Интеллектуальная собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:30, доклад

Краткое описание

В работе освещаются основные вопросы, связанные с предоставлением правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, использованием этих объектов в экономическом обороте, защитой прав интеллектуальной собственности, а также системой международных соглашений в области интеллектуальной собственности.

Файлы: 1 файл

интеллектуальная собственность.docx

— 260.20 Кб (Скачать)

- фамилии, имена, псевдонимы  и производные от них, портреты  и факсимиле известных в Республике  Беларусь лиц без согласия  таких лиц или их наследников,  а также знаки систем сертификации, охраняемые в установленном законодательством  порядке.

Экспертиза заявленного  обозначения производится по завершению предварительной экспертизы. В ходе экспертизы заявленного обозначения проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям, предъявляемым к товарному знаку. По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации. При положительном решении экспертизы заявленного обозначения патентный орган регистрирует товарный знак в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь и выдает владельцу свидетельство на товарный знак.

Регистрация товарного  знака действует в течение 10 лет с даты подачи заявки в патентный орган. Этот срок может быть продлен по заявлению владельца знака, поданному в течение последнего года ее действия. Продление этого срока может быть неоднократно, каждый раз на 10 лет. Таким образом, максимальный срок охраны товарного знака законом не ограничен.

 

 

2.4. Содержание  права на товарный знак

 

Исключительное  право на товарный знак означает исключительное право владельца использовать товарный знак и распоряжаться им, а также  право запрещать использование  товарного знака другим лицам.


 

Исключительное право  на товарный знак выражается как в  праве самого правообладателя совершать  определенные действия, так и запрещать  использование знака всем третьим  лицам. Нарушением прав владельца товарного  знака признаются несанкционированные  изготовление, применение, ввоз, предложение  к продаже, продажа и иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью товарного знака  или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним  до степени смешения, в отношении  однородных товаров, а также неоднородных товаров, обозначенных товарным знаком, признанным общеизвестным в Республике Беларусь.

Особенностью содержания исключительного  права на товарный знак является то, что оно изначально разделено  на сферы применения – товарный знак действует в отношении тех  классов товаров и услуг, которые  определены при его регистрации  и указаны в свидетельстве  на товарный знак.

 

2.5. Прекращение  охраны товарного знака

 

Прекращение охраны товарного  знака возможно в двух формах: путем  признания регистрации знака  недействительной и путем прекращения  действия регистрации.

Регистрация товарного  знака может быть признана недействительной:

- полностью или частично  в течение всего срока ее  действия, если она была произведена  в нарушение требований правовой  охраны товарного знака и при  наличии хотя бы одного из абсолютных оснований для отказа в регистрации;

- полностью или частично, но только в течение пяти  лет с даты публикации сведений  о регистрации товарного знака  в официальном бюллетене при  наличии хотя бы одного из иных оснований для отказа в регистрации;

- в течение всего срока  ее действия на том основании,  что товарный знак превратился  в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товара определенного рода.

При признании регистрации  недействительной в связи с поступлением заявки с более ранним приоритетом  не имеет значения, когда поступила  заявка с более ранним приоритетом - до или после регистрации.

Любое лицо в указанные  выше сроки может подать возражение против регистрации товарного знака  в Апелляционный совет.

Действие регистрации  товарного знака прекращается по одному из следующих оснований:

- по истечении срока  ее действия, если срок не был  продлен по заявлению владельца  товарного знака;

- в связи с неиспользованием  товарного знака непрерывно в  течение любых пяти лет после  даты его регистрации на основании  решения Верховного Суда Республики  Беларусь;

- в связи с использованием  коллективного знака на товарах,  не обладающих едиными качественными  или иными общими характеристиками;

- по письменному заявлению  об отказе от регистрации владельца  товарного знака;

- в случае ликвидации  юридического лица или смерти  физического лица - владельца товарного  знака и отсутствии правопреемников.

 

 

3. Географические указания

 

3.1. Географические указания как  средство индивидуализации товара

 

Для индивидуализации товара в гражданском  обороте важно не только использование  товарного знака его производителя. Издавна о качестве товара судили по тому, где этот товар произведен. Дамасская сталь, чешское стекло,  китайский фарфор, швейцарские часы, французские вина - вот несколько  исторических примеров того, как упоминание места происхождения ассоциируется  с определенным качеством товара. Упоминание места происхождения  товара в данном случае выполняет  практически те же функции, что и  товарный знак – отличает данные товары от однородных, но происходящих из другой местности, выполняет рекламную  функцию и т.д.; именно поэтому  наименования мест происхождения товаров  с некоторых пор стали охраняться наряду с товарными знаками.

Закон Республики Беларусь «О географических указаниях» регулирует отношения, возникающие  в связи с правовой охраной  и использованием географических указаний. При этом используемое в законе понятие  «географическое указание» является родовым и включает в себя два  самостоятельных понятия – «наименование  места происхождения товара»  и «указание происхождения товара».   

 

3.2. Наименование места происхождения  товара

 

Наименование места происхождения  товара – это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов (п.2 ст. 1 Закона Республики Беларусь «О географических указаниях»).


 

Правовая  охрана наименования места происхождения  товара предоставляется на основании  его регистрации и состоит  в обеспечении права владельца  свидетельства на зарегистрированное наименование использовать его на товарах.

Закон «О географических указаниях» подробно регламентирует процедуру  регистрации наименования происхождения  товара. На основании поданной заявки патентный орган проводит экспертизу, и в случае положительного решения  выдает свидетельство на право пользования  наименованием места происхождения  товара, действующее в течение  десяти лет с даты подачи заявки, с возможностью продления этого  срока на десять лет неограниченное число раз. При этом право пользования  наименованием места происхождения  товара может быть предоставлено  любому юридическому и физическому  лицу, находящемуся в данном географическом объекте, независимо от того, было ли данное наименование ранее зарегистрировано другим лицом из данного географического  объекта, производящим товар с теми же свойствами. 

Если  речь идет о предоставлении охраны наименованию места происхождения  товара, находящемуся в другом государстве, то в этом случае правовая охрана предоставляется  в Республике Беларусь при условии, что это наименование зарегистрировано в стране происхождения товара и  это указание используется в стране происхождения товара. Данное обстоятельство представляется немаловажным, поскольку  не секрет, что преимущественное большинство  наименований мест происхождения товаров, которые будут зарегистрированы в Республике Беларусь, будут иностранного происхождения.

Права владельца наименования места  происхождения товара обеспечиваются установленным законом запретом в отношении всех остальных лиц, не имеющих свидетельства на данное наименование, не только использовать собственно зарегистрированное наименование, но также  использовать в переводе или в сочетании со словами  «вид», «род», «тип» и т.п., а равно  использовать сходное обозначение, способное ввести потребителя в  заблуждение относительно места  происхождения и особых свойств  товара. Кроме того, лицо, имеющее  право пользования как наименованием  места происхождения товара, так  и указанием происхождения товара вправе требовать от нарушителя прекращения  незаконного использования указания или обозначения, сходного с ним  до степени смешения, удаления его  с товара, упаковки и т.п., уничтожения  изготовленных изображений географического указания, а если это невозможно – изъятия и уничтожения товара и (или) упаковки, а также возмещения понесенных убытков.  

 

3.3. Указание происхождения товара

 

Указанием происхождения товара является обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного  происхождения или изготовления товара (п.3 ст. 1 Закона Республики Беларусь «О географических указаниях»).


 

Указание происхождения товара может быть представлено в виде названия географического объекта (например, «Сделано в Беларуси»), так и представлено в виде изображения, однозначно ассоциируемого с определенным географическим объектом (герб города, государственный флаг, известный символ, ассоциируемый  с определенным городом или государством). 

Отличие указания происхождения товара от наименования места происхождения  товара состоит в том, что в  этом случае качественные характеристики товара не имеют значения, а используемое обозначение призвано дать потребителю  достоверную информацию о действительном месте производства (происхождения) товара.

Правовая охрана указания происхождения  товара осуществляется без регистрации - на основании использования этого  указания и состоит в недопущении  использования ложных (фальшивых) указаний происхождения товара, а также  указаний, вводящих потребителя в  заблуждение в отношении действительного  места происхождения товара.

 

III. Правовая охрана нераскрытой информации

 

1.1. Понятие нераскрытой информации  и условия ее охраны

 

Лицо, правомерно обладающее технической, организационной или  коммерческой информацией, в том  числе секретами производства (ноу-хау), не известной третьим лицам (нераскрытая  информация), имеет право на защиту этой информации от незаконного использования (ст.1010 ГК).


 

Право на защиту нераскрытой  информации возникает в том случае, если соблюдаются условия, установленные  в ст.140 ГК в отношении коммерческой тайны. Статья 140 ГК устанавливает, что  информация составляет служебную или  коммерческую тайну в случае, когда:

1) информация имеет действительную  или потенциальную коммерческую  ценность в силу неизвестности  ее третьим лицам;

2) к ней нет свободного  доступа на законном основании;

3) обладатель информации  принимает меры к охране ее  конфиденциальности.

Коммерческая ценность информации означает интерес к приобретению этой информации третьими лицами. Отсутствие свободного доступа к информации означает невозможность получения  ее из открытых источников любым заинтересованным лицом любым законным образом, в  том числе и на платной основе. Принятие владельцем информации мер  к охране ее конфиденциальности на практике выражается в применении комплекса  мер юридического, организационного и технического характера; для соблюдения данного условия достаточным  является принятие работниками организации, которой принадлежит нераскрытая  информация, обязательства о ее неразглашении. 

Право на нераскрытую информацию законодатель определяет через запрет на ее раскрытие. Этим данный институт принципиально  отличается от других институтов права  интеллектуальной собственности, которые  определяют права лица в отношении  результата его интеллектуальной деятельности как исключительное право. Если обладатель новых знаний, составляющих нераскрытую  информацию, не хочет делиться ими  с обществом, то и государство  предоставляет ему не исключительное право, а лишь охрану от несанкционированного заимствования этой информации третьими лицами. Если провести аналогии с правом собственности, то такой подход состоял  бы не в признании за собственником  правомочий владения, пользования и  распоряжения, а только в защите от воровства. Поэтому можно говорить о том, что правовая охрана нераскрытой  информации обеспечивается путем закрепления  за ее обладателем не исключительного  права, а права на неразглашение  принадлежащей ему конфиденциальной информации с запретом получения  этой информации третьими лицами незаконными  способами.

 

1.2. Правовая охрана секретов  производства (ноу-хау)

 

Разновидностью нераскрытой информации являются секреты производства (ноу-хау). Термин «ноу-хау» в переводе с английского означает «знать как» - сокращение от выражения «знать, как это сделать». Впервые термин «ноу-хау» был использован в судебном споре, рассматривавшемся в 1916 г. американским судом, в котором истец попытался определить предмет истребуемой правовой защиты следующим образом: «… это просто наше знание, которое мы, конечно, держали в секрете, об эксплуатации машин, а также способов работы на них, и в какой-то мере способ продвижения товара на рынок»6. Этот термин получил широкое распространение и был воспринят правовыми системами многих стран; при этом в качестве синонимов ноу-хау в законодательстве ряда стран используются также такие понятия, как «деловой секрет» и «производственный секрет». 

В мировой практике ноу-хау понимается преимущественно как знания и  опыт технического характера.  Международная  торговая палата в свое время определила ноу-хау как совокупность сведений, профессиональных знаний и опыта в процессе изготовления и технического осуществления производства какого-либо продукта7.

Секреты производства (ноу-хау) названы «в том числе» в рамках общего понятия «нераскрытая информация», поэтому для их охраны также необходимо соблюдение всех условий, установленных  в отношении охраны коммерческой тайны.

Ноу-хау – это не информация о чем-то, а информация о том, как  сделать что-то. При этом данное понятие  не ограничивается только научно-технической  и технологической документацией  и опытными образцами, а включает в себя всю совокупность имеющегося на предприятии собственного производственного  опыта во всех его разновидностях.

Информация о работе Интеллектуальная собственность