Инвестиционный климат как институционное пространство поведения инвестора

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Исследование инвестиционного климата стало особенно актуальным в условиях формирования новых стратегий экономического роста, обеспечивающих переход национальных экономик на качественно новый уровень развития.
Развитие в России рыночной экономики связано с необходимостью решения целого ряда крупных социально экономических проблем, среди которых ведущую позицию занимает проблема инвестирования. Безотлагательность перехода отечественной экономики на инновационный путь развития требует активизации инвестиционной деятельности, прежде всего на уровне хозяйствующих субъектов — предприятий.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие инвестиционного климата……………….………….…..5
1.1 Понятие и формирование инвестиционного климата ……...…….……5
1.2 Оценка инвестиционного климата на основание различных методов……………………………………………………………………….….……..9
Глава 2. Анализ современного состояния инвестиционного климата в России……………………………………………………………………….…...18
2.1 Влияние экономического кризиса на экономику России………………18
2.2 Оценка инвестиционного климата в России…….………………………19
2.3 Иностранные инвестиции в экономику России………………………... 24
2.4 Меры по совершенствованию инвестиционного климата……..………..25
Вывод …………………………………………………………………………...28
Список используемой литературы…………………………...………………..29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

Структура экономики РФ коренным образом не изменится, однако, будет в большей степени ориентирована на внутреннего потребителя, станет автономной и независимой. В этом есть определенные сильные моменты. Новости экономики из США свидетельствую о том, что кризис в этой стране не преодолен, принимаются лишь меры по скрытию его негативного влияние, но наступит переломный момент, когда страна не сможет расплатиться по долговым обязательствам, что приведет к глубокому мировому экономическому кризису. При наступлении подобных событий страны, которые создали автономную экономику, будут находиться в выигрышном положении. Теневая экономика России получит дополнительный импульс развития за счет притока трудовых ресурсов из Украины.

Итак, подводя итог, определим главные проблемы, которые возникнут перед российской экономикой в 2014-15 годах: рост цен на продукты питания, необходимость переориентирования части отраслей на внутренний рынок, развитие сельскохозяйственных отраслей с реализацией продукции на внутреннем рынке. Конечно, определенные отрасли экономики будут испытывать сложности в развитии. В первую очередь, это касается предприятий, которые на основе кооперации взаимодействовали с украинскими фирмами.

 

 

2.2 Оценка инвестиционного климата в России.

 

 

 

Уровень развития финансовой системы России в настоящее время является крайне низким. Согласно опросу Фонда общественного мнения (ФОМ), опыт работы на финансовых рынках имеют только 0,6% населения, и менее 20% имеют представление о том, что такое финансовая система, менее 1% населения РФ являются частными инвесторами на финансовых рынках. По большей мере денежные потоки приходятся на кредиты и облигационные выплаты, тогда как на фондовый рынок приходится менее 5% от структуры выручки банковского сектора России, что подтверждает низкий уровень развития финансового рынка страны . Также исследование показало, что большая часть опрошенных (59%) считают обстановку в стране неблагоприятной для инвестирования .

Для определения развитости финансовой системы Всемирный экономический форум (ВЭФ) рассчитывает индекс финансового развития (Financial Development Index). Он оценивает широту, глубину и эффективность 62 мировых финансовых систем и рынков капитала по 7 секторам: экономико-правовая среда, бизнес-среда, финансовая стабильность, банковские финансовые услуги, небанковские финансовые услуги, финансовые рынки и доступ к финансам. В 2012 году в рейтинге по финансовому развитию Россия занимала 39 место.

Если смотреть индекс финансового развития по секторам (см. рис. 1), то по экономико-правовой среде, включающей в себя либерализацию финансового сектора, корпоративное управление, правовое регулирование и исполнение договорных обязательств, Россия обосновалась почти в самом конце списка – 59 место. Не намного лучше дела обстоят и с другими направлениями: банковские финансовые услуги – 58 место, финансовая стабильность – 41 место, финансовые рынки – 35. Россия по-прежнему очень сильна в секторе небанковских услуг – 8 место.

Рисунок 1 – Индекс финансового развития по секторам

При более подробном рассмотрении сектора «Бизнес-среда», можно увидеть, что по налогообложению Россия занимает лишь 48 место из 62. 

Рисунок 2 – Сектор «Бизнес-среда»

Для измерения уровня инноваций в стране был разработан глобальный инновационный индекс. Международная бизнес-школа INSEAD, Корнельский университет (Cornell University) и Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) представляют результаты в аналитический докладах «Глобальный индекс инноваций». Исследование охватывает 142 страны, которые в совокупности производят 99,5% мирового ВВП и в которых проживает 95% населения планеты. В 2013 году Россия заняла 62 место в списке из 142 стран, потеряв 11 позиций по сравнению с предыдущим годом. В общем рейтинге она находится между Иорданией и Мексикой. Среди стран БРИК Россия занимает второе место после Китая (35 место), однако Бразилия и Индия могут вытеснить Россию при дальнейшем сохранении понижательной тенденции. Как отмечается в докладе, сильные стороны России связаны с качеством человеческого капитала (подъем с 43 в 2012 на 33 место), развитием знаний (48) и инфраструктурой (с 54 на 49). Мешают развитию инноваций несовершенные институты (87 место), низкие показатели развития внутреннего рынка (74) и результаты творческой деятельности (101).

В 2013 году Россия занимает 127 место (из 177) с оценкой в 28 баллов из 100. Россия прочно закрепилась в нижней части списка, что отрицательно сказывается как на перспективах экономического роста и повышении инвестиционной привлекательности нашей страны, так и на общем доверии граждан к серьёзности усилий власти по противодействию коррупции. 

Рисунок 3 - Индекс восприятия коррупции российских институтов, по мнению общественности

При этом существует множество постановлений правительства о мерах противодействия коррупции, Федеральных законов и иных официальных документов, направленных на регламентирование антикоррупционных мер. Например, «Указ президента российской федерации о национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты президента российской федерации по вопросам противодействия коррупции» от 13.03.2012 г.

Государством предпринимаются разработки в направлении снижения уровня коррупции внутри страны, в том числе на уровне органов государственного управления.

Рассмотрим товарную структуру экспорта РФ за 2012 г. (см. рис. 3.4) 

Рисунок 3.4 – Товарная структура экспорта РФ за 2012 г.

Таким образом, из данных следует, что структура экспорта РФ сохраняет сырьевую направленность, что подтверждает угрозу превращения страны в мировой сырьевой придаток.

Одним из основных показателей, характеризующих экологическую устойчивость, является индекс экологических достижений (EPI), который измеряет достижения страны с точки зрения состояния экологии и управления природными ресурсами на основе 22 показателей в 10 категориях. Эти категории отражают различные аспекты состояния окружающей природной среды и жизнеспособности ее экологических систем, сохранение биологического разнообразия, противодействие изменению климата, состояние здоровья населения, практику экономической деятельности и степень ее нагрузки на окружающую среду, а также эффективность государственной политики в области экологии.

Эффективность государственной экологической политики в России низкая, страна не имеет необходимой нормативно-правовой базы для экологически обоснованного развития и управления. Таким образом, в экономике России наблюдаются тенденции антиустойчивого развития.

В последние годы в Российской Федерации приняты важные документы, во многом определяющие социально-экономическое развитие страны, в том числе ее государственную экологическую политику: Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

Инфраструктура была также выделена как слабая сторона в SWOT-анализе. Развитие инфраструктуры происходит в России медленнее, чем в других странах с быстрорастущей экономикой. Согласно докладу «Глобальная конкурентоспособность 2012-2013годы» (ВЭФ), она занимает 101 место (из 144) стран по качеству инфраструктуры, т. е. имеет значительно более низкий рейтинг, чем Китай (69 место) и Индия (87 место). По качеству дорог Россия опустилась в этом году на 136-е место (со 130), на котором она находилась в 2011-2012 гг. По оценкам, российская экономика ежегодно теряет 3% ВВП из-за низкого уровня развития дорожной инфраструктуры и неиспользования транзитного потенциала. Железнодорожная инфраструктура значительно лучше — по этому показателю в докладе «Глобальная конкурентоспособность» России отведено 30 место.

 

 

 

2.3 Иностранные инвестиции  в экономику России.

 

 

 

 

 

Стратегически процесс привлечения иностранных инвестиций напрямую зависит от усилий государства относительно исполнения его основных функций: создания рыночных «правил игры» и жесткого контроля за их исполнением. Необходимо также понимать, что в условиях глобализации и нарастания конкуренции за международный капитал политика государства должна быть не просто «благоприятствующей», а «стимулирующей». Необходимо создавать для иностранных инвесторов режим наибольшего благоприятствования. Тем более это необходимо для стран, развивающихся в условиях экономической и политической нестабильности, где отсутствует развитая рыночная инфраструктура и имеется высокий уровень инвестиционного риска.

Репутационные потери РФ на международном рынке капитала имеют весьма ощутимые экономические последствия, в связи с чем необходима планомерная работа по улучшению имиджа России как страны, благоприятной для вложения стратегического капитала. При этом увеличение притока иностранного капитала в экономику России уже само по себе будет вызывать цепную реакцию: наращивание массы иностранных инвестиций в той или иной стране служит дополнительной гарантией для потенциальных инвесторов, как внешних, так и внутренних. Для улучшения имиджа необходимо достижение следующих целей.

Преодоление правового нигилизма, проведение политики безусловных гарантий прав собственности, развитие рыночных систем хозяйствования, радикальное улучшение государственного управления. Необходимо также преодолевать ведомственный подход к иностранным инвестициям, который противоречит обеспечению национальных интересов и интересов иностранных инвесторов. К имеющему место неисполнению законов, контрактных обязательств и судебных решений в России добавляется еще и самоуправство ведомств, регионов и местных властей, в результате чего Россия предстает перед иностранными инвесторами не как единое правовое государство, а скорее, как союз федеральных княжеств, каждое со своим сводом правил.

Информирование потенциальных инвесторов об улучшении ситуации средствами массовой информации и по другим информационным каналам. При этом продвижение благоприятного имиджа России является задачей, для решения которой вполне обоснованно создание партнерских отношений между государством и бизнесом, поскольку если структуры будут создаваться государством, они будут восприниматься как бюрократические и у международного бизнес-сообщества вызывать отторжение. Установление же партнерских отношений позволит использовать накопленный бизнесом потенциал в сфере содействия привлечению и продвижению инвестиций, а также будет соответствовать практике, когда наиболее адекватным источником информации для потенциальных инвесторов являются инвесторы уже действующие.

Проведение активной стимулирующей политики.

Благодаря активной, даже агрессивной, стратегии привлечения инвестиций многие развивающиеся страны с помощью иностранных вложений смогли полностью перестроить свою экономику, при этом борьба за международный капитал только обостряется. Согласно данным конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development — UNCTAD) за первые два квартала 2012 г. Китай сумел привлечь 59,1 млрд долл., тогда как США — 57,4 млрд долл. Эти цифры символизируют смену прежней инвестиционной парадигмы в мировой экономике. В докладе UNCTAD также отмечается, что объем иностранных инвестиций в развивающиеся страны впервые за всю историю сравнялся с инвестициями в развитые. Оставаясь в стороне от данных тенденций, Россия рискует укрепиться в своей не слишком почетной функции поставщика сырьевых ресурсов в мировом разделении труда.

 

 

 

 

2.4 Меры по совершенствованию инвестиционного климата.

 

В феврале 2012 г. наблюдательный совет АСИ утвердил перечень проектов, входящих в национальную предпринимательскую инициативу (НПИ) по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации. Основной задачей НПИ является снижение административных барьеров в экономике, а также создание благоприятного инвестиционного климата за счет объединения усилий делового, экспертного сообществ и чиновников.

АСИ координирует деятельность по созданию «дорожных карт», которые представляют собой предложенные предпринимателями планы мероприятий по упрощению, удешевлению и ускорению действующих на территории Российской Федерации процедур, связанных с ведением бизнеса.

В качестве критериев эффективности «дорожных карт» используется места России в международных рейтингах, включая рейтинг Doing Business. В докладе «Doing Business 2014» Россия занимает 92-е место. Целью осуществления «дорожных карт» является вхождение России в двадцатку стран-лидеров по инвестиционному климату к 2018 году.

Несмотря на работу, которую проводит АСИ и власти регионов России, автор считает их недостаточными. Для устранения выявленных проблем инвестиционного климата Российской Федерации и привлечения большего объема ПИИ мной были предложены следующие рекомендации совершенствования инвестиционного климата:

  • Реализация «дорожных карт» для снижения административных барьеров и стимулирования предпринимательской активности как главного двигателя инновационной экономики. Это позволит России подняться в рейтинге Doing Business.
  • Стимулирование конкуренции между российскими регионами в сфере привлечения иностранного капитала.
  • Определение приоритетных отраслей промышленности. Поддержка высокотехнологичных отраслей, науки и образования, а не только нефтегазовых отраслей.
  • Оказание поддержки развитию фундаментальной науки, языкового и бизнес-образования для поддержания высокого уровня квалификации кадровых ресурсов.
  • Активная пропаганда инвестиционной привлекательности страны и отдельных регионов, а также повышение информированности населения в области инвестирования.
  • Обеспечение экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития.
  • Модернизация финансовой системы РФ, которая активно содействует экономическому росту, стимулирует модернизацию российской экономики и усиление в ней инновационной составляющей.
  • Для построения инновационной экономики России необходимо вводить в систему образования элементы бизнес-образования.
  • Финансирование и развитие необходимой инфраструктуры для поддержания стартапов.
  • Для снижения коррупции необходимо эффективно выполнять планы, разработанные Правительством РФ
  • Привлечение инвестиций к строительству, эксплуатации и финансированию инфраструктурных объектов [2]

Информация о работе Инвестиционный климат как институционное пространство поведения инвестора