Инновационная деятельность в ЕС, возможности и ограничения использования европейского опыта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» поставлена задача перехода страны на инновационный путь развития. Для достижения этой цели необходимо добиться повышения инновационной активности российской промышленности, адаптировать научно-исследовательский комплекс к условиям рыночного хозяйства, усилить взаимодействие государственного и частного секторов формирующейся новой национальной инновационной системы. Решение этих задач зависит от выработки эффективной научно-технической, инновационной и промышленной политики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………….3
1. Мировой опыт реализации программ инновационного развития……………………………………………………………………………………………………….………6
2. Роль международных объединений в межгосударственном инновационном сотрудничестве…………………………………………………………………………………………………….………….8
3. Роль государства в формировании национальных инновационных систем. Организационно-экономические проблемы инновационного развития экономики государств СНГ……………………………………………………………………………………………………………….12
4. Инновационная деятельность в России и в СНГ……………………………………………………..18
II. Практическая часть……………………………………………………………………………………………………22
Исходные данные…………………………………………………………………………………………………........22
Характеристика нововведений…………………………………………………………………………………….23
План работы по осуществлению нововведения………………………………………………………….30
Расчет показателей проекта………………………………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………………………………….…………………42
Список используемой литературы………………………………………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 113.36 Кб (Скачать)

2. Роль международных  объединений в  межгосударственном  инновационном сотрудничестве.

           

            Во второй половине 90-х гг. правительства практически всех западноевропейских стран приняли программы стимулирования инновационной деятельности, направленные, прежде всего на распространение инноваций. Во всех странах Западной Европы были предприняты усилия по формированию структурных элементов и механизмов осуществления инновационной политики. По оценке Европейской Комиссии, наиболее благоприятный климат для развития инновационного предпринимательства создан в странах Северной Европы, что позволило им стать лидерами в инновационном развитии в западноевропейском регионе. Страны Северной Европы, а также Великобритания, Германия, Франция являются самыми активными участниками инновационного сотрудничества по линии ЕС.

      В ЕС накоплен наиболее обширный опыт развития инновационного сотрудничества в гражданской  области среди региональных экономических  интеграционных объединений. Стимулирование инновационного развития осуществляется посредством нескольких взаимосвязанных и взаимодополняющих каналов, включая Рамочную программу НИОКР, программу «Эврика», Структурные фонды.

      В настоящее время ЕС переходит  к новой стратегии стимулирования инноваций, предусматривающей рост расходов на НИОКР, создание единого научного и инновационного общеевропейского пространства, расширение горизонтальной и вертикальной координации инновационной политики, усиление регионального уровня инновационной политики. Европейский опыт по стимулированию интеграционных процессов в научно-технической деятельности, нацеленный на усиление конкурентных позиций на мировых рынках современной технологии, может быть полезен при конструировании моделей инновационного сотрудничества государств - участников СНГ. Приоритетными направлениями деятельности ЕС стали три области деятельности: научно-техническая, инновационная и образовательная. В частности, к уже существующей пятилетней Рамочной программе НИОКР планируется добавить новую программу по конкурентоспособности и инновациям (2007 – 2013 годы). В развитие этой стратегии предусмотрено: - принятие кардинальных мер по укреплению научно-технического потенциала - увеличение расходов на НИОКР с текущих 1,9% ВВП до 3,0% ВВП (на 1/3 за счет государственных расходов и на 2/3 - инвестиций частной промышленности); - развитие вертикальной и горизонтальной координации инновационной политики в ЕС; - дальнейшее углубление кооперации, создание единого Европейского исследовательского и инновационного пространства с учетом реалий расширения ЕС; - повышение эффективности государственной инновационной политики. Ожидается, что рост расходов на НИОКР до 30% уровня даст дополнительный годовой прирост ВВП в размере 0,5% и приведет к созданию ежегодно 400 тыс. дополнительных рабочих мест после 2010 год.

      Европейские программы Рамочная программе НИОКР  ЕС и программа «Эврика» вносят наибольший вклад в развитие сотрудничества между различными субъектами инновационной  деятельности. Совместные проекты осуществляются также в рамках программы КОСТ (Сотрудничество в области научных  и технических исследований), созданной  в 1970 году, и представляющей, в настоящее  время сетевую организацию. Механизм кооперации в рамках КОСТ основан  на принципе согласованных действий. Это означает, что участники совместно  разрабатывают проект, который затем  осуществляется в национальных центрах  за счет собственных источников финансирования. На заключительной стадии результаты исследований объединяются и обобщаются.

      С 1984 года все НИОКР, проводимые под  эгидой ЕС, объединены в пятилетние Рамочные программы НИОКР ЕС. Рамочная программа утверждается и осуществляется Советом министров ЕС. Она реализуется  через специальные программы  со своим бюджетом, составом участников и едиными правилами для всех членов ЕС. Специализированные программы  носят взаимодополняемый характер и охватывают все стадии инновационного процесса – от подготовки специалистов и проведения фундаментальных исследований до создания инновационных механизмов. Отдельные программы предназначены специально для обеспечения процесса инноваций.

      Основной  принцип действия ЕС – принцип  дополнительности, т.е. ЕС предпринимает  меры только тогда, когда страны-члены  не могут достичь данных целей  самостоятельно, или учитывая их важность и масштабность, они могут быть решены только под эгидой ЕС.

      Новые направления стратегии ЕС в инновационной  политике получили развитие в шестой Рамочной программе НИОКР ЕС. Эта  программа с бюджетом в 17, 5 млрд. евро. (на 17% больше, чем в пятой Рамочной программе) предусматривает создание единого Европейского исследовательского пространства (European Research Area - ERA), которое бы позволило объединить ресурсы всех европейских стран, включая страны-кандидаты, Россию, государства – участников СНГ и прочие третьи страны.

      Концепция ERA предусматривает:

      - создание научного пространства  без национальных границ, что  позволит сгладить различия в  уровнях научного и инновационного  развития между странами-участницами  ЕС, повысить конкурентоспособность  ЕС, увеличить число новых рабочих  мест;

      - повышение эффективности использования  финансовых ресурсов для привлечения  инвестиций в инновационную сферу; 

      - расширение мобильности научно-технических  кадров, особенно молодых ученых  и женщин, более активное привлечение  специалистов из третьих стран. 

      Седьмая Рамочная программа НИОКР ЕС на 2007-2013 годы намечает дальнейшее развитие европейской  кооперации по наиболее передовым научно-техническим  направлениям, в числе которых: построение информационного общества, биотехнология  и генная инженерия, нанотехнология и новые материалы, космос, безопасность и т.д.

      В новой программе ЕС по конкурентоспособности  и инновациям (2007-2013 годы), которая  будет тесно связана с Рамочной программой НИОКР, основное развитие получат  следующие направления:

      - укрепление конкурентоспособности европейских предприятий, прежде всего малого и среднего бизнеса;

      - стимулирование инновационного  процесса, включая создание экологически  «чистых» инноваций; 

      - ускорение создания инновационного  информационного общества;

      - стимулирование энергосбережения  и использование альтернативных  источников энергии во всех  секторах экономики, включая транспорт.  Основное значение инновационных программ ЕС состоит не столько в финансировании проектов, сколько в стимулировании европейской кооперации между различными субъектами НИОКР (научно-исследовательскими центрами, университетами, частными компаниями), координации инновационных политик стран-членов ЕС, выработке общей стратегии, а также в распространении наилучшего национального опыта создания инноваций.

      За  последние 10 лет в странах ЕС значительно  возросло значение регионального инновационного сотрудничества. В результате, три  уровня формирования региональной политики (политика, осуществляемая самими регионами, региональный компонент федеральной  инновационной политики и наднациональной  политики ЕС) очень тесно переплетаются  между собой.

      Благодаря активизации сотрудничества в Западной Европе на базе паневропейских программ («Рамочная программа НИОКР ЕС», «Эврика»), «технологических платформ», международных бизнес-«дорожных карт» образуются межнациональные исследовательские сети и международные консорциумы. В частности в Рамочной программе НИОКР ЕС и «Эврике» участвует более 500 крупнейших западноевропейских фирм, причем первая сотня компаний, в числе которых основные европейские ТНК, задействованы в половине проектов, как той, так и другой программ. Уже сформировался межстрановой европейский кластер новейших технологий, представляющий собой инновационный «коридор», протянувшийся от «Силиконового нагорья» в Ирландии, через «Лондонский треугольник», Париж к Северной Италии с ответвлением в страны Северной Европы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Роль государства  в формировании  национальных инновационных  систем. Организационно-экономические  проблемы инновационного  развития экономики  государств СНГ 

      В условиях перехода к инновационной  модели экономического развития государство  становится главным автором, вырабатывающим национальную стратегию развития, создающим  основные условия инновационного развития, механизмы саморегулирования и  становления эффективных институтов инновационной среды.

      Одной из важнейших причин возрастания  роли государства в условиях перехода к новой парадигме экономического развития состоит в том, что сам  рынок ориентирует частные компании на получение предсказуемых коммерческих результатов и высоких доходов  в краткосрочной перспективе, стремление к удерживанию лидерства на рынке, как за счет монопольного права на обладание отдельными факторами  производства (сырьем, технологиями и  пр.), так и за счет образования искусственных препятствий для других инновационных компаний.

      На  первый план выдвигается задача создания государством общих условий развития предпринимательства и инновационной  деятельности, создание среды, которая  стимулирует инновационный риск, способствует привлечению частного и иностранного капитала в создание наукоемкой продукции, стимулированию различных форм кооперации между  государственным, университетским  и предпринимательским секторами  научной и промышленной деятельности. Именно партнерство государства и частного бизнеса снижает риски неэффективных решений в сфере инновационной деятельности. Поэтому центр тяжести в решении проблемы соотношения государства и рынка переносится на аспекты их взаимной дополняемости, а не противопоставления одного другому. В этом контексте должны формироваться национальные инновационные системы.

      Основные  тенденции деятельности государства  в инновационной сфере развитых стран привели к формированию универсальных, проверенных мировой  практикой и доказавших свою эффективность  рекомендаций в отношении содержания и основных задач государственной  поддержки инновационной деятельности, к основным из которых можно отнести:

      - принятие соответствующих нормативно-правовых  решений в сферах, которые традиционно  закреплены за государством;

      - активно способствовать трансферу  технологий, созданных в зонах  традиционной ответственности государства; 

      - играть ведущую роль в кооперации  партнерства государства и частного  сектора во всех направлениях  инновационной деятельности, по  возможности участвовать в тех  или иных узлах «цепочки» создания  инновации имеющих как большую  общественную пользу, так и значимость  для частного сектора; 

      - фокусирование национальных усилий  на технологиях, являющихся критическими  для предприятий растущей экономики. 

      Чем радикальнее и глубже прорывы  в науке и технике, технологии и информационном обеспечении, тем  больше бизнес и общество возлагают  надежду именно на государство, его  ресурсы и институты. В настоящее  время научно-техническая общественность стран Содружества сходится во мнении, что альтернативы инновационному развитию экономики не существует. Опыт развитых стран – тому подтверждение. Сырьевая экономика, присущая большинству стран СНГ, делает их зависимой от конъюнктуры мировых цен на сырье, а их доля на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции уровне по различным оценкам ничтожно мала, например, в России всего 0,3%, при этом доля США – 36%, Японии – 30%. И это при наличии огромного научно-технического потенциала стран Содружества. Основными причинами низкой инновационной активности различные авторы считают несовершенство законодательно-правовой базы, отсутствие финансовых средств, непрозрачность экономик, неисполнение контрактов и законов, неблагоприятный инвестиционный экономический климат и др. Все это бесспорно так, однако, главная причина, заключается в прямой заинтересованности крупного частного бизнеса в продаже сырьевых ресурсов, поскольку возможно получение несоизмеримой с затратами прибыли. В настоящий момент времени необходимо вести речь об изменении идеологии, что невероятно сложно и не является предметом данного исследования. Можно выделить три основных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:

      −страны, ориентированные на лидерство в  науке, реализацию крупномасштабных целевых  проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как  правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе;

      −страны, ориентированные на распространение  нововведений, создание благоприятной  инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики;

      −страны, стимулирующие нововведения путем  развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к  достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных  секторов в области науки и  технологий.

Информация о работе Инновационная деятельность в ЕС, возможности и ограничения использования европейского опыта