Экономические методы управления на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – на основании литературных источников и данных предприятия изучить методы управления белорусским предприятием.

Оглавление

Введение
1. Сущность и природа экономических методов управления 6
1.1 Сущность экономических методов управления 6
1.2 Коммерческий и внутрифирменный расчет 8
1.3 Ценовая политика и эффективное управление предприятием 11
1.4 Обеспечение конкурентоспособности 16
1.5 Взаимодействие экономических методов менеджмента с функциями менеджмента 20
2. Анализ реализации экономических методов управления в условиях конкретной фирмы 21
2.1 Анализ внедрения экономических методов 21
2.2 Выяснение мнения потребителей 24
3. Предложение по использованию экономических механизмов ценообразования и обеспечения конкурентоспособности на отечественных предприятиях 30
Заключение 34
Литература 36

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

    4. В условиях жесткой конкуренции  все большее число предприятий  (компаний) устанавливают цены на  основе воспринимаемой ценности. Ключом к ценообразованию в этом случае служит восприятие ценности товара покупателем, а не издержки продавца. Ценообразование на основе ценности означает, что продавец не может проектировать товар и разработать маркетинговую программу, прежде чем будет установлена цена на него.

    5. Ценообразование на основе учета  конкуренции (поведения конкурентов) может быть реализовано двумя методами: на основе уровня текущих цен и закрытых.

    6. Ценообразование в рамках внутрифирменного  расчета строится на иных принципах. Цены в этом случае выполняют свои функции в модифицированном виде, так как внутрифирменный расчет не имеет коммерческого характера. По существу внутрифирменные цены являются результатом хозяйственной политики в интересах предприятия (корпорации) в целом и носят в основном расчетный характер.

    Установление  этих показателей и их оценка при анализе хозяйственной деятельности предприятия по технологическому циклу изготовления продукции в условиях развитой внутрифирменной специализации и кооперации производства связаны с рядом трудностей, основными причинами которых являются:

    1)    различие в уровне накладных  расходов в отделениях, филиалах  и дочерних компаниях, связанных  между собой единством технологического цикла производства и сбыта продукции (услуг);

    2)    различие в подходах к внутрифирменному  ценообразованию.

    При этом механизм внутрифирменного ценообразования  оказывает непосредственное влияние на оценку хозяйственной деятельности всех структурных образований предприятия, так как через этот механизм обеспечивается согласование интересов отделений с общекорпоративными интересами и формируются стимулы для улучшения работы. И от того, как выполняются эти функции, во многом зависит эффективность экономического механизма внутрифирменного управления и результативность предприятия в целом.

    В практике отработки и внедрения  механизма внутрифирменного ценообразования сложились следующие подходы (методы) определения внутрифирменных цен:

    1. Внутрифирменные цены, основанные  на издержках производства.

    2. Внутрифирменные цены, основанные  на рыночных ценах.

    3. Внутрифирменные цены, основанные  на фактической цене конечной  продукции.

    4. Внутрифирменные цены, формируемые  на договорной основе.

    5. Смешанные методы внутрифирменного  ценообразования. 
 
 
 
 
 
 

    1.4.Обеспечение  конкурентоспособности 

    Конкурентоспособность является экономической категорией (характеристикой), определяющей рыночный механизм воздействия на производителей товаров и услуг, заставляя их повышать производительность и эффективность производственно-сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с конкретного целевого рынка.

    Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих успех этого товара и его производителя  на рынке.

    Конкурентоспособность конкретного товара определяется сравнительной оценкой его характеристик по отношению к товарам конкурентов. Конкурентоспособность можно определить как комплексную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с продуктами-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Следует иметь в виду, что технически сложные товары требуют больших затрат в процессе эксплуатации и их учет необходим при определении предпочтений потребителей. Поэтому общее представление о ценности товара как функции его качества и цены требует в этом случае уточнения в части его стоимости, которая должна учитывать как цену покупки, так и эксплуатационные расходы. Такое уточнение приводит к понятию минимальной цены потребления товара за его срок службы у потребителя. Эта стоимость во многих случаях становится важным показателем конкурентоспособности товара.

    Конкурентоспособность продукции измеряется совокупностью показателей, объединенных в три группы: качественные, экономические и организационно-коммерческие показатели. Число показателей конкурентоспособности конкретного товара (услуги) зависит от его вида, технической и эксплуатационной сложности, требуемой точности оценки, цели оценки (исследования) и других внешних по отношению к товару факторов. В то же время конкурентоспособность определяется только теми его свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, а также гарантируют удовлетворение конкретной общественной потребности.

    Качественные  показатели конкурентоспособности  характеризуют свойства товара, благодаря  которым он удовлетворяет конкретную потребность. Все качественные показатели можно подразделить на классификационные и оценочные. Наиболее значимые качественные показатели представлены на рисунке 1.1. 
 

    

 

    Рис. 1.1. Наиболее значимые качественные показатели конкурентоспособности продукции 

    Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной (классификационной) группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара

    Оценочные показатели количественно характеризуют  свойства, определяющие качество продукции. В зависимости от выполняемой  роли при оценке конкурентоспособности оценочные показатели можно разделить на две группы, используемые для проверки обязательных условий, которым должна соответствовать продукция (регламентируемые показатели), и используемые для сравнения конкурирующих на рынке товаров по степени удовлетворения потребителя определенными свойствами (сопоставляемые показатели).

    Регламентируемые  показатели характеризуют безопасность товара, его патентную чистоту, соответствие национальным и международным стандартам, требования к сертификации товара. Разумеется, что несоответствие продукции требуемому уровню регламентируемых показателей не только пагубно сказывается на конкурентоспособности товара, но и делает невозможным его реализацию.

    Организационно-коммерческие показатели определяют конкурентоспособность товара в зависимости от характера и качества исследований рынка, степени эффективности работы по продвижению товара, стимулирования продаж, рекламной деятельности, целевой стратегии предприятия-изготовителя, результативности функционирования сбытовой сети и каналов товародвижения. Они также свидетельствуют о качестве коммерческой работы и включают в себя рациональность торгового контракта, форм и методов поставки, условий и форм платежа, технического обслуживания. Другими словами, данные показатели определяют эффективность маркетинговой и коммерческой деятельности предприятия.

    Одним из основных методов оценки конкурентоспособности  продукции является рейтинговая  оценка, которая широко применяется в мировой экономической практике. Суть рейтинговой оценки заключается в том, что в ходе экспертизы определяются и ранжируются в порядке значимости наиболее важные параметры продукции. После проведения испытаний свойства товара оцениваются по пятибалльной шкале. Средневзвешенная оценка складывается из частных испытаний по определенным разделам. На основе анализа средневзвешенных оценок делается вывод о конкурентоспособности продукции.

    Стратегия предприятия в области обеспечения  конкурентоспособности продукции в большой степени зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция (ЖЦП). Обычно выделяют четыре или пять таких стадий (табл. 1.1.) [4, c.429]. 
 
 
 

Таблица 1.1. Стадии жизненного цикла товара

 Характеристики товара и его производства  Стадии  жизненного цикла продукта и развития его целевого рынка
 внедрение  рост   зрелость   насыщение  спад 
 Изменения продукции   очень высокие   высокие  средние  низкие   очень низкие
 Изменения в процессах   низкие   средние  высокие  низкие   низкие 
Конкуренция неценовая неценовая  ценовая  ценовая  со стороны  нового товара
Экспорт  низкий   высокий  снижающийся  передача  производства за границу   производство за границей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5. Взаимодействие  экономических методов менеджмента  с функциями менеджмента 

    Экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи и являются базовым элементом экономического механизма менеджмента.

    Они могут эффективно применяться в  управлении предприятием при комплексном использовании с другими элементами менеджмента.

    Методы  ориентированы на обеспечение устойчивой хозяйственной деятельности предприятия и его конкурентной позиции на рынке (в отрасли), которая, в свою очередь, обеспечивает предприятию получение прибыли и рост капитала в длительной перспективе.

    Взаимосвязь экономических методов с основными  видами деятельности предприятия и функциями менеджмента. Экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи и являются базовым элементом экономического механизма менеджмента.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.АНАЛИЗ  РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ  УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОНКРЕТНОЙ  ФИРМЫ 

    2.1 Анализ внедрения экономических  методов 

    Анализ  внедрения экономических методов  будет рассматриваться  применительно  к предприятию ПО «Инне-с».  Тут также необходимо отметить, что исследуемое предприятие занимается сборкой и реализацией телевизоров с мониторами «Panasonic», производство находится в СЭЗ «Брест», имеет торговое представительство в Минске.

    Виды  деятельности  ПО «Инне-с»:

  • производство и сбыт  мониторов и запасных частей к ним;
  • выполнение конструкторских и проектно-технологических работ;
  • производство и сбыт товаров;
  • гарантийное и послегарантийное обслуживание реализованной потребителям продукции;
  • организация фирменной торговли;
  • оказание платных услуг населению;
  • осуществление коммерческо-посреднической деятельности;
  • осуществление внешнеэкономической деятельности

    Стратегия развития  ПО «Инне-с» на период 2006 -2008  годы нацелена на выпуск конкурентоспособных мониторов, соответствующих современным требованиям международных стандартов, как по техническим, так и экологическим показателям. 

    Рынки сбыта:

    Основным  рынком сбыта является средний класс, в том числе экспорт в РБ и страны СНГ.

Информация о работе Экономические методы управления на предприятии