Эффективность кадровой политики предприятия и резервы ее роста по материалам ЗАО «Завод ЖБИ «Степной»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 04:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью моего исследования является анализ эффективности использования кадровой политики на предприятии ЗАО «Завод ЖБИ «Степной» и создание резервов роста персонала предприятия.
Для реализации поставленной цели определим основные задачи анализа кадровой политики: 1.Рассмотреть теоретические основы развития кадровой политики. 2. Оценить современное состояние кадровой политики ЗАО « Завод ЖБИ «Степной» 3. Определить экономическую эффективность политики кадров ЗАО « Завод ЖБИ «Степной» 4. Предложить возможные резервы роста кадровой политики

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития кадровой политики
1.1 Сущность и задачи кадровой политики
1.2 Кадровый потенциал предприятия
1.3 Планирование и подбор кадров
1.4 Создание кадрового резерва
Глава 2. Современное состояние кадровой политики ЗАО « Завод ЖБИ «Степной»
2.1 Общая характеристика ЗАО « Завод ЖБИ «Степной»
2.2 Экономическая эффективность политики кадров ЗАО « Завод ЖБИ «Степной»
2.3 Экономическая эффективность кадровой политики ЗАО «Завод ЖБИ «Степной»
Глава 3. Резервы роста кадровой политики
3.1 Материальное стимулирование кадрового персонала
3.2 Планирование персонала предприятия
Выводы и предложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

Эффективность кадровой политики предприятия и резервы ее роста.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

 

Из таблицы видно, что среднегодовая выработка одного работника, занятого в производстве, увеличилась в 2,6 раза, в том числе за счет изменения (формулы 2.7- 3.1):

а) удельного веса рабочих  в общей численности работников хозяйства:

∆ГВуд= 724,2 тыс.руб.;

б) количества отработанных дней одним рабочим за год:

∆ГВд= 888,5 тыс.руб.;

в) продолжительности рабочего дня:

∆ГВп= 1781,3 тыс.руб.;

г) среднечасовой выработки рабочих:

∆ГВчв= 88612 тыс.руб.

В свою очередь проследим, за счет чего увеличилась среднечасовая  выработка. Рассмотрим анализ трудоемкости в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 – Анализ изменения трудоемкости продукции

Показатели

2005г.

2006г

2007г

2007г. к 2005г. в %

Объем выпуска продукции, тыс. руб.

124477

214991

340660

в 2,7 раза

Отработано всего работниками, чел.-час.

416054,9

484041,6

495936

119,2

Затраты труда на 1 тыс. руб. продукции, час.

3,3

2,3

1,5

45,5


 

Данные приведенной  выше таблицы свидетельствуют о  том, что трудоемкость снизилась  по сравнению с 2005 годом на 54,5%. За счет этого фактора был в основном обеспечен рост часовой выработки, которой зависит от уровня трудовых затрат и степени выполнения норм.

Рассмотрим данные, характеризующие эффективность использования персонала предприятия в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Эффективность использования персонала предприятия

Показатели

2005г.

2006г.

2007г.

2007г. в % к 2005г.

Произведено валовой  продукции в расчете:

-на 1 среднегодового работника,  тыс. руб.;

-на 1 чел.-час. труда,руб.

 

 

757,2

 

316,7

 

 

1260,5

 

510,4

 

 

1825,5

 

736,2

 

 

в 2,4 раза

 

в 2,3 раза

Валовой доход в расчете на 1 чел.- час.труда, тыс.руб.:

-в целом по предприятию

 

 

43,9

 

 

187,5

 

 

193

 

 

в 4,4 раза

Среднемесячная заработная плата, руб.

11118,3

14758,79

25601,67

в 2,3 раза


 

Заметим, что с 2005 по 2007 года увеличилось количество валовой продукции на 1 среднегодового работника производства в 2,4 раза (как мы выяснили это произошло за счет увеличения годовой выработки рабочих предприятия), на 1 чел.-час. труда в 2,3 раза (за счет увеличения среднечасовой выработки 1 рабочим). Валовой доход на 1 чел.-час. труда в целом по предприятию увеличился в 4,4 раза. Увеличилась и среднемесячная заработная плата на 1 работника предприятия на 28,9%. Все эти показатели свидетельствуют о повышении эффективности использования трудовых ресурсов.

Об эффективности использования трудовых ресурсов можно судить также по размеру полученной прибыли на 1 работника.

Данные таблицы 2.5 показывают какие факторы повлияли на изменение размера прибыли на 1 работника. При составлении таблицы будем использовать формулу 3.4.

 

Таблица 2.5- Данные для факторного анализа рентабельности персонала

 

Показатель

2005г.

2006г.

2007г.

2007г. в % к 2005г.

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

7733

36745

38609

в 5 раз

Себестоимость реализованной  продукции, тыс. руб.

124013

210313

326481

в 2,6 раза

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

131746

247058

365090

в 2,7 раза

Среднесписочная численность  работников, чел.

174

196

200

114,9

Рентабельность продаж, %

6,2

17,5

11,8

190,3

Уровень товарности, %

106,2

117,5

111,8

105,3

Годовая выработка продукции 1 работником, тыс. руб.

712,7

1073

1632,4

в 2,3 раза

Прибыль на 1 работника, тыс. руб.

44,4

187,5

193

в 4,3 раза


 

 Здесь мы видим, что на увеличение размера прибыли на 1 работника на 148,6 тыс. руб. повлияли следующие факторы: увеличение прибыли от реализации продукции, себестоимости реализованной продукции, выручки от реализации, в результате этих факторов в хозяйстве увеличилась рентабельность продаж и годовая выработка 1 рабочим.

 

 

Глава 3. Резервы роста кадровой политики

 

3.1 Материальное стимулирование труда

 

Можно увеличить рост производительности труда за счет материального  стимулирования. Система материального  стимулирования включает заработную плату, денежные премии. Иногда в качестве инструмента материального стимулирования используется система участия работников в прибыли предприятия.

Предположим, что при условии перевыполнения дневного задания рабочему производится оплата труда по прогрессивной системе. Расценки повышаются при перевыполнении нормы выработки: до 50%- на 30%; до 70%- на 50%; на 100% и более- на 100%. Прогрессивная шкала применяется только при оценке качества работы на «хорошо» или «отлично». При оценке работы рабочего за смену «отлично» ему начисляется на весь сдельный заработок дополнительно 25%, при оценке «удовлетворительно» прямой сдельный заработок снижается на 30%, брак в работе не оплачивается и исправляется за счет виновного.

Проанализируем применение данной системы оплаты труда на основе данных таблицы 2.6.

Допустим, что численность  работников осталась неизменной, но при этом производительность труда увеличилась на 50 %.

 

Таблица 2.6.

Показатели

2007г (базовый)

План

Среднегодовой объем производства, тыс.руб.

28388,3

42582,5

Среднесписочная численность  работников.

В том числе рабочих

200

159

200

159

Среднегодовая производительность труда, тыс.руб.

178,5

267,8

Среднемесячная заработная плата, руб.

25601,67

33282,17

Средняя фактическая  продолжительность:

- рабочего дня, ч

- рабочего периода,  дней

 

8,4

295,2

 

8,5

295,5

Выработка рабочего:

-среднегодовая, тыс.руб.

-среднедневная, руб.

-среднечасовая, руб.

 

2053,3

6939,3

828,1

 

3213,8

10875,7

1279,5


 

Из таблицы видно, что  среднегодовая выработка одного работника, занятого в производстве, увеличилась на 56,5%, в том числе  за счет изменения:

а) количества отработанных часов одним рабочим:

∆ГВуд= 2053,4 тыс.руб.;

б) количества отработанных дней одним рабочим за год:

∆ГВд= 165,9 тыс.руб.;

в) продолжительности  рабочего дня:

∆ГВп= 1945,4 тыс.руб.;

г) среднечасовой выработки  рабочих:

∆ГВчв= 90137,4 тыс.руб.

На основе сделанного анализа, можно сказать, что увеличение норм выработки произошло за счет увеличения продолжительности рабочего дня, а следовательно и увеличения продолжительности рабочего периода. Это не противоречит законодательству о труде, так как рабочий на продолжение рабочей смены идет сознательно, а его оплата за переработанное время, соответственно, увеличивается.

Таким образом, система  оплаты труда стимулирует рабочих повышать качество и производительность труда.

Можно производить поквартальное  премирование работников за превышение уровня производства продукции к соответствующему периоду прошлого года и улучшение качества продукции.

 

 

3.1 Планирование персонала предприятия

 

Кадровое планирование, являясь элементом общей системы  планирования в организации, призвано обеспечить человеческий ресурс для выполнения организационных (изменение структуры, расширение, реорганизация и т.п.) производственных, маркетинговых, финансовых и других планов.

За прошедший 2007 год  предприятие понесло убыток в  размере 2 млн.руб, в результате не надлежащего качества поставленной продукции. Снижение качества продукции во многом свидетельствует о том, что предприятие имеет не вполне квалифицированный персонал. В настоящее время Завод полностью покрыл свою потребность в рабочей силе, но в составе персонала предприятия имеются рабочие со средним уровнем образования (в 2007г -17,5%). В какой-то мере это говорит о том, что эти рабочие могут «не со всем знанием дела» подходить к выполняемым обязанностям.

Можно предложить следующие принципы комплектации персонала:

- Привлечение на работу «лучших из лучших». Все кандидаты должны проходить отбор на соответствие требованиям к профессии/должности по уровню и профилю образования, опыту работы, требованиям предприятия к деловым качествам работников, в том числе с применением методов психологического тестирования;

- Определение потребности в персонале в соответствии со стратегией завода;

- Сохранение оптимальной структуры количественно-квалификационного состава персонала.

В целях реализации высоких требований к профессиональному уровню персонала на предприятии должна быть создана и реализована система непрерывного обучения сотрудников.

Ежегодный план обучения работников должен составляться на основе дифференцированного подхода к распределению работников по категориям для целей дальнейшего обучения и развития и предусматривать следующие направления обучения:

- Обязательное обучение в соответствии с требованиями руководящих органов.

- Поддержка квалификации работников (не реже 1 раза в 3 года).

- Обучение молодых специалистов в соответствии с индивидуальными планами профессионального развития и целевой программой работы молодых специалистов и молодых работников.

Для выявления и пропаганды лучшего профессионального опыта  совершенствование профессионального мастерства, развития творческого отношения к труду, совершенствования культуры производства, улучшения состояния трудовой дисциплины и поощрения наиболее эффективных работников, ежегодно на заводе должны проводиться конкурсы профессионального мастерства.

 Подытоживая необходимо еще раз подчеркнуть, что правильная организация работы с работниками предприятия является, с одной стороны, индикатором компетентности управленческой вертикали, а с другой – залогом эффективности функционирования предприятия в целом. Осознание реальной возможности продвижения по служебной лестнице внутри организации стимулирует заинтересованность работников в повышении личной компетентности, повышает уровень лояльности персонала к компании и, тем самым, связывает представление людей о перспективах своей будущей карьеры с нынешним работодателем.

 

 

Выводы и предложения

 

В данной работе мы рассмотрели  организационно-экономическую характеристику предприятия. В результате проведенного анализа можем сделать следующие  выводы: с 2005 по 2007 года произошли изменения в составе и структуре товарной продукции, реализация продукции значительно увеличилась. Кроме того, величина выручки от реализации увеличилась в 2,7 раза.

Проанализировав состав и структуру основных и оборотных  средств, выявили изменения в сторону увеличения; затем рассмотрели показатели, характеризующие эффективность использования основных и оборотных средств. Так рост фондоотдачи и уменьшение фондоемкости свидетельствуют об увеличении эффективности использования ОПФ. Увеличение коэффициента оборачиваемости и уменьшение продолжительности одного оборота свидетельствуют об увеличении эффективности использования оборотных средств. А увеличение нормы прибыли свидетельствует об увеличении экономической эффективности использования всех производственных фондов (основных и оборотных).

Информация о работе Эффективность кадровой политики предприятия и резервы ее роста по материалам ЗАО «Завод ЖБИ «Степной»