Китайский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:52, реферат

Краткое описание

Китай – страна, очень органично встроенная в мировое бизнес-сообщество. Национальные индивидуальности и склад ума китайских людей определяют бизнес в Китае, его особенный стиль и принципы. Деловая культура Китая специфична как на внутриэкономическом, так и на внешнеэкономическом уровне. Деловым людям (не китайцам), собирающимся открывать собственный бизнес в Китае либо налаживающим связи с китайскими партнерами, для нахождения общего языка, осознания и заслуги фуррора следует знать правила, на которых строится бизнес в Китае.

Оглавление

Введение……………..………………………………………………………………..3
1. Особенности менеджмента в Китае...…………………...................................4
2. Развитие китайского менеджмента………………………………………..…10
3. Основные черты китайской культуры ……………………………………....11
Заключение…………..…………………………………………………………….....16
Список литературы…………………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

сравните менед РЕФЕРАТ.docx

— 40.98 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

 Введение……………..………………………………………………………………..3

  1. Особенности менеджмента в Китае...…………………...................................4
  2. Развитие китайского менеджмента………………………………………..…10
  3. Основные черты китайской культуры ……………………………………....11

Заключение…………..…………………………………………………………….....16

Список литературы…………………………………………………………………..17

 

 

 

 

Введение

 

Китай – страна, очень  органично встроенная в мировое бизнес-сообщество. Национальные индивидуальности и склад ума китайских людей определяют бизнес в Китае, его особенный стиль и принципы. Деловая культура Китая специфична как на внутриэкономическом, так и на внешнеэкономическом уровне. Деловым людям (не китайцам), собирающимся открывать собственный бизнес в Китае либо налаживающим связи с китайскими партнерами, для нахождения общего языка, осознания и заслуги фуррора следует знать правила, на которых строится бизнес в Китае.

Формирование в Китае  социально-ориентированной рыночной экономики, ее стремительное развитие и усиление влияния на все процессы делового взаимодействия в мире обусловили повышенный интерес к изучению современного состояния китайской деловой  культуры.

Китайские деловые традиции отражают уникальные логико-эпистемологические, этико-философские, культурно-эстетические, космогонические знания китайской цивилизации. Деловая культура Китая смогла унаследовать уникальный опыт социокультурной, ментальной, религиозно-философской системы, сохранив базовую модель знаний и культурного поведения. Актуальность выявления базовых способов передачи социокультурного опыта данного феномена имеет практическое значение для теории культуры, экономической науки, менеджмента и т.д.

Данная тема актуальна, поскольку Китай активно развивающаяся страна, и изучение менеджмента в Китае достаточно интересно.

Цель данной работы, изучение особенностей менеджмента в Китае.

 

  1. Особенности менеджмента в Китае

 

Для китайцев деньги без жизни - ничто, но и жизнь без денег лишена ценности. Более того, деньги в китайском  обществе являются главным выражением и мерилом любви и чувства  солидарности в рамках той же семьи, где первостепенное значение придается  именно материальным интересам. Китайские  родители дарят детям на Новый  год красные конверты с деньгами, давая им наглядный урок важности денег как знака личной симпатии. Те же красные конверты (и ничего кроме них) дарят новобрачным в день их свадьбы.

Китайские торговцы традиционно склонны  снижать цены за счет более быстрого оборота капитала (следовательно, и  больших усилий) и довольствоваться даже незначительной прибылью. Китайцы  готовы работать почти круглые сутки  без выходных и праздников (единственное исключение - недельный отдых на китайский Новый год). Современные  китайские предприниматели любят  подчеркивать, что истинная мера жизненного счастья - это работа, которая одновременно приносит доход и моральное удовлетворение. Очевидным фактом является то, что  китаец умеет находить интерес в  любой работе и потому прилежно ее выполняет. А где есть неподдельная личная заинтересованность и хорошие  навыки, там легко появиться и  общественному, и экономическому успеху. Отсюда и высокая конкурентоспособность  китайских предприятий и магазинов  там, где есть китайские общины. Напомним, наконец, что китайцы всегда ставили акцент на способности человека жить совместно с другими людьми и находиться с ними во взаимовыгодном обмене, считая это самым естественным свойством человеческого сознания. Обращение денег и финансов китайцы уподобляли циркуляции жизненной энергии в организме: чем свободнее осуществляется это обращение, тем больше пользы для всего общества.

Одним словом, по китайским представлениям, жизнь нужно использовать для  того, чтобы зарабатывать деньги, а  чтобы жить воистину, нужно быть богатым.

 

Классический для Америки образ  деловито-сухого менеджера, исповедующего  «административно-командный» стиль  работы, совершенно неприемлем в китайской  среде, где управляющий при всей его неоспоримой власти и авторитете должен держаться по-отечески мягко и радушно по отношению к подчиненным, постоянно извиняться и благодарить их за труды.

Потребность в неформальных, «душевных» связях между руководителем и  подчиненными может выражаться в  довольно-таки резких и непривычных  даже для демократической Америки  формах. Кажется, только в Китае высшие лица государства могут давать телеинтервью, развалившись перед камерой в одних носках. И это тоже, как ни странно, исполнение определенной формальности.

В китайском бизнесе доминируют семейные или, по крайней мере, семейные в своей основе предприятия. В  китайском деловом мире господствуют мелкие и средние компании, специализирующиеся на производстве одного вида продукции  или оказании очень узкого спектра  услуг и, как правило, вписанные  в более широкую сеть смежных  и обслуживающих друг друга предприятий. Расширение бизнеса сопровождается выделением из компании смежных, но в  значительной мере самостоятельных  структур, остающихся верными принципу узкой специализации. Приверженность китайцев к малому и среднему бизнесу  особенно заметна на периферии китайской  цивилизации и в странах ЮВА, где китайская община существует в чуждом этническом и культурном окружении и развивается вполне автономно.

Нетрудно предугадать особенности  организации маленьких, семейных в  своей основе предприятий. Для них  свойственны простота и аморфность структуры, слабое размежевание между  их отдельными функциями, важная роль личных отношений и неписаных  правил этикета, которые безусловно важнее законов и формальных обязательств, налагаемых контрактными отношениями. Фактору родства отдается безусловное предпочтение, и капитал, вообще говоря, сохраняет значение семейного достояния.

Какова природа китайского семейного  бизнеса сточки зрения его организационных  основ? В литературе часто отмечается, что для китайского типа семейного  предприятия характерны, во-первых, патернализм как сосредоточение собственности, власти и авторитета в лице хозяина семейного дела; во-вторых, доминирование личностного  фактора в отношениях и, в-третьих, обостренное внимание к сплоченности корпорации и защите интересов ее членов. Бросается в глаза прежде всего совершенно исключительное положение, которое в жизни компании занимает ее хозяин – по-китайски лаобань. Именно он единолично принимает практически все решения, касающиеся организации и деятельности его предприятия, и притом исполняет свою роль руководителя в давно исчезнувшем на Западе патерналистском ключе, представая для своих подчиненных одновременно добрым и строгим отцом, наставником и старшим другом. В соответствии с древними правилами китайского «искусства власти» только он обладает всей полнотой информации о положении предприятия и скупо делится ею с отдельными служащими сообразно их функции и рангу. Только он один знает о мотивах и целях принятия решений, что позволяет ему поддерживать подобающую дистанцию с работниками. На долю последних остаются догадки и глухое соперничество с сослуживцами, что только укрепляет власть хозяина. Открытый обмен мнениями и тем более противодействие начальнику – вещи совершенно немыслимые в китайской среде. Более того, гласность невозможна даже в отношениях между рядовыми сотрудниками, ибо каждый китаец с детства приучен держать свое мнение при себе и «проглатывать» обиду и недовольство ради согласия в коллективе. Он старается не обсуждать и тем более не спорить, а «безмолвно постигать» смысл происходящего. Ибо всякий спор, даже разрешенный, говорил еще даосский патриарх Лао-цзы, надолго, если не навсегда, оставляет в сердце неприятный осадок, и это может стать причиной нового конфликта.

Неизбежным следствием такой авторитарной и одновременно аморфной корпорации, скрепленной больше символическим  единством, являются интриги и фракционная  борьба среди служащих, их жадный интерес  к всевозможным сплетням и слухам. Более того, в таких условиях работники не испытывают чувства преданности компании или даже ее хозяину, а руководство не очень-то доверяет низовому персоналу. Бдительный контроль начальства за действиями подчиненных считается разумным и необходимым.

Главным качеством китайского менеджера  является виртуозное мастерство, вырабатываемое многолетними и методическими упражнениями. Именно таков общий идеал человеческой практики в китайской цивилизации.

Другой гранью является неискоренимая  подозрительность руководства по отношению  к рядовым работникам и почти  маниакальное стремление контролировать каждый шаг подчиненных. Это почти  маниакальное стремление обеспечить полный контроль над деятельностью предприятия  выдает все ту же глубинную неуверенность  в будущем, которая проявляется  в привычке китайцев оценивать жизненный  успех деньгами и притом откладывать как можно больше на черный день.

Со своей стороны, служащие должны были выказывать всяческое усердие  и преданность даже не столько  компании, сколько лично ее хозяину. Личная просьба хозяина к работнику, да к тому же в подчеркнуто вежливой форме, непременно возымеет действие.

Профсоюзы слабы и ориентированы  на сотрудничество с руководством предприятия. Открытый конфликт с начальством  и, тем более забастовка, практически  исключены.

Естественно, авторитарный стиль руководства китайской  компании не способствует проявлению инициативы со стороны подчиненных  и снижает их чувство личной ответственности. Другим важным ограничением семейного  бизнеса по-китайски. Важная особенность китайского делового уклада – общая аморфность отдельных конгломератов компаний и всей бизнес – паутины делового сообщества при наличии твердой патерналистской власти хозяина в каждой семейной или, в лучшем случае, преимущественно семейной фирме. Это обстоятельство весьма затрудняет определение кредитных рейтингов для китайских корпораций и вообще получение сколько-нибудь внятной информации о деятельности отдельных китайских предпринимателей.

Соответствующие агентства  и консалтинговые фирмы, как правило, не могут сказать ничего конкретного  ни о происхождении китайского капитала, ни, главное, о методике принятия решения  в китайских компаниях. Преобладающая  роль общей паутины связей препятствует появлению в китайском бизнесе  ярких корпоративных брендов.

В этом заключается одна из самых больших слабостей китайского стиля менеджмента является неспособность компании к расширению. Потребность хозяина сохранить единоличный контроль над всеми сторонами деловой деятельности и нежелание эту деятельность диверсифицировать вкупе с традиционной осторожностью китайских предпринимателей ставят свои жесткие пределы роста даже очень успешно действующего предприятия. Обычно от него отпочковывается новая компания, во главе которой встает член семьи, ведущей бизнес. И даже если компания со временем приобретает большие размеры, она по-прежнему управляется как семейное предприятие.

Как всякий тип организации, китайские  семейные предприятия имеют свои сильные и слабые стороны, и дать строго объективную оценку их деятельности едва ли возможно. К достоинствам таких  компаний можно отнести сравнительно высокий уровень сплоченности ее служащих, эффективное сотрудничество благодаря устойчивым личным связям, низкие транзакционные издержки, способность  быстро откликаться на изменения  обстановки, отсутствие необходимости  в жестком контроле персонала  и производства. Что же касается недостатков, то в их числе можно  назвать отсутствие инициатив и  инноваций в среде низших служащих и четкой стратегии у руководства, недостаток профессионализма, постоянную угрозу разделения персонала на соперничающие  фракции и, наконец, крайне ограниченные возможности для сотрудничества.

 

Особенности китайской деловой культуры.

Чем различается деловая культура Китая и китайский бизнес от остальных  государственных деловых искусств?

1. Китайское деловое искусство  выстроено на фундаменте из  старых традиций, убеждений и  ценностей. Чтоб удачно и прибыльно  сотрудничать с китайскими предпринимателями,  нужно почетать их убеждения, знать культурные индивидуальности их страны.

2. Китайский бизнес основан на  сети из личных, проф и административных хороших отношений, при помощи которых всякий может получить нужную ему помощь и поддержку.

3. В переговорах китайские партнеры  первыми излагают свою четкую  позицию, но могут пойти на  уступки, ежели услышат грамотные резоны в речи иной стороны. В таком случае идеальный внешний облик, государственная чуткость, терпение и профессионализм – залог фуррора и доверия с китайской стороны.

4. Юридическое закрепление договоренностей  для китайцев – незапятнанная  формальность, выполнение даже устно  закрепленных обязанностей китайской  стороной непререкаемо.

5. Статус, достигнутый в обществе  и на проф поприще, в любом случае уважаем. Деловые вопросы решаются людьми, занимающими примерно равные позиции в организационной иерархии.

Темп роста китайской экономики  долгое время не опускается ниже 10% в год, чему не в последнюю очередь  содействует сформированная столетиями деловая культура Китая.

 

На совещаниях китайский руководитель обычно занимает место во главе стола, его заместитель располагается  слева от него, а третий человек  в компании – справа. Большинство  китайских руководителей не одобряют неформальные отношения с сотрудниками.  Принимая решения в китайских компаниях, руководители стремятся достичь консенсуса. Почти никакие решения не принимаются единолично. Если хотя бы кто-то не согласен, то решение вопроса отложат до того момента, пока этого сотрудника не удастся переубедить. Китайские сотрудники предельно сдержаны. Те американцы, которые легко выходят из себя или склонны настаивать на своем мнении, не найдут понимания и поддержки в китайских компаниях.

Информация о работе Китайский менеджмент