котельникова Г.А. и др.). Особое значение для работы имеют:

- концепция социальной регуляции, в соответствии с которой выделяется и рассматривается 16 механизмов и, соответственно, видов социальной регуляции (нормативный, традиционно-ритуальный, конвенциональный и др.). Определенное место в этой системе занимает коммуникативный метод социальной регуляции:

- концепция технологизации регулятивных процессов, осуществление которой предполагает: а) определение функций и предмета регулятивного воздействия, его целей и задач - функционально-целовой блок технологизации; б) определение закономерностей, принципов и правил регулятивного воздействия, накладываемых на него ограничений и запретов - нормативный блок; в) определение возможных способов и методов осуществления регулятивного воздействия, условий их применения - инструментальный блок; г) определение пооперационной последовательности осуществления регулятивных действий - операционно-процедурный блок.

При исследовании использованы методы системного, структурно-функционального  и сравнительного анализа, эмпирического  и теоретического обобщения, эмпирические методы опроса, документального анализа, свободного интервью, включенного наблюдения.  

 

Эмпирическая  база исследования. Теоретические положения  и выводы диссертации основаны на данных :

- многолетних наблюдений за коммуникативной деятельностью детей, учащихся и студентов в г.Ополе, их коммуникативным взаимодействием;

- социологических опросов, проведенных кафедрой социальных технологий Белгородского государственного университета среди учащейся и студенческой молодежи, безработного и трудоустроенного населения, руководителей и сотрудников организаций;

- контент-анализа материалов прессы, телевидения и радиовещания, которые используются для оценки манипуляционных функций средств массовой информации;

- материалов вторичного анализа данных социологических исследований, проведенных в Польше и России.  

 

Научная новизна  диссертационного исследования заключается:

- в систематизации и характеристике регулятивных функций социальной коммуникации;

- в установлении закономерностей и принципов коммуникативного взаимодействия; выделены и рассмотрены закономерности "расщепле-

ния", информационного "перепада", установки, социальной дистанции, массы; принципы обратной связи, упреждающей связи, доступности, достаточности, надежности, коммуникативного соответствия, непротиворечивости, ассимиляции и  контраста;

- в обосновании методов коммуникативной регуляции (коммуникативного включения, коммуникативной адаптации, коммуникативного отстранения, коммуникативной изоляции, коммуникативного усиления, коммуникативной "мобилизации", прямого воздействия, "значимых других", исключения альтернативных воздействий, психологического давления и т.д.), а также в определении и характеристике способов регулирования эмоциональной экспрессии.  

 

Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит прежде всего в том, что  анализ и систематизация регулятивных функций социальной коммуникации, обоснование  закономерностей, принципов и методов  коммуникативной регуляции способствуют целенаправленному использованию  и развитию регулятивного потенциала социальной коммуникации, повышению  социальной эффективности коммуникативной  регуляции. Обоснованные в диссертации  положения и практические предложения  могут быть использованы при разработке и проведении мер по оптимизации  процессов социализации и социальной адаптации, при организации воспитательной работы и осуществлении эффективного социального контроля, для совершенствования  коммуникативного взаимодействия в  организациях.

Материалы диссертации  могут быть использованы при разработке учебных курсов "Социология управления", "Социальный менеджмент", "Психология управления", "Технологии социальной работы", "Социальная коммуникация", а также в системе повышения  квалификации руководителей и специалистов учреждений социальной сферы.  

 

Апробация результатов  исследования. Результаты исследования апробированы в научных докладах и сообщениях, сделанных на международном (польско-словацко-чешском) симпозиуме па тему "Задачи современной школы на рубеже XX-XXI вв." (Острава, 1998), на научно-практических конференциях в Опольском университете (1997, 1998, 1999) и Белгородском государственном университете (1999).

По теме диссертации  подготовлено 9 научных публикаций общим объемом 7 п.л., в том числе 3 публикации - на польском языке и 6 - на русском.

Диссертация обсуждена  и рекомендована к защите на заседании  кафедры социальных технологий Белгородского  государственного университета.  

 

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, грех разделов, заключения и списка использованной литературы.

10 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ 

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационной  работы, показывается степень ее научной  разработанности, определяются проблема исследования, его объект и предмет, цели и задачи, указываются теоретико-методологические основы и эмпирическая база, раскрываются научная новизна и научно-практическая значимость.

В первом разделе - "Коммуникация в структуре социального взаимодействия" - дается краткий обзор современных концепций социальной коммуникации (К. Дэо и Л.С.Ристмэн, Р.Б.Адлер и Дж.Розман, К.Черри, Ж.Тибо и М.Келли). Отмечается, что сущность социальной коммуникации заключается во взаимопонимании между людьми и основанном на нем взаимодействии. Коммуникация - сложное, многостороннее явление. В ней выделяются и рассматриваются три основных компонента - информационный (информационно-коммуникативный), перцептивный и интерактивный.

Информационный  компонент социальной коммуникации характеризуется, во-первых, тем, что  человеческая коммуникация - это не простое "движение информации" между двумя устройствами; здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем. что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. В-третьих, коммуникационное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий информацию (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры.

Распространение информации в обществе проходит через  своеобразный "фильтр доверия и  недоверия". Этот фильтр действует  так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а  ложная - принятой. Существуют средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действие фильтра (фасцинация). В качестве фасцинации выступают различные сопутствующие основной информации средства, выполняющие роль сопроводителя информации, создающие некоторый дополнительный "фон", на котором основная информация выигрывает, поскольку фон частично преодолевает фильтр недоверия.

В диссертации  выделяются и рассматриваются два  типа информации, исходящей от коммуникатора: побудительная и констатирующая.

Передача любой  информации возможна посредством знаковых систем, которые используются в коммуникативном  процессе: соответственно им можно  построить классификацию коммуникативных  процес-

11  

 

сов. В этой связи  исследуются особенности и возможности  вербальной и невербальной коммуникации.

Социологические исследования языка позволяют уловить  определенные социальные закономерности, которым подчиняется язык, и выявить  взаимообусловленность между языком и социальной структурой. "Каждое использование языка - это своего рода поведение, которое имеет место в определенном социальном контексте и требует подчинения другим, а не только правилам, относящимся к компетенции языка"1. Эти "другие" правила - дифференцированный социальный контекст, в котором осуществляются акты коммуникации; это зависимости между формой высказывания и действием, детерминированным социальной позицией, той ситуацией, в которой находится данный индивид или данная группа, той ролью, которую играет; это, наконец, характерные черты артикуляции (интонация, эмоциональная окраска, соответствующая лексика, грамматические формы, логика высказывания).

В диссертации  дается критический анализ концепции  Э.Сэпира и Б.Л.Уорфа о влиянии  языковых структур на социальное поведение  и ее современных интерпретаций.

Исследования  последних лет дают богатый материал относительно форм невербальной коммуникации. В соответствии с концепцией Г.М.Андреевой  выделяются и рассматриваются четыре такие формы: оптико-кинетическая, паралингвистическая, проксемическая и визуальная. Отмечается, что для всех четырех форм коммуникации встает один общий вопрос методологического  характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как  определенный код. Но если в случае с речью эта система кодификации  более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно  в каждом случае определить, что  же можно считать кодом и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению владел этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к  вербальной коммуникации описанные  формы не дадут.

Анализ перцептивного  аспекта социальной коммуникации начинается с характеристики особенностей и  структуры социальной перцепции: 1) ее определяющего компонента - наделения людей определенными чертами и особенностями; 2) компонента "ожидания" или предвидения определенного поведения у тех, кого воспринимают; 3) эмоционального компонента или такого расположения воспринимающего по отношению к воспринимаемому, которое вызывает либо интерес предмета наблюдений, либо наоборот - его враждебное, отрицательное отношение, неприятие.

Информация о работе Коммуникативный механизм социальной регуляции