Инновационный менеджмент и стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время необходимость преобразований осознана большинством производственных организаций. Некоторые уже провели необходимые преобразования, хотя для них остается актуальной задача приспособления к быстро меняющейся экономической и политической ситуации.
Эффективность деятельности организации во многом зависит от того, насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны ее структуры, в какой мере она способна к нововведениям.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...……3
1. Выбор стратегии для инновационной деятельности……………………...….5
1.1. Выбор стратегии инновационной деятельности на предприятии…..…….5
1.2. Аспекты развития инновационной деятельности на предприятии….........9
2. Виды инновационных стратегий и обоснование выбора стратегии……….17
2. 1. Понятие и виды инновационных стратегий………………………………17
2. 1. 1. Особенности инновационных стратегий……………………………….18
2. 1. 2. Инновационный аспект базовых стратегий……………………………19
2. 1. 3. Классификация типов конкурентного поведения……………………..22
2.2. Виды инновационных стратегий…………………………………………...23
2. 2. 1. Стратегии в сфере массового производства…………………………...23
2. 2. 2. Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка…24
2. 2. 3. Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций………………………………………………………………………252. 2. 4. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса………..26
3. Основные методы прогнозирования в инновационном менеджменте…….28
3.1. Методы прогнозирования и планирования…………………………...…...28
3.2. Описание методов прогнозирования в инновационном менеджменте….30
3.2.1. Метод сценариев……………………………………………………….….30
3.2.2. Методы экспертных оценок………………………………………….…..31
3.2.3. Методы экстраполяции……………………………………………….…..34
3.2.4. Методы моделирования и экономико-математические методы……….34
3.2.5. Метод экономического анализа…………………………………….……35
3.2.6. Балансовый метод…………………………………………………..……..35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список используемой литературы…

Файлы: 1 файл

Бийский технологический институтттт.docx

— 141.63 Кб (Скачать)

      Методы  коллективных экспертных оценок включают в себя метод "комиссий", "коллективной генерации идей" ("мозговая атака"), метод "Делфи", матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата и, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.

      Сущность  метода коллективной экспертной оценки для разработки прогнозов состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным ранее отдельными экспертами, а также в оценке аспектов развития объекта, которая не может быть определена другими методами. 

      Содержание  метода коллективной экспертной оценки:

      1. Для организации проведения экспертных  оценок создаются рабочие группы, в функции которых входят проведение  опроса, обработка материалов и  анализ результатов коллективной  экспертной оценки.

      2. Перед тем, как организовать  опрос экспертов, необходимо уточнить  основные направления развития  объекта, а также составить  матриц, отражающую генеральную  цель, подцели и средства их  достижения.

      3. При проведении опроса экспертов  необходимо обеспечить однозначность  понимания отдельных вопросов, а  также независимость суждений  экспертов. 

      4. Ведется обработка материалов  коллективной экспертной оценки, которые характеризуют обобщенное  мнение и степень согласованности  индивидуальных оценок экспертов. 

      Окончательная оценка определяется либо как среднее  суждение, либо как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов, либо как среднее нормализованное  взвешенное значение оценки.

      Сущность  метода мозговой атаки состоит в актуализации потенциала специалистов при анализе проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее деструктурирование (разрушение, критику) этих идей с формулированием контридей.

      Метод "Дельфи" характеризуется тремя особенностями, которые отличают его от обычных методов группового взаимодействия экспертов. К таким особенностям относятся: а) анонимность экспертов; б) использование результатов предыдущего тура опроса; в) статистическая характеристика группового ответа.

       3.2.3. Методы экстраполяции

       В методическом плане основным инструментом любого прогноза является схема экстраполяции. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее.

       Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом" изменений влияния различных факторов в перспективе. Следует отметить, что методы экстраполяции необходимо применять на начальном этапе прогнозирования для выявления тенденций изменения показателей.

 

       3.2.4. Методы моделирования и экономико-математические  методы

       Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик или признаков. Прогнозирование экономических и социальных процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели.

       В зависимости от уровня управления экономическими и социальными процессами различают макроэкономические, межотраслевые, межрайонные, отраслевые, региональные модели и модели микроуровня (модели развития фирмы).

       По  аспектам развития экономики выделяют модели прогнозирования воспроизводства основных фондов, трудовых ресурсов, цен и др. Существует ряд других признаков классификации моделей: временной, факторный, транспортный, производственный.

       В современных условиях в республике развитию моделирования и практическому  применению моделей стала придаваться  особая значимость в связи с усилением  роли прогнозирования и переходом  к индикативному планированию.

 

       3.2.5. Метод экономического анализа

       Экономический анализ является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществляться как на макро-, так и на мезо- и микроуровнях.

       При проведении экономического анализа  следует использовать системный подход. В качестве системы рассматривается народное хозяйство (экономика) в целом и его структурные части: сферы, регионы, отрасли, объединения, предприятия. Анализ должен быть комплексным, т.е. всесторонним.

       Сущность  метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозируемом (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей.

       Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев  оценки; подготовку информации для  анализа; изучение и аналитическую  обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения  проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.

 

       3.2.6. Балансовый метод

       С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется при разработке прогнозов, планов и программ. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов.

       Балансовый  метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода.

                   В переходный период к рыночным  отношениям усиливается роль  прогнозных балансов, разрабатываемых  на макроуровне: платежного баланса, баланса доходов и расходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного баланса трудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций.

       Система балансов, используемых в прогнозировании и планировании, включает: материальные, трудовые и финансовые. В каждую из указанных групп входит ряд балансов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     На  мой взгляд, на сегодняшний день значение рассмотренной темы: «Инновационный менеджмент и стратегическое планирование», велико. С определенной долей уверенности можно констатировать тот факт, что тема интересная, и в то же время сложная.

     Когда речь идет об опытно-конструкторских  разработках и результатах научно-исследовательской деятельности, которые трудно прогнозировать, очень важно научиться четко планировать свою деятельность на будущее. Именно поэтому этим должны заниматься люди всесторонне развитые и отлично образованные, с развитой интуицией и логикой.

     В результате выполнения данной курсовой работы, были получены ответы на следующие  вопросы:

  • Во-первых, что касается сущности и задач стратегического планирования, то были сделаны следующие выводы. Стратегический план – это совокупность управленческих действий, способствующих достижению поставленных перед коллективом целей. Это своего рода "главный инструмент в духовом оркестре", определяющий его лицо. Главная задача стратегического планирования состоит в том, чтобы при планировании по возможности учесть все достижения науки и практики в области рационального распределения ресурсов (трудовых, сырьевых, технологических, финансовых и т.д.), все факторы влияния внешней среды, достичь оптимальной координации во внутренней среде и правильно спрогнозировать свою деятельность на перспективу. 
  • Во-вторых, по вопросу об основных понятиях инновационного менеджмента, то выяснили, что инновационным процессом называется подготовка и осуществление инновационных изменений. Результатом инновационного процесса является инновация как реализованное использованное изменение. Инновационный процесс имеет циклический характер.
  • В-третьих, разработка стратегии включает постановку цели, придание формы, оценку, контроль. Многие идеи возникают после идеи, связанной с новшеством. Выбирая варианты стратегии, фирма может воспользоваться матрицей продукт-рынок.

     На  сегодняшний день особенно актуален тот момент, что когда речь заходит о стратегическом планировании, управляющие высшего звена реагируют скептически, аргументируя свою позицию тем, что сложно говорить о какой-то стратегии, когда каждодневные проблемы нарастают, как снежный ком, угрожая раздавить весь бизнес.

     С другой стороны, нужно отметить, что  элементы стратегического планирования всегда имелись в арсенале прогрессивных отечественных управленцев. Проблема состоит в том, что мало кто пытался поставить процесс планирования (в современном понимании этого термина) на предприятии на постоянную основу и собрать для этих целей команду профессионально подготовленных людей. Менеджмент высшего звена во всем мире использует действенный и отработанный на практике инструментарий стратегического планирования. Задача руководителя в сфере развития стратегии состоит в том, чтобы предвосхитить момент ее корректировки в случае изменения условий внешней среды.

     При этом, обязательное участие персонала на всех иерархических уровнях в процессе внутрифирменного планирования — залог успеха компании. Хорошо сформулированная стратегия готовит компанию к будущему и имеет реальную управленческую ценность уже в настоящем:

  • создает ориентир для рядовых менеджеров в вопросах формирования стратегии отдельных структурных подразделений и постановки для них целей во взаимосвязи со стратегией и целями всей фирмы. Стратегическое планирование, с одной стороны, основывается на определенных правилах и законах, использует разнообразные средства, такие как: SWOT-анализ, элементы сетевого планирования, дерево целей, матрицу ответственности, многочисленные статистические методы, экспертные системы и т. д. С другой стороны, можно утверждать, что разработать и воплотить в жизнь стратегию — это искусство. Одной из задач стратегического планирования является развитие стратегического подхода в решении всех, возникающих на фирме, проблем. Все работники, начиная с руководителя и заканчивая рядовым исполнителем должны четко представлять, каковы цели фирмы, в каком направлении она движется;
  • формирует позицию менеджеров среднего звена и других работников по отношению к перспективным направлениям развития компании и способу ведения дел, принятого в ней;
  • снижает риск “скрытого” руководства и принятия безответственных решений; выражает цели организации и мотивы, побуждающие служащих выполнять свою работу наилучшим образом.

Информация о работе Инновационный менеджмент и стратегическое планирование