Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:59, курсовая работа
В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» поставлена задача перехода страны на инновационный путь развития. Для достижения этой цели необходимо добиться повышения инновационной активности российской промышленности, адаптировать научно-исследовательский комплекс к условиям рыночного хозяйства, усилить взаимодействие государственного и частного секторов формирующейся новой национальной инновационной системы. Решение этих задач зависит от выработки эффективной научно-технической, инновационной и промышленной политики.
Введение…………………………………………………………………………………………………….3
1. Мировой опыт реализации программ инновационного развития……………………………………………………………………………………………………….………6
2. Роль международных объединений в межгосударственном инновационном сотрудничестве…………………………………………………………………………………………………….………….8
3. Роль государства в формировании национальных инновационных систем. Организационно-экономические проблемы инновационного развития экономики государств СНГ……………………………………………………………………………………………………………….12
4. Инновационная деятельность в России и в СНГ……………………………………………………..18
II. Практическая часть……………………………………………………………………………………………………22
Исходные данные…………………………………………………………………………………………………........22
Характеристика нововведений…………………………………………………………………………………….23
План работы по осуществлению нововведения………………………………………………………….30
Расчет показателей проекта………………………………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………………………………….…………………42
Список используемой литературы………………………………………………………………………………..43
Сегодня
в промышленно развитых странах
мира основным фактором экономического
роста становится не капитал и
средства производства, а знания и
новые идеи, обеспечивающие выпуск
интеллектуальной, конкурентоспособной
продукции высокого качества. В настоящее
время динамичное развитие государств
и высокое качество жизни населения
обеспечиваются именно инновационно-интеллектуальным
характером экономики. В комплексе
организационно-экономических
−проблемы согласования интересов;
−технологические проблемы;
−системные проблемы.
При
рассмотрении организационно-экономических
проблем инновационного развития экономики
государств Содружества необходимо
выделить трансформацию ролей науки,
бизнеса, власти и общества в их взаимоотношениях,
что должно способствовать их реальному
включению в технологическое
развитие экономики. Наука приобретает
инновационную направленность, а
бизнес роль активного участника
экономики знаний. Общество приобретает
восприимчивость и мотивацию
к инновациям, властные структуры
активизируют стимулирование процесса
инноваций. Рыночная среда представляет
собой совокупность материальных, финансовых
и информационных потоков, которые
обеспечивают возможность функционирования
экономики региона. Взаимосвязь
и взаимозависимость
−ориентации на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
−сочетания
государственного регулирования инновационной
деятельности с эффективным
−содействия
развитию международного трансфера
технологий и инвестиционному
Прямая
и косвенная межгосударственная
поддержка развития инноваций –
необходимый элемент
4.
Инновационная деятельность
в России и в СНГ.
В конце ХХ века одним из основных условий экономического развития ведущих государств мира стал рост конкурентоспособности и обеспечение лидирующих позиций национальной промышленности на международных рынках высокотехнологичной продукции, что, как показывает мировая практика, возможно лишь на основе перевода экономик на путь инновационного развития.
Состояние и развитие высокотехнологичного комплекса России общемировым тенденциям в полной мере не отвечает. В 90-е годы воспроизводственный цикл создания и внедрения инноваций оказался разорванным, исчезло очень важное связующее звено между разработчиками и потребителями.
Начиная с 2000 г., наметился незначительный рост инновационно-активных предприятий (с 8,8% до 9,6 % - в 2001 г., 9,8% - в 2002 г., 10,3% - в 2003 г.), но несмотря на это их количество явно недостаточно (в развитых странах сопоставимые показатели – 25-30%). Доля высокотехнологичной продукции в общем объеме отгруженной продукции составляет 3-4,5% (по оценкам, пороговое значение - 15%).
Несмотря на относительно высокий уровень и эффективность исследовательской работы в РФ, официальная статистика свидетельствует о низких показателях инновационной деятельности: доля инновационно-активных предприятий составляет в промышленности меньше 10%, доля новой техники и технологий в промышленном производстве еще меньше, на приобретение новых технологий тратятся незначительные суммы. Однако, ситуация во многих областях меняется к лучшему; сотрудничество в инновационной сфере позволит активизировать создание новых предприятий и компаний, готовых производить и использовать новые технологии.
Следует отметить то, что государственная политика РФ и государств Содружества в области инноваций и формируемая инновационная инфраструктура не объединены единой концепцией развития, что в итоге приводит к отсутствию должной мотивации в области трансфера технологий. Государства - участники СНГ обладают мощным инновационным потенциалом, который без интеграции до сих пор существует лишь в виде потенциала в чистом виде – не используемом в надлежащих объемах.
Без
преувеличения можно сказать, что
отсутствие четкой и внятной программы
инновационного развития стран Содружества
угрожает национальной безопасности наших
стран. Это связано с тем, что
уже через 3-4 года государства Содружества
будут не способны собственным научно-
Для решения основных задач инновационного развития должны быть использованы следующие преимущества экономики стран СНГ:
-
природные ресурсы, развитая
-
значительный технологический
-
резерв производственных
-
значительный научно-
- система высшего образования мирового уровня.
Однако необходимо учитывать и такие факторы, как:
-
дефицит денежных ресурсов, непосредственно
влияющий на инновационную
-
технологическая отсталость и,
как следствие, низкая
-
неразвитость сферы малых
-отсутствие
разветвленной инновационной
-
несовершенство, а кое-где и отсутствие
нормативно-правовой базы
-
слабая работа в области
Решение указанных проблем возможно только в рамках создаваемого межгосударственного инновационного пространства, объединяющего ресурсы национальных инновационных систем и придающего устойчивый и, главное, системный характер инновационному развитию.
Сегодня страны СНГ стоят перед реальными вызовами найти достойное место в складывающейся мировой табели о рангах и их готовности эффективно ответить на эти вызовы. Либо страны найдут в себе силы, умение и ресурсы, необходимые для долгосрочной кропотливой работы по выстраиванию сложной конструкции национальной экономики XXI века, либо мировая экономика сама последовательно «выстроит» на территории постсоветских государств свой сегмент, который в полной мере будет отвечать ее потребностям, но в очень малой мере будет соответствовать национальным интересам стран СНГ. Говоря о наиболее общих причинах, тормозящих переход государств – участников СНГ на путь инновационного развития, следует выделить следующие. Прежде всего, в государствах Содружества еще не завершены свои рыночные преобразования, поэтому многие рыночные механизмы еще не работают. Так, не закончены процессы приватизации, слабо развита кредитно-финансовая система: ограниченные функции выполняет банковский капитал, не развиты фондовые рынки. В условиях крайнего дефицита финансовых средств в государствах - участниках СНГ до сих пор не созданы эффективные механизмы перелива финансовых потоков из сырьевых в высокотехнологичные отрасли. Большинство государств не имеют четко определенного стратегического курса экономического развития. В таких условиях разрабатываемые стратегии инновационного развития существуют оторвано от реальной экономической практики и могут быть представлены лишь в обобщенном виде. Как правило, принятые концепции носят рамочный характер, в них определяются лишь общие цели и задачи инновационного развития, которые позволяют ответить на вопрос что необходимо сделать в направлении желаемого вектора развития. Однако ответы на вопрос как этого достичь, какими способами и с помощью каких механизмов остаются за рамками принятых документов. При реализации курса на инновационный путь развития, в государствах – участниках СНГ наблюдается несколько упрощенный и односторонний взгляд на содержание национальных инновационных систем.
Главное — высокий темп создания и освоения новых технологий и преобладание сложных, наукоемких производств, а важнейшими предпосылками создания инновационных экономик считается наличие высокоразвитого научного комплекса и соответствующей индустриальной базы. Именно на этом фокусируется внимание разрабатываемых программных документов.
Сегодня можно привести немало примеров стран, которые не занимают лидирующих позиций в науке, но тем не менее демонстрируют впечатляющие успехи инновационного развития. Нидерланды, Бельгия, Ирландия, Исландия, Финляндия, ряд других малых и средних стран Европы, а также Корея, Тайвань, Таиланд, Малайзия имеют динамичные, все более интегрирующиеся в мировую экономику хозяйственные системы. Причем нередко они даже опережают по темпам и качеству развития признанных «научных гигантов». Поэтому дело не только в том, имеет ли страна высокоразвитую науку, многоотраслевую промышленность и образованное население, а еще и в том, в какой мере ее хозяйственной системе присуща «инновационная мотивация», способность динамичного отклика на возникающие потребности рынков. Экономика может быть названа инновационной, если во всех ее секторах присутствуют динамизм, готовность к конкуренции, поиску и освоению новых рынков.
Важным
недостатком при формировании модели
инновационного развития экономики
в государствах - участниках СНГ
является также копирование опыта
промышленно развитых стран, без
учета национальных особенностей и
степени завершенности рыночных
реформ. В результате многие принимаемые
меры по формированию национальных инновационных
систем не приносят желаемого результата.
Так, необходимым атрибутом инновационного
развития на Западе является венчурное
финансирование и создание венчурных
фирм. Однако в государствах - участниках
СНГ пока не созданы предпосылки для распространения
такого опыта. В условиях неразвитости
финансовой системы, отсутствия соответствующих
организационных и правовых механизмов
попытка создать венчурный бизнес наталкивается
на непреодолимые препятствия.
I. Практическая часть
1. Исходные данные
Таблица 1
Наименование параметра | Обозначение | Значение |
Новая продукция | Зубоврачебное кресло с использованием новых методов лечения | |
Предприятие | Предприятие точного
машиностроения, выпускающее оборонную
продукцию и располагающее | |
Затраты на разработку, тыс. руб.: | ||
- прикладные исследования | 800 | |
- техническое предложение | 120 | |
- эскизный проект | 200 | |
- технический проект | 5000 | |
- рабочая документация | 8000 | |
- корректировка документации | 1000 | |
Предельный
уровень распространения |
Nmax | 32000 |
Объем опытной партии | n o | 50 |
Задача в освоении рынка | - | За 3 года достигнуть уровня распространения 6000 штук |
Отношение изменчивости доходности инвестиций в данной отрасли к изменчивости доходности инвестиций в целом по экономике | β | 1 |
Валовая прибыль с продажи одного станка в ценах нулевого периода, тыс. руб. | - | 10 |
Стоимость лицензии, тыс. руб. | - | 2000 |
Дополнительные затраты на маркетинг | - | 20% от объема продаж |