Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:44, курсовая работа
Управление – это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной вычислительной и организационной техникой. Ключевой проблемой в организации управления является структура системы управления (оргструктура). Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства.
Введение
1. Теоретические понятия структур управления предприятием
1.1. Понятие организационной структуры управления организацией
1.2. Органиграммы, как отражение организационных структур управления предприятиями и методы их построения
1.3. Классификации организационных структур управления предприятиями и их характеристика
1.4. Основные пути и методы совершенствования структуры управления предприятием
2. Исследование структуры управления учреждения
2.1. Общая характеристика МДОУ «Детского сада общеразвивающего вида № 41»
2.2. Анализ персонала
2.3. Анализ структуры и функций управления
3. Совершенствование организационной структуры
3.1. Оценка возможных путей совершенствования организационной структуры управления
3.2. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры системы управления МДОУ «ДСОВ № 41»
Заключение
Глоссарий
Список используемых источников
Приложение
Содержание
Введение ……..3
1. Теоретические понятия структур управления предприятием ……..6
1.1. Понятие организационной структуры управления организацией
1.2. Органиграммы, как отражение организационных структур управления предприятиями и методы их построения
1.3. Классификации организационных структур управления предприятиями и их характеристика
1.4. Основные пути и методы совершенствования структуры управления предприятием
2. Исследование структуры управления учреждения ……23
2.1. Общая характеристика МДОУ «Детского сада общеразвивающего вида № 41» ……23
2.2. Анализ персонала ……25
2.3. Анализ структуры и функций управления ……28
3. Совершенствование организационной структуры ……32
3.1. Оценка возможных путей совершенствования организационной
структуры управления ……32
3.2. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры
системы управления МДОУ «ДСОВ № 41» ……34
Заключение ……39
Глоссарий ………………………………………………………………………………
Список используемых источников ……42
Приложение ………………………………………………………………………………
Введение
Управление – это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной вычислительной и организационной техникой. Организация управление выступает как один из факторов трансформации экономики, через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.
Ключевой проблемой в организации управления является структура системы управления (оргструктура). Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства.
Через преодоление очень сложных проблем, с большими трудностями наша страна осуществляет переход к рыночной экономике. Переход России на новую систему хозяйствования, затронул предприятия всех форм собственности.
Управление бюджетными организациями значительно отличается от менеджмента коммерческих структур. Вместе с тем, в России существует значительное количество бюджетных организаций, многие из которых управляются и, как следствие, действуют неэффективно.
Ранее руководители муниципальных предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности работы, об увеличение прибыли, так как предприятие не является собственностью начальника или директора.
Большинство руководителей, и специалистов предприятий, зачастую даже тех, чья профессиональная подготовка включала изучение менеджмента, пока, к сожалению, не понимают сущности этой сферы деятельности и знакомы лишь с отдельными функциями системы управления. Это происходит, потому что менеджмент не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые решения проблем.
Понятие организационной структуры включает в себя не только выполняемые внутри нее задания, но и координируемую сотрудниками деятельность за пределами организации.
Считается, что организация существует во внешней среде, которая формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую структуру, то есть структуру, которую должна принять организация для обеспечения производственной деятельности.
Очень большое значение играют: разработка организационной структуры системы управления, подходы к распределению обязанностей, принципы создания перспективной организации и т.д.
Структура организации это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации
Цель работы: рассмотреть, исследовать и найти способ совершенствования организационной структуры учреждений дошкольного образования.
Основными задачами являются:
1. Рассмотреть существующие организационные структуры управления и планирование в организации;
2. Осуществить организационно-экономическую характеристику и анализ учреждения;
3. Исследовать концепцию развития учреждения;
4. Разработать основные направления совершенствования организационной структуры управления учреждением.
Объектом исследования выступает предприятие Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 41» г. Соликамска.
Предметом исследования является совершенствование организационной структуры управления учреждения.
В работе 3 главы. В первой главе даны теоретические понятия структур управления, раскрыты типы построения и основные виды организационных структур.
Во второй главе дается общая характеристика «Детского сада общеразвивающего вида № 41», анализ персонала, организация оплаты и дисциплина труда, анализ структуры и функций управления.
В третьей главе даны рекомендации по совершенствованию организационной структуры в общем и основные пути повышения организационной структуры в учреждении.
В курсовой работе использованы учебные пособия, статьи, посвященные производственной структуре предприятий, документация объекта исследования.
Применение предложенных рекомендаций в данной курсовой работе повысит эффективность труда управляющего персонала и организационную культуру принимаемых решений управленческой деятельности.
1. Теоретические понятия структур управления предприятием
1.1. Понятие организационной структуры управления организацией
Организационная структура управления представляет собой одну из основных категорий теории управления.
Необходимость уточнения понятия «организационная структура управления» обусловлена тем, что в литературе описаются разнообразные организационные структуры, появление которых связано с потребностями совершенствования менеджмента как области практической деятельности.
При рассмотрении сущности организационных структур управления исходят из положения, согласно которому она представляет собой внутреннюю структуру формальной организации. Организационная структура определяет состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение функций по подразделениям и органам управления. При этом между органами управления устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации.
Другими словами, она, в классическом понимании, определяет следующие три характеристики организации[1]:
- совокупность всех подразделений, служб и отдельных сотрудников фирмы;
- вертикальные и горизонтальные связи между ними;
- уровни иерархии, занимаемые ими (т.е. соподчиненность элементов организации).
Анализ сущности организационных структур управления, позволяет уточнить понятие «организационная структура управления предприятием».
Под субъектом предпринимательской деятельности мы понимаем предприятие (организацию) имеющее целью удовлетворение общественных потребностей в определенных видах продукции (товаров и услуг) и получение прибыли (даже если она идет на реализацию уставных целей, не предполагающих ее распределения между членами организации). При таком подходе, под организационной структурой управления, следует понимать деление предприятия по видам деятельности, закрепленными за его отдельными элементами. Задача любой организации состоит в выборе типа организационной структуры с учетом ее специфики. Организационная структура должна обеспечить управляемость субъектом в постоянно изменяющихся условиях функционирования.
Так, важным аспектом углубления экономических реформ в России является преобразование отношений собственности и развитие институтов, без которых невозможна рыночная экономика. Такими институтами являются холдинговые компании и финансово-промышленные группы (ФПГ)[2].
ФПГ объединяют на добровольной договорной основе субъектов хозяйствования, выполняющих основные функции в экономике путем создания совместной компании акционерного типа. ФПГ обеспечивают горизонтальные и вертикальные связи путем объединения промышленных предприятий, финансово-кредитных и инвестиционных структур, торговых, транспортных, строительных и др.
Современная парадигма управления предполагает, что организация должна быть способна изменять свою структуру управления, подстраиваться под внутренние и внешние условия функционирования. Данное положение основано на изменениях, с одной стороны в поведении потребителя, а с другой стороны в технологии.
Уже сегодня, изменение и дифференциация норм, ценностей, стилей жизни и культуры вызывают увеличивающееся разнообразие рынка. Изменения в технологии укорачивают жизненные циклы продукта, увеличивают значение мелкосерийного производства, увеличивают долю исследований и разработок в продукте за счет трудового компонента. Быстрое распространение технического ноу-хау приводит к появлению совершенно новых форм конкуренции, посредством чего норма и масса прибыли уменьшаются гораздо более быстрыми (чем это было прежде) темпами в течение жизненного цикла продукта. Современный рынок все меньше и меньше характеризуется массовыми товарами (стандартизированными и унифицированными). Наоборот, на нем все большее место начинают занимать уникальные изделия с особыми характеристиками и свойствами.
В изменившихся условиях создание организационных структур управления может происходить лишь на основе интереса и инициативы субъекта предпринимательской деятельности.
Таким образом, организационная структура управления представляет собой совокупность всех подразделений предприятия, выстроенных в соответствии с их иерархической принадлежностью и взаимосвязей между ними. Она должна динамично изменяться и обладать способностью адаптации к различным изменениям, как внутри предприятия, так и во внешней среде.
В теории организации сформировалась определенная терминология, позволяющая характеризовать сложный и многоплановый процесс взаимодействия человека и организационного окружения. В общем виде, организационное окружение определяется как часть организации, с которой человек сталкивается в процессе работы в организации. При этом каждый член организации имеет свое собственное окружение, выделяет для себя те характеристики и аспекты организации, которые для него важны. Кроме того, каждый человек занимает определенное место в организационном окружении и выполняет соответствующие функции, играет определенную роль.
Под ролью в организации понимают обособленную совокупность задач, функций и работ[3].
Для построения организационных структур приятий важен именно учет роли человека в той или иной организации. Большое значение имеет правильное построение роли, формирование исходных предпосылок в отношении содержания, сущности и места данной роли в системе организации. Роли должны соответствовать целям, которые ставятся перед организацией.
Ясность роли означает, что человеку, исполняющему ее, известно и понятно содержание роли, понятна связь его деятельности с целями и задачами организации, место в совокупности работ, выполняемых коллективом.
Приемлемость роли предполагает, что человек готов ее выполнять осознанно, исходя из того, что выполнение данной роли принесет ему удовлетворение и приведет к получению ожидаемого результата.
В соответствии со своими ролями, люди распределены внутри организации по иерархии, что означает их упорядоченность по важности задач, которые они призваны решать, по степени их самостоятельности (т.е. права без участия вышестоящих сотрудников предприятия принимать какие-либо решения).
Также в соответствии с ролью человека в организации сформировалось понятия верхнего (высшего), среднего и низового звеньев (или уровней) управления.
1. Управляющие верхнего звена управления – это, так называемые, топ-менеджеры, которые осуществляют управление деятельностью всей организации или занимают ключевые посты в различных видах ее деятельности. К ним, как правило, относят Генерального директора предприятия и его заместителей (но, если речь идет о небольшой организации, то последние не относятся к топ-менеджерам). В случае описания организации, имеющей законодательно закрепленные особенности строения организационной структуры (например, общественной организации), то к управляющим высшего звена относят: Президента с его заместителями и Председателя правления с заместителями. Если у предприятия имеется Совет директоров, Собрание акционеров или Совет во главе с Председателем, то они не всегда являются топ-менеджерами, но, тем не менее, относятся к высшему звену управления.
2. Управляющие среднего звена (уровня) управления, как правило, осуществляют следующие основные функции:
a. детализация и дальнейшая передача на более низкие уровни управленческих задач управляющих высшего уровня управления;
b. координация деятельности различных служб предприятия;
c. выполнение различных оперативных задач и т.п.;
3. Управляющие низового уровня (звена) управления осуществляют оперативное управление деятельностью конечных исполнителей работ.
Информация о работе Исследование организационой структуры управления