Коммуникативный механизм социальной регуляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 15:59, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Среди ведущих цивилизационных факторов в жизнедеятельности и развитии как человечества, так и отдельной личности особо выделяется умение людей жить вместе. В условиях решения центральной проблемы - выживания человечества, обеспечения его благосостояния и свободы - значение этого фактора возрастает.

Файлы: 1 файл

камун.docx

— 47.63 Кб (Скачать)

Ставится и  рассматривается вопрос о закономерностях  социальной перцепции, показывается влияние  на нее механизмов стереотипизации, категоризации, объективизации и персонификации, каузальной атрибуции.

1 Niklas D. Zroznocowanie spoleczne money // Przekazy i Opinie, 1976. - S. 39.

12  

 

В основе взаимопонимания, образующего смысл социальной коммуникации, лежат механизмы идентификации, эмпатии, рефлексии, принятия роли. Не исключено действие и других механизмов, которые нуждаются в специальном  исследовании.

Социальная коммуникация имеет много форм. Исторически  первая форма социальной коммуникации имеет спонтанный и неформальный характер, она зависит лишь от правил, связанных с социальными обычаями, и определяется рамками межличностных  контактов. Такая коммуникация чаще всего ограничена, кратковременна, спонтанна и быстро дезактуализируется.

С другой стороны, каждое общество является пространством  тщательно урегулированной коммуникации. Общественные институты регулируют интер- и интраорганизационные отношения: между народами, городами, предприятиями, внутри каждой организации и между  ними. Те же институты контролируют контакты между правящими и управляемыми. Коммуникация, которая называется институциональной, характеризует экономическое, социальное и политическое устройство данного  общества. Она охватывает более или  менее организованные и признанные сообщества: школьное, семейное, церковное  и т.д.

Между этими  двумя формами коммуникации - интерперсональной и институциональной - следует поместить коммуникацию с помощью средств массовой информации (communication meditasee - коммуникация через посредника). Ее наиболее характерной чертой является связь с промышленной цивилизацией, от которой она перенимает технические возможности и ритм экспансии. Можно было бы создать экологию этой формы коммуникации, а новая наука занялась бы изучением среды, создаваемой различными средствами и органами социальной коммуникации. С одной стороны, она занималась бы классификацией технических средств информации, их разнородностью, числом, территориальным распространением, доступностью для разных пользователей. С другой же стороны, экология коммуникации могла бы изучать взаимные связи разных средств в пределах одной группы, а также соотношения между ними и подобными им средствами в других странах. Кроме того, новая наука отвечала бы языком статистики на вопрос, кто что читает, смотрит, слушает, в каких обстоятельствах и сколь часто.

Особое внимание уделено социальным функциям коммуникации с помощью средств массовой информации. Анализируются четыре типичных ситуации.

Первая ситуация: средство информации увеличивает и  расширяет возможности индивидуальной коммуникации, направлено на персонального  пользователя, которого легко идентифицировать. Она усиливает уже имеющиеся  связи, а некоторые открывает.

Вторая ситуация: являясь продолжением коммуникации интерперсонального типа, средство информации обращается к широкой, а не индивидуализированной  аудитории. Оно распространяет слова, обращен-

13  

 

ные ко всем и  ни к кому. Сюда можно отнести  так называемую "альтернативную" прессу, локальные телекомпании и  радиостанции.

Третья ситуация: средство информации принадлежит общественной организации и цредназначено  для посвященной, осведомленной, обращенной аудитории. В этом случае средство информации призвано служить данной организации  и, таким образом, становится продолжением институциональной коммуникации.

Четвертая ситуация: официальный орган организации, Церковь, носители некоей доктрины, профсоюзы  хотят обратиться ко всем сторонникам  и противникам, к тем, кого нужно  убедить, и к тем, кто уже убедился. В данном случае единственной целью  коммуникации является убеждение.

Широкая коммуникация, локальная информация, институциональная  пропаганда, массовая коммуникация - от этих форм связи зависят социальные последствия и влияние коммуникации.

В завершающей  части первого раздела диссертации  отмечается, что для определения  и характеристики современной политики коммуникации необходимо связать ее с этическими требованиями, вытекающими  из двойного отказа: отказа от пропаганды и отказа в предоставлении голоса каждому желающему. Речь идет о предотвращении как превосходства одной из форм коммуникации над двумя остальными, так и мнимого освобождения, проявляющегося в стремлении максимально возможное  количество слов высказать в максимально  возможном количестве мест. Обе ситуации противоречат как социальному разделению, так и социальной полифонии.

Новая политика коммуникации должна стать деятельностью, включающей три уровня. Во-первых, уровень  личности: свобода личности зависит  от ее образованности и запаса получаемой информации. Второй уровень - это материальные средства коммуникации; экология коммуникации может поставить под сомнение не только статус средств информации, но и само их существование. И, наконец, третий уровень -это уровень организации: правила игры в области информации и коммуникации должны быть предельно ясны.

Второй раздел диссертации - "Регулятивные функции социальной коммуникации" - начинается с утверждения о том, что социальная коммуникация удовлетворяет многие из человеческих потребностей: физические, потребности "ego", социальные потребности, практические потребности (в соответствии с классификацией Р.Б.Адлера и Дж.Родмана).

Специально выделяются и рассматриваются регулятивные функции социальной коммуникации или, иными словами, коммуникативная  регуляция, которая направлена на изменение  режима общения с целью воздействия  на партнера.

Существует четыре основных типа результатов коммуникативной  регуляции: 1) изменение установок  получателя сообщения; 2) формирование новых ценностных ориентации у получателя сообщений; 3) изме-

14  

 

нение явного поведения  получателя сообщения; 4) изменения  в уровне взаимопонимания партнеров, измеряемые степенью совпадения того, что один хотел передать, с тем, что понял другой.

Формирование  и изменение установок получателя сообщения связаны с явлениями  поощрения и наказания, заражения, подражания, идентификации и суггестии, иррадиации чувств и выполнения ролей.

Поощрения и  наказания при формировании и  изменении установок функционируют  главным образом (хотя и не исключительно) как стимул - для социально приемлемых стремлений индивида и порицание - для неприемлемых.

В диссертации  выявляются условия, способствующие заражению, а именно: недостаточная организованность группы, дефицит значимой информации, монотонность физических и эмоциональных  нагрузок.

Механизм подражания опирается на врожденную тенденцию  повторять увиденные чужие ( а  иногда свои, но тогда уже мы говорим  о самоподражании) образцы поведения, что способствует усвоению и закреплению  новых образцов поведения, а в  случае установок - пониманию явлений и эмоциональному приспособлению к ним. Условием усвоения установок путем подражания является признание чьего-то достижения привлекательным, достойным.

Что касается идентификации, то она может осуществляться во множестве  вариантов: это может быть идентификация  с народом, государством, институтом, демократическим движением, идеей, профессиональной группой, семьей и  даже с типом личности, отдельными людьми. Каждое проявление понимаемой таким образом идентификации  является социально ценным связующим  веществом, соединяющим индивида с  большой группой, вплоть до общества в целом.

Еще один механизм формирования установок - внушение, т.е. принятие чужих убеждений и целых когнитивно-эмоциональных схем индивидом с пониженным уровнем критичности. В работе анализируются три разновидности внушения: прямое внушение, функциональное внушение и внушение авторитета.

Иррадиация чувств - механизм, часто используемый в рекламе и коммуникации. Он состоит в том, что чувства как бы "бросают лучи" с одного привлекательного объекта на другой, каким-то образом связанный с первым. Если не слишком популярный, а, может быть, и вовсе нелюбимый народом государственный деятель будет запечатлен на фото с кем-то популярным и любимым, то установки в отношении этих двух будут стремиться выровняться. Человек с хорошей репутацией несколько "потеряет в весе", зато несравненно больше приобретет тот, кого раньше ценили низко.

Выполнение роли - это последний из представляемых в диссертации механизмов формирования установок в коммуникации. Люди или обогащают, или изменяют свои установки не только под влиянием различных форм воздействия других, но также под влиянием собственных

15  

 

функций, действий. Известно, что в ходе выполнения какой-то функции, но главным образом, после овладения ее премудростями  люди начинают эту функцию любить больше, чем другие функции. После  введения в профессию человек  не желает сменять ее на другую, несмотря на то, что эта освоенная профессия  бывает скучноватой и по многим параметрам уступает другим профессиям.

Регулятивное  воздействие социальной коммуникации направлено также на формирование новых  жизненных ценностей. В этой связи  рассматриваются закономерности оценивания социальных объектов:

1) если объекту  приписывают две противоположные  черты, имеющие одинаковую интенсивность,  то общая оценка будет равна  нулю;

2) если объект  обладает большим количеством  конкретных черт, то, в соответствии  с куммулятивной моделью, общая  оценка будет выше, а в соответствии  с моделью средних величин - она будет выше лишь в случае последовательной демонстрации черт с нарастающими абсолютными значениями;

3) если индивид  формирует общую оценку постепенно, поэтапно оценивая совместно  по две-три конкретные черты,  общий результат оценки будет  выше, чем средняя оценка.

Показана также  роль оценочных эффектов: "эффекта  первенства", "эффекта окончания", "эффекта величины", "эффекта  ассимиляции".

В работе представлены также закономерности социальных сравнений, согласно которым:

1) субъективная  оценочная шкала более стабильна  тогда, когда индивид сравнивает  себя с похожими на него  в рамках своей группы, например, профессиональной, национальной; его  оценка подвержена меньшим колебаниям, если он делает ее в отношении  многих разнообразных групп; 

2) сравнение  с другими вызывает у человека  тенденцию к изменению меры  настолько, насколько он стремится  быть похожим на объект сравнения.  В нестандартных ситуациях изменяется  основная мера ценности;

3) индивид получает  менее высокую оценку, если его  поведение будет отличаться от  поведения других. Такая ситуация  давит на индивида, и он вынужден  приспосабливаться к обстановке, уподобляться другим;

4) существование  явных или скрытых различий  во мнениях и поведении в  данной группе является мотивацией  для усилий по сглаживанию  этих различий в соответствии  с принципами когнитивного диссонанса.

Исследования  показывают, что в отдельных случаях  существует так называемая тенденция  защитных сравнений. При этом индивиды выбирают для сравнения тех (индивидов  или целые группы), кто обладает отрицательными чертами, с той целью, чтобы сравнение с ними выгодно  оттенило их собственные положительные  стороны. Как ценности общества, так  и индивидуальные ценности "участвуют" в процессе ком-

16  

 

муникации. Благодаря  тем ценностям, которые она предлагает, коммуникация указывает соответствующее  направление развития всего общества и стремлений каждого человека. Важно, чтобы соответствующие ценности распространялись со знанием дела и  эффективно. В достижении этой цели могут пригодиться два понятия, касающиеся как ценности, так и  коммуникации. Это креданда и миранда. Первый термин описывает то, что  является предметом убеждений, веры, установок, то, чего стоит добиваться и что истинно. Иначе говоря, он отражает когнитивный аспект ценности суждений. Миранда определяет те черты, которые являются предметом восхищения, поклонения, и часто выражаются в  виде символа, обладающего познавательной нагрузкой с очень высоким  эмоциональным тоном. Креданда служит усилению интеллектуальных позиций, миранда - в большей степени эмоциональной привлекательности, эмоциональной связи с признанными симпатиями.

Информация о работе Коммуникативный механизм социальной регуляции