Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:44, курсовая работа
Управление – это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной вычислительной и организационной техникой. Ключевой проблемой в организации управления является структура системы управления (оргструктура). Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства.
Введение
1. Теоретические понятия структур управления предприятием
1.1. Понятие организационной структуры управления организацией
1.2. Органиграммы, как отражение организационных структур управления предприятиями и методы их построения
1.3. Классификации организационных структур управления предприятиями и их характеристика
1.4. Основные пути и методы совершенствования структуры управления предприятием
2. Исследование структуры управления учреждения
2.1. Общая характеристика МДОУ «Детского сада общеразвивающего вида № 41»
2.2. Анализ персонала
2.3. Анализ структуры и функций управления
3. Совершенствование организационной структуры
3.1. Оценка возможных путей совершенствования организационной структуры управления
3.2. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры системы управления МДОУ «ДСОВ № 41»
Заключение
Глоссарий
Список используемых источников
Приложение
3.3.2. проведение ремонтных и отделочных работ в рабочих помещениях подразделения;
3.3.3. обновление кадрового состава;
3.3.4. повышение квалификации текущего кадрового состава и прочие мероприятия;
3.4. развитие и совершенствование подразделения.
Помимо перечисленных шагов формирования и эксплуатации нового структурного подразделения, необходимо провести следующую подготовку всей организации для включения нового подразделения:
1. продумать механизм циркуляции финансовых потоков, проходящих через подразделение;
2. создать предпосылки включения подразделения в общий документооборот предприятия и прочие связанные с ним мероприятия.
Предложенная схема внедрения нового структурного подразделения не является жестко формализованной. При необходимости, в нее можно включать, не приведенные здесь, этапы и операции или исключать лишние. Но, предложенный метод, может считаться универсальным, так как включает все стандартные шаги формирования нового структурного подразделения на предприятии, а также не противоречит здравому смыслу и методам осуществления менеджмента на предприятии.
Данный метод может применяться не только для включения нового подразделения в ОСУ, но и для реорганизации уже существующих.
Также можно говорить о том, что периодическое изменение организационной структуры управления предприятием позволяет реализовать следующие цели:
1. преобразование эволюционным путем существующей организационной структуры управления (ее реорганизация);
2. расширение, развитие организации, как качественно, так и количественно;
3. поддержание гибкости ОСУ СПД, что немаловажно в современных условиях рыночной экономики РФ и пр. [20, 323 с.]
Подводя итого первой главы, можно сделать следующий вывод: организационные структуры управления, их типы и параметры зависят от многих факторов и определяются размером организации, характером и типом производства, видом деятельности. Структура не есть нечто раз и навсегда данное. Она постоянно развивается. Когда речь идет об организационных структурах, имеются в виду распределение и координация процессов труда. Структура организации – это совокупность методов разделения процесса труда на конкретные рабочие задания и координации их выполнения.
Заключение
Категория «структура» относительно социально-экономических систем отражает состав, строение экономического объекта, внутреннюю форму системы. Наличие структуры представляет неотъемлемый атрибут всех реально существующих социально-экономических систем, потому что структура придает им целостность.
Организационная структура – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.
Структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели, называется организационной.
Структура организации (организационная структура) – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Организационная структура – это способ группировки работ и проведения линии подчинения, объединяющий работы.
Структура управления рассматривается как необходимая форма реализации функций управления.
Функции и структура управления представляют две неразрывно взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны единого целого – организации системы управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления. Взаимообусловленность функций и структуры управления предполагает первичность функций и вторичность структуры управления. Однако первичность и вторичность функций и структуры относительны, а не абсолютны.
Поскольку предназначение организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией целей, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации и переменных внешней среды, в которой она осуществляет свои операции. Структура организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегия и внешняя среда меняются, то необходимы соответствующие изменения и в организационных структурах, применение новых организационных форм структур. Необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организационной структуры управления на основе системного подхода. Системность подхода к формированию структуры проявляется в следующем: не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется неполной; выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления; исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления; обеспечить ограниченное сочетание вертикали и горизонтали управления, имея в виду нахождение оптимального для данных условий соотношения централизации и децентрализации в управлении
В курсовой работе были рассмотрены понятие и типы организационных структур управления, а также принципы их построения. Из чего уяснили, что структура управления организацией – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношения, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого. В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению.
Далее, на основе документации дошкольного учреждения, была освещена характеристика «Детского сада общеразвивающего вида № 41» г. Соликамска: сфера деятельности, форма собственности, основные задачи учреждения, имущество учреждения и его финансирование. Проведен анализ персонала: списочный состав и принцип комплектования работников. Дан анализ организационно-управленческой структуры учреждения, определен тип оргструктуры управления учреждения, выявлены ее достоинства и недостатки. Рассмотрены формы самоуправления в учреждении помимо заведующего.
Структура управления МДОУ «ДСОВ № 41», просуществовавшая долгие годы, являлась наиболее типичной для многих дошкольных учреждений России. Она вполне соответствовала тем задачам, которые стояли перед учреждением в условиях плановой централизованной экономики, и вполне адекватно функционировала. Изменение внешней среды потребовало соответствующей корректировки структуры. Руководство учреждения (еще до появления внешних консультантов) осознало тот факт, что структуру управления муниципального дошкольного учреждением необходимо преобразовывать в смешанную, при которой каждое структурное подразделение наделяется той или иной степенью самостоятельности, ориентируется на потребности определенного рынка и становится бизнес - единицей в составе компании.
После проведения работы по разработке совершенствования оргструктуры управления учреждением, предложен смешанный тип оргструктуры внутридошкольного управления, выявлена тенденция к проектированию оргструктуры интегрально-
Таким образом, была достигнута цель работы – исследование и совершенствование организационной структуры управления в муниципальном дошкольном учреждении.
В дополнение можно отметить, что существующая внешняя обстановка требует, чтобы организации были не только готовы к любым изменениям, но и способны им подвергаться. Другими словами, необходимо динамическое равновесие. Очевидно, что для достижения такого равновесия организация должна иметь достаточно гибкую структуру. (Хотя гибкость не гарантирует приспособляемости, тем не менее, она необходима для достижения таких целей).
Построение гибкой или обладающей какими-либо иными достоинствами организационной структуры является одной из главных задач разработки структуры.
1. Шимко П.Д. Международный финансовый менеджмент. Учебное пособие для студентов вузов, - М: Высшая школа, 2007, 431 с.
2. Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеобразовательного вида № 64», (новая редакция), 2008.
3. Андреев С.Н., Оценка результативности деятельности некоммерческих субъектов // Некоммерческие организации в России №4/2005
4. Кабушкин Н.И. Организационные формы и структура управления организацией // Методы и принципы менеджмента. 2000. №2. с. 105 – 118.
5. Климович Л.Х. Основы менеджмента: учебное пособие для учащихся вузов. Мн.: Дизайн ПРО, 2005. 144с.
6. Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А., Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. М.: Высш. Школа, 2001. 367 с.
7. Основы менеджмента: Учеб.-практ. пособие / И.В. Балдин, Н.П. Беляцкий, Л.В. Дорошек и др. Мн.: БГЭУ, 2002. 112 с.
8. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник. М.:ИНФРА-М, 2002. 288 с.
9. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая мифология, управление на предприятии: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. М.: Высш. школа, 2000, 304 с.
10. Янчевский В.Г. Основы менеджмента: Учеб. пособие. Мн.: ТетраСистемс, 2004. 224 с.
11. Закон Российской федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года - http://www.consultant.ru/
13. Курова Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения: Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2002. 180с.
14. Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. - М.: Русская деловая литература, 1999. 320с.
15. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2006. 672с., ил.
16. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 5-е изд.; перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. 495с.
17. Коноков Д.Г. Рожков К.Л. Организационная структура предприятий - 2-е изд. - М.: ИСАРП, 1999. 176 с.
18. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. Учебное пособие. С-Пб. – 2003. 154с.
19. Анопченко Т.Ю. Основы менеджмента: - М: Издательство "Феникс", 2007. 365 с.
20. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов/Научный редактор А. А. Радугин.- М.: Центр, 2003. 108 с.
21. Сильченкова С.Г. Компьютеризация управления человеческими ресурсами предприятия: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05.-М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки).
22. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. – М.: Новая школа, 2001. – 304 с., С. 44 – 55.
Приложение А
Изображение организационных структур управления с помощью органиграмм
А) Классическая
Б) Классическая с добавлением данных о лицах, занимающих ряд руководящих постов
Приложение Б
Изображение фрагмента организационной структуры управления с помощью классической органиграммы с добавлением информационных связей между различными структурными единицами и подразделениями
Приложение В
Изображение реализации приема заказов от клиентов и передачи их в производство с помощью функционально-целевой органиграммы
Приложение Г
А) Пример дробления без специализации
Б) Пример дробления по функциональному признаку
В) Дробление по типу изготовляемой продукции
Приложение Д
Схема прохождения информации по информационному каналу посредством связей, установившихся между различными уровнями иерархии
45
[1] Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. и др. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 143.
[2] Бобыкин В.И. Новый менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов. – М.: Экономика, 1997. – с. 45
[3] Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. и др. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 56.
[4] Беляев В.К. Новое в управлении экономикой предприятия: Справ.-метод. пособие. – Иркутск.: Изд-во Иркут. ун-та, 1994. – с. 41
[5] Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. и др. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 56.
Информация о работе Исследование организационой структуры управления