Этика делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Бизнес делается не только на экономической основе, но и на этической. Как недопустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства в коммерции, так недопустимо нарушать и правила делового этикета. Актуальность работы заключается в том, что деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы.
Цель работы: выявление особенностей на предприятии этику делового общения
Задачи работы:
1.Изучить теорию этики делового общения;
2. Провести анализ по проблеме этики делового общения;
3. Рассмотреть проблемы делового этикета;
4. Изучить основные принципы делового общения;
5. Рассмотреть этику делового общения руководителя;
6. Изучить этические конфликты в организациях;
7. Рассмотреть особенности делового общения в
Объект исследования : Великолукский завод щелочных аккумуляторов

Оглавление

Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы
1.1Понятие
1.2Деловое общение
1.3Структура и функции общения
1.4Виды делового общения
1.5Приемы аттракции
2.Глава 2 Анализ состояния вопроса на предприятии
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Характеристики объектов исследования
2.3. Результаты исследований
3. Глава 3 Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы ( выводы и предложения)
Заключение
4.Список использованных источников
5.Приложения

Файлы: 1 файл

этика делового общения Документ Microsoft Office Word.docx

— 63.61 Кб (Скачать)

Интерактивная и перцептивная функции общения

Интерактивная функция - это характеристика тех  компонентов общения, которые связаны  с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий - кооперация и конкуренция.

Кооперативное взаимодействие означает Координацию  сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой  ее природой. Одной из наиболее ярких  форм конкуренции является конфликт.

Перцептивная функция общения - это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны  общения тесно переплетаются  между собой, органически дополняют  друг друга и составляют процесс  общения в целом.

1.4Виды делового общения

По способу  обмена информацией различают устное и письменное деловое общение. Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

К монологическим видам относятся:

- Приветственная  речь;

- Торговая речь (реклама);

- Информационная  речь;

-Доклад (на заседании, собрании). 
 

Диалогические виды:

- Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно  на одну тему.

- Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся  принятием решений.

- Переговоры - обсуждение  с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.

- Интервью - разговор  с журналистом, предназначенный  для печати, радио, телевидения.

Дискуссия;

- Совещание (собрание);

-Пресс-конференция.

Контактный деловой  разговор - непосредственный, "живой" диалог.

Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

Беседа или  передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами  коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет  без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения. Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию общение может быть разделено  на:

- Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;

- Когнитивное - обмен знаниями;

- Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

- Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам  общения возможно деление на такие  четыре вида:

- Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных  органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки  и т.д.;

- Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;

- Прямое - предполагает  личные контакты и непосредственное  восприятие друг другом общающихся  людей в самом акте общения;

- Косвенное - осуществляется через посредников,  которыми могут выступать другие  люди. 

1.5Приемы аттракции

Для управленца владение этими приемами является служебной  необходимостью.

Общий механизм формирования аттракции основывается на том, что всякий сигнал, поступающий  к человеку через его органы чувств, может исчезнуть без следа, а  может сохраниться в зависимости  от его значимости и эмоционального заряда.  

Эмоционально  значимый сигнал, посылаемый партнеру, остается в сфере бессознательного и оказывает свое влияние в  виде эмоционального отношения. В этом случае человек, оценивая свое отношение  к другим людям, говорит, что не знает, почему он относится к ним так, а не иначе.

Если в процессе общения посылать партнеру сигналы  так, чтобы сигнал имел для него эмоционально положительное значение и при  этом он этот сигнал не осознавал, то возникает  эффект, при котором партнер будет  утверждать, что общение было приятным и собеседник располагает к себе.

Аттракция- это  установка на другого человека. Обусловливает интерес людей друг к другу.

Приемы аттракции  предназначены только для того, чтобы  расположить к вам собеседника, а не убедить его в чем-то или  что-то доказать.

Прием "Имя  собственное" - обращение к партнеру по имени означает для него внимание к нему как к личности, утверждение  его претензии на то, что он личность. Как можно чаще при общении  с подчиненными и посетителями обращайтесь  к ним по имени и отчеству, удовлетворяйте их потребность осознавать себя личностью.

Прием "Зеркало  отношения" - то, что изображено на вашем лице: улыбка, мимика, гораздо  в большей степени соответствует  вашим мыслям, нежели слова, которые  вы произносите. Говорят, что лицо - это зеркало души. Доброжелательная улыбка на вашем лице воспринимается партнером как сигнал "Я ваш  друг". Друг - это тот, кто обеспечивает нашу защищенность. Каждый из нас нуждается  в защите, и удовлетворение потребности  в ней привлекает нас к тому, кто ее нам предлагает. При общении  с людьми старайтесь иметь на лице доброе и приятное выражение, легкую улыбку.

Прием "Терпеливый слушатель" - терпеливо и внимательно  выслушивая партнера по общению, обратившегося  к вам, вы удовлетворяете одну из высших потребностей человека - потребность  в самовыражении.

 В ХХ веке  никто не желает слушать, все  хотят только говорить. Станьте  исключением из правила - и  люди невольно потянутся к  вам.

Прием "Личная жизнь" - большинство людей имеют  свои личные интересы, увлечения, склонности. Если с человеком вести разговор в русле его личных интересов, он начинает считать вас чутким и  внимательным человеком. Хороший руководитель должен знать интересы и увлечения  своих подчиненных и время  от времени говорить с ними об этом.

Прием "Золотые  слова" - способность и умение говорить людям комплименты, т.е. слова  или фразы, в которых содержится небольшое преувеличение положительных  качеств человека. Противопоказаний к применению комплиментов практически  нет.

Любой разговор, деловую встречу или совещание  можно и нужно начинать с комплиментов в адрес присутствующих.

 Готовясь  к разговору с людьми, следует  заранее приготовить небольшой  набор комплиментов для разных  случаев, ситуаций, людей. Использовать приемы аттракции следует комплексно и постоянно. Следует знать, что эффект от их применения наступает не сразу, а через определенный промежуток времени. Применяя эти приемы, руководитель ясно понимает, на что он воздействует, что происходит с подчиненными и чего он добивается. 

     
 
 
 

Глава 2 Анализ состояния вопроса на предприятии

2.1. Краткая характеристика  предприятия

Название: Великолукский  завод щелочных аккумуляторов

Место нахождение : Россия, 182100, Псковская обл., г. Великие Луки, ул. Гоголя 3.

Форма собственности : Закрытое акционерное общество

Вид предприятия : Организационно – правовое

Структура предприятия : Линейная

Сфера деятельности и производимая продукция : щелочные никель-кадмиевые и никель- железные аккумуляторы и батареи для железных дорог, городского электротранспорта, метрополитена, угольной промышленности, систем связи, аварийного освещения, речных и морских судов, а также нефтегазовой промышленности.

Система оплаты труда : Сдельная оплата труда

Характеристика  внешней среды:

Поставщики : ООО «Гарант Строй» , ООО «МТБ МЕТ»

Конкуренты :Саратовский завод аккумуляторов

Рынки сбыта : Россия, Беларусь, Прибалтика, Украина, Казахстан, Ближний Восток

Потребители : Железная дорога

Характеристика  внутренней среды:

Кадровый состав: около 1000 человек 
 

2.2Характеристики объектов исследования 

Руководитель№1

Семяшкина Татьяна  Николаевна.

Должность: начальник  цеха

Стаж работы: 9 лет

Проявляет неподдельный интерес  к проблемам других людей и к самим их носителям. При общении говорит о том, что интересует собеседника. Не лезет с поручениями, дает высказаться собеседнику. Хорошо удается переживать конфликтные ситуации. Обладает знаниями, навыками, умениями и опытом в деле, которым занимается. Хорошо знает других профессионалов в своей области и следит за их успехами, в работе ищет творческий элемент.

Руководитель№2

Селезнёва Лидия  Павловна

Должность: Мастер

Стаж работы: 7 лет

Приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий. Обладает  пунктуальностью - делает все вовремя, конфиденциальностью – не болтает не чего лишнего. В любой ситуации ведет себя с клиентами , заказчиками вежливо, приветливо и доброжелательно. Самостоятельна в работе. Учитывает воздействие собственного имиджа на окружающих. Принимает ответственность не только за себя и свой труд, но и отчасти за работу всего предприятия. 

Сотрудник№1

Коконенко Екатерина Сергеевна

Должность: Испытатель- формировщик

Стаж работы: 5 глет

Если коллектив  разделен на враждующие партии, выбирает нейтралитет. Отличается комплексным подходом к рассмотрению ситуации. Знает и учитывает особенности соприкасающихся областей, сфер деятельности. Умеет работать в команде. Занимается своим делом ежедневно. Грамотна – говорит и пишет хорошим языком. Общительна в коллективе, пунктуальна, коммуникабельна.

Сотрудник№2

Михайлова Татьяна  Борисовна

Должность: Кладовщик

Стаж работы:2 года

Проявляет неподдельный интерес к проблемам других людей и к самим их носителям. Делает свою работу в кратчайшие сроки, соревнуется не с коллегами, а с самим собой. Располагает большим набором хорошо работающих методов, удачных шаблонов, ищет и находит простые решения в сложных ситуациях. Знает и учитывает особенности соприкасающихся областей, сфер деятельности. 
 
 
 

Сотрудник№3

Пискунов Сергей Юрьевич

Должность: Газосварщик

Стаж работы:1 год

Ведет себя максимально вежливо и стараться быть активным, внимательным, не грубым. Последовательно достигает всё более значимые цели, способен к самообучению. Умеет работать в команде, легко адаптируется к месту работы. Не станет брать на себя чужую или ненужную ответственность, последовательно достигает всё более значимые цели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Результаты  исследований 

Наименование  теста Руководитель

№1

Руководитель

№2

Сотрудник

№1

Сотрудник

№2

Сотрудник

№3

1 Методика определения  стиля руководства трудовым коллективом «Коллектив  превыше всего!»-девиз руководителя, главное для него- доброжелательная атмосфера в коллективе. Руководитель  наделен великолепными организаторскими способностями, он быстро принимает  важные решения, с интересом следит за новыми идеями, активно внедряет их в производство. «Коллектив  превыше всего!»-девиз руководителя, главное для него- доброжелательная атмосфера в коллективе.  «Коллектив  превыше всего!»-девиз руководителя, главное для него- доброжелательная атмосфера в коллективе. Наделен великолепными организаторскими способностями, он быстро принимает важные решения, с интересом следит за новыми идеями, активно внедряет их в производство.
2 На соответствие индивидуальных особенностей человека основным чертам профессии менеджера? Может попытать силы в предпринимательстве Может попытать силы в предпринимательстве Попытки в предпринима-тельстве могут быть не удачными Попытки в предпринима-тельстве могут быть не удачными Попытки в предпринима-тельстве могут быть не удачными
3 Владеете ли вы этикетом общения? Лишняя самоуверенность, он нуждается в большей терпимости и лояльности к собеседнику Прекрасный  собеседник, никогда не будет недостатка в общении. Лишняя самоуверенность, он нуждается в большей терпимости и лояльности к собеседнику Лишняя самоуверенность, он нуждается в большей терпимости и лояльности к собеседнику Лишняя самоуверенность, он нуждается в большей терпимости и лояльности к собеседнику
4

Лидер или  ведомый?

Ярко выраженный лидер. Имеет возможность изыскать тематику для беседы с любым человеком, прекрасно чувствует себя даже в малознакомой компании.  Умеет убеждать людей и оказывать влияние на них Ярко выраженный лидер. Имеет возможность изыскать тематику для беседы с любым человеком, прекрасно чувствует себя даже в малознакомой компании.  Умеет убеждать людей и оказывать влияние на них Вероятнее всего, вы не лидер. Прислушивайтесь к чужому мнению, однако вечно высказывай и  свое. Ваша задача - стать решительнее  и самостоятельнее. Ярко выраженный лидер. Имеет возможность изыскать тематику для беседы с любым человеком, прекрасно чувствует себя даже в малознакомой компании.  Умеет убеждать людей и оказывать влияние на них Вероятнее всего, вы не лидер. Прислушивайтесь к чужому мнению, однако вечно высказывай и  свое. Ваша задача - стать решительнее  и самостоятельнее.
5

Сильный ли у  вас характер?

У вас в достаточной  степени твердый нрав. Вы обладаете  реалистическим взглядом на жизнь, однако не все ваши деяния равноценны. Вы принадле-жишь к числу людей настойчивых и обладаешь достаточным чувством ответственности. Верно ориентируешься в возникающих случаях и в большей части случаев умеете подбирать правильное решение У вас в достаточной  степени твердый нрав. Вы обладаете  реалистическим взглядом на жизнь, однако не все ваши деяния равноценны. Вы принадле-жишь к числу людей настойчивых и обладаешь достаточным чувством ответственности. Верно ориентируешься в возникающих случаях и в большей части случаев умеете подбирать правильное решение Увы, вы человек слабохарактерный, неуравновешенный и, пожалуй, беспечный. В случающихся с вами неприятностях  вы готовы обвинять кого угодно, лишь не себя.
6

Уверенность в себе

Уверен в своих действиях Средний уровень  уверенности Средний уровень  уверенности Средний уровень  уверенности Невысокий уровень  самооценки

Информация о работе Этика делового общения