Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение административной (классической) школы управления во взаимосвязи с научным подходом Тейлора.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие менеджмента;
- обозначить исторические предпосылки возникновения менеджмента и школ управления;
- исследовать особенности основных школ классической теории управления персоналом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
МЕНЕДЖМЕНТА. НАУЧНАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ...…………5
1.1. Исторические предпосылки возникновения менеджмента и
этапы его развития………………………………………………………...5
1.2. Научная школа управления персоналом…………………………...10
ГЛАВА 2. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ…………………………………………………………...13
2.1. Система управления Тейлора……………………………………….13
2.2. Бюрократическая система М. Вебера……………………………..17
2.3. Схема управления организацией по Г. Форду……………………...22
2.4. Принципы и функции управления Файоля………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
МЕНЕДЖМЕНТА. НАУЧНАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ...…………5
1.1. Исторические предпосылки возникновения менеджмента и
этапы
его развития………………………………………………
1.2.
Научная школа
управления персоналом………………………
ГЛАВА 2. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ………………………………………
2.1. Система управления Тейлора……………………………………….13
2.2.
Бюрократическая
система М. Вебера……………………………..
2.3. Схема управления организацией по Г. Форду……………………...22
2.4.
Принципы и функции
управления Файоля………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. История знает немало примеров рационального управления не только отдельными коллективами, но и целыми государствами и империями. При этом уровень управления, его качество являлись определяющим началом в благополучном развитии целых народов, однако до нас не дошли сколь либо достоверные данные о развитии теории управления, а бум теоретической мысли начался в нач. XX века. Он связан с тем, что в 1911 году инженер Тейлор опубликовал свои исследования в книге "Принципы научного управления". Этот год традиционно считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.
«Классическая» (административная) школа управления - одна из школ развития управленческой мысли в первой половине XX в. (1920 - 1930 гг.). Возникновение школы связывают с именем Анри Файоля. Если создатель школы научного управления Ф. Тейлор начинал свою карьеру простым рабочим, что повлияло на его представление об управлении организацией, то авторы данной школы имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Файоль, которого называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией. Следовательно, они старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций в целом. Основной вклад представителей классической школы. в теорию управления состоял в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение административной (классической) школы управления во взаимосвязи с научным подходом Тейлора.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие менеджмента;
- обозначить исторические предпосылки возникновения менеджмента и школ управления;
-
исследовать особенности
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы. При
написании работы использовались книги
и статьи, посвященные данной тематике.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
МЕНЕДЖМЕНТА. НАУЧНАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Исторические предпосылки возникновения менеджмента и
этапы его развития
Сам термин "менеджмент" происходит от древнеанглийского слова "manage" (латинское "manus") - "рука". Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки об управлении.
На сегодняшний день в литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия "менеджмент".
Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.
Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.
Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.
Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п.
С научной точки зрения менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления.
Основными
задачами менеджмента как науки
являются: объяснение природы управленческого
труда, установление причинно-следственных
связей в управленческих процессах,
выявление условий, при которых
совместный труд людей оказывается
наиболее эффективным. Важность и значимость
систематизированных научных
Нередко
менеджмент рассматривают как искусство,
которое опирается на лежащие
в его основе концепции, законы, принципы
и методы. Такой подход основан
на том, что любая организация, как
объект управленческой деятельности,
представляет собой совокупность сложных
социально-технических систем, на функционирование
которых оказывают влияние
Часто понятие менеджмент ассоциируется с людьми, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования. Кроме того, понятием менеджмент может обозначаться аппарат управления современных организаций, не зависимо от их формы собственности и целей деятельности.
Но,
так или иначе, понятие "менеджмент"
всегда тесно связано с понятием
"рыночная экономика". Теория управления
достаточно активно развивалась
в нашей стране и в советский
период, однако эти исследования никоим
образом нельзя относить к области
менеджмента. Ведь в основе современного
менеджмента лежит положение
о целесообразности. Иными словами,
все управленческие процессы, происходящие
в организации, должны быть направлены
на достижение четко определенной цели
при минимальных затратах. В условиях
командно-административной системы
во главу угла ставилась не целесообразность,
а цель, для достижения которой
часто допускались любые
Возникновение управления связано с необходимостью достижения целей, которые невозможно осуществить в одиночку. Прежде всего, это были хозяйственные, оборонительные и другие цели, которые требовали совместных действий людей. При этом люди делились на две группы: на тех, кто непосредственно занят трудовой деятельностью и на тех, кто управляет ими.
Между
этими двумя группами людей стали
складываться определенные отношения,
которые принято
Следующим периодом развития управления стало образование аппарата государства (около 2,5лет до н.э., связывают с возникновением древнего Египта). Данному этапу присуще создание аппарата управления в государственном масштабе с четким разделением труда, командной иерархией, стандартизацией, проектированием и планированием.
Следующий этап развития науки управления заключается в формировании основ менеджмента как обособленного рода управленческой деятельности. Относится этот период к первой половине 19 века. В это время в производстве произошли крупнейшие сдвиги. Появились предприятия-гиганты, на которых были заняты десятки тысяч рабочих. Возникла необходимость обеспечить работой большую группу людей, а индивидуальные владельцы не могли наблюдать за деятельностью всех работников. В результате выбирали лучших работников, которых обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Эти люди и были первыми менеджерами.
Родиной управления считается США, это связано с тем, что это была практически единственная страна, где человек любого происхождения и любой национальности мог проявить себя. Миллионы людей из Европы, стремясь улучшить свою судьбу, иммигрировали в 19 веке в Америку, создав тем самым огромный рынок рабочей силы. Причем США поддерживали всех желающих получить образование. Образование способствовало появлению большого числа людей способных выполнить управленческую работу.
В развитие менеджмента модно выделить несколько этапов.
Первый
этап развития менеджмента начался
в начале двадцатого столетия и связан
с учением Ф.Тейлора после
Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.
Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.
Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апрбируется социологическая концепция групповых решений.
Четвертый
этап развития менеджмента относится
к периоду 1940-1960 гг. В эти годы
происходит эволюция управленческой мысли,
которая направлена на развитие теории
организации менеджмента на основе
достижений психологической и
Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д. Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции - 1950-1960 г.)
Шестой
этап развития менеджмента можно
отнести к периоду 1970-1980 гг. Учеными
- управленцами вырабатываются новые
подходы в развитии теории управления,
смысл которых сводится к тому,
что организация - это открытая система,
приспосабливающаяся к
Информация о работе Классические теории управления персоналомё