Кадровая политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: сформировать в сознании четкое понимание кадрового менеджмента в теоретическом и практическом аспекте, а также применить эти знания посредством совершенствования кадрового планирования на конкретном предприятии, что позволит закрепить их.
Объектом исследования является ведущая компания по розничной реализации электронной продукции ООО «М.Видео», а предметом является кадровая политика в конкретных проявлениях кадрового менеджмента.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 2
1. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА……………………………………….……………... 3
1.1. Назначение кадровой политики и этапы её реализации…………………..3
1.2. Проблемы кадровой политики и этапы их решения……………………….6
1.3. Цели, задачи и организация на предприятии кадрового планирования….8
1.4. Индивидуальное планирование как инструмент для развития успешной деятельности каждого сотрудника…………………………………………9
1.5. Планирование состава персонала как залог успешности адаптации предприятия к высокой изменчивости и неопределённости…………….11
1.6. Контроллинг персонала как неотъемлемый процесс кадрового планирования……………………………………………………….………14
2. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ООО «М.ВИДЕО»………………………………………………………………………...16
2.1. Общая информация о предприятии и кадровой политике……………….16
2.2. Кадровое планирование, его сильные стороны и проблемы…………….20
2.3. Индивидуальное планирование в компании……………………………...24
2.4. Контроллинг кадрового планирования в «М.Видео»…………………….25
2.5. Предложение по совершенствованию кадровой политики на предприятии…………………………………………………………….…..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………30

Файлы: 1 файл

КУЛАГИН.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

   В практическом разделе рассмотрим кадровую политику и кадровое планирование ООО  «М.Видео».  

 

2. Кадровая политика и кадровое планирование на ООО «М.Видео»

2.1. Общая информация о предприятии и кадровой политике

   ООО «М.Видео» является одной из крупнейших российских сетей по сбыту аудио-, видео-, компьютерной, бытовой и офисной техники. Это одна из четырёх федеральных сетей сбыта данной продукции, занимающая в сетевом секторе второе место по продажам – 10% продаж, после «Эльдорадо» – 28% продаж. За «М.Видео» следуют «Техносила» – 9% и «Мир»- 8%.

   Вопрос  кадровой политики и кадрового планирования в “М.Видео” стоит на очень высоком месте. При формировании общеорганизационной стратегии учитываются внешние факторы, такие как:

   - мировые тенденции межвалютного  развития;

   - таможенная политика государств  – поставщиков и РФ;

   - политическая составляющая;

   - нормативная составляющая, прежде  всего в РФ;

   - социально-демографические факторы  в РФ;

   - финансовая стабильность и инвестиционный  климат в РФ.

   Также учитываются и внутриорганизационные  факторы, такие как:

   - кадровый потенциал, в т.ч. и  перспективы организационного руководства;

   - финансовое положение, т.е. возможность  развиваться и инвестировать  в новые проекты;

   - эффективность стратегии, как  показатель, выявленный в ходе  контроля;

   - эффективность тактического и  оперативного планирования;

   - положение имиджа фирмы перед общественностью;

   - качество маркетинговой политики  и пр.

   Кадровое  планирование непосредственно осуществляется при общеорганизационном планировании, и имеется подраздел в стратегии  компании, который несет название «План кадрового развития».

   На  высшем уровне руководства, начиная  с Совета директоров, начинается разработка данного плана. Как правило, для  сбора информации привлекаются сторонние  эксперты, а для анализа её они  работают в прямом взаимодействии с  высшим менеджментом (линейными и  функциональными менеджерами).

   Формирование  плана осуществляется только менеджментом «М.Видео». При формировании планов учитываются не только перспективы развития данного предприятия, но и существенно влияющий фактор – планы развития конкурентов. Эти планы, как правило, закрыты, и менеджеры разрабатывают предположительные планы развития конкурентов в области кадрового планирования и общеорганизационные.

   Можно сказать, что за качественный персонал все сильнейшие конкуренты готовы высоко платить и стимулировать иными способами. Поэтому в «М.Видео» внедряется широкая организационная культура с её обычаями, мероприятиями, героями, ценностями, убеждениями, нормами.

   Кадровая  политика очень глубоко взаимосвязана  с оргкультурой, т.к. люди в современной  организации – не винтики в системе, которые легко можно заменить, а ценные личности, имеющие многогранный взгляд на мир, сочетающие в себе уникальный жизненный опыт и опыт деятельности, обладающие уникальными способностями развития и своими ценностями.

   Организационная культура «М.Видео» обладает высокой адаптивностью к ценностям каждой личности, не вызывая существенных противоречий даже в случае сложных ситуаций.

   Важное  место занимает издание «Будь в курсе», издаваемое и распространяемое в рамках персонала «М.Видео». В данном журнале каждый видит ценности организации, качественно вовлекается в культуру.

   Кроме всего прочего, в «М.Видео» запущена программа «Аспирант», осуществляемая для подготовки высококачественных кадров с высоким посвящением в культуру. Как правило, благодаря качественной инвестиционной программе развития и открытию новых магазинов «М.Видео», «аспиранты», прошедшие курс обучения, назначаются на посты директоров магазинов, или менеджеров направлений (аудио-видео, бытовая техника, цифровой, отдел приемки-выдачи).

   Во  время прохождения курса программы «Аспирант», работник компании проходит все этапы деятельности компании в бизнес-единице (работа на складе с наставником, работа в отделе кадров, работа с менеджерами направлений, которые также выступают в качестве наставников). То есть осуществляется ротация, и качественное усвоение целостности компании во всех её разноплановых формах деятельности.

   В «М.Видео» уделяется большое внимание и применяются меры по привлечению, развитию и сохранению персонала как качественной составляющей организации. Кадровое планирование осуществляется стратегически, т.е. с достижением главнейшей цели – выживания организации. Кадровое планирование осуществляется начиная с корпоративного менеджера по персоналу до менеджеров направлений в магазинах. Топ-менеджер по персоналу занимается глобальным управлением, в то время как отдельные менеджеры направлений в магазинах занимаются оперативными задачами. Эти задачи включают в себя:

   - отбор кандидатур на собеседование  через исследование анкет;

   - принятие на работу наиболее  мотивированных, подготовленных и  способных к развитию сотрудников;

   - формирование стройной структуры  коллектива по направлениям или  в другие службы (например, продавцов  аудио- видео-отдела, работников  офиса);

   - развитие членов коллектива через тренинги, оперативные собрания и т.д., наделение временными полномочиями и задачами менеджера перспективных работников для формирования новых управленцев;

   - формирование штатного расписания  с учетом оптимальности сочетания  удобства для персонала и высокого качества исполнения работы (продаж);

   - планирование совместно с отделом  кадров расписания отпусков;

   - оперативное реагирование на  незапланированное отсутствие членов  коллектива;

   - контроль и применение административных  мер в случае некачественного или недисциплинированного исполнения работы;

   - внедрение и развитие корпоративной  культуры на межличностном уровне  во всем штате, включая самого  менеджера;

   - ротация членов коллектива внутри  отдела для повышения качества  осведомлённости о продаваемой продукции, для увеличения командной сплочённости, для своевременной и качественной адаптации новых сотрудников;

   - доведение до персонала постановлений  руководства и обеспечение обратной  связи членов коллектива с  руководством по установленным  в оргкультуре правилам.

   «М.Видео» является организацией со смешанной дивизионально-матричной структурой. Дивизиональность определяется тем, что данная организация имеет множество подразделений с одинаковым по структуре персоналом (директор, менеджеры направлений, отдел кадров, офис, бухгалтерия, продавцы-консультанты есть во всех магазинах). Также в каждой бизнес-единице примерно одинаковое соотношение этих структурных частей персонала.

   В региональных подразделениях (их 4 –  Юг, Восток, Север, Запад) такая же структура персонала.

   Матричность структуры компании «М.Видео» определяется проектностью достижения многих стратегических целей. Имеется проект по формированию кадрового резерва, в рамках которого имеются свои менеджеры, которые имеют широкие полномочия в определённым границах. Такие менеджеры проектов сотрудничают непосредственно с функциональными руководителями низших подразделений (если проект осуществляется в рамках всей организации), или же со специалистами подразделений (если проект относится к одному подразделению). Как пример такого проекта можно назвать проект открытия магазина, когда менеджер данного проекта присутствует на важных стадиях открытия магазина и дополнительно корректирует данный процесс. Когда магазин открывается, проект заканчивается и менеджер переводится на другое место.

2.2. Кадровое планирование, его сильные стороны и проблемы

   Посредством метода наблюдения и опроса касательно вопросов кадровой политики выявлены следующие проблемные моменты:

  1. Недостаточный уровень межличностного взаимодействия в коллективе. Присутствует сепаратизация, отдаленность некоторых сотрудников от достижения общей цели, что негативно сказывается на климате в коллективе;
  2. Невысокий уровень посвящения культуре новых сотрудников. Менеджеры направлений недостаточно качественно способствуют адаптации новых сотрудников, что мешает им развиваться на данном поприще динамично;
  3. Качество штатного расписания на уровне 4 балла из 5. В целом формирование штатного расписания осуществляется на хорошем уровне, и при этом в некоторые часы наблюдается недостаточное или избыточное количество сотрудников-продавцов;
  4. Низкий уровень обратной связи с начальством, и невысокое способствование инициативе сотрудников. Начальство не проявляет высокой заинтересованности в инициативе работников, хотя в корпоративной культуре продекларировано стремление руководства к взаимодействию с сотрудниками в таком контексте;
  5. Тяготение к авторитарному стилю руководства в разрез с общеорганизационной культурой, особенно в отдельных бизнес-единицах. Подсознательно закладывается нежелание способствовать либеральной и ответственной работе, т.к. у начальства нет желания тратить больше ресурсов при таком стиле руководства;
  6. Уровень информирования персонала со стороны руководства в положенный срок не превышает 80% от количества адресатов. Коммуникации с персоналом достаточно качественные, и все-таки имеются прорехи в организации каналов передачи важной информации в срок;
  7. Тенденция снижения качества управленческого персонала из-за большого роста компании. Объективная закономерность позволяет говорить о неуспевании формирования достаточного количества качественных руководящих кадров. При высоком росте компании некоторые менеджеры и даже Директора не имеют достаточного опыта работы, что со временем покрывается благодаря взаимовыручке со стороны опытных сотрудников и накоплению реалистичных знаний в ходе практической деятельности.

   Также выявлены сильные черты кадровой политики:

  1. Высокое качество оргкультуры, соответствие новейшим тенденциям и условиям, в том числе кросскультурность кадровой политики. Компания «М.Видео» умеет организовывать качественную деятельность кадров в любом регионе нашей страны, что подтверждается высоким качеством работы магазинов в г.Казани и др. Корпоративная культура стоит на высоком месте, и она проявляется в очень заботливом и тактичном обращении с клиентурой. Внутри компании в отдельных бизнес-единицах оргкультура способствует развитию соревновательности в связи с сотрудничеством, лидерством и ученичеством. Технологии основаны на новейших разработках западных специалистов в области психологии, социологии, менеджмента и др. наук.
  2. Высокая забота о персонале, и, соответственно, высокая преданность компании. Эта черта кадровой политики компании «М.Видео» удерживает многих сотрудников от переходов к конкурентам, т.к. способствует саморазвитию, самоактуализации, и, соответственно, качественному удовлетворению потребностей сотрудников, включенных в зачастую очень сложные и трудоёмкие процессы;
  3. Высокая скорость принятия управленческих решений, в сочетании с их высоким качеством. Несмотря на тенденцию временного снижения качества руководящих кадров, сформированные кадры принимают соответствующие решения, приносящие успех. Это вызвано тренинг-классами и подобными мероприятиями, существенно повышающими качество руководящего персонала;
  4. Высокое качество кадрового менеджмента, что обусловлено использованием новейших управленческих технологий. Западные технологии, опробованные с помощью исследовательских институтов, позволяют при корректировке под российскую действительность получать отличные результаты кадровой деятельности;
  5. Стройная структура персонала. Системность мышления Совета Директоров, благодаря работе управленческих консультантов, помогает формировать персонал в любой бизнес-единице с наименьшим дисбалансом, что помогает компании реализовывать принятую стратегию без лишних затрат по оптимальному пути;
  6. Высокое качество распределения ответственности, ресурсов, прав и задач в стратегическом и средневременном этапах. Стратегическое видение руководства обеспечивает стройность развития компании и на длительные периоды вперед, благодаря качественным прогностическим методам и методам оценки ретроспективных и текущих данных.

   Итак, субъективно уровень проблем  в компании «М.Видео» по группам:

   - планирование персонала – 1 балл из 5;

   - организация персонала – 1 балл  из 5;

   - мотивация и управление персоналом  – 2 из 5 баллов;

   - контроль персонала – 1 балл  из 5.

   Соответственно, среднеарифметическое качества кадровой политики =

   1 - (1/5 + 1/5 + 2/5 + 1/5)/4 = 0,75.

   Настоящее качество кадровой политики, ввиду небольшого отрицательного синергетического эффекта, находится на уровне ниже 0,7, возможно, ближе к 0,6.

   При анализе уровень кадровой политики определен как 0,65 с тяготением к 0,6. Стройность всех этапов реализации кадровой политики на уровне, когда каждый этап будет иметь качество 4 из 5, обеспечит рост качества кадрового менеджмента к 0,8. Однако, рост прибыли не будет столь пропорциональным и большим. Ведь фактор эластичности кадровой деятельности и лояльности покупателей влияет на изменение качества деятельности.

   Кроме того, изменение лояльности покупателей  несет инерционный характер, и  поэтому резкого увеличения прибыли  в короткие сроки не стоит ожидать.

   Однако  при уровне указанного фактора эластичности 0,5 по качеству кадровой политики можно предположить, что уровень прибыли и продаж будет стремиться к возрастанию над текущей статистической прибылью на:

   (1-(0,65/0,8))*0,5=0,09375 (9,375%)

   Это существенное приращение прибыли и  оборачиваемости ресурсов очень  положительно скажется на цене компании.

   Более глубокий анализ кадровой деятельности мог бы более точно указать на уровень кадровой политики и влияние данного фактора на общую производительность, но в целом результат будет приближен к выявленному.

   Повышение кадровой мотивации до 4 баллов из 5 позволит нам говорить об общем качестве кадровой политики на уровне 0,8, что существенно скажется на результатах деятельности компании в сторону роста эффективности.

   В главе 3 будет предложен оптимальный  вариант модификации кадрового менеджмента на ООО «М.Видео», с учетом высококонкурентной среды и других нынешних условий деятельности, а также с учетом перспектив развития данной области и стратегических решений конкурентов. 

Информация о работе Кадровая политика предприятия