Исследование организационных структур управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Оптимальная структура – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, и таким образом, удовлетворять потребности своих клиентов и достигать целей с высокой эффективностью. В соответствии с классическими теориями стратегия и планы организации определяют ее структуру.

Оглавление

Введение.
1. Формирование и принципы построения организационных структур управления предприятием.
2. Типология структур управления современной организацией.
2.1. Иерархический тип структур управления.
2.2.Органический тип структур управления.
3. Количественно-качественная оценка организационных структур управления и их рационализация.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа мененджмент.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

Преимущества бригадной (кросс-функциональной) структуры:

        сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления;

        гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;

        работа в группах создает условия для самосовершенствования;

        возможность применения эффективных методов планирования и управления;

        сокращается потребность в специалистах широкого профиля.

Недостатки бригадной (кросс-функциональной) структуры:

        усложнение взаимодействия (в особенности для кросс-функциональной структуры);

        сложность в координации работ отдельных бригад;

        высокая квалификация и ответственность персонала;

        высокие требования к коммуникациям.

Вывод: данная форма организационной структуры наиболее эффективна в организациях с высоким уровнем квалификации специалистов при их хорошем техническом оснащении, в особенности в сочетании с управлением по проектам. Это - один из типов организационных структур, в которых наиболее эффективно воплощаются идеи современной философии качества.

Рассмотрев иерархический и органический типы структур управления предприятием, сравнение типов организационных структур можно представить в виде таблицы.

Табл. 1

Сравнение типов организационных структур

Критерий сравнения

Иерархическая тип структур управления

Органический тип структур управления

Характеристика иерархии управления

Жесткая иерархия. Уровни управления четко определены

Отсутствие иерархии или ее размытость. Уровни управления четко не определены.

Характеристика развития вертикальных и горизонтальных связей

Сильно развиты вертикальные субординационные связи

Высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом. Хорошо развитые связи кооперации и координации.

Тип руководства

Моноцентрический, постоянный

Полицентрический, смена лидеров по ситуациям

Формализация применяемых правил и процедур

Жесткая формализация правил и процедур

Слабая или умеренная формализация правил и процедур

Формализация отношений управленческого персонала

Узко определенные обязанности, права и ответственность

Широко определенные обязанности, права и ответственность

Разделение управленческого труда

Узкая специализация деятельности, Жесткие и постоянно закрепленные функции

Широкая специализация деятельности. Временное закрепление функции за группами

Характеристика принятия УР

Централизация принятия УР

Децентрализация принятия УР

Характеристика отношений персонала организации

Формальные отношения, носящие официальный характер

Неформальные отношения, носящие личностный характер

 

Несмотря на определенное противопоставление этих моделей, обе они отражают системный подход в разных вариациях. И для иерархической, и для органической модели характерно использование понятий «законы» и «закономерности», рамки которых достаточно узки и редко позволяют выйти за свои пределы; обе модели возводят в абсолют понятия целостности и иерархичности, обе модели рассматривают отношения организации с внешней средой как детерминистские, причем только со стороны внешней среды.

 



28

 

3. Количественно-качественная оценка организационных структур управления и их рационализация

Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.

Комплексный набор критериев эффективности организационных структур управления формируется с учётом двух направлений оценки её функционирования:

      по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям производственно-хозяйственной организации;

      по степени соответствия процесса функционирования структуры объективным требованиям к его содержанию организации и результатам.

Критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на её функционирование. Один из подходов дифференцирования сводится к сравнению с показателями, характеризующими эффективность организационной структуры эталонного варианта систем управления. Эталонный вариант может быть разработан и спроектирован с использованием всех имеющихся методов и средств проектирования систем управления.

Характеристики такого варианта принимаются в качестве нормативных. Может применяться также сравнение с показателями эффективности и характеристиками системы управления, выбранной в качестве эталона, определяющего допустимый или достаточный уровень эффективности организационной структуры.

Часто вместо методов используется экспертная оценка организационно-технического уровня анализируемой и проектируемой системой, а также отдельных её подсистем и принимаемых проектных и плановых решений, или комплексная оценка системы управления, основанная на использовании количественно- качественного подхода, позволяющего оценивать эффективность управления по значительной совокупности факторов.

Показатели, используемые при оценках эффективности организационной структуры, могут быть разбиты на следующие три взаимосвязанные группы:

1. Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации, и затраты на управления. При оценках эффективности на основе показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации, в качестве эффекта, обусловленного функционированием или развитием системы управления, могут рассматриваться объем, прибыль, себестоимость, объем капитальных вложений, качество продукции, сроки внедрения новой техники и т.п.

2. Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления.

При оценке эффективности процесса управления используются показатели, которые могут оцениваться как количественно, так и качественно. Эти показатели приобретают нормативный характер и могут использоваться в качестве критерия эффективности ограничений, когда организационная структура изменяется в направлении улучшения одного или группы показателей эффективности без изменения (ухудшения) остальных. К нормативным характеристикам аппарата управления могут быть отнесены следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надёжность:

Производительность аппарата управления может определяться, как количество произведённой организацией конечной продукции или объёмы выработанной в процессе управления информации.

Под экономичностью структуры управления понимаются относительные затраты на его функционирование. Для оценки экономичности могут использоваться такие показатели, как удельный вес затрат на содержание аппарата управления, удельный вес управленческих работников в численности промышленно-производственного персонала, стоимость выполнения единицы объёма отдельных видов работ.

Адаптивность структуры управления определяется её способностью эффективно выполнять задачные функции в определённом диапазоне изменяющихся условий. Чем относительно шире этот диапазон, тем более адаптивной считается система.

Гибкость характеризует свойство органов аппарата управления изменять в соответствии с возникающими задачами свои роли в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений.

Оперативность принятия управленческих решений характеризует современность выявления управленческих проблем и такую скорость их решения, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и  обеспечивающих процессов.

Надёжность аппарата управления в целом характеризует его безотказным функционированием. Если считать качество определения целей и остановки проблем достаточным, т. е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов.

3. Группа показателей, характеризующая рациональность организационной структуры и ее техническо-организационный уровень. К структурам относится звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированоость распределения прав и ответственности.

Отдельные параметры эффективности организационной структуры можно определить, использовав ряд коэффициентов:

1) коэффициент звенности: Кзв=Пзв.ф/Пзв.о,

где Пзв.ф - количество звеньев существующей оргструктуры;

Пзв.о - оптимальное количество звеньев оргструктуры;

2) коэффициент территориальной концентрации: Кт.к=Ппр.ф/П,

где Ппр.ф - количество организаций данного типа, функционирующих в регионе деятельности нашей организации;

П - площадь региона, на которой функционируют все организации данного типа;

3) коэффициент эффективности организационной структуры управления: Кэ=Рп/Зу,

где Рп - конечный результат (эффект), полученный от функционирования оргструктуры управления;

Зу - затраты на управление (фонд заработной платы АУП, расходы на содержание помещений, на приобретение и ремонт средств, прием и передачу управленческой информации и др.).

Следует иметь в виду, что поиск взаимосвязей организационной структуры управления с результатами управленческой деятельности весьма затруднен.

В преобладающем большинстве случаев состояние и эффективность организационной структуры оценивают через показатели, характеризующие деятельность управляемого объекта.

Эффективность управления Эу выражают, как правило, показателем, представляющим собой отношение экономичности управления Эс к эффективности производства Эп. Эс исчисляется делением затрат на управление Ау на совокупную стоимость основных и оборотных фондов Д и выражается в затратах на управление на единицу стоимости фондов. Эп определяется делением объема условно чистой продукции (Вч.п) на численность промышленно-производственного персонала Ст и выражается в количестве произведенной продукции на человека:

Эу= Эс/Эп = (Ау/Д)/(Вч.п/ Ст)

Рассчитанные таким образом предложенные и другие параметры эффективности организационных структур могут быть сведены в табл. 2.

Табл. 2

Наименование работ по проектированию

оргструктур

Количество мероприятий

Результаты (показатели)

Затраты на выполнение мероприятий, млн. руб.

Прирост прибыли от внедрения мероприятий, млн. руб.

Относительное сокращение численности персонала

Рост производительности

1. Совершенствование оргструктуры и форм управления

сокращение звенности

укрупнение организации

изменение состава структурных подразделений

разделение и кооперация труда

прочие направления

2. Совершенствование технического и информационного обеспечения

3. Совершенствование методов управления

4. Изменение функций управления и т.д.

 

 

 

 

 

Информация о работе Исследование организационных структур управления предприятием