Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 04:29, курсовая работа
Целью моего исследования является анализ эффективности использования кадровой политики на предприятии ЗАО «Завод ЖБИ «Степной» и создание резервов роста персонала предприятия.
Для реализации поставленной цели определим основные задачи анализа кадровой политики: 1.Рассмотреть теоретические основы развития кадровой политики. 2. Оценить современное состояние кадровой политики ЗАО « Завод ЖБИ «Степной» 3. Определить экономическую эффективность политики кадров ЗАО « Завод ЖБИ «Степной» 4. Предложить возможные резервы роста кадровой политики
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития кадровой политики
1.1 Сущность и задачи кадровой политики
1.2 Кадровый потенциал предприятия
1.3 Планирование и подбор кадров
1.4 Создание кадрового резерва
Глава 2. Современное состояние кадровой политики ЗАО « Завод ЖБИ «Степной»
2.1 Общая характеристика ЗАО « Завод ЖБИ «Степной»
2.2 Экономическая эффективность политики кадров ЗАО « Завод ЖБИ «Степной»
2.3 Экономическая эффективность кадровой политики ЗАО «Завод ЖБИ «Степной»
Глава 3. Резервы роста кадровой политики
3.1 Материальное стимулирование кадрового персонала
3.2 Планирование персонала предприятия
Выводы и предложения
Список литературы
Из таблицы видно, что среднегодовая выработка одного работника, занятого в производстве, увеличилась в 2,6 раза, в том числе за счет изменения (формулы 2.7- 3.1):
а) удельного веса рабочих в общей численности работников хозяйства:
∆ГВуд= 724,2 тыс.руб.;
б) количества отработанных дней одним рабочим за год:
∆ГВд= 888,5 тыс.руб.;
в) продолжительности рабочего дня:
∆ГВп= 1781,3 тыс.руб.;
г) среднечасовой выработки рабочих:
∆ГВчв= 88612 тыс.руб.
В свою очередь проследим, за счет чего увеличилась среднечасовая выработка. Рассмотрим анализ трудоемкости в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Анализ изменения трудоемкости продукции
Показатели |
2005г. |
2006г |
2007г |
2007г. к 2005г. в % |
Объем выпуска продукции, тыс. руб. |
124477 |
214991 |
340660 |
в 2,7 раза |
Отработано всего работниками, чел.-час. |
416054,9 |
484041,6 |
495936 |
119,2 |
Затраты труда на 1 тыс. руб. продукции, час. |
3,3 |
2,3 |
1,5 |
45,5 |
Данные приведенной выше таблицы свидетельствуют о том, что трудоемкость снизилась по сравнению с 2005 годом на 54,5%. За счет этого фактора был в основном обеспечен рост часовой выработки, которой зависит от уровня трудовых затрат и степени выполнения норм.
Рассмотрим данные, характеризующие эффективность использования персонала предприятия в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Эффективность использования персонала предприятия
Показатели |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2007г. в % к 2005г. |
Произведено валовой продукции в расчете: -на 1 среднегодового работника, тыс. руб.; -на 1 чел.-час. труда,руб. |
757,2
316,7 |
1260,5
510,4 |
1825,5
736,2 |
в 2,4 раза
в 2,3 раза |
Валовой доход в расчете на 1 чел.- час.труда, тыс.руб.: -в целом по предприятию |
43,9 |
187,5 |
193 |
в 4,4 раза |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
11118,3 |
14758,79 |
25601,67 |
в 2,3 раза |
Заметим, что с 2005 по 2007 года увеличилось количество валовой продукции на 1 среднегодового работника производства в 2,4 раза (как мы выяснили это произошло за счет увеличения годовой выработки рабочих предприятия), на 1 чел.-час. труда в 2,3 раза (за счет увеличения среднечасовой выработки 1 рабочим). Валовой доход на 1 чел.-час. труда в целом по предприятию увеличился в 4,4 раза. Увеличилась и среднемесячная заработная плата на 1 работника предприятия на 28,9%. Все эти показатели свидетельствуют о повышении эффективности использования трудовых ресурсов.
Об эффективности использования трудовых ресурсов можно судить также по размеру полученной прибыли на 1 работника.
Данные таблицы 2.5 показывают какие факторы повлияли на изменение размера прибыли на 1 работника. При составлении таблицы будем использовать формулу 3.4.
Таблица 2.5- Данные для факторного анализа рентабельности персонала
Показатель |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2007г. в % к 2005г. |
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. |
7733 |
36745 |
38609 |
в 5 раз |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
124013 |
210313 |
326481 |
в 2,6 раза |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
131746 |
247058 |
365090 |
в 2,7 раза |
Среднесписочная численность работников, чел. |
174 |
196 |
200 |
114,9 |
Рентабельность продаж, % |
6,2 |
17,5 |
11,8 |
190,3 |
Уровень товарности, % |
106,2 |
117,5 |
111,8 |
105,3 |
Годовая выработка продукции 1 работником, тыс. руб. |
712,7 |
1073 |
1632,4 |
в 2,3 раза |
Прибыль на 1 работника, тыс. руб. |
44,4 |
187,5 |
193 |
в 4,3 раза |
Здесь мы видим, что на увеличение размера прибыли на 1 работника на 148,6 тыс. руб. повлияли следующие факторы: увеличение прибыли от реализации продукции, себестоимости реализованной продукции, выручки от реализации, в результате этих факторов в хозяйстве увеличилась рентабельность продаж и годовая выработка 1 рабочим.
Глава 3. Резервы роста кадровой политики
3.1 Материальное стимулирование труда
Можно увеличить рост
производительности труда за счет материального
стимулирования. Система материального
стимулирования включает заработную плату,
денежные премии. Иногда в качестве
инструмента материального
Предположим, что при условии перевыполнения дневного задания рабочему производится оплата труда по прогрессивной системе. Расценки повышаются при перевыполнении нормы выработки: до 50%- на 30%; до 70%- на 50%; на 100% и более- на 100%. Прогрессивная шкала применяется только при оценке качества работы на «хорошо» или «отлично». При оценке работы рабочего за смену «отлично» ему начисляется на весь сдельный заработок дополнительно 25%, при оценке «удовлетворительно» прямой сдельный заработок снижается на 30%, брак в работе не оплачивается и исправляется за счет виновного.
Проанализируем применение данной системы оплаты труда на основе данных таблицы 2.6.
Допустим, что численность работников осталась неизменной, но при этом производительность труда увеличилась на 50 %.
Таблица 2.6.
Показатели |
2007г (базовый) |
План |
Среднегодовой объем производства, тыс.руб. |
28388,3 |
42582,5 |
Среднесписочная численность работников. В том числе рабочих |
200 159 |
200 159 |
Среднегодовая производительность труда, тыс.руб. |
178,5 |
267,8 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
25601,67 |
33282,17 |
Средняя фактическая продолжительность: - рабочего дня, ч - рабочего периода, дней |
8,4 295,2 |
8,5 295,5 |
Выработка рабочего: -среднегодовая, тыс.руб. -среднедневная, руб. -среднечасовая, руб. |
2053,3 6939,3 828,1 |
3213,8 10875,7 1279,5 |
Из таблицы видно, что среднегодовая выработка одного работника, занятого в производстве, увеличилась на 56,5%, в том числе за счет изменения:
а) количества отработанных часов одним рабочим:
∆ГВуд= 2053,4 тыс.руб.;
б) количества отработанных дней одним рабочим за год:
∆ГВд= 165,9 тыс.руб.;
в) продолжительности рабочего дня:
∆ГВп= 1945,4 тыс.руб.;
г) среднечасовой выработки рабочих:
∆ГВчв= 90137,4 тыс.руб.
На основе сделанного анализа, можно сказать, что увеличение норм выработки произошло за счет увеличения продолжительности рабочего дня, а следовательно и увеличения продолжительности рабочего периода. Это не противоречит законодательству о труде, так как рабочий на продолжение рабочей смены идет сознательно, а его оплата за переработанное время, соответственно, увеличивается.
Таким образом, система оплаты труда стимулирует рабочих повышать качество и производительность труда.
Можно производить поквартальное премирование работников за превышение уровня производства продукции к соответствующему периоду прошлого года и улучшение качества продукции.
3.1 Планирование персонала предприятия
Кадровое планирование,
являясь элементом общей
За прошедший 2007 год предприятие понесло убыток в размере 2 млн.руб, в результате не надлежащего качества поставленной продукции. Снижение качества продукции во многом свидетельствует о том, что предприятие имеет не вполне квалифицированный персонал. В настоящее время Завод полностью покрыл свою потребность в рабочей силе, но в составе персонала предприятия имеются рабочие со средним уровнем образования (в 2007г -17,5%). В какой-то мере это говорит о том, что эти рабочие могут «не со всем знанием дела» подходить к выполняемым обязанностям.
Можно предложить следующие принципы комплектации персонала:
- Привлечение на работу «лучших из лучших». Все кандидаты должны проходить отбор на соответствие требованиям к профессии/должности по уровню и профилю образования, опыту работы, требованиям предприятия к деловым качествам работников, в том числе с применением методов психологического тестирования;
- Определение потребности в персонале в соответствии со стратегией завода;
- Сохранение оптимальной структуры количественно-
В целях реализации высоких требований к профессиональному уровню персонала на предприятии должна быть создана и реализована система непрерывного обучения сотрудников.
Ежегодный план обучения работников должен составляться на основе дифференцированного подхода к распределению работников по категориям для целей дальнейшего обучения и развития и предусматривать следующие направления обучения:
- Обязательное обучение в соответствии с требованиями руководящих органов.
- Поддержка квалификации работников (не реже 1 раза в 3 года).
- Обучение молодых специалистов в соответствии с индивидуальными планами профессионального развития и целевой программой работы молодых специалистов и молодых работников.
Для выявления и пропаганды
лучшего профессионального
Подытоживая необходимо еще раз подчеркнуть, что правильная организация работы с работниками предприятия является, с одной стороны, индикатором компетентности управленческой вертикали, а с другой – залогом эффективности функционирования предприятия в целом. Осознание реальной возможности продвижения по служебной лестнице внутри организации стимулирует заинтересованность работников в повышении личной компетентности, повышает уровень лояльности персонала к компании и, тем самым, связывает представление людей о перспективах своей будущей карьеры с нынешним работодателем.
Выводы и предложения
В данной работе мы рассмотрели
организационно-экономическую
Проанализировав состав и структуру основных и оборотных средств, выявили изменения в сторону увеличения; затем рассмотрели показатели, характеризующие эффективность использования основных и оборотных средств. Так рост фондоотдачи и уменьшение фондоемкости свидетельствуют об увеличении эффективности использования ОПФ. Увеличение коэффициента оборачиваемости и уменьшение продолжительности одного оборота свидетельствуют об увеличении эффективности использования оборотных средств. А увеличение нормы прибыли свидетельствует об увеличении экономической эффективности использования всех производственных фондов (основных и оборотных).