Инновационный менеджмент и стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время необходимость преобразований осознана большинством производственных организаций. Некоторые уже провели необходимые преобразования, хотя для них остается актуальной задача приспособления к быстро меняющейся экономической и политической ситуации.
Эффективность деятельности организации во многом зависит от того, насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны ее структуры, в какой мере она способна к нововведениям.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...……3
1. Выбор стратегии для инновационной деятельности……………………...….5
1.1. Выбор стратегии инновационной деятельности на предприятии…..…….5
1.2. Аспекты развития инновационной деятельности на предприятии….........9
2. Виды инновационных стратегий и обоснование выбора стратегии……….17
2. 1. Понятие и виды инновационных стратегий………………………………17
2. 1. 1. Особенности инновационных стратегий……………………………….18
2. 1. 2. Инновационный аспект базовых стратегий……………………………19
2. 1. 3. Классификация типов конкурентного поведения……………………..22
2.2. Виды инновационных стратегий…………………………………………...23
2. 2. 1. Стратегии в сфере массового производства…………………………...23
2. 2. 2. Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка…24
2. 2. 3. Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций………………………………………………………………………252. 2. 4. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса………..26
3. Основные методы прогнозирования в инновационном менеджменте…….28
3.1. Методы прогнозирования и планирования…………………………...…...28
3.2. Описание методов прогнозирования в инновационном менеджменте….30
3.2.1. Метод сценариев……………………………………………………….….30
3.2.2. Методы экспертных оценок………………………………………….…..31
3.2.3. Методы экстраполяции……………………………………………….…..34
3.2.4. Методы моделирования и экономико-математические методы……….34
3.2.5. Метод экономического анализа…………………………………….……35
3.2.6. Балансовый метод…………………………………………………..……..35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список используемой литературы…

Файлы: 1 файл

Бийский технологический институтттт.docx

— 141.63 Кб (Скачать)

2. 2. 3. Стратегии инновационных исследовательских  и    разрабатывающих организаций

    Фирмы-эксплеренты  - в основном небольшие организации. Их главная роль в экономике – инновационная, состоящая в создании радикальных, «прорывных» нововведений: новых продуктов и новых технологий во всех отраслях народного хозяйства. Как создатели радикальных нововведений фирмы-эксплеренты, или так называемые «хитрые лис», отличаются своей целеустремленностью, преданностью идее, высоким профессиональным уровнем сотрудников и лидера, большими расходами на НИОКР.

    В России питомником фирм-эксплерентов является оборонный комплекс. Даже спустя 10 лет после начала конверсии оборонные предприятия просто начинены различными технологическими разработками, с помощью которых можно революционизировать многие отрасли производства. Об этом убедительно свидетельствует многочисленные награды, получаемые россиянами на международных научно-технических ярмарках, «утечка мозгов» за границу.

2. 2. 4. Стратегии в сфере мелкого  неспециализированного бизнеса

    Мелкий  бизнес важен не только своей многочисленностью, но и способностью решать функциональные задачи, выдвигаемые экономикой:

  • обслуживать локальные потребности;
  • выполнять производственные функции на уровне деталей и повышать эффективность крупного производства;
  • наполнять инфраструктуры производственных процессов;
  • стимулировать предприимчивость граждан страны;
  • повышать занятость населения, особенно в непромышленных населенных пунктах.

    В современном развитии экономики  платежеспособный спрос далеко не автоматически  рождает предложение. Производство избирательно, поскольку экономически оправдано при достаточном уровне рентабельности и соблюдении определенных условий. Многие потенциальные потребители  остаются неудовлетворенными. Мелкие фирмы, удовлетворяя локальный  и  узкогрупповой или даже индивидуальный спрос, тем самым связывают экономику  на всем пространстве. Они берутся  за все, что не вызывает интереса у  виолентов, патиентов и эксплерентов. Их роль объединительная, связывающая. Поэтому их назвали «коммутанты».

    Роль  «серых мышей» в инновационном  процессе двояка: они содействуют, с одной стороны, диффузии нововведения, с другой – их рутинизации. Инновационный процесс, таким образом, расширяется и ускоряется.

    Мелкие  фирмы активно содействуют продвижению  новых продуктов и технологий, в массовом порядке создавая на их основе новые услуги. Это ускоряет процесс диффузии нововведений.

    Коммутанты  также активно участвуют в  процессе рутинизации нововведений за счет склонности к имитационной деятельности и за счет организации новых услуг на основе новых технологий.

 
 

    В 1940 г. братья Мак и  Дик Макдональды  открыли на одной  из оживленных магистралей  небольшую забегаловку, точнее, заезжаловку – обычный ресторанчик с обычным годовым доходом. Братья стали закреплять успех. Само расположение ресторанчика диктовало новую концепцию обслуживания: водитель должен насытиться чуть ли не так же быстро, как его автомобиль заправиться. Братья решили ограничиться стандартным набором блюд. Были выдвинуты слагаемые успеха: качество; низкие цены; сервис. Нововведения заметно ускорили процесс. Далее были спроектированы особые производственные линии, позволяющие резко сократить время приготовления пищи. В 1948 г. был открыт уже обновленный ресторан. И сразу очередь в 150 человек. К середине 50-х годов заведение приносило 350 тыс. долл. дохода. Приглашенные специалисты довели обслуживание линий до автоматизма. В 1952 г. появилась статья о «фабрике гамбургеров» и братья стали получать до 350 предложений в месяц о деловом партнерстве. В 1954 г. с этой системой познакомился Рейнольд Крок, который сразу увидел в ней совершенно новую технологию, годную к массовому тиражированию. Сейчас под маркой McDonald’s работают более 23 тыс. ресторанов быстрого питания в 111 странах мира.

 
 
 
 

3. Основные  методы прогнозирования в инновационном менеджменте

 

    3.1. Методы  прогнозирования и планирования

       Прогнозирование и планирование экономики представляет собой сложный многоступенчатый и итеративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. В теории и практике плановой деятельности за прошедшие годы накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов. По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования; на практике же в качестве основных используется лишь 15—20. Развитие информатики и средств вычислительной техники создает возможность расширения круга используемых методов прогнозирования и планирования и их совершенствования.

       По  степени формализации методы экономического прогнозирования можно подразделить на интуитивные и формализованные.

       Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов.

       Среди интуитивных методов широкое  распространение получили методы экспертных оценок. Они используются как в нашей стране, так и за рубежом для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования ресурсов и т.п.

       Применяются также методы исторических аналогий и прогнозирования по образцу. Здесь имеет место своеобразная экстраполяция. Техника прогнозирования состоит в анализе высокоразвитой системы (страны, региона, отрасли) одного и того же приближенного уровня, который теперь имеется в менее развитой аналогичной системе, и на основании истории развития изучаемого процесса в высокоразвитой системе строится прогноз для менее развитой системы. Практика свидетельствует, что такие аналогии можно использовать при определении путей развития новых отраслей и видов техники (производство ЭВМ, телевизоров и т.п.), структуры производства, потребления и т.д. Естественно, что полученный таким образом "образец" — лишь начальный пункт прогнозирования. К окончательному выводу можно прийти, лишь исследуя внутренние условия и закономерности развития.

       К формализованным методам относятся  методы экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории.

       Среди методов экстраполяции широкое  распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). В современных условиях все большее значение стали придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.

       Методы  моделирования предполагают использование в процессе прогнозирования и планирования различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное описание исследуемого экономического процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений. Различают следующие модели: матричные, оптимального планирования, экономико-статистические (трендовые, факторные, эконометрические), имитационные, принятия решений. Для реализации экономико-математических моделей применяются экономико-математические методы.

       В практике прогнозирования и планирования широко используются -также метод экономического (системного) анализа, нормативный и балансовый методы. Для разработки целевых комплексных программ используется программно-целевой метод (ПЦМ) в сочетании с другими методами. Следует отметить, что представленный перечень методов и их групп не является исчерпывающим. Рассмотрим методы, получившие широкое распространение в мировой практике.

 

 3.2. Описание  методов прогнозирования в инновационном менеджменте

 

       3.2.1. Метод сценариев

       Метод сценариев — эффективное средство для организации прогнозирования, объединяющего качественный и количественный подходы.

       Сценарий  — это модель будущего, в которой  описывается возможный ход событий с указанием вероятностей их реализации. В сценарии определяются основные факторы, которые должны быть приняты во внимание, и указывается, каким образом эти факторы могут повлиять на предполагаемые события.

       Как правило, составляется несколько альтернативных вариантов сценариев. Сценарий, таким образом, — это характеристика будущего в изыскательском прогнозе, а не определение одного возможного или желательного состояния будущего.

       Обычно  наиболее вероятный вариант сценария рассматривается в качестве базового, на основе которого принимаются решения. Другие варианты сценария, рассматриваемые  в качестве альтернативных, планируются в том случае, если реальность в большей мере начинает приближаться к их содержанию, а не к базовому варианту сценария.

       Сценарии  обычно представляют собой описание событий и оценки показателей и характеристик во времени. Метод подготовки сценариев вначале использовался для выявления возможных результатов военных действий.

       Позже сценарное прогнозирование стали применять в экономической политике, а затем и в стратегическом корпоративном планировании. Теперь это наиболее известный интеграционный механизм прогнозирования экономических процессов в условиях рынка.

       Сценарии являются эффективным средством преодолений традиционного мышления. Сценарий — это анализ быстро меняющегося настоящего и будущего, его подготовка заставляет заниматься деталями и процессами, которые могут быть упущены при изолированном использовании частных методов прогнозирования. Поэтому сценарий отличается от простого прогноза. Он является инструментом, который используется для определения видов прогнозов, которые должны быть разработаны, чтобы описать будущее с достаточной полнотой, с учетом всех главных факторов.

       Использование сценарного прогнозирования в условиях рынке обеспечивает:

    • лучшее понимание ситуации, ее эволюции;
    • оценку потенциальных угроз;
    • выявление благоприятных возможностей;
    • выявление возможных и целесообразных направлений деятельности;
    • повышение уровня адаптации к изменениям внешней среды.

       Сценарное прогнозирование является эффективным  средство м подготовки плановых решений как на предприятии, так и в государстве.

 
 

       3.2.2. Методы экспертных оценок

       Основная  идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.

       Сущность  методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

      Опрашиваемые, давая оценки, могут основывать свои суждения как опираясь непосредственно на интуицию, так и используя определенные причинно-следственные связи, данные статистики и расчетов.

            В условиях рынка часто осуществляют  прогнозирование спроса путем  опросов потребителей, а также  путем экспертных оценок. В качестве экспертов используют торговый персонал, обслуживающий определенные территории, дилеров, консультантов по маркетингу. В прогнозировании социально-экономического развития используют опросы населения, избирателей, отдельных социальных групп.

      Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за незначительной сложности объекта  прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают  индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

      В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод "интервью", при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме "вопрос-ответ"; аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки; метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях.

Информация о работе Инновационный менеджмент и стратегическое планирование