Инновационная деятельность в ЕС, возможности и ограничения использования европейского опыта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» поставлена задача перехода страны на инновационный путь развития. Для достижения этой цели необходимо добиться повышения инновационной активности российской промышленности, адаптировать научно-исследовательский комплекс к условиям рыночного хозяйства, усилить взаимодействие государственного и частного секторов формирующейся новой национальной инновационной системы. Решение этих задач зависит от выработки эффективной научно-технической, инновационной и промышленной политики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………….3
1. Мировой опыт реализации программ инновационного развития……………………………………………………………………………………………………….………6
2. Роль международных объединений в межгосударственном инновационном сотрудничестве…………………………………………………………………………………………………….………….8
3. Роль государства в формировании национальных инновационных систем. Организационно-экономические проблемы инновационного развития экономики государств СНГ……………………………………………………………………………………………………………….12
4. Инновационная деятельность в России и в СНГ……………………………………………………..18
II. Практическая часть……………………………………………………………………………………………………22
Исходные данные…………………………………………………………………………………………………........22
Характеристика нововведений…………………………………………………………………………………….23
План работы по осуществлению нововведения………………………………………………………….30
Расчет показателей проекта………………………………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………………………………….…………………42
Список используемой литературы………………………………………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 113.36 Кб (Скачать)

      Федеральное агентство по образованию

      Санкт-Петербургский  государственный

      архитектурно-строительный университет 

      Кафедра управления 
 

      Курсовая  работа:

      «Инновационная деятельность в ЕС, возможности и ограничения использования европейского опыта»

      по  дисциплине «Инновационный менеджмент» 
 
 

      Выполнил:

      студент 5-го курса группы  1-МО-5

      Шекихачев Фуад 

      Преподаватель

            Аристова М. В. 
 
 
 
 
 

      Санкт-Петербург

      2011 г.

 

      

      Содержание 

      Введение…………………………………………………………………………………………………….3

    1. 1. Мировой опыт реализации программ инновационного развития……………………………………………………………………………………………………….………6

    2. Роль международных  объединений в межгосударственном  инновационном сотрудничестве…………………………………………………………………………………………………….………….8

    3. Роль государства  в формировании национальных  инновационных систем.             Организационно-экономические проблемы  инновационного развития экономики  государств СНГ……………………………………………………………………………………………………………….12

      4. Инновационная деятельность в  России и в СНГ……………………………………………………..18

      II. Практическая часть……………………………………………………………………………………………………22

      Исходные  данные…………………………………………………………………………………………………........22

       Характеристика нововведений…………………………………………………………………………………….23

       План работы по осуществлению нововведения………………………………………………………….30

          Расчет показателей проекта………………………………………………………………………………………….34

       Заключение………………………………………………………………………………………………….…………………42

       Список  используемой литературы………………………………………………………………………………..43 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Введение

      В «Основах политики Российской Федерации  в области развития науки и  технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» поставлена задача перехода страны на инновационный путь развития. Для достижения этой цели необходимо добиться повышения инновационной  активности российской промышленности, адаптировать научно-исследовательский  комплекс к условиям рыночного хозяйства, усилить взаимодействие государственного и частного секторов формирующейся  новой национальной инновационной  системы. Решение этих задач зависит  от выработки эффективной научно-технической, инновационной и промышленной политики.

      В этой связи интерес может представить  опыт Евросоюза и отдельных стран  Западной Европы по стимулированию инновационной  деятельности, многие элементы которого могут быть использованы и в России. В ЕС за последнее десятилетие  произошли значительные изменения  в инновационной политике и механизмах стимулирования инновационной деятельности как на наднациональном уровне, так  и в рамках отдельных стран  и регионов.

      В 2000 г. Европейский Союз взял курс на создание к 2010 г. наиболее конкурентоспособной  в мире динамичной экономики, основанной на знаниях. В этой связи приоритетными  направлениями деятельности ЕС стали  три области: научно-техническая, инновационная  и образовательная. В частности, к уже существующей Рамочной программе  НИОКР планируется добавить новую  Рамочную программу по конкурентоспособности  и инновациям (2007–2013 гг.), а также  Программу интегрированных действий по непрерывному образованию. В развитие этой стратегии предусмотрены кардинальные меры по укреплению научно-технического потенциала – увеличение расходов на НИОКР с текущих 1,9% до 3,0% ВВП (на 2/3 за счет инвестиций частной промышленности и на 1/3 – государственных расходов), а также расширение панъевропейского сотрудничества в рамках европейской  Рамочной программы НИОКР. Основой  новой научно-технической политики Брюсселя стало создание Европейского научного и инновационного пространства (ожидается, что рост расходов на НИОКР  до 3-х процентного уровня даст дополнительный годовой прирост ВВП в размере 0,5% и приведет после 2010 года к созданию ежегодно по 400 тыс. дополнительных рабочих  мест).

      В 2003 г. Европейская Комиссия разработала  «дорожную карту» (план конкретных действий по стимулированию инвестиций в НИОКР), предусматривающую изменение  приоритетов в инновационной  политике стран ЕС, цель которых:

    • повышение эффективности государственной поддержки исследований и инноваций, обеспечение необходимыми кадровыми ресурсами, улучшение исследовательской базы в государственном секторе, усиление стимулирующего эффекта государственного финансирования на инвестиции в НИОКР частного бизнеса;
    • переориентация государственных ресурсов на исследования и инновации путем увеличения эффективности государственных расходов, улучшения правил государственной помощи бизнесу и государственных контрактов;
    • улучшение инновационной среды, в частности, охраны интеллектуальной собственности, правил конкуренции, финансовых рынков и налоговых систем.

      На 2006-2010 гг. (7-я Рамочная программа  НИОКР ЕС) намечено дальнейшее развитие европейской кооперации по наиболее передовым научно-техническим направлениям, в числе которых: построение информационного  общества (главный тематический приоритет), биотехнология и геномика, нанотехнология и новые материалы, космос, безопасность и т.д. В организационном плане  сотрудничество будет идти по таким  направлениям как:

    • создание центров «превосходства»;
    • запуск технологических инициатив («платформ», «карт» и т.д.);
    • стимулирование фундаментальных исследований путем развития конкуренции между исследовательскими группами;
    • создание условий для предотвращения оттока кадров и для привлечения наиболее квалифицированных зарубежных исследователей;
    • развитие исследовательской инфраструктуры;
    • улучшение координации национальных программ НИОКР.

      В отличие от 6-ой Программы, концентрирующей  усилия на создании и структурировании единого инновационного пространства, в 7-ой Программе основной акцент будет  сделан на стратегических тематических направлениях с учетом интересов  частного бизнеса. Предусмотренное  удвоение единого исследовательского бюджета станет «локомотивом» увеличения расходов на НИОКР как в государственном, так и частном секторах.

 

      

      1. Мировой опыт реализации  программ инновационного  развития 

      Современный этап мирохозяйственного развития характеризуется  ускоренными темпами научно-технического прогресса и возрастающей интеллектуализацией  основных факторов производства. Интенсивное  проведение исследований и разработка на их основе новейших технологий, выход  с ними на мировые рынки и развертывание  международной интеграции в научно-производственной сфере в рамках формирующейся  глобальной экономики фактически уже  стали стратегической моделью экономического роста для индустриально развитых стран. Причем интеллектуальные ресурсы  вкупе с новейшими технологиями не только определяют перспективы хозяйственного роста, но и служат показателем уровня экономической независимости и  благосостояния страны, ее национального  статуса. Их встроенность в систему  глобальных экономических связей превращается в один из важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность национальных экономик, смыслом взаимодействия которых  все отчетливее становится ориентация на создание технологических инноваций общемирового применения, имеющих перспективные международные рынки сбыта и интегрирующих инновационные системы отдельных стран и регионов.

      В настоящее время в развитых странах  Запада на долю новых или усовершенствованных  технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения, приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта. Они  концентрируют у себя более 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких  технологий, объем которого сегодня  оценивается в 2,5 - 3 трлн. долл., что  превосходит рынок сырьевых и  энергетических ресурсов. Предполагается, что через 15 лет он достигнет 4 трлн. долл.

      Прибыль, получаемая от реализации наукоемкой продукции, огромна. Ежегодно объемы экспорта наукоемкой продукции приносят США  – около 700 млрд. долл., Германии – 530, Японии – 400 млрд. долл.

      Наиболее  динамично развивается обмен  технологиями и услугами. Если в  начале 90-х годов годовой объем  мировой торговли патентами, лицензиями, ноу-хау и промышленными образцами  оценивался в диапазоне 20-50 млрд. долл., то к настоящему времени он достиг примерно 500 млрд. долл., а экспорт  услуг удвоился в значительной мере за счет услуг интеллектуального  содержания.

      О значимости экспорта услуг для национальной экономики можно судить по их объему. Так, согласно данным ВТО, мировой экспорт  услуг в 2002 г. был равен 1,6 трл. долл., из которых 17,4% (280 млрд. долл.) приходилось на долю США – лидеру в этой области. На долю сектора услуг приходилось 76% ВВП, произведенного частным сектором США.

      Развитые  страны по существу уже "оккупировали" этот самый быстрорастущий и поэтому  наиболее перспективный (с точки  зрения экспортных доходов) инновационно-технологический  сегмент мирового рынка, где главными игроками являются транснациональные  корпорации ведущих индустриальных стран.

      Из 50 самых передовых макротехнологий, обеспечивающих производство наукоемкой продукции в области аэрокосмической  техники, автоматизированного оборудования и информационной техники, электроники, фармацевтики, точных и измерительных  приборов, электрооборудования и  т.д. Сорока шестью макротехнологиями  обладают сегодня развитые страны, контролирующие 4/5 мирового производства науко- и техноемких изделий. Из этих технологий 22 контролируются США, 8-10 – Германией, 6-8 - Японией, по 3-5 Великобританией и Францией, по одной приходится на Швецию, Норвегию, Италию и Швейцарию. Другие страны контролируют лишь 3–4 такие технологии. По 1–2 критических макротехнологий из ведущих индустриальных государств имплантировано в Сингапур, Тайвань и Китай.

      Бесспорным  лидером мирового инновационного процесса являются сегодня США. В 2003 г. на долю США приходилось более 50% крупных  нововведений, генерируемых в развитых странах. Страны Западной Европы и Япония, обладая высокой технологической  культурой, тем не менее, пока уступают американцам, практически монополизировавшим основные «прорывные» технологии последних  десятилетий.

      В целях сокращения этого разрыва  Европейский Союз в 2000 г. на Лиссабонском саммите поставил перед собой  достаточно амбициозную задачу –  к 2010 г. превратить европейский регион в наиболее динамичный, обладающий конкурентоспособной и самой  высокоразвитой экономикой мира. Подготовка перехода к конкурентоспособной и динамичной экономике, базирующейся на знании, включает в себя, прежде всего, решение таких задач, как реализация плана «Электронная Европа», предполагающего создание высококачественной коммуникационной структуры на европейском пространстве, развитие информационных технологий и телекоммуникаций. В погоне за лидерами свою долю на мировом технологическом пространстве увеличили так называемые новые индустриальные государства Юго-Восточной Азии и Китай. Сегодня их доля в мировом экспорте наукоемких изделий составляет уже около 15%. Соответственно окреп их суверенитет и увеличился вес в международных делах. Примером увеличения темпов экономического роста может служить Китай. В последнее десятилетие объем продукции отраслей новейших технологий вырос за этот период в 27 раз, а их доля в валовом промышленном продукте увеличилась с 8,1 до 35,4%. Объем экспорта высокотехнологичной продукции увеличивается в среднем на 22% в год. Китайскими приоритетами в науке и технике являются крупномасштабные интегрированные сети, программное обеспечение и системы информационной безопасности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Инновационная деятельность в ЕС, возможности и ограничения использования европейского опыта