Инновационная деятельность в ЕС, возможности и ограничения использования европейского опыта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» поставлена задача перехода страны на инновационный путь развития. Для достижения этой цели необходимо добиться повышения инновационной активности российской промышленности, адаптировать научно-исследовательский комплекс к условиям рыночного хозяйства, усилить взаимодействие государственного и частного секторов формирующейся новой национальной инновационной системы. Решение этих задач зависит от выработки эффективной научно-технической, инновационной и промышленной политики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………….3
1. Мировой опыт реализации программ инновационного развития……………………………………………………………………………………………………….………6
2. Роль международных объединений в межгосударственном инновационном сотрудничестве…………………………………………………………………………………………………….………….8
3. Роль государства в формировании национальных инновационных систем. Организационно-экономические проблемы инновационного развития экономики государств СНГ……………………………………………………………………………………………………………….12
4. Инновационная деятельность в России и в СНГ……………………………………………………..18
II. Практическая часть……………………………………………………………………………………………………22
Исходные данные…………………………………………………………………………………………………........22
Характеристика нововведений…………………………………………………………………………………….23
План работы по осуществлению нововведения………………………………………………………….30
Расчет показателей проекта………………………………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………………………………….…………………42
Список используемой литературы………………………………………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 113.36 Кб (Скачать)

      Сегодня в промышленно развитых странах  мира основным фактором экономического роста становится не капитал и  средства производства, а знания и  новые идеи, обеспечивающие выпуск интеллектуальной, конкурентоспособной  продукции высокого качества. В настоящее  время динамичное развитие государств и высокое качество жизни населения  обеспечиваются именно инновационно-интеллектуальным характером экономики. В комплексе  организационно-экономических проблем  инновационного развития экономики  государств – участников СНГ можно  выделить три основных группы:

      −проблемы согласования интересов;

      −технологические  проблемы;

      −системные  проблемы.

      При рассмотрении организационно-экономических  проблем инновационного развития экономики  государств Содружества необходимо выделить трансформацию ролей науки, бизнеса, власти и общества в их взаимоотношениях, что должно способствовать их реальному  включению в технологическое  развитие экономики. Наука приобретает  инновационную направленность, а  бизнес роль активного участника  экономики знаний. Общество приобретает  восприимчивость и мотивацию  к инновациям, властные структуры  активизируют стимулирование процесса инноваций. Рыночная среда представляет собой совокупность материальных, финансовых и информационных потоков, которые  обеспечивают возможность функционирования экономики региона. Взаимосвязь  и взаимозависимость производственно-экономического и финансового блоков позволяет  реализовать имитационную модель для  кратко- и среднесрочного прогнозирования  развития экономики любого субъекта, в том числе не имеющего на своей  территории крупных предприятий  сырьевого типа в значительной степени загрязняющих окружающую среду. Зарубежный опыт технологического развития экономики и анализ глобальных факторов экономического роста позволяют сформулировать следующую организационно-экономическую проблему инновационного развития государств - участников СНГ. В новом межгосударственном разделении труда государств Содружества важнейшими источниками конкурентоспособности должны стать технологические возможности и технологическая инфраструктура. Структура экономики государств Содружества, сложившаяся еще при СССР, с сосредоточением производственного потенциала на начальных стадиях технологического цикла в настоящее время не отвечает требованиям устойчивого развития. Потенциал отдельных секторов и стадий технологического цикла имел тесные связи со смежными по технологии предприятиями, расположенными в союзных республиках, это обстоятельство в настоящее время требует скорейшей интеграции производственных структур. В настоящее время научно-техническое лидерство государства определяется не только высоким уровнем развития новейших отраслей промышленности, но и способностью к быстрой и непрерывной перестройке всех сфер экономики для создания и распространения новых технологий. Анализ факторов экономического роста, проводимый западными и российскими учеными в рамках Всемирного Экономического Форума (ВЭФ) исходит из необходимости рассмотрения этих факторов отдельно: как на макро-, так и на микро-уровне. Исследования ВЭФ показали, что устойчивый экономический рост на макро-уровне в среднесрочной и долгосрочной перспективе зависит от трех глобальных факторов: технологического уровня, состояния общественных институтов и макроэкономической среды. Оценка уровня развития технологии, в свою очередь, определяется с учетом уровня инновационной активности и степени развития информационно-коммуникационных технологий. В экономическом плане для технологического перевооружения хозяйства не обойтись без либерализации рынка машинотехнического оборудования и инноваций, без качественного изменения глобальных факторов устойчивого конкурентоспособного роста. Необходимо решение вопросов, связанных со снижением таможенных пошлин на импорт комплектного технологического оборудования. Кроме того, необходимо качественное изменение макроэкономической и микроэкономической среды государств-участников Содружества на принципах партнерства, прозрачности, предсказуемости. Создание инноваций и новых технологий – один из этапов инновационного развития экономики; не менее важным является формирование межгосударственной инновационной системы с мотивационным механизмом коммерческой реализации научно-технических достижений в народном хозяйстве. Поэтому особо важными из всего комплекса организационно-экономических проблем инновационного развития экономики государств СНГ являются проблемы системного развития научно-технического комплекса стран СНГ. Осуществление подобного развития невозможно без разработки межгосударственной стратегии инновационного развития. Полагаем, что это одна из первостепенных задач. Настоящей необходимостью является выработка более обоснованной и понятной экономической и научно-технической политики стран СНГ, как на ближайшие годы, так и на перспективу. Поскольку главным вектором социально-экономического развития в XXI веке, вероятнее всего, явится становление полноценной инновационной экономики, в которой нововведения, связанные с глубокой переработкой природного сырья, будут сопровождать весь процесс воспроизводства: от стадии создания востребованных обществом и рынком товаров и услуг до стадии окончания эффективных циклов их жизнедеятельности. В промышленно развитых странах разработаны и активно применяются программные средства управления инновационными проектами. Важным элементом инновационного развития стран-участников СНГ должны стать инновационные программы – комплексы взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития экономики государств. Отбор программ должен осуществляется исходя из социально-экономических приоритетов государств, прогнозов, целей структурной политики при соблюдении следующих условий: существенной их значимости для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада; принципиальной новизне и взаимосвязанности проектов, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений. Механизм межгосударственного регулирования инновационных процессов стран Содружества должен основываться преимущественно на экономических формах и методах, посредством которых органы управления могут оказывать воздействие на хозяйственную среду, а их инновационная политика должна быть основана на следующих принципах:

      −ориентации на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

      −сочетания  государственного регулирования инновационной  деятельности с эффективным функционированием  конкурентного рыночного механизма;

      −содействия развитию международного трансфера  технологий и инвестиционному сотрудничеству, защите интересов инновационного предпринимательства.

      Прямая  и косвенная межгосударственная поддержка развития инноваций –  необходимый элемент постоянного  прогресса. Регулирование представляет собой открытую систему, подверженную как внешнему, так и внутреннему  воздействию. К основным функциям внешнего воздействия можно отнести межгосударственную инновационную и научно-техническую  политику и законодательство. Функциями  внутреннего воздействия создания инноваций в странах-участниках СНГ выступают приоритеты их национального  развития и конкретные проекты. Организационный  механизм межгосударственного регулирования  инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо  или косвенно заинтересованных стран  и в то же время создать условия  для согласованного принятия мер  по стимулированию инноваций. Для реализации социально ориентированной инновационной  политики следует выделять главные  приоритеты финансовой и экономической  стабилизации, а также ведущие  направления развития экономики  на основе инновационной стратегии. При этом, важно достичь стабильности и согласованности социально-экономических систем. Страны СНГ, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая научной базой, должны производить наукоемкую продукцию. Стимулирование развития кооперации и интеграции науки и производства стран Содружества является главным направлением государственной поддержки становления наукоемких отраслей. Ускорению развития высокотехнологичных отраслей будут способствовать межгосударственные программы становления и развития инфраструктуры, обслуживающей инновационный процесс. Следует предпринять меры по организации обмена информацией, отвечающего потребностям технологической и структурной перестройки. Целесообразно создание межгосударственной системы информационных центров, занимающихся сбором и анализом информации, необходимой для осуществления инновационными предприятиями как стратегического планирования, так и текущего управления. Необходимо использовать рыночные механизмы для решения поставленных задач и достижения конечной цели – перехода к инновационной экономике. Без решения основных организационно-экономических проблем инновационного развития экономики стран СНГ экономический рост не будет ни достаточно устойчивым, ни конкурентоспособным, поскольку существующие условия хозяйствования обеспечивают лишь выпуск устаревшей продукции, неконкурентоспособной не только на мировом, но и на внутреннем рынке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. Инновационная деятельность  в России и в СНГ. 

      В конце ХХ века одним из основных условий экономического развития ведущих  государств мира стал рост конкурентоспособности  и обеспечение лидирующих позиций  национальной промышленности на международных  рынках высокотехнологичной продукции, что, как показывает мировая практика, возможно лишь на основе перевода экономик на путь инновационного развития.

      Состояние и развитие высокотехнологичного комплекса  России общемировым тенденциям в полной мере не отвечает. В 90-е годы воспроизводственный цикл создания и внедрения инноваций оказался разорванным, исчезло очень важное связующее звено между разработчиками и потребителями.

      Начиная с 2000 г., наметился незначительный рост инновационно-активных предприятий (с 8,8% до 9,6 % - в 2001 г., 9,8% - в 2002 г., 10,3% - в 2003 г.), но несмотря на это их количество явно недостаточно (в развитых странах сопоставимые показатели – 25-30%). Доля высокотехнологичной продукции в общем объеме отгруженной продукции составляет 3-4,5% (по оценкам, пороговое значение - 15%).

      Несмотря  на относительно высокий уровень и эффективность исследовательской работы в РФ, официальная статистика свидетельствует о низких показателях инновационной деятельности: доля инновационно-активных предприятий составляет в промышленности меньше 10%, доля новой техники и технологий в промышленном производстве еще меньше, на приобретение новых технологий тратятся незначительные суммы. Однако, ситуация во многих областях меняется к лучшему; сотрудничество в инновационной сфере позволит активизировать создание новых предприятий и компаний, готовых производить и использовать новые технологии.

      Следует отметить то, что государственная политика РФ и государств Содружества в области инноваций и формируемая инновационная инфраструктура не объединены единой концепцией развития, что в итоге приводит к отсутствию должной мотивации в области трансфера технологий. Государства - участники СНГ обладают мощным инновационным потенциалом, который без интеграции до сих пор существует лишь в виде потенциала в чистом виде – не используемом в надлежащих объемах.

      Без преувеличения можно сказать, что  отсутствие четкой и внятной программы  инновационного развития стран Содружества  угрожает национальной безопасности наших  стран. Это связано с тем, что  уже через 3-4 года государства Содружества  будут не способны собственным научно-промышленным комплексом обеспечить потребности  своих экономик. Они будут вынуждены закупать техники и технологии, попадая в зависимость от внешних источников.

      Для решения основных задач инновационного развития должны быть использованы следующие  преимущества экономики стран СНГ:

      - природные ресурсы, развитая минерально-сырьевая  база и транспортная инфраструктура;

      - значительный технологический потенциал  оборонных и смежных с ними  гражданских отраслей промышленности;

      - резерв производственных мощностей  по выпуску массовой, относительно  дешевой продукции, способной  найти сбыт на внутреннем рынке,  а также на рынках ряда развивающихся  стран; 

      - значительный научно-технический  потенциал, большое количество  патентов, ноу-хау, высококвалифицированные  научные кадры; 

      - система высшего образования  мирового уровня.

      Однако  необходимо учитывать и такие  факторы, как:

      - дефицит денежных ресурсов, непосредственно  влияющий на инновационную активность  производств реального сектора  экономики; 

      - технологическая отсталость и,  как следствие, низкая конкурентоспособность  продукции отдельных отраслей  промышленности;

      - неразвитость сферы малых инновационных  предприятий, обладающих необходимой  гибкостью для быстро меняющихся  условий рынка; 

      -отсутствие  разветвленной инновационной инфраструктуры;

      - несовершенство, а кое-где и отсутствие  нормативно-правовой базы инновационной  деятельности;

      - слабая работа в области защиты  прав интеллектуальной собственности. 

      Решение указанных проблем возможно только в рамках создаваемого межгосударственного  инновационного пространства, объединяющего  ресурсы национальных инновационных  систем и придающего устойчивый и, главное, системный характер инновационному развитию.

      Сегодня страны СНГ стоят перед реальными  вызовами найти достойное место  в складывающейся мировой табели о рангах и их готовности эффективно ответить на эти вызовы. Либо страны найдут в себе силы, умение и ресурсы, необходимые для долгосрочной кропотливой работы по выстраиванию сложной конструкции национальной экономики XXI века, либо мировая экономика сама последовательно «выстроит» на территории постсоветских государств свой сегмент, который в полной мере будет отвечать ее потребностям, но в очень малой мере будет соответствовать национальным интересам стран СНГ. Говоря о наиболее общих причинах, тормозящих переход государств – участников СНГ на путь инновационного развития, следует выделить следующие. Прежде всего, в государствах Содружества еще не завершены свои рыночные преобразования, поэтому многие рыночные механизмы еще не работают. Так, не закончены процессы приватизации, слабо развита кредитно-финансовая система: ограниченные функции выполняет банковский капитал, не развиты фондовые рынки. В условиях крайнего дефицита финансовых средств в государствах - участниках СНГ до сих пор не созданы эффективные механизмы перелива финансовых потоков из сырьевых в высокотехнологичные отрасли. Большинство государств не имеют четко определенного стратегического курса экономического развития. В таких условиях разрабатываемые стратегии инновационного развития существуют оторвано от реальной экономической практики и могут быть представлены лишь в обобщенном виде. Как правило, принятые концепции носят рамочный характер, в них определяются лишь общие цели и задачи инновационного развития, которые позволяют ответить на вопрос что необходимо сделать в направлении желаемого вектора развития. Однако ответы на вопрос как этого достичь, какими способами и с помощью каких механизмов остаются за рамками принятых документов. При реализации курса на инновационный путь развития, в государствах – участниках СНГ наблюдается несколько упрощенный и односторонний взгляд на содержание национальных инновационных систем.

      Главное — высокий темп создания и освоения новых технологий и преобладание сложных, наукоемких производств, а важнейшими предпосылками создания инновационных экономик считается наличие высокоразвитого научного комплекса и соответствующей индустриальной базы. Именно на этом фокусируется внимание разрабатываемых программных документов.

      Сегодня можно привести немало примеров стран, которые не занимают лидирующих позиций  в науке, но тем не менее демонстрируют впечатляющие успехи инновационного развития. Нидерланды, Бельгия, Ирландия, Исландия, Финляндия, ряд других малых и средних стран Европы, а также Корея, Тайвань, Таиланд, Малайзия имеют динамичные, все более интегрирующиеся в мировую экономику хозяйственные системы. Причем нередко они даже опережают по темпам и качеству развития признанных «научных гигантов». Поэтому дело не только в том, имеет ли страна высокоразвитую науку, многоотраслевую промышленность и образованное население, а еще и в том, в какой мере ее хозяйственной системе присуща «инновационная мотивация», способность динамичного отклика на возникающие потребности рынков. Экономика может быть названа инновационной, если во всех ее секторах присутствуют динамизм, готовность к конкуренции, поиску и освоению новых рынков.

      Важным  недостатком при формировании модели инновационного развития экономики  в государствах - участниках СНГ  является также копирование опыта  промышленно развитых стран, без  учета национальных особенностей и  степени завершенности рыночных реформ. В результате многие принимаемые меры по формированию национальных инновационных систем не приносят желаемого результата. Так, необходимым атрибутом инновационного развития на Западе является венчурное финансирование и создание венчурных фирм. Однако в государствах - участниках СНГ пока не созданы предпосылки для распространения такого опыта. В условиях неразвитости финансовой системы, отсутствия соответствующих организационных и правовых механизмов попытка создать венчурный бизнес наталкивается на непреодолимые препятствия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Практическая часть

1. Исходные данные

     Таблица 1

Наименование  параметра Обозначение Значение
Новая продукция   Зубоврачебное кресло с использованием новых методов  лечения
Предприятие   Предприятие точного  машиностроения, выпускающее оборонную  продукцию и располагающее современными технологиями. Элементы продукции стандартизированы, соблюдается режим секретности.
Затраты на разработку, тыс. руб.:    
- прикладные  исследования   800
- техническое  предложение   120
- эскизный  проект   200
- технический  проект   5000
- рабочая  документация   8000
- корректировка  документации   1000
Предельный  уровень распространения кресел, шт. Nmax 32000
Объем опытной партии n o 50
Задача  в освоении рынка - За 3 года достигнуть уровня распространения 6000 штук
Отношение изменчивости доходности инвестиций в  данной отрасли к изменчивости доходности инвестиций в целом по экономике β 1
Валовая прибыль с продажи одного станка в ценах нулевого периода, тыс. руб. - 10
Стоимость лицензии, тыс. руб. - 2000
Дополнительные  затраты на маркетинг - 20% от объема продаж

Информация о работе Инновационная деятельность в ЕС, возможности и ограничения использования европейского опыта