Эффективность менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 05:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы : Изучить эффективность менеджмента организации
Задачи работы:
1. рассмотреть теоретические основы эффективности менеджмента организации
2. определить критерии и факторы, влияющие на эффективность управления

Оглавление

Введение..........................................................................................................2
ГЛАВА 1.
1. Концепция оценки эффективности менеджмента
1.1 Общее представление................................................................................4
1.2 Критерии, факторы и показатели эффективности управления............6
2. Социальная оценка
2.1 Социальная ответственность организации ..........................................12
2.2 Влияние культуры на организационную эффективность...................14
2.3.Социальная оценка эффективности......................................................16
3. Экономическая оценка эффективности
3.1 Показатели экономической эффективности.........................................17
3.2. Повышение эффективности управления.......................................18
ГЛАВА 2. Характеристика Оружейного Магазина «Барс»………...19
ГЛАВА 3. Результаты проведенного анализа………………………..…24
Заключение............................................................................................27
Список используемой литературы.......................................................30

Файлы: 1 файл

Менеджмент111.doc

— 300.50 Кб (Скачать)

·        системность, единствосоставляющих звеньев при четком разграничении выполняемых ими функций;

·        высокая реактивность, динамичность и одновременно адаптивность к новым внешним и внутренним условиям, способность изменяться. Для этого управленческая структура должна быть в минимальной степени инерционной, содержать в себе элемент, отвечающий за ее упорядочение и улучшение;

·        стабильность, т.е. способность сохранять равновесие при возмущающихся действиях внутренних и внешних факторов;

·        простота, минимальное число должностей и уровней управления;

·        рациональное сочетание централизации и децентрализации принятия решений, расширение зон самоконтроля;

·        обеспечение ориентации работы не на собственные нужды, а на интересы потребителя;

·        деятельность в рамках законов и общепринятых норм деловой этики      [7, с 230]

В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание  его результата. Можно оценить  ресурсы, легко измерить время, трудно оценить результат.

Есть конечный результат, в котором управление проявляется лишь опосредовано, и можно назвать непосредственный результат, который присущ любому виду деятельности человека.

Непосредственный результат  управления может характеризовать  комплекс критериев и показателей  эффективности.

Что же такое критерий и показатель эффективности управления?

Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация  чего либо; мерило суждения, оценки.

Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки. Критерий эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и качеством труда персонала, социальной эффективностью (которые мы рассмотрим при изучении последующих вопросов).

Рассмотрим вначале  критерии эффективности, относящиеся  к объекту управления. Современная  наука выделяет общие, локальные  и качественные критерии эффективности  управления.

Общий критерий – экономические  результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.

Группа более частных  локальных критериев:

1. затраты живого труда  на производство продукции или  оказание услуг;

2. затраты материальных ресурсов;

3. затраты финансовых  ресурсов;

4. показатели использования  основных производственных фондов;

5. ускорение оборачиваемости  оборотных средств;

6. сокращение срока  окупаемости капиталовложений.

Группа качественных критериев:

1. увеличение доли продукции высшей категории качества;

2. обеспечение экологической  чистоты;

3. выпуск продукции,  необходимой обществу;

4. улучшение условий  труда и быта работников;

5. ресурсо-энергосбережение и др.

Критерием эффективности  управления, кроме того, при определенных условиях может быть максимум выпуска продукции или максимум услуг.

Все эти критерии должны быть отражены в определенной системе  показателей экономической эффективности.

Показатель эффективности –  количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует эффективность управления.

Такие показатели эффективности как  производительность труда, материалоемкость, фондоотдача основных производственных фондов, оборачиваемость оборотных  средств, окупаемость капиталовложений условно можно объединить в группу частных или локальных показателей.

Кроме того, выделяют обобщающие показатели: рентабельность и ликвидность. Они  отражают результат хозяйственной  деятельности и управления в целом  но не в полной мере характеризуют  эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами. Показателями, характеризующими работу аппарата управления, являются стратегическая эффективность управления и своевременность принятия и осуществления управленческих решений.

При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных  показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться  количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).

2. Социальная оценка

2.1 Социальная ответственность  организации

Социальная ответственность является одним из важных факторов социальной эффективности управления.

Для того чтобы предприятие эффективно функционировало на рынке, оно должно интегрировать свои экономические интересы (экономическое поведение) с интересами общества на основе высокой социальной ответственности. 
Социальная ответственность – это действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона.

В обществе, у руководителей предприятия  складываются различные отношения  к социальной ответственности:

Аргументы «за»:- благоприятные для  предприятия долгосрочные перспективы; 
- изменение потребностей и ожиданий широкой общественности;  
- наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем; 
- нормальное обязательство вести себя социально ответственно.

Позиция «против»: - нарушения  принципа максимизации прибыли, 
- расходы (издержки) на социальную ответственность, 
- недостаточный уровень (и желание) отчетности перед общественностью, 
- недостаток умения разрешать социальные проблемы.

Организации несут социальную ответственность  в отношении своих подразделений, в отношении окружающей среды и в отношении процветания общества в целом.

Если предприятие ставит целью завоевать доверие общества, то ему необходимо сознательное и  активное поведение, ориентированное на общественные запросы, оно и будет служить базой соответствующей стратегии. [1]

Можно выделить три основных компонента такой стратегии –            общественное, коммуникативное и инновационное поведение предприятия.

Ответственное поведение. В общественном смысле ответственность означает способность предприятия отвечать на вопросы групп претензий до тех пор, пока спорная проблема не будет окончательно снята с повестки дня.

Коммуникативное поведение. Если предприятие намерено взять  на себя ответственность за свою роль в обществе, то об общественных претензиях оно может узнать из диалога с заинтересованной стороной. Соответствующая коммуникация должна базироваться на признании групп претензий в качестве подлинных партнеров по коммуникации. Это условие означает, прежде всего, терпимость по отношению к противоположному мнению; способность к самопознанию и самоанализу (компания должна уметь критически оценивать свои субъективные восприятия); готовность к диалогу с группами претензий; способность разрешать конфликтные ситуации.

Инновационное поведение. Предприятие должно искать оптимальные решения как для существующих, так и для возможных проблем, связанных с инновациями, которые должны находить одобрение со стороны общества. В конечном счете, поведение компании служит предпосылкой комплексности удовлетворения запросов общества.

Стремление организации  к завоеванию общественного доверия  может находиться как в соответствии, так и в противоречии с предпринимательской  ориентацией на прибыль. Общественная ответственность и ее давление могут  привести к тому, что организация  вынуждена отказаться от некоторых видов хозяйственной деятельности или осуществлять их другим способом. Но, с другой стороны, часто общественная ориентация открывает перед предприятием новые хозяйственные перспективы и новые возможности получения прибыли.

2.2 Влияние культуры на организационную эффективность 
Важным фактором в достижении эффективности организации является ее культура. С точки зрения менеджмента культура организации – это способы выполнения работы и способы обхождения с людьми в организации. Под культурой организации также понимают атмосферу или социальный климат в организации.

В понятие «культура» организации входят идеи, убеждения, традиции и ценности, которые выражаются в доминирующем стиле управления, в методах мотивации сотрудников, имидже организации и т.д.

Носителями организационной  культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной  культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом  организации, её частью, оказывающей  активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют её основу.

Зачастую культура является единственным предсказателем долгосрочного поведения организации, отражением её ценностей и убеждений, силы и слабости. Общая культура конкретной организации может характеризоваться одним из следующих видов культуры:

·        техническая;

·        административная;

·        маркетинговая;

·        финансовая;

·        потребительская;

·        ориентированная на клиента и др.

 Можно выделить  четыре основных типа культуры  организации – культура власти, роли, задачи и личности, которые  тесно связаны с соответствующей  структурой.

Культура власти.  Она характерна для небольших предпринимательских организаций, ей присуща большая централизация. Данному типу культуры чаще соответствуют линейные структуры.

Культура роли. Олицетворением её является классическая форма организации. Этот тип культуры характеризуется   строгой   специализацией   различных   подразделений (финансовое, сбыта и т.д.), определяющим влиянием правил и инструкций, задающим разделение работы, полномочия, способы связи и разрешение конфликтов (линейно-функциональные структуры). В культуре роли основной источник власти — сила положения.  
         Культура задачи.  Эта культура ориентирована на  конкретный проект, программу или работу. Основной акцент в этой культуре делается на выполнение работы. Организация с такой культурой стремится достичь наибольшей эффективности, соединяя необходимые ресурсы и подходящих работников. Культура задачи рассчитывается на способность группы повысить эффективность работы и объединить, отождествить сотрудника с целями организации.

Культура личности. В  этой культуре личность находится в  центре, человек делает то, что хорошо умеет делать в рамках общей цели, и поэтому к нему прислушиваются. Этот стиль характерен для работы инновационных подразделений, венчурных (рисковых) групп.

Выбор подходящей культуры и структуры организации зависит  от следующих факторов: истории и  формы собственности, размера организации, технологии работ, целей и задач, внешней среды и людей. Изменение любого фактора требует адаптации организации, если она стремится быть эффективной. 
         Системное изменение культуры влечет за собой изменение поведения людей и может вывести организацию на новую качественную ступень. 
         Выделяются три возможных способа адаптации организации:

·        посредством обсуждения;

·        посредством воспроизводства (предполагает децентрализацию или деление на подразделения, в которых культура и структура формируются в соответствии с различиями во внешней среде);

·        посредством дифференциации (основывается на том, что все виды деятельности организации могут быть сгруппированы в четыре категории, каждой из которых лучше всего соответствует определенная культура: устойчивое состояние, инновационная, кризисная, руководство).  
         Более эффективны те организации, которые проводят дифференциацию с учетом этих категорий и где дифференциация контролируется интеграцией. 
         Суммируя все изложенное, можно сказать, что организационная культура это важный фактор в достижении эффективности организации. [5]

Информация о работе Эффективность менеджмента