Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:59, курсовая работа
В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» поставлена задача перехода страны на инновационный путь развития. Для достижения этой цели необходимо добиться повышения инновационной активности российской промышленности, адаптировать научно-исследовательский комплекс к условиям рыночного хозяйства, усилить взаимодействие государственного и частного секторов формирующейся новой национальной инновационной системы. Решение этих задач зависит от выработки эффективной научно-технической, инновационной и промышленной политики.
Введение…………………………………………………………………………………………………….3
1. Мировой опыт реализации программ инновационного развития……………………………………………………………………………………………………….………6
2. Роль международных объединений в межгосударственном инновационном сотрудничестве…………………………………………………………………………………………………….………….8
3. Роль государства в формировании национальных инновационных систем. Организационно-экономические проблемы инновационного развития экономики государств СНГ……………………………………………………………………………………………………………….12
4. Инновационная деятельность в России и в СНГ……………………………………………………..18
II. Практическая часть……………………………………………………………………………………………………22
Исходные данные…………………………………………………………………………………………………........22
Характеристика нововведений…………………………………………………………………………………….23
План работы по осуществлению нововведения………………………………………………………….30
Расчет показателей проекта………………………………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………………………………….…………………42
Список используемой литературы………………………………………………………………………………..43
2. Роль международных объединений в межгосударственном инновационном сотрудничестве.
Во второй половине 90-х гг. правительства практически всех западноевропейских стран приняли программы стимулирования инновационной деятельности, направленные, прежде всего на распространение инноваций. Во всех странах Западной Европы были предприняты усилия по формированию структурных элементов и механизмов осуществления инновационной политики. По оценке Европейской Комиссии, наиболее благоприятный климат для развития инновационного предпринимательства создан в странах Северной Европы, что позволило им стать лидерами в инновационном развитии в западноевропейском регионе. Страны Северной Европы, а также Великобритания, Германия, Франция являются самыми активными участниками инновационного сотрудничества по линии ЕС.
В ЕС накоплен наиболее обширный опыт развития инновационного сотрудничества в гражданской области среди региональных экономических интеграционных объединений. Стимулирование инновационного развития осуществляется посредством нескольких взаимосвязанных и взаимодополняющих каналов, включая Рамочную программу НИОКР, программу «Эврика», Структурные фонды.
В
настоящее время ЕС переходит
к новой стратегии
Европейские программы Рамочная программе НИОКР ЕС и программа «Эврика» вносят наибольший вклад в развитие сотрудничества между различными субъектами инновационной деятельности. Совместные проекты осуществляются также в рамках программы КОСТ (Сотрудничество в области научных и технических исследований), созданной в 1970 году, и представляющей, в настоящее время сетевую организацию. Механизм кооперации в рамках КОСТ основан на принципе согласованных действий. Это означает, что участники совместно разрабатывают проект, который затем осуществляется в национальных центрах за счет собственных источников финансирования. На заключительной стадии результаты исследований объединяются и обобщаются.
С
1984 года все НИОКР, проводимые под
эгидой ЕС, объединены в пятилетние
Рамочные программы НИОКР ЕС. Рамочная
программа утверждается и осуществляется
Советом министров ЕС. Она реализуется
через специальные программы
со своим бюджетом, составом участников
и едиными правилами для всех
членов ЕС. Специализированные программы
носят взаимодополняемый
Основной принцип действия ЕС – принцип дополнительности, т.е. ЕС предпринимает меры только тогда, когда страны-члены не могут достичь данных целей самостоятельно, или учитывая их важность и масштабность, они могут быть решены только под эгидой ЕС.
Новые направления стратегии ЕС в инновационной политике получили развитие в шестой Рамочной программе НИОКР ЕС. Эта программа с бюджетом в 17, 5 млрд. евро. (на 17% больше, чем в пятой Рамочной программе) предусматривает создание единого Европейского исследовательского пространства (European Research Area - ERA), которое бы позволило объединить ресурсы всех европейских стран, включая страны-кандидаты, Россию, государства – участников СНГ и прочие третьи страны.
Концепция ERA предусматривает:
-
создание научного
-
повышение эффективности
-
расширение мобильности научно-
Седьмая Рамочная программа НИОКР ЕС на 2007-2013 годы намечает дальнейшее развитие европейской кооперации по наиболее передовым научно-техническим направлениям, в числе которых: построение информационного общества, биотехнология и генная инженерия, нанотехнология и новые материалы, космос, безопасность и т.д.
В новой программе ЕС по конкурентоспособности и инновациям (2007-2013 годы), которая будет тесно связана с Рамочной программой НИОКР, основное развитие получат следующие направления:
-
укрепление
- стимулирование инновационного процесса, включая создание экологически «чистых» инноваций;
-
ускорение создания
-
стимулирование
За последние 10 лет в странах ЕС значительно возросло значение регионального инновационного сотрудничества. В результате, три уровня формирования региональной политики (политика, осуществляемая самими регионами, региональный компонент федеральной инновационной политики и наднациональной политики ЕС) очень тесно переплетаются между собой.
Благодаря
активизации сотрудничества в Западной
Европе на базе паневропейских программ
(«Рамочная программа НИОКР ЕС»
3.
Роль государства
в формировании
национальных инновационных
систем. Организационно-экономические
проблемы инновационного
развития экономики
государств СНГ
В
условиях перехода к инновационной
модели экономического развития государство
становится главным автором, вырабатывающим
национальную стратегию развития, создающим
основные условия инновационного развития,
механизмы саморегулирования и
становления эффективных
Одной
из важнейших причин возрастания
роли государства в условиях перехода
к новой парадигме
На
первый план выдвигается задача создания
государством общих условий развития
предпринимательства и
Основные
тенденции деятельности государства
в инновационной сфере развитых
стран привели к формированию
универсальных, проверенных мировой
практикой и доказавших свою эффективность
рекомендаций в отношении содержания
и основных задач государственной
поддержки инновационной
-
принятие соответствующих
-
активно способствовать
-
играть ведущую роль в
-
фокусирование национальных
Чем
радикальнее и глубже прорывы
в науке и технике, технологии
и информационном обеспечении, тем
больше бизнес и общество возлагают
надежду именно на государство, его
ресурсы и институты. В настоящее
время научно-техническая
−страны,
ориентированные на лидерство в
науке, реализацию крупномасштабных целевых
проектов, охватывающих все стадии
научно-производственного
−страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики;
−страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий.