Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 18:28, дипломная работа
Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт.
• Дезадаптивный вариант — рассогласование находится в пределах от 60 % до 100 %. При таких показателях рассогласования, рабочие взаимоотношения зачастую почти невозможны. Они вызывают существенный дискомфорт, если существуют вообще, поскольку в этом случае результаты деятельности непредсказуемы и само нахождение в организации является проблематичным, следовательно — случайным и непродолжительным.
Далее необходимо определить соотношение между средними показателями (выраженное как среднее оценок по первым трем критериям по отношению к среднему вторых трех критериев) для двух типов рабочих взаимоотношений — реальных и «идеальных». Это соотношение в каждом из типов характеризует субъективное обеспечение качества и структуры рабочих взаимоотношений.
• Соотношение существенно больше 1 (более чем на 0,3). Качество и структура в значительной степени надежно обеспечены индивидуальными вложениями в рабочие взаимоотношения в организации, может быть, даже в ущерб своим собственным целям.
• Соотношение существенно меньше 1 (более чем на 0,3). В этом случае рабочие взаимоотношения фактически субъективно не обеспечены и не гарантированы, не надежны, в полной мере не управляемы. Они могут быть, например, сведены к нереалистичным ожиданиям и требованиям как со стороны организации, так и со стороны сотрудника без необходимого и достаточного обеспечения.
• Соотношение близко к 1. В этом случае наблюдается сбалансированность рабочих взаимоотношений.
При интерпретации результатов особое внимание следует обратить на анализ доминанты в инициативной позиции, то есть определить, от кого исходит инициатива данного конкретного действия.
Рассматривая инициативную позицию в целом как тенденцию, мы можем прояснить источник управления качеством и структурой рабочих взаимоотношений, определить их причинность. Это позволит более точно осуществлять коррекцию рабочих взаимоотношений. В добавление, целесообразно определить рассогласование между оценками.
Для проведения исследования был использован диагностический опросник социально-психологического климата (приложение 2) В настоящий момент в практике организационно-
Социометрический анализ уже много лет успешно используется в диагностике социально-психологического климата в организациях. Он позволяет выяснить взаимоотношения и позиции респондентов по ряду человеческих и профессиональных аспектов, таких как: готовность работать в той или иной команде, клановость структуры, неформальное лидерство, искренность и т.д.
Эмоциональные привязанности в коллективах распределяются неравномерно. Их структура часто не совпадает с объективной структурой групп. Такое несовпадение становится источником конфликтов и ведет к появлению людей, обделенных эмоциональными связями.
Обработка и анализ полученных результатов проводятся следующим образом.
На основании ответов на вопросы 17-23 дается краткая социально-демографическая характеристика обследованной группы, указываются: численность группы, половой и возрастной состав, доля членов группы (в процентах), имеющих незаконченное среднее, среднее, среднее специальное незаконченное высшее и высшее образование. Также отмечается профессиональный состав членов группы, распределение их в зависимости от стажа работы, их среднемесячная зарплата и семейное положение. В зависимости от задач исследования в опросник можно включить дополнительные вопросы относительно жилищных условий работников, количества детей, обеспеченности детскими учреждениями и т. п.
Вопросы 6-13 направлены на выявление особенностей отражения членами коллектива сложившихся межличностных отношений и коллектива в целом с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. Каждый компонент тестируется тремя вопросами: эмоциональный: 6, 8, 12; когнитивный: 9А, 9Б, 11; поведенческий: 7, 10, 13. Ответ на каждый из этих вопросов оценивается как + 1,0 или -1. Полученные в группе данные следует занести в протокол (см. в конце методики).
Для целостной характеристики отдельного компонента сочетания ответов каждого участника на вопросы обобщаются следующим образом: положительная оценка получается при сочетаниях: «+ + +», «+ + О», «+ + -»; отрицательная оценка — при сочетаниях: «- - -»; «- - +», «- - О»; при сочетаниях: «О О О», «О О -», «О О +» — оценка неопределенная (противоречивая). Далее для каждого компонента подсчитывается средняя по группе оценка. Например, для эмоционального компонента:
Э = (å + å) / N,
где å+ — количество положительных ответов, содержащихся в столбце «эмоциональный компонент»; å- — количество отрицательных ответов, содержащихся в этом столбце, п — число участников опроса.
Полученные средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. Этот континуум подразделяется на три части: от -1 до -0,33 — отрицательные оценки; от - 0,33 до + 0,33 — противоречивые или неопределенные оценки и от + 0,33 до + 1 — положительные оценки. Соотношение оценок трех компонентов — эмоционального, когнитивного и поведенческого — позволяет охарактеризовать психологический климат как положительный, отрицательный и неопределенный (противоречивый).
При обработке результатов, полученных при ответе на вопросы 1,14, 15 и 16, подсчитывается индекс групповой оценки. При этом ответ на каждый из этих вопросов оценивается одним из трех баллов: +1,0 или -1. Например, для вопроса 14: ответы «полностью удовлетворен» и «пожалуй, удовлетворен» оцениваются как +1, ответ «трудно сказать» — 0, а ответы «пожалуй, не удовлетворен» и «полностью не удовлетворен» — -1.
Индекс групповой оценки подсчитывается как отношение суммы оценок, полученной для данной группы к максимально возможной для данной группы сумме оценок. В результате получаем индексы групповой оценки следующих сторон (элементов) трудовой ситуации: работа в целом, состояние оборудования, равномерность обеспечения работой, размер зарплаты, санитарно -гигиенические условия, отношения с непосредственным руководителем, возможность повышения квалификации, разнообразие работы, уровень организации работы, степень влияния руководителя на дела коллектива. Анализ этих оценок позволяет дать качественно-количественное описание психологического климата группы и выявить наиболее «узкие» места, требующие коррекции.
Анализ ответов на вопросы 1, 2 и 5 позволяет выявить группы с положительной, неопределенной и отрицательной производственной установкой, или, другими словами, с положительным, неопределенным (противоречивым) и отрицательным отношением к работе. Ответы на вопрос 4 позволяют проанализировать соотношение официальной и неофициальной структуры группы, то есть соотношение руководства и лидерства. А ответы на вопрос 3 позволяют дать краткую характеристику деловых и личных качеств руководителя.
2.3 Анализ результатов исследования характера причин горизонтальных конфликтов в ООО «АСТ-Моторс»
В исследовании по выявлению возможных причин возникновения горизонтальных конфликтов принимали участие сотрудники ООО «АСТ-Моторс». Группа испытуемых составило 5 мужчин в возрасте от 22-51 года, со стажем работы в данной организации от 1 года до 3 лет. Для получения более достоверных результатов исследование проводилось анонимно.
По итогам проведенного тестирования 5 сотрудников, выявим рассогласование между реальными и идеальными взаимоотношениями по каждому критерию, в процентах по отношению к максимальной оценке:
1. Открытость – 80%, т.е рассогласование 10%
2. Присоединение- 70%, т.е. рассогласование 30%
3. Контроль-90%,т.е. рассогласование 10%
4. Значимость –80%,т.е. рассогласование 20%
5. Компетентность-80%,т.е. рассогласование 20%
6. Привлектельность-80%,т.е. рассогласование 20%
Для представления основных социальных ориентаций Т.Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Схема Т.Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
На рисунке №1, полученные баллы перенесены на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 23). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль (29, 54-56).
В таблице №2 показана максимальная оценка уровня – 23 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
Таблица №2
0-5 балла – низкая 6-12 балла – умеренная | Адаптивное поведение |
13-19 баллов – высокая 19-23 баллов – экстремальная | Экстремальное до патологии поведение |
В результате производится подсчет баллов по каждой октанте.[1] Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 23). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль (29, 54-56).
12
Испыт.1 Испыт.2
Испыт.3 Испыт.4
Рисунок 1 –
Итак, сравнивая дискограммы можно увидеть, что у всех испытуемых преобладает правый сектор, кроме исп.4 у которого преобладает – левый при отсутствии даже стремления к октантам правого верхнего сектора. По результатам предварительного исследования именно у исп.4 наблюдался ярко выраженный конфликт с мастером цеха (исп.1). Причину этого конфликта можно объяснить тем, что у обоих имеются высокие показатели по эгоистичности и агрессивности. У исп.4 это еще дополняется отсутствием альтруистичности и подчиняемости, тогда как видно, что альтруизм в группе занимает первое место на ценностном уровне. Отсутствие авторитарности у исп.4 приводило к внешнему подчинению, но высокая независимость может выражаться в действиях по собственному умышлению, а не, как сказал начальник. В то же время повышенная авторитарность начальника проявляется во внешнем доминировании, но у него такая же высокая зависимость , что выражается в зависимости его действий от мнения других и стремлении ему соответствовать.
Что касается конфликтов между исп.4 и 3 , то это объясняется их взаимо-недополняемостью, т.к. у обоих – высокая степень эгоистичности и агрессивности.
Конфликт между исп.3 и 1 объясняется похожей ситуацией, т.к. у исп.1 также повышены эгоистичность и агрессивность.
Конфликт между исп.1 и 5 можно объяснить тем, что у исп.5 при отсутствии авторитарности не было и зависимости, а у исп.1 при повышенной авторитарности – такая же высокая зависимость. Здесь конфликт принимает форму конфликта между исп.1 и 4 , только в мягкой форме, т.к. у исп.5 не проявлены эгоистичность и агрессивность. Но в действиях исп.5 руководствуется собственным мнением, а не словами начальника, хотя внешне выполняет его поручения.