Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:59, курсовая работа
В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» поставлена задача перехода страны на инновационный путь развития. Для достижения этой цели необходимо добиться повышения инновационной активности российской промышленности, адаптировать научно-исследовательский комплекс к условиям рыночного хозяйства, усилить взаимодействие государственного и частного секторов формирующейся новой национальной инновационной системы. Решение этих задач зависит от выработки эффективной научно-технической, инновационной и промышленной политики.
Введение…………………………………………………………………………………………………….3
1. Мировой опыт реализации программ инновационного развития……………………………………………………………………………………………………….………6
2. Роль международных объединений в межгосударственном инновационном сотрудничестве…………………………………………………………………………………………………….………….8
3. Роль государства в формировании национальных инновационных систем. Организационно-экономические проблемы инновационного развития экономики государств СНГ……………………………………………………………………………………………………………….12
4. Инновационная деятельность в России и в СНГ……………………………………………………..18
II. Практическая часть……………………………………………………………………………………………………22
Исходные данные…………………………………………………………………………………………………........22
Характеристика нововведений…………………………………………………………………………………….23
План работы по осуществлению нововведения………………………………………………………….30
Расчет показателей проекта………………………………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………………………………….…………………42
Список используемой литературы………………………………………………………………………………..43
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-
Кафедра
управления
Курсовая работа:
«Инновационная деятельность в ЕС, возможности и ограничения использования европейского опыта»
по
дисциплине «Инновационный
менеджмент»
Выполнил:
студент 5-го курса группы 1-МО-5
Шекихачев
Фуад
Преподаватель
Аристова М. В.
Санкт-Петербург
2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………
2. Роль международных
объединений в
3. Роль государства
в формировании национальных
инновационных систем.
4.
Инновационная деятельность в
России и в СНГ…………………………………………
II.
Практическая часть…………………………………………………………………
Исходные
данные………………………………………………………………
Характеристика нововведений………………………………………………
План работы по осуществлению
нововведения………………………………………………
Расчет показателей проекта……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы…………………
Введение
В
«Основах политики Российской Федерации
в области развития науки и
технологий на период до 2010 года и дальнейшую
перспективу» поставлена задача перехода
страны на инновационный путь развития.
Для достижения этой цели необходимо
добиться повышения инновационной
активности российской промышленности,
адаптировать научно-исследовательский
комплекс к условиям рыночного хозяйства,
усилить взаимодействие государственного
и частного секторов формирующейся
новой национальной инновационной
системы. Решение этих задач зависит
от выработки эффективной научно-
В
этой связи интерес может
В
2000 г. Европейский Союз взял курс на
создание к 2010 г. наиболее конкурентоспособной
в мире динамичной экономики, основанной
на знаниях. В этой связи приоритетными
направлениями деятельности ЕС стали
три области: научно-техническая, инновационная
и образовательная. В частности,
к уже существующей Рамочной программе
НИОКР планируется добавить новую
Рамочную программу по конкурентоспособности
и инновациям (2007–2013 гг.), а также
Программу интегрированных
В 2003 г. Европейская Комиссия разработала «дорожную карту» (план конкретных действий по стимулированию инвестиций в НИОКР), предусматривающую изменение приоритетов в инновационной политике стран ЕС, цель которых:
На
2006-2010 гг. (7-я Рамочная программа
НИОКР ЕС) намечено дальнейшее развитие
европейской кооперации по наиболее
передовым научно-техническим
В отличие от 6-ой Программы, концентрирующей усилия на создании и структурировании единого инновационного пространства, в 7-ой Программе основной акцент будет сделан на стратегических тематических направлениях с учетом интересов частного бизнеса. Предусмотренное удвоение единого исследовательского бюджета станет «локомотивом» увеличения расходов на НИОКР как в государственном, так и частном секторах.
1.
Мировой опыт реализации
программ инновационного
развития
Современный
этап мирохозяйственного развития характеризуется
ускоренными темпами научно-
В настоящее время в развитых странах Запада на долю новых или усовершенствованных технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения, приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта. Они концентрируют у себя более 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких технологий, объем которого сегодня оценивается в 2,5 - 3 трлн. долл., что превосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов. Предполагается, что через 15 лет он достигнет 4 трлн. долл.
Прибыль, получаемая от реализации наукоемкой продукции, огромна. Ежегодно объемы экспорта наукоемкой продукции приносят США – около 700 млрд. долл., Германии – 530, Японии – 400 млрд. долл.
Наиболее
динамично развивается обмен
технологиями и услугами. Если в
начале 90-х годов годовой объем
мировой торговли патентами, лицензиями,
ноу-хау и промышленными
О значимости экспорта услуг для национальной экономики можно судить по их объему. Так, согласно данным ВТО, мировой экспорт услуг в 2002 г. был равен 1,6 трл. долл., из которых 17,4% (280 млрд. долл.) приходилось на долю США – лидеру в этой области. На долю сектора услуг приходилось 76% ВВП, произведенного частным сектором США.
Развитые страны по существу уже "оккупировали" этот самый быстрорастущий и поэтому наиболее перспективный (с точки зрения экспортных доходов) инновационно-технологический сегмент мирового рынка, где главными игроками являются транснациональные корпорации ведущих индустриальных стран.
Из
50 самых передовых
Бесспорным
лидером мирового инновационного процесса
являются сегодня США. В 2003 г. на долю
США приходилось более 50% крупных
нововведений, генерируемых в развитых
странах. Страны Западной Европы и Япония,
обладая высокой
В
целях сокращения этого разрыва
Европейский Союз в 2000 г. на Лиссабонском
саммите поставил перед собой
достаточно амбициозную задачу –
к 2010 г. превратить европейский регион
в наиболее динамичный, обладающий
конкурентоспособной и самой
высокоразвитой экономикой мира. Подготовка
перехода к конкурентоспособной и динамичной
экономике, базирующейся на знании, включает
в себя, прежде всего, решение таких задач,
как реализация плана «Электронная Европа»,
предполагающего создание высококачественной
коммуникационной структуры на европейском
пространстве, развитие информационных
технологий и телекоммуникаций. В погоне
за лидерами свою долю на мировом технологическом
пространстве увеличили так называемые
новые индустриальные государства Юго-Восточной
Азии и Китай. Сегодня их доля в мировом
экспорте наукоемких изделий составляет
уже около 15%. Соответственно окреп их
суверенитет и увеличился вес в международных
делах. Примером увеличения темпов экономического
роста может служить Китай. В последнее
десятилетие объем продукции отраслей
новейших технологий вырос за этот период
в 27 раз, а их доля в валовом промышленном
продукте увеличилась с 8,1 до 35,4%. Объем
экспорта высокотехнологичной продукции
увеличивается в среднем на 22% в год. Китайскими
приоритетами в науке и технике являются
крупномасштабные интегрированные сети,
программное обеспечение и системы информационной
безопасности.