Информационные технологии и информационные системы в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 00:37, дипломная работа

Краткое описание

Переход к рыночным отношениям в экономике и научно-технический прогресс чрезвычайно ускорили темпы внедрения во все сферы социально-экономической жизни российского общества последних достижений в области информатизации. Термин «информатизация» впервые появился при создании локальных многотерминальных информационно-вычислительных систем и сетей массового обслуживания.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа - Информационные технологии и информационные системы в управлении.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

Сравнение итогов А2 и  П2 в сроки до 6 месяцев показывает тенденцию изменения текущей ликвидности в недалёком будущем. Текущая ликвидность свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) организации на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени.

ТЛ на конец года.=(А1+А2)-(П1+П2)=( 8 313 +28 005) - (6 442 +4085) = 25 791 тыс. рублей.

То есть на конец года текущая ликви     дность предприятия положительна. Так как второе неравенство соответствует условию абсолютной ликвидности баланса (А2>П2), то даже после погашения ЗАО “ВЭМ-1” краткосрочной дебиторской задолженности, предприятие  сможет погасить свои краткосрочные обязательства и ликвидность будет положительной. Можно отметить, что по сравнению с 2003  годом ситуация изменилась незначительно, т. е. текущая ликвидность снизилась на 639 тыс.руб., то есть всего на 2.42%.

 Проводимый по изложенной  схеме анализ ликвидности баланса  является приближенным. Более детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов (см. Приложение №11).

 

2.4.3. Характеристика имущества предприятия

 

Актив баланса позволяет  дать общую оценку имущества, находящегося в распоряжении предприятия. А также выделить в составе имущества оборотные (мобильные) и внеоборотные (иммобилизованные) средства. Имущество это основные фонды, оборотные средства и другие ценности, стоимость которых отражена в балансе.  Данные аналитических расчётов приведены в таблице.

Анализируя в динамике показатели таблицы можно отметить, что общая стоимость имущества предприятия уменьшилась за отчетный год на 16847 тыс. руб. или на 23.38%, в то время как за предыдущий год данный показатель увеличился на 26 516 тыс. руб., или на 58.22%. Уменьшение имущества предприятия в  2004 году можно охарактеризовать как позитивное, т. к. его снижение произошло за счет снижения заемных средств.

 

Рассмотрим  изменения в оборотных средствах.

В составе имущества  к началу отчетного года оборотные  средства составляли 88.32%. За прошедший период они снизились на 17125 тыс. рублей, а их удельный вес в стоимости активов предприятия снизился на 4.07% до 84.25%.

Доля наиболее мобильных  денежных средств и краткосрочных  финансовых вложений возросла на 0.23% (снизились  на -2914 тыс. рублей) в структуре оборотных средств. Но несмотря на снижение, доля их в структуре оборотных средств составила 17.87% на конец отчетного года.

 

 

В то же время менее  ликвидные средства – дебиторская  задолженность составила на начало года 68.87% оборотных средств, а на конец года 60.20%, такое снижение можно охарактеризовать позитивно. Ее абсолютное снижение на -15826 тыс. рублей (на 36.10%), способствовало снижению оборотных средств на 92.41% (-15826 / -17125 х 100%). На ООО “ВЭМ-1” данная задолженность является краткосрочной (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), что уменьшает риск не возврата долгов. Но наличие непогашенной дебиторской задолженности на конец года в сумме 28005 тыс. рублей свидетельствует об отвлечении части текущих активов на кредитовании потребителей готовой продукции (работ, услуг) и прочих дебиторов, фактически происходит иммобилизация этой части оборотных средств из производственного процесса.

Большими темпами росли  материальные оборотные средства, которые увеличились на 3635 тыс. рублей в  2004 году или на 58,3% , при подобном же росте в 2003 на 2 360 тыс. рублей или 60,9%. Доля их в общей стоимости оборотных средств в  2003  году упала с 10.68% до 9.80%, а в 2004 году доля материальных оборотных средств повысилась до 21.22% (+11.42%). Необходимо отметить что доля запасов в составе имущества на конец  2004 года составила 17.88%, т. е. имеет незначительный вес. Это говорит о том, что у предприятия нет переизбытка в запасах, то есть денежные средства в них не замораживаются.

С финансовой точки зрения структура оборотных средств  улучшилось по сравнению с предыдущим годом, т. к. доля менее ликвидных  активов (дебиторская задолженность) значительно уменьшилась. Это повысило их возможную ликвидность. Эффективность использования оборотных средств характеризуется прежде всего их оборачиваемостью. 

2.5. Выводы.

 

Мы можем сделать  следующие выводы:

  1. Значительная часть средств заморожена дебиторской задолженности. Причиной этого является не только сложившаяся практика работы с заказчиками, но и отсутствия финансового менеджмента на предприятии как такового.
  2. Неэффективная организация складского хозяйства. В результате чего мы имеем значительные складские запасы и так называемые «неликвиды».
  3. Неполное использование мощностей предприятия. Поскольку в советские времена в численность рабочих достигала 500 человек против 220 настоящих. Производственных участков было 5, сейчас их 3.

 

Эти проблемы создают  предпосылки для совершенствования  управления методами, которые будут рассмотрены ниже.

 

Глава 3. Направления совершенствования  деятельности предприятия

3.1.  Основные мероприятия   повышения эффективности работы  финансового менеджмента

 

Любое управленческое решение, будь то модернизация производства, переобучение кадров или разработка нового товара, лишь тогда может воплотиться в жизнь, когда обеспечено соответствующими средствами. Именно поэтому в выборе того или иного варианта решения финансовый аспект играет решающую роль, делая управление финансами, или финансовый менеджмент, важнейшей составляющей процесса управления организацией. В свою очередь, а тактике финансовый менеджмент организации в конечном итоге сводится к управлению её финансовыми потоками с целью максимизации материального благосостояния собственников организации. Следовательно, налаживание оптимального управления финансовыми потоками является одной из первоочередных задач руководства организации.  Дело в том, что поступления и выплаты денежных средств тесно взаимосвязаны. Недостаточность одного из этих элементов может повлиять на всю систему. Прекращение продаж влияет на жизненно важный процесс превращения готовой продукции в дебиторскую задолженность или денежные средства, что ведет в свою очередь к истощению денежных резервов. Неспособность пополнить эти резервы за счет таких ресурсов как собственный каптал, займы и кредиторская задолженность, может повлечь за собой прекращение производственной деятельности, в результате чего будет «потеряна» будущая реализация.  Длительное блокирование денежных потоков может вызвать неплатежеспособность.[37,5]

В ходе проведенного анализа  были выявлены следующие недостатки финансового состояния предприятия, отраженные в бухгалтерской отчетности за анализируемый период:

  1. недостаточное внимание уделяется сфере маркетинговых исследований рынка, это приводит к несбалансированной политике движения денежных  средств;
  2. высокий уровень дебиторской задолженности, и  недостаток денежных средств;
  3. увеличение количества запасов на складах, относительно объемов деятельности предприятия;
  4. нерентабельное использование  зданий вспомогательных цехов;

 

На предприятии  нет  четкой системы отслеживания оперативной  информации об изменении цен на рынке  товаров и услуг Стоимость  работ, предоставляемых самом обществом, имеет менее высокие темпы  роста, чем  стоимость  услуг сторонних организаций, сотрудничающих с субъектом. С этой точки зрения стоит  создать  систему мониторинга рынка услуг,  что позволит использовать наиболее связанную систему цена - затраты.

Недостаточность исследований  рынка, на котором действует предприятие, так же влияет на возникновение негативных последствий, отраженных в финансовой отчетности.

 Высокий удельный вес в оборотных средствах предприятия составляет дебиторская задолженность, её прирост в общей величине баланса составил в 2003 году 69,7%, а в 2004 году влияние изменения дебиторской задолженности снизилось.. Несмотря на то, что дебиторская задолженность призвана для получения прибыли в будущем, её высокий процент сдерживает развитие предприятия  в настоящее время, так как отвлекает большие суммы из производственного оборота. Кроме того, наблюдается рост просроченной дебиторской задолженности. Если на начало 2002 года остаток просроченной дебиторской задолженности составлял  10% общего объема дебиторской задолженности, то к  концу этого же года этот процент составил свыше 47%, но этот показатель несколько снизился к концу отчетного периода.

Управление дебиторской  задолженностью охватывает весь процесс  получения своевременной оплаты от покупателей.

В целях минимизации риска возникновения просроченной дебиторской задолженности, которая может обернуться для предприятия убытками, при формировании политики управления дебиторской задолженностью нужно руководствоваться следующими правилами:

  1. оценивать финансовое состояние контрагентов, которым предоставляется отсрочка платежа;
  2. предусматривать такие условия договора, чтобы они побуждали контрагентов избегать нарушения сроков оплаты;
  3. планировать объем дебиторской задолженности и мотивировать на его достижение сотрудников предприятия, вовлеченных в процесс управления дебиторской задолженностью;
  4. для реализации перечисленных правил на практике необходимо создание регламента, досконально описывающего весь процесс управления и содержащего информацию о правах и обязанностях сотрудников, вовлеченных в процесс управления.

Рассмотрим эти и  некоторые другие правила более  подробно.

При поставках товаров  или услуг, производимых по специальному заказу клиентов, уместно вспомнить  о требовании внесения задатка. Если нет веских оснований считать, что это повредит бизнесу, подобную политику, несомненно, следует проводить. То, что никто из конкурентов не делает этого, отнюдь не служит веским аргументом. Многие компании и профессиональные партнерства обнаружили удивительную готовность покупателей вносить задаток, особенно когда им объяснят объем предстоящей работы.

Многие компании сферы  услуг упускают обоснованные возможности  для выставления промежуточных  счетов, о чем следует договариваться предварительно, как об обычном порядке  расчетов. Надо ориентироваться на выставление счета клиенту сразу по завершении каждого этапа.

Быстрое выставление  счетов, безусловно, важно, однако оно  предполагает, что покупатель в состоянии  и намерен платить. В этом отношении  поставки некоторым частным компаниям  могут создать проблемы. Кредитоспособность частных компаний необходимо проверять. Простого запроса рекомендаций от двух других поставщиков может оказаться недостаточно. Клиент может своевременно платить по их счетам только для того, чтобы заручиться рекомендациями. Справка из банка также может не раскрывать достаточной информации о покупателе. Особенно необходимо остерегаться клиентов, которые делают два-три небольших заказа и вовремя их оплачивают, но лишь для того, чтобы затем сделать крупный заказ, оплатить который они не в состоянии или даже не намерены. Однако лучше проводить выборочную, а не сплошную проверку кредитоспособности, как это делают некоторые компании.

Один из методов оценки финансового состояния контрагента, применяемый как в кредитных  организациях, так и на предприятиях реального сектора, основывается на анализе финансовой (бухгалтерской) отчетности. При этом рассчитываются стандартные финансовые коэффициенты (ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости и другие), отслеживается динамика основных показателей. Эти действия достаточно просты и подробно описаны в финансовой литературе, поэтому в рамках данной работы рассматриваться не будут. Однако зачастую отчетность российских компаний значительно искажена и не отражает реального положения дел, что усложняет объективную оценку их платежеспособности на основе финансовых коэффициентов.

Если компания прозрачна, то можно запросить у нее баланс, справку об оборотах, расшифровку  отдельных статей баланса и на основании этих данных достаточно быстро оценить ее платежеспособность. К сожалению, большинство российских компаний продолжают оставаться абсолютно непрозрачными, что делает их кредитование крайне рискованным.

При оценке платежеспособности можно использовать также отраслевые базы данных, содержащие информацию о компаниях-неплательщиках.

Нередко на предприятиях используется методика экспертной оценки платежеспособности контрагентов. Компания может черпать сведения о контрагенте  из любых доступных и надежных, по ее мнению, источников информации. Собранная информация анализируется, и по результатам проведенной оценки принимается решение о предоставлении кредита. Недостатком экспертного метода оценки платежеспособности контрагента является сравнительно невысокая точность полученного результата, что увеличивает риски предприятия.

На следующий день после истечения срока платежа  необходимо сделать напоминание. Стандартное  письмо, распечатанное дешевым принтером  на плохой бумаге и адресованное просто в бухгалтерию, наверняка не возымеет результата. Скорее всего, его примут за почтовую макулатуру и сразу оприходуют в корзину для мусора.

При приеме заказа следует  выяснить фамилию, должность и адрес  лица, ответственного за оплату. Если это  международная компания, то, возможно, потребуется направлять счета в региональный или головной офис, расположенный в другой стране. Напоминание об оплате должно быть адресовано соответствующему лицу. В нем следует осведомиться о наличии какой-либо причины неплатежа и попросить немедленно сообщить о ней. При этом лучше воспользоваться не международной авиапочтой, а факсом.

Если платеж не поступил в семидневный срок после напоминания  об оплате, следует позвонить лицу, ответственному за платежи. При неудовлетворительном ответе нужно позвонить менеджеру, делавшему заказ, и попросить произвести оплату без дальнейших задержек. Если появляются какие-либо отговорки, причины или оправдания, с ними нужно разбираться немедленно. Иногда требуется две-три недели, чтобы развеять какое-то сомнение, что равносильно продлению кредита покупателю просто из-за некомпетентности менеджера. [45,5]

Как показывает практика, возникновение просроченной дебиторской  задолженности — вполне типичная ситуация для многих российских предприятий. Первое, что нужно сделать в  этом случае, — напомнить клиенту о необходимости осуществления платежа. При этом сотрудники финансовой службы осуществляют контроль погашения дебиторской задолженности, а менеджеры отдела продаж, которые тесно работают с клиентами, ведут переговоры. Также необходимо решить, готово ли предприяите изменить договорные условия в части применения санкций. Например, есть ли возможность подождать оплаты без начисления процентов. Такое решение может приниматься кредитной комиссией в результате рассмотрения причин неуплаты и того, насколько важен данный клиент для компании. Дальнейшее неисполнение обязательств можно рассматривать как основание для решения вопроса о взыскании дебиторской задолженности и штрафных санкций в судебном порядке.

Информация о работе Информационные технологии и информационные системы в управлении