Интеллектуальная собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:30, доклад

Краткое описание

В работе освещаются основные вопросы, связанные с предоставлением правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, использованием этих объектов в экономическом обороте, защитой прав интеллектуальной собственности, а также системой международных соглашений в области интеллектуальной собственности.

Файлы: 1 файл

интеллектуальная собственность.docx

— 260.20 Кб (Скачать)

 

 

 

II. Средства индивидуализации участников гражданского оборота, их товаров, работ, услуг.

 

1. Фирменные наименования.

 

Норма ст. 50 ГК устанавливает, что юридическое  лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Фирменное наименование – это то наименование, под которым  коммерческая организация выступает  в гражданском обороте и которое  индивидуализирует его среди  других участников предпринимательской  деятельности.

В фирменном наименовании выделяют две части: корпус фирмы и добавления. Корпус фирмы - обязательная часть фирменного наименования, в которой сообщается об организационно-правовой форме коммерческого юридического лица (открытое акционерное общество, частное унитарное предприятие, производственный кооператив и др.). Корпус фирмы дополняется добавлением, которое позволяет отличить данную коммерческую организацию от других организаций

Фирменное наименование юридического лица определяется его учредителями при образовании юридического лица, указывается в его учредительных  документах и подлежит регистрации  путем включения в Единый государственный  регистр юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей, открытый для всеобщего ознакомления.

Выбранное учредителями коммерческой организации наименование подлежит обязательному предварительному согласованию с органами Министерства юстиции. Перечень оснований, по которым может быть отказано в согласовании наименования, определен в Положении о согласовании наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденном постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 26.12.2002 г. № 37.

Коммерческая организация, фирменное наименование которой  зарегистрировано в установленном  порядке, имеет исключительное право использовать фирменное наименование на товарах, их упаковке, в рекламе, вывесках, проспектах, счетах, печатных изданиях, официальных бланках и иной документации, связанной с его деятельностью, а также при демонстрации товаров на выставках и ярмарках, проводимых на территории Республики Беларусь.

Поскольку юридическому лицу предоставлено исключительное право  использовать фирменное наименование, оно вправе требовать от любого третьего лица воздержания от совершения каких-либо действий, нарушающих права на фирменное  наименование обладателя таких прав. Незаконное использование фирменного наименования может повлечь значительный ущерб деловой репутации юридического лица, фирменное наименование которого было использовано без его разрешения, и негативно влиять на честь и  достоинство учредителей (участников) юридического лица, а в конечном счете привести к убыткам владельца фирменного наименования. Тот, кто использовал фирменное наименование юридического лица, обязан возместить убытки понесшего их юридического лица.

Фирменное наименование неотделимо от юридического лица, поэтому отчуждение и переход права на фирменное  наименование не допускается, кроме  случаев реорганизации юридического лица и отчуждения предприятия в  целом. Право на фирменное наименование действует бессрочно; его действие прекращается с ликвидацией юридического лица или с изменением его фирменного наименования.

 

2. Товарные знаки  и знаки обслуживания

 

2.1. Понятие и  функции товарного знака

 

Товарный знак (знак обслуживания) - это обозначение, способствующее отличию товаров  или услуг одного лица от однородных товаров или услуг других лиц (ст. 1 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания»).


 

Назначение и правовой режим товарного знака и знака  обслуживания одинаковы. Их единственное отличие состоит в том, что  товарный знак используется для отличия  товаров, а знак обслуживания – для  отличия работ и услуг. Поэтому  в дальнейшем будет использоваться единый термин – «товарный знак», обозначающий и собственно товарные знаки, и знаки обслуживания.

Функции товарного знака:

идентификационная – товарный знак обеспечивает отличие товара одного производителя от аналогичного товара другого производителя;

информационная – товарный знак обеспечивает донесение до потребителя товара сведений и качестве товара, позволяя потребителю делать осознанный выбор;

рекламная -  товарный знак является инструментом продвижения товара на рынке.

 

2.2. Виды товарных  знаков 

 

Классификация товарных знаков может быть проведена по нескольким основаниям:

1) по форме выражения различаются словесные, изобразительные, объемные, комбинированные, звуковые, обонятельные, световые знаки.

2)  по числу субъектов права на использование товарного знака знаки делятся на индивидуальные и коллективные;

3)   по степени известности среди потребителей товарные знаки подразделяются на обычные и общеизвестные.

Рассмотрим  эти классификации более подробно.

1. Классификация товарных знаков  по форме выражения. Несмотря на существующее многообразие форм выражения товарного знака действующее законодательство Республики Беларусь содержит ограничительный подход.  Согласно ст.1 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» в качестве товарных знаков регистрируются обозначения, которые могут быть представлены в графической форме: словесные, включая имена собственные, буквенные, цифровые, изобразительные, сочетания цветов, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений.

Наиболее  распространенными являются словесные товарные знаки. По оценкам специалистов на словесные обозначения приходится около 80% всех используемых в мире товарных знаков. Примерами словесных товарных знаков являются существующие слова, придуманные слова, имена, числа, аббревиатуры.

Изобразительные товарные знаки представляют собой различного рода обозначения, воспринимаемые только визуально. Примерами изобразительных товарных знаков могут быть обозначения с отвлеченным символическим содержанием, изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, комбинации линий или фигур на плоскости.  

Объемные товарные знаки представляют собой трехмерные формы, относящиеся к товару либо его упаковке (форма бутылки, форма детского мыла в виде фигурки животного и др.).

Комбинированные товарные знаки представляют собой обозначения, создаваемые на основе возможных сочетаний словесных, изобразительных и объемных обозначений. Наиболее распространенными являются комбинированные товарные знаки, сочетающие словесные и изобразительные элементы.

2. Классификация товарных знаков  по числу субъектов права на  использование. Индивидуальным является товарный знак, право на использование которого принадлежит только одному лицу.

Коллективным является товарный знак объединения юридических лиц, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых им товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак призван индивидуализировать продукцию, полученную в результате совместной деятельности на рынке нескольких производителей.

3. Классификация товарных знаков  по степени известности среди  потребителей. В отличие от обычных, общеизвестные товарные знаки  пользуются высокой степенью известности у потребителей, что требует предоставления таким знакам особых условий охраны. Недобросовестное использование общеизвестных знаков может вызвать отрицательные последствия в виде введения покупателей в заблуждение относительно товара или его производителя, соответственно, правовая охрана общеизвестных знаков устанавливается, в первую очередь,  с целью пресечения недобросовестной конкуренции.

В Республике Беларусь признание товарного знака  общеизвестным осуществляется в  административном порядке. Решение принимается Апелляционным советом при патентном органе по результатам рассмотрения заявления о признании соответствующего товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь. В заявлении должна содержаться информация об обстоятельствах, на основании которых можно сделать вывод о том, что товарный знак является общеизвестным. Такая информация, в частности, может быть представлена сведениями о степени известности или признания товарного знака в соответствующем секторе общества, об узнаваемости товарного знака фактическими и (или) потенциальными потребителями соответствующего товара, о продолжительности использования товарного знака, об объеме реализации товаров (услуг), обозначенных товарным знаком, и др.

Признание товарного знака общеизвестным  влечет предоставление такому знаку  абсолютной правовой охраны. Владелец общеизвестного товарного знака  вправе препятствовать регистрации  в качестве товарного знака обозначения, тождественного или сходного до степени  смешения с его знаком в отношении  любых категорий товаров и  услуг, а также преследовать каждого, кто использует такое обозначения  в отношении любых категорий  товаров и услуг. 

 

2.3. Порядок регистрации товарного  знака. Абсолютные и иные основания  для отказа в регистрации товарного  знака. 

 

Правовая  охрана товарного знака в Республике Беларусь осуществляется на основании  его регистрации в патентном  органе. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство. Свидетельство  на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака.

Владельцами товарного знака  могут выступать физические и  юридические лица.

Заявка на регистрацию  товарного знака подается в патентный орган. Состав и содержание заявки, требования к документам, входящим в ее состав и требования к оформлению заявки определены в ст. 6 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания».

Экспертиза поданной заявки включает предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.

Предварительная экспертиза проводится в 2-х месячный срок с  даты ее поступления в патентный  орган. В ходе проведения предварительной  экспертизы проверяются состав необходимых  документов, правильность оформления заявки, уплата пошлины. Заявителю может  быть предложено внести в материалы  заявки исправления, дополнения или  изменения. По результатам предварительной  экспертизы заявителю сообщается о  принятии заявки к рассмотрению либо об отказе в этом. При принятии заявки к рассмотрению устанавливается приоритет этой заявки.

Приоритет товарного знака  может определяться как по дате подачи заявки, так и на основании Парижской  конвенции по охране промышленной собственности, которая предоставляет лицу, подавшему  заявку на регистрацию товарного  знака в стране, участвующей в  конвенции, в течение 6 месяцев подавать заявки в других странах, участвующих  в конвенции, с сохранением в  качестве даты приоритета даты подачи первой заявки.

Не всякое обозначение  товара может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Закон  называет две группы оснований для  отказа в регистрации товарного  знака: абсолютные и иные основания. Деление оснований для отказа в регистрации на две названные группы вполне обоснованно: абсолютные основания для отказа в регистрации связанны со свойствами самого обозначения, заявляемого на регистрацию; иные основания связаны с тем, что в случае регистрации заявляемого обозначения в качестве товарного знака могут быть нарушены права или законные интересы других лиц. Поэтому наличие абсолютных оснований для отказа в регистрации может определить само патентное ведомство, в первую очередь, оценить способность данного обозначения выполнять функции товарного знака. Иные основания для отказа в регистрации должны дать ответ на вопрос, не будет ли заявленное обозначение нарушать права третьих лиц, и ответ на этот вопрос во многих случаях может быть получен только после регистрации знака.

В ст. 4 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» приводится перечень абсолютных оснований для отказа в регистрации в качестве товарных знаков. Это обозначения:

- не имеющие признаков  различия;

- вошедших во всеобщее  употребление как обозначение  товаров определенного вида;

- являющиеся общепринятыми  символами и терминами;

- состоящие исключительно  из знаков, используемых для обозначения  вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности товаров, а  также места и времени их  производства или сбыта;

- представляющие собой  форму товара или его упаковку, отличающиеся исключительно или  главным образом сущностью или  природой товара, необходимостью  достижения технического результата, существенной ценностью товара.

Все эти обозначения могут  включаться в товарный знак в качестве неохраняемых элементов, если не занимают в нем доминирующего положения.

Также не допускается регистрация  в качестве товарных знаков обозначений: 

- представляющих собой  государственные гербы, флаги  и эмблемы, официальные названия  государства, флаги, эмблемы и  сокращенные или полные наименования  международных межправительственных  организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца;

- являющихся ложными или  способными ввести в заблуждение  потребителя относительно товара, места его происхождения или  его изготовителя;

- противоречащие публичному  порядку, принципам гуманности  и морали.

В ст. 5 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» содержит перечень иных оснований для отказа в регистрации изображения в качестве товарных знаков. Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, повторяющие:

- известные в Беларуси  фирменные наименования (или их  части) в отношении однородных  товаров;

- промышленные образцы,  если промышленный образец обладает  более ранним приоритетом по  сравнению с заявленными на  регистрацию товарными знаками;

- наименования мест происхождения  товаров, охраняемые в Республике  Беларусь;

- названия известных в  Республике Беларусь произведений, цитаты или персонажи из них,  произведения искусства или их  фрагменты без согласия обладателя  авторского права;

Информация о работе Интеллектуальная собственность