Интеллектуальная собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:30, доклад

Краткое описание

В работе освещаются основные вопросы, связанные с предоставлением правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, использованием этих объектов в экономическом обороте, защитой прав интеллектуальной собственности, а также системой международных соглашений в области интеллектуальной собственности.

Файлы: 1 файл

интеллектуальная собственность.docx

— 260.20 Кб (Скачать)

Для удобства исчисления все сроки охраны начинаются с 1 января года, следующего за годом, в  котором имел место юридический  факт, являющийся основанием для начала течения срока (смерть автора, опубликование, доведение до всеобщего сведения или создание произведения).

Имущественные авторские права  переходят по наследству на срок действия авторского права. Распоряжение произведением наследодателя осуществляется всеми наследниками совместно и только по взаимному согласию. Взаимоотношения наследников в вопросах использования произведения аналогичны взаимоотношениям соавторов при нераздельном соавторстве, за тем исключением, что Закон не предусматривает механизма решения возникающих между ними споров. Сказанное не относится к праву наследников на получение авторского вознаграждения, которое является долевым. Доли каждого из наследников определяются на основании завещания; при отсутствии завещания и специального соглашения между наследниками о размерах долей их доли определяются равными.

 

 

2. Смежные права.

 

2.1. Объекты смежных прав: исполнения, фонограммы, передачи организаций  вещания

 

Смежные права как самостоятельная категория  прав интеллектуальной собственности  имеют менее продолжительную  историю, чем авторское право. В  первой половине XX века в законодательстве об авторском праве отдельных промышленно развитых государств стали появляться нормы, которые в последующем были выделены в самостоятельный правовой институт. Первыми потребовали специальной правовой охраны артисты-исполнители. Технический прогресс на рубеже XIX – XX веков породил проблему незащищенности интересов этой категории творческих работников. Исполнители не создают новые объекты авторского права, однако их деятельность, связанная с доведением произведений до публики носит, несомненно, творческий характер. Если раньше исполнение могло осуществляться только «в живую», то появление звукозаписи, а затем радио и телевидения позволили фиксировать исполнение на различных носителях, а также тиражировать его. В результате живое исполнение стало менее востребованным, что привело к «технологической» безработице многих профессиональных исполнителей, и они стали требовать ввести правовые нормы, защищающие их интересы. Точно так же развитие технологий звукозаписи привело к тому, что представители звукозаписывающей индустрии стали лоббировать принятие законодательства, которое защищало бы их интересы в борьбе с несанкционированным копированием фонограмм. А поскольку фирмы звукозаписи не всегда могли приобрести у авторов записываемых произведений исключительные  авторские права, им необходим был иной, кроме авторского права, правовой инструмент для защиты своих интересов. Третья категория заинтересованных субъектов – организации вещания – требовали охраны своих передач от несанкционированной ретрансляции другими вещательными организациями.  

26 октября 1961 г. в Риме была подписана Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, которая унифицировала подходы в охране смежных прав. Именно поэтому после принятия Римской конвенции значительное число государств повторили ее нормы об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций в своем национальном законодательстве. В большинстве государств нормы, посвященные смежным правам, объединены в одних законодательных актах с нормами авторского права, что объясняется тесной связью этих правовых институтов, выражающейся в зависимом характере смежных прав по отношению к авторскому праву.   

Словосочетание «смежные права» является дословным переводом использованного  в тексте Римской конвенции термина  «neighboring rights»  (англ. neighboring – смежный, соседствующий), которым была обозначена особая категория прав, примыкающих к авторскому праву.

 

Институт смежных прав состоит  из норм, обеспечивающих охрану прав трех категорий правообладателей:

- исполнителей;

- производителей фонограмм; 

- организаций эфирного  и кабельного вещания.


 

Объектом  охраны смежного права исполнителя  является исполнение. Понятие «исполнение» в Законе «Об авторском праве и смежных правах» не определено. Статья 4 Закона определяет понятие «исполнитель», исходя из которого исполнение можно определить как процесс представления произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальном инструменте, танца или иным образом. Объектом правовой охраны является сама деятельность по исполнению, которая может быть записана и в последующем воспроизведена, передана в эфир, сообщена для всеобщего сведения по кабелю или использована иными способами, позволяющими довести исполнение до публики, непосредственно не воспринимавшей его. 

Объектом охраны смежного права производителя фонограммы является фонограмма. Фонограмма определена в Законе «Об авторском праве и смежных правах» как любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков. Объектом правовой охраны являются любые фонограммы независимо от того, записано ли на них осуществленное артистом исполнение произведения либо записаны иные естественные или искусственно созданные звуки – пение птиц, шум прибоя, звуковые эффекты, производимые техническими устройствами. Фонограммой не признается запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение; однако в случае использования музыкального сопровождения отдельно от фильма, его запись должна рассматриваться в качестве фонограммы.

Объектом охраны смежного права вещательной организации  является ее передача. Передача определяется в Законе как передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств - другой организацией. Объектом смежного права организации вещания являются не распространяемые ими произведения, а содержащая эти произведения передача, то есть, по существу, вся программа вещания, составленная и преобразованная организацией вещания в электромагнитный сигнал, передаваемый в эфир или по кабелю. При этом использование другим лицом любого отрывка передаваемого организацией вещания сигнала будет являться использованием ее передачи, поскольку любой фрагмент программы вещания по своей сути также является передачей. В пользу подобного толкования говорят нормы Римской конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, которые для определения объекта правовой охраны используют термин «передача в эфир».

 

2.2. Смежное право исполнителей 

 

Исполнителю в отношении  его исполнения принадлежат следующие  права:

право на имя;

право на защиту исполнения от всякого искажения или любого иного посягательства, способного нанести  ущерб чести и достоинству  исполнителя (право на защиту репутации);

право на использование исполнения в любой форме, включая право  на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения.

Личные неимущественные  права исполнителя (право на имя  и право на защиту репутации) охраняются бессрочно.

Имущественные права, предусмотренные  настоящим Законом в отношении  исполнителя, действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнения.

 

2.3. Смежное право производителей  фонограмм

 

Исключительное право  на использование фонограммы означает право осуществлять или разрешать  осуществлять следующие действия:

воспроизводить (прямо или  косвенно) фонограмму;

переделывать или иным способом перерабатывать фонограмму;

распространять оригинал или экземпляры фонограммы посредством  продажи или иной передачи права  собственности;

импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая  экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы;

сдавать в прокат оригинал или экземпляры фонограммы;

доводить до всеобщего  сведения фонограмму по проводам или  средствами беспроволочной связи таким  образом, чтобы представители публики  могли осуществлять к ним доступ из любого места и в любое время  по их собственному выбору.

Имущественные права, предусмотренные  Законом в отношении производителя  фонограммы, действуют в течение 50 лет после первого опубликования  фонограммы или в течение 50 лет  после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого  срока.

 

2.4. Смежное право организаций  вещания

 

Исключительное право  организации эфирного вещания давать разрешение на использование ее передачи означает разрешение на осуществление  следующих действий:

передавать в эфир ее передачу другой организацией эфирного вещания;

сообщать передачу для  всеобщего сведения по кабелю;

записывать передачу;

воспроизводить запись передачи;

сообщать передачу для  всеобщего сведения в местах с  платным входом;

распространять среди  публики записи передачи или экземпляры записи передачи посредством продажи, проката или иной передачи права  собственности; это право, за исключением  права на прокат, прекращается в  отношении записи передачи или экземпляров  записи передачи, которые с разрешения организации эфирного вещания были введены на территории Республики Беларусь в гражданский оборот посредством  продажи или иной передачи права  собственности; право на прокат сохраняется  за организацией эфирного вещания независимо от принадлежности права собственности  на запись передачи или ее экземпляры.

Права, предусмотренные Законом  в отношении организации эфирного или кабельного вещания, действуют  в течение 50 лет с момента осуществления  передачи в эфир или по кабелю соответственно.

 

Вопросы для повторения

 

1. Какие  произведения охраняются авторским  правом? 

2. Какие  личные неимущественные и имущественные  авторские права, признаваемые  за создателем произведения?

3. В чем  состоят особенности правового  статуса служебных произведений?

4. Что  является объектами смежных прав?

 

 

Тесты для самоконтроля

 

1. Авторское право распространяется  на:

а) произведения литературы и искусства;

б) компьютерные программы;

в) произведения науки;

г) исполнения.

 

2. Авторское право возникает:

а) в силу факта создания произведения;

б) в силу факта создания произведения при  условии проставления на произведении;

в) на основании  регистрации авторского права в  установленном порядке; 

 

3. Составное произведение  – это:

а) произведение, созданное в соавторстве;

б) произведение, представляющие по подбору включенного  в него материала результат творческой деятельности;

в) произведение, представляющее по расположению включенного  в него материала результат творческой деятельности. 

 

4. Служебное произведение – это:

а) произведение, право на использование которого автор передал по авторскому договору нанимателю;

б) произведение, созданное автором в порядке  выполнения служебных обязанностей;

в) произведение, относящиеся к области деятельности нанимателя.

 

5. Объектами смежных прав являются:

а) фонограммы;

б) кинофильмы;

в) передачи организаций эфирного вещания.

 

 

Литература

 

Нормативный материал

1. Гражданский кодекс Республики  Беларусь: Закон Республики Беларусь  от 7 декабря 1998 г. № 415-З // Ведамасці  Нац. Сходу Рэсп. Беларусь. -1999. - №7-9. - Ст.101.

2. Об  авторском праве и смежных  правах: Закон Республики Беларусь  от 16 мая 1996 г. № 370-    // Ведамасці Нац. Сходу Рэсп. Беларусь. -1998. - №31-32. - Ст.472.

 

Основная 

1.  Кудашов, В.И. Интеллектуальная собственность: охрана и реализация прав, управление: учеб. пособие / В.И. Кудашов. - Минск: БНТУ, 2004. – 321 с. 

2. Лосев, С.С. Авторское право. Национальное и международное законодательство / С.С. Лосев - Минск: «Ураджай», 2000. – 270 с.

3. Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник / А.П. Сергеев. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 751 с.

 

Дополнительная 

1. Интеллектуальная собственность  (в 2-х книгах). Кн.1. Авторское право  и смежные права / сост. и комм. И.В. Попова; под ред. В.Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 1997. – 560 с.

2. Липцик, Д. Авторское право и смежные права / Липцик Д.; пер. с франц. – М.: издательство ЮНЕСКО, 2002. – 788 с.

3. Лосев, С.С. Комментарий к Закону Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» / С.С. Лосев - Минск: «Дикта», 2007. – 280 с.

4. Судариков, С.А. Основы авторского права / С.А. Судариков. – Минск: Амалфея, 2000. – 511 с.

 

Ответы на тесты 

 

1 – «а», «б», «в»;  2 – «а»;  3 – «б», «в»;  4 – «б»;  5 –  «а», «в». 

 

 

Тема 3. Право промышленной собственности

 

I. Патентное право

 

Информация о работе Интеллектуальная собственность