Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 15:59, автореферат
Актуальность темы исследования. Среди ведущих цивилизационных факторов в жизнедеятельности и развитии как человечества, так и отдельной личности особо выделяется умение людей жить вместе. В условиях решения центральной проблемы - выживания человечества, обеспечения его благосостояния и свободы - значение этого фактора возрастает.
Ставится и рассматривается вопрос о закономерностях социальной перцепции, показывается влияние на нее механизмов стереотипизации, категоризации, объективизации и персонификации, каузальной атрибуции.
1 Niklas D. Zroznocowanie spoleczne money // Przekazy i Opinie, 1976. - S. 39.
12
В основе взаимопонимания,
образующего смысл социальной коммуникации,
лежат механизмы идентификации,
эмпатии, рефлексии, принятия роли. Не
исключено действие и других механизмов,
которые нуждаются в
Социальная коммуникация
имеет много форм. Исторически
первая форма социальной коммуникации
имеет спонтанный и неформальный
характер, она зависит лишь от правил,
связанных с социальными
С другой стороны,
каждое общество является пространством
тщательно урегулированной
Между этими двумя формами коммуникации - интерперсональной и институциональной - следует поместить коммуникацию с помощью средств массовой информации (communication meditasee - коммуникация через посредника). Ее наиболее характерной чертой является связь с промышленной цивилизацией, от которой она перенимает технические возможности и ритм экспансии. Можно было бы создать экологию этой формы коммуникации, а новая наука занялась бы изучением среды, создаваемой различными средствами и органами социальной коммуникации. С одной стороны, она занималась бы классификацией технических средств информации, их разнородностью, числом, территориальным распространением, доступностью для разных пользователей. С другой же стороны, экология коммуникации могла бы изучать взаимные связи разных средств в пределах одной группы, а также соотношения между ними и подобными им средствами в других странах. Кроме того, новая наука отвечала бы языком статистики на вопрос, кто что читает, смотрит, слушает, в каких обстоятельствах и сколь часто.
Особое внимание уделено социальным функциям коммуникации с помощью средств массовой информации. Анализируются четыре типичных ситуации.
Первая ситуация:
средство информации увеличивает и
расширяет возможности
Вторая ситуация: являясь продолжением коммуникации интерперсонального типа, средство информации обращается к широкой, а не индивидуализированной аудитории. Оно распространяет слова, обращен-
13
ные ко всем и ни к кому. Сюда можно отнести так называемую "альтернативную" прессу, локальные телекомпании и радиостанции.
Третья ситуация:
средство информации принадлежит общественной
организации и цредназначено
для посвященной, осведомленной, обращенной
аудитории. В этом случае средство информации
призвано служить данной организации
и, таким образом, становится продолжением
институциональной
Четвертая ситуация: официальный орган организации, Церковь, носители некоей доктрины, профсоюзы хотят обратиться ко всем сторонникам и противникам, к тем, кого нужно убедить, и к тем, кто уже убедился. В данном случае единственной целью коммуникации является убеждение.
Широкая коммуникация, локальная информация, институциональная пропаганда, массовая коммуникация - от этих форм связи зависят социальные последствия и влияние коммуникации.
В завершающей
части первого раздела
Новая политика коммуникации должна стать деятельностью, включающей три уровня. Во-первых, уровень личности: свобода личности зависит от ее образованности и запаса получаемой информации. Второй уровень - это материальные средства коммуникации; экология коммуникации может поставить под сомнение не только статус средств информации, но и само их существование. И, наконец, третий уровень -это уровень организации: правила игры в области информации и коммуникации должны быть предельно ясны.
Второй раздел диссертации - "Регулятивные функции социальной коммуникации" - начинается с утверждения о том, что социальная коммуникация удовлетворяет многие из человеческих потребностей: физические, потребности "ego", социальные потребности, практические потребности (в соответствии с классификацией Р.Б.Адлера и Дж.Родмана).
Специально выделяются и рассматриваются регулятивные функции социальной коммуникации или, иными словами, коммуникативная регуляция, которая направлена на изменение режима общения с целью воздействия на партнера.
Существует четыре основных типа результатов коммуникативной регуляции: 1) изменение установок получателя сообщения; 2) формирование новых ценностных ориентации у получателя сообщений; 3) изме-
14
нение явного поведения получателя сообщения; 4) изменения в уровне взаимопонимания партнеров, измеряемые степенью совпадения того, что один хотел передать, с тем, что понял другой.
Формирование
и изменение установок
Поощрения и
наказания при формировании и
изменении установок
В диссертации выявляются условия, способствующие заражению, а именно: недостаточная организованность группы, дефицит значимой информации, монотонность физических и эмоциональных нагрузок.
Механизм подражания опирается на врожденную тенденцию повторять увиденные чужие ( а иногда свои, но тогда уже мы говорим о самоподражании) образцы поведения, что способствует усвоению и закреплению новых образцов поведения, а в случае установок - пониманию явлений и эмоциональному приспособлению к ним. Условием усвоения установок путем подражания является признание чьего-то достижения привлекательным, достойным.
Что касается идентификации, то она может осуществляться во множестве вариантов: это может быть идентификация с народом, государством, институтом, демократическим движением, идеей, профессиональной группой, семьей и даже с типом личности, отдельными людьми. Каждое проявление понимаемой таким образом идентификации является социально ценным связующим веществом, соединяющим индивида с большой группой, вплоть до общества в целом.
Еще один механизм формирования установок - внушение, т.е. принятие чужих убеждений и целых когнитивно-эмоциональных схем индивидом с пониженным уровнем критичности. В работе анализируются три разновидности внушения: прямое внушение, функциональное внушение и внушение авторитета.
Иррадиация чувств - механизм, часто используемый в рекламе и коммуникации. Он состоит в том, что чувства как бы "бросают лучи" с одного привлекательного объекта на другой, каким-то образом связанный с первым. Если не слишком популярный, а, может быть, и вовсе нелюбимый народом государственный деятель будет запечатлен на фото с кем-то популярным и любимым, то установки в отношении этих двух будут стремиться выровняться. Человек с хорошей репутацией несколько "потеряет в весе", зато несравненно больше приобретет тот, кого раньше ценили низко.
Выполнение роли - это последний из представляемых в диссертации механизмов формирования установок в коммуникации. Люди или обогащают, или изменяют свои установки не только под влиянием различных форм воздействия других, но также под влиянием собственных
15
функций, действий. Известно, что в ходе выполнения какой-то функции, но главным образом, после овладения ее премудростями люди начинают эту функцию любить больше, чем другие функции. После введения в профессию человек не желает сменять ее на другую, несмотря на то, что эта освоенная профессия бывает скучноватой и по многим параметрам уступает другим профессиям.
Регулятивное воздействие социальной коммуникации направлено также на формирование новых жизненных ценностей. В этой связи рассматриваются закономерности оценивания социальных объектов:
1) если объекту
приписывают две
2) если объект
обладает большим количеством
конкретных черт, то, в соответствии
с куммулятивной моделью,
3) если индивид
формирует общую оценку
Показана также роль оценочных эффектов: "эффекта первенства", "эффекта окончания", "эффекта величины", "эффекта ассимиляции".
В работе представлены также закономерности социальных сравнений, согласно которым:
1) субъективная
оценочная шкала более
2) сравнение
с другими вызывает у человека
тенденцию к изменению меры
настолько, насколько он
3) индивид получает
менее высокую оценку, если его
поведение будет отличаться от
поведения других. Такая ситуация
давит на индивида, и он вынужден
приспосабливаться к
4) существование
явных или скрытых различий
во мнениях и поведении в
данной группе является
Исследования показывают, что в отдельных случаях существует так называемая тенденция защитных сравнений. При этом индивиды выбирают для сравнения тех (индивидов или целые группы), кто обладает отрицательными чертами, с той целью, чтобы сравнение с ними выгодно оттенило их собственные положительные стороны. Как ценности общества, так и индивидуальные ценности "участвуют" в процессе ком-
16
муникации. Благодаря тем ценностям, которые она предлагает, коммуникация указывает соответствующее направление развития всего общества и стремлений каждого человека. Важно, чтобы соответствующие ценности распространялись со знанием дела и эффективно. В достижении этой цели могут пригодиться два понятия, касающиеся как ценности, так и коммуникации. Это креданда и миранда. Первый термин описывает то, что является предметом убеждений, веры, установок, то, чего стоит добиваться и что истинно. Иначе говоря, он отражает когнитивный аспект ценности суждений. Миранда определяет те черты, которые являются предметом восхищения, поклонения, и часто выражаются в виде символа, обладающего познавательной нагрузкой с очень высоким эмоциональным тоном. Креданда служит усилению интеллектуальных позиций, миранда - в большей степени эмоциональной привлекательности, эмоциональной связи с признанными симпатиями.
Информация о работе Коммуникативный механизм социальной регуляции