Интеллектуальная собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:30, доклад

Краткое описание

В работе освещаются основные вопросы, связанные с предоставлением правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, использованием этих объектов в экономическом обороте, защитой прав интеллектуальной собственности, а также системой международных соглашений в области интеллектуальной собственности.

Файлы: 1 файл

интеллектуальная собственность.docx

— 260.20 Кб (Скачать)

Авторское право охраняет все виды музыкальных произведений.   Наиболее распространенной разновидностью музыкальных произведений являются музыкальные произведения с текстом – песни. Музыкальное произведение с текстом – это созданное в соавторстве композитором и поэтом оригинальное (т.е. не составное) произведение; оригинальный характер песни предопределяется тем, что все охраняемые элементы песни создаются её соавторами.  

Особое  место среди объектов авторского права занимают аудиовизуальные произведения. Аудиовизуальным является произведение, состоящее из серии связанных между собой изображений (с сопровождением звуком или без него), создающие впечатление движения, и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия. К аудиовизуальным относятся кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы, видеофильмы и подобные произведения).

Авторское право охраняет произведения всех направлений изобразительного искусства – произведения живописи, графики, скульптуры, монументального и декоративного искусства и т.п.

К произведениям  изобразительного искусства примыкают произведения прикладного искусства, которые законодатель выделяет в отдельный вид охраняемых произведений. Прикладной характер произведений означает, что они предназначены не только для удовлетворения чисто эстетических потребностей публики, но и выполняют иные, практические функции. Среди произведений прикладного искусства всё большее значение приобретают произведения дизайна. Дизайн – это искусство придания окружающей человека предметной среде эстетических качеств, поэтому дизайн, как направление в прикладном искусстве, имеет множество проявлений – графический дизайн, промышленный дизайн, дизайн интерьеров помещений и т.п.     

Архитектурные произведения также имеет двойственную природу, поскольку должна не только удовлетворять насущные материальные потребности – создавать жильё и благоустраивать окружающую среду, но и удовлетворять эстетические потребности человека. Авторско-правовой охране подлежит именно художественное, а не конструктивно-техническое решение зданий и сооружений. При этом авторско-правовая охрана распространяется как на внешний вид объекта, так и на художественное решение внутреннего пространства (интерьер).

К категории  охраняемых относятся фотографические и аналогичные им произведения всех видов - независимо от объекта (портрет, пейзаж, репортаж и т.п.), а также преследуемой цели (профессиональная или любительская съёмка) и т.п.

Достаточно  новым объектом охраны авторским  правом являются компьютерные программы. Компьютерные программы являются результатом творческой деятельности. В то же самое время, обеспечивая охрану компьютерных программ нормами авторского права, законодатель неизбежно сталкивается с проблемами, обусловленными спецификой компьютерной программы как охраняемого объекта, поскольку в ней содержание (алгоритм) имеет безусловный приоритет над формой (алгоритм, изложенный языком программирования). Основное значение для компьютерной программы имеет ее функциональность, которая предопределяется алгоритмом, а написание программы на том или ином языке программирования может быть безразлично для пользователя. Обеспечивая охрану форме произведения, авторское право не защищает лежащий в её основе алгоритм. Поэтому всё более актуальным представляется вопрос о необходимости предоставления компьютерной программе специальной охраны, которая бы, во-первых, учитывала особенности объекта охраны и, в отличие от авторского права, распространялась не только на форму, но и на положенный в основу программы алгоритм, и, во-вторых, была более оперативной, дешёвой и доступной, нежели существующая система патентной охраны.

Самостоятельными  разновидностями объектов авторского права являются производные произведения и составные произведения.

К производным произведениям относятся переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства. Все они признаются объектами авторского права, поскольку деятельность по их созданию носит творческий характер. Авторское право переводчиков и авторов иных производных произведений имеет зависимый характер: автор производного произведения может осуществлять свое авторское право только в том случае, если использование его произведения не влечет нарушения прав автора произведения, положенного в основу производного произведения. Авторское право переводчика и авторов других производных произведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений.

К составным произведениям относятся сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и иные произведения,  представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Творческая деятельность составителя выражается в том, что он по своему усмотрению отбирает материал и (или) располагает его по своей оригинальной системе. Результатом творческой работы составителя является сама разработанная им система расположения материалов, поскольку авторское право составителя не распространяется на произведения, включённые в составное произведение, а авторское право составителя на составное произведение в целом не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и расположение тех же материалов для создания своих составных произведений. Поэтому, предметом охраны применительно к составным произведениям является оригинальный подбор и (или) оригинальное расположение подобранных материалов. Если в составное произведение включены охраняемые авторским правом произведения, составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включённых в составное произведение.

Любой результат творчества, отвечающий установленным законодательством  об авторском праве критериям  охраноспособности, будет признаваться объектом авторского права независимо от того, назван ли он в приведенном выше перечне, или нет.

Охрана  произведений авторским правом возникает в силу факта их создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Используемый для оповещения об исключительных авторских правах знак охраны авторского права (знак копирайта) и состоящий из трех элементов - латинской буквы «С» в окружности, имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав и года первого опубликования произведения – выполняет сугубо информационную функцию. Само по себе отсутствие на экземпляре произведения знака охраны авторского права не означает, что данное произведение не охраняется авторским правом.

Авторское право на произведение не связано с правом собственности  на материальный объект, в котором  произведение выражено. Передача права  собственности или права владения каким-либо материальным объектом сама по себе не влечет передачи авторского права на произведение, выраженное в этом объекте.

 

1.3. Произведения, не являющиеся  объектами авторского права  

 

Понятия «произведение» и «объект авторского права» не тождественны. Первое понятие  шире, поскольку законодательство называет несколько категорий произведений, которые, обладая всеми признаками охраняемых авторским правом, в силу разного рода причин выведены из сферы  его действия. К произведениям, которые  не охраняются авторским правом, относятся:

- официальные документы  (законы, судебные решения, иные  тексты законодательного, административного  и судебного характера), а также  их официальные переводы;

- государственные символы  и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки);

- произведения народного  творчества, авторы которых не  известны.

Авторское право также  не распространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены  в произведении.

 

1.4. Авторы произведений. Соавторство.

 

Авторское право по общему правилу возникает  у автора. Автором произведения признается физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Если  произведение создано несколькими  лицами, такие лица признаются соавторами. Соавторство – это правовые отношения, возникающие в силу факта совместного создания произведения несколькими лицами.

Закон называет два условия возникновения соавторства: 1) произведение должно быть создано  совместным трудом двух или более  лиц; 2) труд всех участвующих в создании произведения лиц должен носить творческий характер.

Совместный  характер труда должен оцениваться  не по совместному процессу работы, а по совместно достигнутому результату; важно не то, как и в какой  форме трудились соавторы, а то, что произведение явилось результатом  их совместных усилий. Поэтому для  возникновения соавторства имеет  значение совместный труд, понимаемый как деятельность нескольких лиц, направленная на достижение согласованного результата, каковым является создание произведения. При этом совместная деятельность не означает её единство во времени и  пространстве, а лишь то, что авторы трудятся над произведением сообща, и каждый из них вносит свой вклад  в его создание.

Соавторами  могут признаваться только те, кто  внес творческий вклад в создание произведения. Лицо, которое не внесло творческий вклад в создание произведения, а оказывало только техническую  помощь (набор рукописи, составление  библиографии, прорисовка эскизов и  т.п.) не может признаваться соавтором. Принципиально важным представляется то, что основанием возникновения  соавторства являются фактические, а не договорные отношения лиц, и  любое соглашение, в том числе  оформленное в письменной форме, не имеет юридического значения, если соавторами в действительности не была проделана совместная творческая работа.  

Различают два вида произведений, созданных  в соавторстве: произведения, образующие одно неразрывное целое, и произведения, состоящие из частей, каждая из которых  имеет самостоятельное значение. Часть произведения признается имеющей  самостоятельное значение, если она  может быть использована независимо от других частей произведения. Соответственно, различаются два вида соавторства  – раздельное и нераздельное. Раздельное соавторство имеет место тогда, когда коллективное произведение состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение и при этом известно, кем из соавторов эти части созданы. В этом случае каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами. При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя или более соавторами, либо представляет собой единое неразрывное целое, либо вклад конкретного соавтора в коллективное произведение невозможно выделить. Поэтому авторское право на коллективное произведение, созданное в нераздельном соавторстве, осуществляют все соавторы совместно. Законодатель, пытаясь обеспечить интересы всех соавторов, устанавливает, что в том случае, если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных на то оснований запретить использование произведения.

Принцип совместного распоряжения произведением  не препятствует авторам заключить  между собой соглашение, определяющее порядок осуществления прав в  отношении коллективного произведения. По своей правовой природе соглашение соавторов является одной из разновидностей договоров о порядке пользования  правом, аналогичной договору собственников  о порядке использования имущества.

 

1.5. Служебные произведения

 

Закон Республики Беларусь «Об авторском  праве и смежных правах» определяет служебное произведение как произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей.

Закон не содержит четкого определения  сферы, в которой применяются  нормы о служебных произведениях. Тем не менее, можно говорить о  том, что понятие «служебное»  может использоваться только применительно  к произведениям, созданным в  рамках трудовых отношений. Законодатель использует термин «наниматель», определение которому дается в Трудовом кодексе Республики Беларусь. Согласно ст.1 ТК наниматель - это юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником. Кроме того, законодатель использует понятия «служебные обязанности» и «служебное задание», которые применяются именно в трудовых отношениях.

Первым возможным основанием признания  объекта авторского права служебным  является то, что его создание входит в служебные обязанности работника. Действующее законодательство не дает непосредственного определения  того, что такое «служебные обязанности». Трудовой кодекс использует понятие  «служебное положение работника» при  определении термина «должность». При этом служебное положение  работника определяется кругом его  обязанностей, должностными правами  и характером ответственности. Исходя из этого, можно поставить знак равенства  между понятиями «служебные обязанности» и «должностные обязанности».  В  свою очередь, должностные обязанности  предполагают наличие трудовых отношений, которые должны быть оформлены трудовым договором; именно в трудовом договоре или в должностной инструкции и должны быть закреплены служебные  обязанности работника. Таким образом, статус служебного произведение может  получить в том случае, если его  создание входит в трудовые обязанности  автора.

Закон «Об авторском праве и  смежных правах» устанавливает  в отношении   служебных произведений особый правовой статус. Личные неимущественные права на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. Имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю, если договором между ним и автором не предусмотрено иное.

Информация о работе Интеллектуальная собственность